История 9 класс.Отечественная война 1812 года
план-конспект урока по истории

Кирьянова Ирина Сергеевна

для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 19_01_istoriya_8klass_otechestvennaya_voyna_1812_g.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории России в 8 классе по теме: « Отечественная война 1812 года»

Цели урока:

 -  познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года и значением для России Бородинского сражения.

-  Формировать у учащихся чувства гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России.

-  Развивать у  учащихся интерес к истории, используя современные технологии на уроке.

Оборудование: компьютер, презентация,

Ход урока.

1.

Орг. начало урока.

2.

Проверка домашнего задания:

3.

Сообщение темы и целей урока.

«Гроза двенадцатого года настала-

Кто тут нам помог?
Остервенение народа, Барклай, зима

Иль русский Бог?»

(А.С. Пушкин) 

( сл. 3)  План урока:

1.Начало войны. Планы и силы сторон.

2. Смоленское сражение.

3. Назначение Кутузова главнокомандующим.

4. Бородинское сражение.

5. Татуринский манёвр.

6.Партизанское движение.

7. Гибель « Великой армии»

( сл. 4)

- Рассмотрите памятник на слайде  

-  Что вы видите?

 Этот памятник открыт в Смоленске 12 сентября 1913 года.

- Как вы считаете, кому установлен этот обелиск?

- Вы правы, ребята, это памятник героям Отечественной войны 1812 года. Большая каменная скала символизирует Россию. Орлы – русские армии, которые соединились в Смоленске. Это памятник «войне и миру».

- Прочитайте слова А. В. Суворова  «Ничто не устоит против русского оружия – мы сильны и уверены в себе».

- Объясните эту фразу.

- Пусть слова великого русского полководца станут эпиграфом к нашему уроку.

4. Изучение нового материала.

( сл. 5)

- Рассмотрите диаграмму о расстановке сил. Какие выводы вы можете сделать?

        1. Начало войны. Планы и силы сторон.

 -  Говоря о причинах Отечественной войны 1812 года, необходимо подчеркнуть, что она явилась следствием серьёзных противоречий между Россией и Францией. По мнению современных историков, не шла о завоевании России- эта задача была трудноосуществимой. Главным противником Наполеон считал не Россию, а Англию.  - Наполеон стремился нанести военное поражение России, заключить мирный договор, в соответствии с которым была бы вынуждена присоединиться к континентальной блокаде, а также принять участие в походе в Индию. Активным устремлением французского императора противостоял Александр I, сам желавший влиять на европейскую политику. 

-  Дело в том, что война между Францией и Россией была неизбежна. Дело в том, что по мирному договору с Францией 1807 года. Россия была вынуждена прекратить торговлю с Англией. Англия же была экономическим партнёром России, что плохо сказывалось на российской экономике. Нарушение Тизильтского договора Россией и стало основной причиной войны 1812 года.

- Как вы помните, Наполеону подчинялась практически вся Европа. Планы по завоеванию мира у него, конечно же были поистине огромными. "Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её"

-  Накануне войны Наполеон сказал следующее: «Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову. Заняв Москву, я поражу ее в сердце».

- Александр I был незаурядным дипломатом. Есть небольшой нюанс в отношениях Александра и Наполеона. Дело в том, что в 1810 году Наполеон просил руки великой княгини Анны Павловны, которая приходилась родной сестрой императору. Но Александр не дал согласие на брак. Вторжение наполеоновской армии в Россию воспринял как личное оскорбление. Отныне Наполеон становится смертельным личным врагом Александра I. После победы над Наполеоном Александр I стал одним из могущественнейших правителей Европы.

 ( сл.  6) В ночь на 12 июня 1812 года 400 тысячная армия Наполеона без объявления войны вероломно вторглась на территорию Российской империи. Русская армия насчитывала в то время около 300 тысяч солдат. Стоит отметить следующий факт, что русская армия была разделена на три армии.

( сл. 7)  1 – й армией командовал Барклай – де Толли, она прикрывала Петербургское направление и была расквартирована вдоль реки Неман . 2 – й армией командовал князь Багратион – он находился в Белоруссии и прикрывал московское направление.

3 – й армией Томасов  - киевское направление

( сл. 8)  Предполагалось, что Наполеон будет наступать на Петербург. Существовал план решающего сражения вблизи границы силами 1-ой армии при поддержки армии Багратиона. Наполеон рассчитывал, что, имея превосходство в силе, он быстро сможет разгромить русскую армию.

( сл. 9) Затрудняло военные действия и то, что первоначально главнокомандующим был сам Александр – человек, далёкий от военного дела. Вскоре его убедили уехать из армии.

( сл. 10) Наполеон начал осуществлять свой замысел: двинуть основные силы на Москву. Для этого предполагалось не допустить соединения русских армий и разбить их у границы.

2. Смоленское сражение.

( сл. 11)  С отъездом в Петербург Александра общее руководство войсками принял на себя военный министр Барклай де Толли, который избрал единственно верный образ действия – не вступая в генеральное сражение, соединить силы 1-й и 2-й армии.

( сл. 12) работа со схемой

( сл. 13)  Однако лишь во второй половине июля 1-я и 2-я армии встретились в Смоленске. В начале августа под Смоленском произошло крупное сражение, ставшее одной из героических страниц в истории.

( сл. 14) Несмотря на то, что город удержать не удалось, французы потеряли

под его стенами около 20 тыс. своих солдат. После того, как русские покинули город,  противнику достались лишь обугленные  руины. Ни продовольствия, ни фуража им захватить не удалось.

- Обратите внимание на картину пылающего Смоленска и прочитайте слова очевидца тех событий. «Спектакль без зрителей, победа почти без плодов, кровавая слава, дым, который окружал нас, был, казалось единственным нашим приобретением» Ф. П. Сегюр

- Что вы поняли?

- После победы под Смоленском Наполеон пытался вынудить Россию заключить мирный договор, но русская армия начала отступление вглубь страны. Это уже не входило в планы Наполеона. Война затягивалась. Росли потери французской армии, ухудшалось снабжение войск. Наполеоновские войска оставляли после себя разорённые сёла. На оккупационных землях поднялась волна партизанского движения.   Из Смоленска Наполеон направил Александру I заключение мирного договора, но ответа от императора не получил.

3.  Назначение Кутузова главнокомандующим.

Стр. 26 – прочитать и выявить причины отставки Барклая де ТОлли

( сл. 15)  Александр I принимает для себя очень непростое решение. Он назначает главнокомандующим русскими войсками ученика А. В. Суворова  Михаила Илларионовича Кутузова.

( сл. 16)

Подписав указ о назначении Кутузова главнокомандующим, он произнёс «« Я должен остановить выбор на том, кого наметил голос народа. Я умываю руки…».

- Как вы думаете. Что этим хотел сказать Александр?

( сл. 17) Вступив в командование армией в августе, Кутузов объявил, что действия Барклая де Толли были вполне верными, и отступил ещё ближе к Москве.

( сл. 18)  Лишь в 110 км от Москвы, неподалёку от села Бородино, Кутузов остановился и решил здесь дать генеральное сражение.

4. Бородинское сражение.

( сл. 19) – работа со схемой

( сл. 20)

В августе 1812 года для поднятия духа русской армии Кутузов решает дать сражение под Москвой. 26 августа 1812 года у села Бородино произошло Бородинское сражение, сыгравшее решающую роль в годы Отечественной войны 1812 года. Вот как это событие описал русский поэт М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино».

 «Земля тряслась, как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Смелись в протяжный вой...»

М. Ю. Лермонтов

- А теперь обратите внимание на схему Бородинского сражения.

Синими прямоугольниками обозначены французские войска – красными – русские.

( сл. 22- 24) картины Бородинской битвы

( сл. 25)  Во время Бородинского сражения обе стороны понесли большие потери: французы – более 50 тысяч человек – русские – свыше 40 тысяч. Вот как об этом сражении скажет Наполеон: "Самое страшное из моих сражений то, которое я дал под Москвой".

- Объясните его слова.

( сл. 26)

1 сентября1812 года на военном совете в деревне Фили, ради спасения русской армии Кутузов принимает тяжелейшее решение – оставить Москву.

Покидая Москву, Кутузов отдал приказ об уничтожении складов с боеприпасами и продовольствием. Город был подожжён. Вот как это событие описал в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин.

 «Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной,

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою».

- Дождался ли Наполеон ключи от города?

5. Тарутинский манёвр.

( сл. 27) 2 сентября 1812 года Наполеон вошёл в покинутую жителями, горящую Москву. Но оставаться зимовать в опустошённом городе он не мог. Тогда  Наполеон принимает решение покинуть Москву.

( сл. 28 - 29)  Пока Наполеон ждал письма от Александра с просьбой о мире, русская армия совершила блистательный манёвр: отступила по Рязанской дороге на восток, развернулась и остановилась у села Тарутино.

6. Партизанское движение.

Стр.  28-30 ( сл. 30) 

7. Гибель « Великой армии»

( сл. 31 – 32 ) Пребывая в течение месяца в Москве, Наполеон понял, что его армия обречена. Он трижды пытался начать переговоры  мире.

( сл. 33) Отступая, Наполеон приказал взорвать Кремль и храм Василия Блаженного, а так же другие национальные святыни. Но благодаря самоотверженности патриотов удалось сорвать планы.

( сл. 34)  6 октября французы покинули Москву. Но на их пути встала окрепшая и увеличившаяся численно русская армия, вынуждая армию Наполеона идти по разорённой ими же самими Смоленской дороге.

7 октября 1812 года французская армия покинула Москву. Кутузов спланировал действия так, что отступать Наполеон был вынужден по смоленской дороге, т. е. откуда пришёл.

- Как вы считаете, что ожидало армию Наполеона во время отступления?

( сл. 35)  Границу сумели перейти только 30 тыс. человек, сохранив лишь жалкие  остатки               « Великой армии». Сам же Наполеон, бросив армию, бежал в Париж. Встретившим его придворным на вопрос о том, где же армия, он вынужден был ответить: « Армии больше нет!»

( сл. 36)  В конце 1812 г. генерал-фельдмаршал Кутузов докладывал царю: « Война окончилась за полным истреблением неприятеля.»  25 декабря царь издал манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.

5.

Подведение итога урока.

6.

Домашнее задание

        Параграф 4, вопросы, записи, рабочая тетрадь.

                        

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории "Герои Отечественной войны 1812 года. Взгляд из будущего"

Данный урок был впервые представлен на конкурсе педмастерства в 2011 году. Он представляет собой интерпретацию исторических событий и поступков исторических деятелей....

разработка урока с презентацией на тему: Понятие об однородных членах Подтема: История России. Отечественная война 1812 года

Интегрированный урок по русскому языку по теме "Однородные члены предложения" включает несколько этапов: 1) повторение по второстепенным членам предложения (необходимо вычленить ВЧП из предложенных пр...

разработка урока с презентацией на тему: Понятие об однородных членах Подтема: История России. Отечественная война 1812 года

Интегрированный урок по русскому языку по теме "Однородные члены предложения" включает несколько этапов: 1) повторение по второстепенным членам предложения (необходимо вычленить ВЧП из предложенных пр...

Разработка урока по истории России «Отечественная война 1812 года»

Двухчасовое занятие позволяет сформировать общее представление о войне 1812 года, причинах, ходе и итогах....

Урок истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года в истории России "

Открытый урок по истории в 8 классе. Цель занятия:   омочь учащимся понять причины Отечественной войны 1812 г., её итоги и значение, рассмотреть основные события (военные операции) войн...