План - конспект открытого урока в 8 классе: «Отечественная война 1812 года»
план-конспект урока по истории

Вечканова Наталия Михайловна

План - конспект открытого урока в 8 классе:

«Отечественная война 1812 года»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Шугуровская СОШ»

План - конспект открытого урока в 8 классе:

«Отечественная война 1812 года»

Подготовила:

учитель истории

Вечканова Наталия Михайловна

2020

Цели урока:

  • Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Отечественная война 1812 года».
  • Познакомить с ходом Великой Отечественной войны, героической обороной российского населения.
  • Воспитать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.

Тип урока: интегрированный 

Оборудование:  учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России;

                            компьютер, презентация: «Отечественная война 1812г.»;

                            таблица «Основные события», карты-схемы: «Нашествие

                            Армии Наполеона на Россию»; «Бородинское сражение»;

                          «Тарутинский маневр».

                          Рисунки: «Русские воины в полном обмундировании»; «Партизан».

                          Иллюстрации картин: А.Шепелюка «М.И. Кутузов во время Бородинского

                           сражения»; А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях»;

                          П. Гесс: «Разгром армии Наполеона у Березины».

Словарь: Флеши, ставка, генеральное сражение, фураж. Партизаны, рейды.

                                               План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала
  3. Закрепление нового материала
  4. Подведение итога урока

                                             2.План изучения нового материала:

  • Причины  и начало войны
  • Смоленское  сражение
  • Бородинская  битва
  • Оставление Москвы. Тарутинский маневр
  • Партизанское движение
  • Гибель  «Великой армии»
  • Итоги и значение Отечественной войны 1812 года

                  

  1. План закрепления материала:
  1.   Презентация – кроссворд «Отгадай ключевое слово».
  2. Загадки – шарадки.
  3. Подведение итога урока.

                                                              Ход урока:

Оформление доски:    

Эпиграф                                                                             «Гроза двенадцатого года настала-

                                                                                                       Кто тут нам помог?

                                                                                                       Остервенение народа,  

                                                                                                       Барклай, зима

                                                                                                       Иль русский Бог?»

                                                                                                                                (А.С. Пушкин)

                           

Хронологическая таблица «Основные события Отечественной войны 1812 года»

Дата

Основные события

12 (24) июня 1812 г.

Вторжение «великой» армии Наполеона в пределы России

3 августа 1812

Соединение армий Барклая де Толли и Багратиона под Смоленском

4-6 августа 1812 г.

Сражение за Смоленск. Отступление русской армии

8 августа 1812 г.

Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии

26 августа 1812 г.

Бородинское сражение

12 октября 1812 г.

Сражение под Малоярославцем. Начало отступления французской армии по «старой смоленской дороге».

25 декабря 1812 г.

Манифест Александра I о победе России

                    

                                                   

                                                     

                                                             Ход урока:

  1. Учащиеся читают стих «Бородино».
  2. Вступительное слово учителя:

-    Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости, учителя.

Вы, наверное  догадались, о чем  пойдет речь на нашем уроке? Совершенно верно, мы сегодня будем говорить об Отечественной войне 1812 года. (слайд №1).

Учитель: читает слова П. Багратиона на слайде №1.

Цели урока. Слайд 4

Работа со схемой: «Нашествие Армии Наполеона на Россию» (слайд №6).

Наполеон покорил Австрию, одержал победу над Пруссией, захватил итальянские, польские земли и начал готовиться к нападению на Россию. Наполеон хотел разгромить русскую армию и заключить выгодный для Франции договор с Россией.

       2. Изучение нового материала:

Учитель зачитывает слова со слайда №3

Учитель: .Причины и характер войны. Соотношение сил.:

 - Стремление Наполеона к мировому господству.

- Непрочность Тильзитского мирного договора.

- Усиление противоречий между Россией и Францией в связи с нарушением Россией континентальной блокады Англии и усилением Наполеоном герцогства Варшавского.

- Поддержка Францией Османской империи и противодействие проникновению России на Ближний Восток.

- Ущемление Наполеоном династических интересов Александра I, захват Наполеоном герцогства Ольденбурского, принадлежавшего дяде Александра I.

         Учитель:. Начальный период войны.

    Слайд 8.

В июне 1812г. на русской границе была сосредоточена французская армия, численность которой достигала 678 тыс. чел. (включая резервы).

    Слайд 9.

Перешли границу 448 тыс. воинов, которые и приняли участие в боевых действиях на российской территории с июня по декабрь 1812 года. Ядром французской армии являлась старая гвардия (10 тыс. чел.).

    В армию «двунадесяти языков» входили  контингенты Французской империи, Итальянского королевства, королевства Неаполя и обеих Сицилий, королевства Пруссии, Австрийской империи, королевства Дании, королевств Баварии, Саксонии, Вюртемберга, Вестфалии и др.

     Армии вторжения противостояли русские силы. Россию поддерживали Англия, Испания, Португалия и Швеция.

Слайд 9, 10.

12 июня (24 июня) 1812г. без объявления войны французская армия переправилась через реку Неман.

Соотношение сил сторон: 440 тыс. французов перешли Неман, им противостояли 220 тыс. русских . 1-я русская армия под командованием М.Б. Барклая де Толли, 2-я русская армия под командованием П.И. Багратиона, 3-я русская армия под командованием Тормасова.  Армия Барклая находилась в 100 км от переправы французской армии.

Именно эти генералы русской армии приняли на себя первые удары французской армии.

Кто же они такие?

Рассказ учащихся о генералах: 1. Слайд 11. Барклай де Толли; 2. Слайд 12. Багратион; 3. Слайд 13. А. Тормасов 

Слайд 15, 16.

Учитель: Быстрое продвижение мощной французской армии опрокинуло планы русского командования задержать ее силами армии Барклая и ударить во фланг силами Багратиона. Стратегическая обстановка требовала скорейшего соединения двух армий, а это заставляло отступать. Численное превосходство неприятеля ставило вопрос о срочном пополнении армии. Но в России не было всеобщей воинской повинности. Армия комплектовалась путем рекрутских наборов. И Александр I решился на необычный шаг. 6 июля, находясь в военном лагере близ Полоцка, он издал манифест с призывом создавать народное ополчение. В тот же день Александр оставил армию и выехал в Смоленск.

 2-6 августа Смоленское сражение:

Учитель:

Слайд 17, 18, 19.

Русской армии пришлось отступать.

Упадок боевого духа армии; разногласия между командующими: Барклай- за отступление; Багратион- за сражение.

План Наполеона разбить русские армии по отдельности не осуществлялся.

Александр 1 и его окружение находились в растерянности. Отступление нашей армии вызывало у императора недовольство военным министром Барклаем де Толли. Многие приближенные убеждали Александра, что план отступления неверный и может привести к гибели России.

Военные тоже были недовольны своим главнокомандующим. Все чаще повторяли они имя популярного и любимого в народе полководца Михаила Илларионовича Кутузова.

Ученик рассказывает биографию Кутузова. слайд 20, 21.

  1. Рассказ учителя:

В конце августа численный перевес все еще был на стороне французов. Но Кутузов знал, что нельзя слишком долго сдерживать рвущуюся в бой армию. Тем более что русское общество требовало решительных действий и было готово сделать все для победы.

Вечером 22 августа главные силы русской армии остановились у села Бородина на Новой Смоленский дороге. Развернувшись между ними на холмистой местности, русская армия преградила неприятелю путь на Москву. Когда главнокомандующий осматривал Бородинское поле, высоко в небе над ним парил исполинский орел. Это сочли за добрый знак.

Ученик: слайд 22, 23, 24, 25, 26, 27

Французы подошли к Бородину на следующий же день, но были задержаны у деревни Шевардино. 24 августа неприятель штурмовал Шевардинский редут. Небольшой отряд русских войск храбро отражал атаки превосходящих сил противника. В это время на Бородинском поле русские солдаты спешно возводили укрепления. В центре обороны, на Курганной высоте, была развернута батарея из 18 орудий. Она входила в состав корпуса, которым руководил генерал Н. Н. Раевский. Впоследствии ее стали называть батареей Раевского. Левее от нее, недалеко от села Семеновского, были вырыты земляные укрепления (флеши), на которых разместили 36 орудий. Это был ключевой пункт обороны левого фланга, которым командовал П. И. Багратион. Его имя закрепилось в названии флешей.

Учитель: слайд 28-42

26 августа 1812 г. в половине шестого утра началось Бородинское сражение. Наполеон намеревался прорвать русские позиции в центре, обойти левый фланг, отбросить русскую армию от Старой Смоленской дороги и освободить себе путь на Москву. Но обходный маневр не удался: близ Утицы французы были остановлены. Основной же удар Наполеон обрушил на Багратионовы флеши. Их штурм продолжался почти непрерывно в течение шести часов. Багратион получил тяжелое ранение.

1 ученик: «На левом фланге происходила жесточайшая битва; русские мужественно держались в окопах. Французы за каждый шаг вперед платили несметною потерей людей. Нельзя не удивляться отчаянию, с каким они лезли на смерть; нельзя не удивляться присутствию духа русских, с каким они защищались, удерживая стремление превосходящих сил неприятеля. Русские гибли, но не сдавались».

2 ученик: «В продолжении одиннадцати с половиною часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75 000 человек и более 35 000 лошадей. Ядра, картечи, пули, ружья, копья, сабли, штыки - все в сей день стремилось к истреблению и сокрушению человечества. Чугун и железо, сии металлы, самое время переживающие, оказывались недостаточными дальнейшему мщению людей. Раскаленные пушки не могли уже выдерживать действия пороха и, с ужасным треском лопаясь, предавали смерти заряжавших их артиллеристов. Смерть летала по всем рядам.

Целые батареи переходили по несколько раз из одних рук в другие. Земля исчезла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Пальба, звуки, радостные восклицания победителей, часто повторяемые «ура», вопли умирающих, ржание коней, крики командования и отчаяния, на девяти разных европейских языках произносимые, все это смешивалось.

3 ученик: «Таким образом кончилось главное бородинское побоище, в котором русские приобрели безсмертную славу. Подобной битвы, может быть, нет другого примера в летописях всего света.

«Вам не видать таких сражений!...

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!...

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий,

Слились в протяжный вой

                           

  Учитель: слайд 43

Историческое значение Бородинского сражения:

В боях 24-26 августа Наполеон потерял 58,5 тысяч солдат и офицеров. Потери русской армии не намного меньше - 44 тысячи солдат.

Историческое значение Бородинского сражения в том, что:

1)        Наполеону не удалось осуществить свои планы - разгромить русскую армию и тем самым принудить Россию к капитуляции.

2)        Французские войска получили удар, от которого они уже не смогли оправиться.

  1. Оставление Москвы. Тарутинский маневр. Слайд 44, 45, 46

Слова учителя:   Не желая рисковать, русская армия отошла за Москву

(таково было решение М.И. Кутузова после военного совета в деревне Фили

под Москвой- 1 сентября 1812г. 

    2 сентября русская армия вышла из Москвы. Когда удалось оторваться от неприятеля, Кутузов совершил свой знаменитый фланговый марш-маневр. (Тарутинский маневр).

  После того как французы вошли в разорённую и сожжённую Москву, их войска были деморализованы.

Ученик стих: 

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля.

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою,

Не праздник, не приемный дар,

Ока готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

Наполеон в Москве. Изгнание французской армии из России.

Ученик:

14 сентября 1812 года – 19 октября 1812 года.

14 сентября Наполеон занял Москву. Обосновавшись в Кремле, он стал ждать, что царь Александр I будет на коленях просить мира, но этого не случилось. Москва горела, не было продовольствия, приближалась зима. Дух армии падал. Большая часть французских солдат занималась грабежом. Активизировалось партизанское движение (Д. Давыдов, А. Фигнер, В. Кожина). Отрядами партизан руководили бежавшие из плена солдаты, местные помещики, особо авторитетные крестьяне. Под командованием крепостного крестьянина Герасима Курина в Подмосковье сражалось свыше 5 тысяч пеших и 500 конных крестьян. В Смоленской губернии широкую известность получила старостиха Василиса Кожина, возглавлявшая отряд из подростков и женщин. Партизаны выслеживали и уничтожали отдельные небольшие группы наполеоновских солдат.

Кутузов, быстро оценивший значение партизанской войны, стал

засылать в тыл неприятеля летучие кавалерийские отряды. Пользуясь поддержкой населения, они наносили чувствительные удары по врагу. Одним из первых пошел в партизаны поэт и гусар Денис Васильевич Давыдов (1784—). Подполковник А. С. Фигнер проник в оккупированную Москву и слал донесения в штаб Кутузова. Затем он организовал партизанский отряд из отставших солдат и крестьян. Его донесения способствовали успеху русских войск в сражении под Тарутином. Смелые рейды по тылам противника совершал отряд А. Н. Сеславина. Отряд И. С. Дорохова, взаимодействуя с крестьянскими повстанцами, в конце сентября освободил город Верею. В октябре партизанские отряды Давыдова, Фигнера, Сеславина и В. В. Орлова-Давыдова, действуя совместно, окружили и взяли в плен 2 тысячи французов. За месяц пребывания в Москве французская армия потеряла около 30 тысяч человек.

Учитель: 19 октября 1812 года – 3 ноября 1812 года.

   В Москве Наполеон осознал бесперспективность войны. Поражение заставило Наполеона принять важное решение: 19 октября он стал выводить войска из Москвы. Кремль был заминирован, но начавшийся дождь не позволил осуществиться этому плану. Французы отступали по Калужской дороге, чтобы захватить продовольствие в Калуге, разрушить оружейные заводы в Туле и перезимовать там. Но Кутузов разгадал замысел Наполеона.

Ученик

Не получив ответа на мирное предложение, он в октябре покинул Москву. В двух упорных сражениях под Тарутином и Малоярославцем (этот город восемь раз переходил из рук в руки) Наполеон потерпел поражение и стал отступать по разорённой войной Смоленской дороге.

Кровавые битвы под Малоярославцем 24 октября и под Вязьмой 3 ноября вынудили французов вернуться на Смоленскую дорогу, по которой они когда-то шли на Москву. Начинались морозы. В Смоленске Наполеон надеялся найти продовольствие, но его не успели собрать! К городу подошло чуть более половины армии, которая покинула Москву. Теперь оставалось только одно: как можно быстрее уйти из России.

Ученик: 3 ноября 1812 года – 14 декабря 1812 года.

Отступление «Великой армии» превратилось в бегство. Впереди с гвардией шел Наполеон, а прикрывал остатки армии маршал Ней. Под селом Красным 3-6 ноября он был разбит наголову. Всего 800 французов бежало с маршалом на другой берег Днепра. После этого перед французской армией встала новая преграда – река Березина. Именно, здесь случится последнее решающее сражение. С севера пришла армия Витгенштейна, с юга адмирала Чичагова. Три дня шли бои. Основные силы русской армии во главе с Кутузовым должны были подойти с востока, но не успели. Несмотря ни на что, разгром французов был сокрушительным. Наполеон бежал в Париж собирать новую армию. Последний французский солдат ушел из России 14 декабря 1812 года.

Ученик: Январь 1813 года.

 1 января 1813 года Кутузов объявил об окончании Отечественной войны. Он сказал: «Храбрые и победоносные войска! Наконец, вы на границе империи, каждый из вас есть спаситель Отечества! Не останавливаясь среди геройских подвигов, мы идем теперь далее». Так завершился разгром «Великой армии». Россия праздновала победу над сильнейшим тогда противником.

7.        Итоги и значение Отечественной войны 1812 года.

    Вывод

 Велико значение Отечественной войны 1812 года, которую вел русский народ против могущественной армии Наполеона, собранной со всей Европы. Не удалось Бонапарту захватить Россию и раздробить ее на части.

Каковы же причины поражения величайшего полководца? Наиболее часто приводятся следующие причины — плохие дороги в России и мороз, плохой урожай 1812 года, из-за чего не удалось обеспечить нормальное снабжение продовольствием. К его поражению привело всенародное участие в войне, массовый героизм солдат и офицеров, полководческое дарование Кутузова и других генералов, умелое использование природных факторов.

 Война 1812 года получила в России название Отечественной, именно этим объясняя разгром Наполеона. Победа в Отечественной войне вызвала подъём национального духа.

В ознаменование победы было поставлено множество памятников и мемориалов, из которых наиболее известными являются Храм Христа Спасителя (1839 – 1883) в Москве и ансамбль Дворцовой площади с Александровской колонной (1830—1834) в Санкт-Петербурге. В живописи был реализован грандиозный проект, Военная галерея, которая состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Она находится в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. Одним из самых знаменитых произведений русской литературы стал роман-эпопея «Война и мир», где Л. Н. Толстой пытался осмыслить глобальные человеческие вопросы на фоне войны.  

 В 1912 году к 100-летию Бородинского сражения на поле битвы было сооружено 73 памятника. На одном из них были высечены слова: «Благодарная Россия своим защитникам…».

В 2012 году к 200-летию Бородинского сражения был сооружен памятник М.И. Кутузову.

Надпись на постаменте гласит: «Михаилу Илларионовичу Кутузову, славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812-го года».

А.С. Пушкин, посетивший военную галерею в Зимнем дворце в 1827 г, был потрясен увиденным. Галерея являлась широко задуманным и талантливо выполненным памятником русским военачальникам. Под сильным впечатлением увиденного, поэт написал стихотворение «Полководец».

Стихотворение А.С. Пушкина. «Полководец».

                            3. План закрепления материала:

1.          Презентация – кроссворд «Отгадай ключевое слово».

2.        Загадки – шарадки.

3.        Подведение итога урока.

Домашнее задание: п. 57.

Творческое задание: подготовить сообщение о партизанском движении и его героях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крнспект урока 8 класс "Отечественная война 1812 года"

Данный урок проводится в ви­де групповой работы с элементами ролевой игры. Класс разбивается на группы, каждая из которых получает набор документов с заданием. По истечении 15 мин. группы начина...

Конспект урока окружающего мира "Отечественная война 1812 года"(4 класс)

Конспект урока окружающего мира "Отечественная война 1812 года"(4 класс)...

открытый урок по истории"Отечественная война 1812 года"

Данная разработка предполагает большое поле для деятельности учителя. Лучший вариант, если есть возможность, провести данный урок в течение 2 часов. Если такой возможности нет, то можно спланировать у...

План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...

Конспект открытого урока истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"

Конспект открытого урока истории в 8 классе по теме "Отечественная война 1812 года"...

Конспект открытого урока истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"

Конспект открытого урока истории в 8 классе по теме "Отечественная война 1812 года"...

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе «Отечественная война 1812 года»

Тема: Отечественная война 1812 года. Класс: 8. Цель: Сформировать представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли от...