Колокольные звоны
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме


Обучающиеся знакомятся с видами колокольного звона на Руси.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Православная культура. 9 класс.

Тема урока «Путь к храму. Колокольные звоны».

Цель урока: познакомить учащихся с историей колоколов и колокольных звонов;

способствовать развитию умений анализировать произведения

искусства, слушать музыку;

воспитывать чувства патриотизма и интерес к историческому прошлому Родины

 

Оборудование: УМК «Православная культура 9 класс»

Место проведения урока: кабинет с компьютером, проектором, экраном.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

  1. Оргмомент

 Вход в класс. Приветствие учащихся (эмоциональный настрой на урок), объяснение учащимся работы на уроке:
- Здравствуйте, ребята! Каждое из предыдущих поколений, хотело оно того или нет, оставило следы в нашей с вами русской культуре. Что-то остаётся менее заметным для нас, а что-то надолго может остаться в памяти людей. Несомненно, храмы спустя многие столетия вызывают восхищение и удивление.  
.

          2..Актуализация знаний учащих

Давайте попробуем дать определение понятию «храм». Ответы учащихся.

"Мозговой штурм"

Запишите слова-ассоциации, которые у вас вызывает слово храм.

Какое понятие встретилось у каждого из вас?

Какие правила благочестивого поведения в храме вам известны?

3.Вводное слово. 

Храм - это образ преображённого мира, созидаемого по законам красоты и гармонии.

  (Учащийся читает стихотворение М. Кравцова)

Есть красота несказанная, светлая,

Та, что святою не зря называется…

Тихо раскроется тайна заветная.

Русь белой лебедью в сердце останется.

Сном благодатным, радостью сбывшейся

Час созерцания, Богом подаренный,

Будто бы чудом с Небес опустившийся

Песней беззвучно - Храм белокаменный…

Дорога к храму нелегка. У каждого она своя. Длинная, но длина её измеряется не вёрстами и даже не днями, а работой. Душевной работой; потому что дорога к храму - это не только физический путь, но и духовное возрастание, преодоление зла в себе.

-              Как вы понимаете эти слова?

-              Сегодня мы попытаемся найти для себя путь к храму. Необычным, притягивающим, красивым является сам облик храма; но как прекрасен его «голос».

 Иногда, ещё не видя храма, находясь от него вдали, мы слышим звон его колоколов.

4.Знакомство с темой урока, постановка целей.

Формулировка темы урока совместно с учащимися. Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока. Предложения учащихся.

Запись учащимися темы урока в тетради.

Целеполагание. Итак, тему мы обозначили. Давайте теперь поставим цель сегодняшнего урока. Ответы учащихся.

Работа над содержанием эпиграфа к уроку. Какой смысл заложен в строках эпиграфа? Ответы учащихся. Чем являлись колокола, по словам Ю.Пухначёва.

Эпиграф: Звон колокола был голосом Родины. Он воспевал её силу и красоту, он напоминал о долге перед ней. А если колокол умолкал  - это значило , что Родину постигло несчастье.

 5.     Изучение нового материала

Только в одной стране мира - в России, живёт колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством, вошёл в музыку, отразился в литературе, живописи.

В начале роль колоколов бала исключительно подсобной: созывать верующих на молитву в будни и праздники. Но постепенно они стали сопутствовать праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях, созывали на вече, указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, в трагические для Отечества дни звали на защиту Родины.

-              Откуда же появились колокола?

Самостоятельная работа учащихся по учебному пособию страница 146-147

На Русь привезли колокола с Запада, пока не появились свои мастера колокольного звона. Ростовские звоны - замечательное творение русского народного эпоса. Самым большим колоколом, считали колокол, отлитый в1688 году Флором Терентьевым. Он весил 2000 пудов. Звук этого колокола узнавали за 20 километров за городом.

- А какой колокол является самым знаменитым?

-              Что вы о нём знаете?

К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Широкий, Лебедь, Медведь, Ревун - в зависимости от звучания.

В России самая бедная церковь имела не менее трёх колоколов, а на колокольнях богатых церквей их было до десяти. Собрание всех колоколов называется звоном. О том, какие звоны используются в Русской Православной Церкви мы просмотрим видеолекцию.

Просмотр видеолекции «Колокольный звон Руси»

Запись в тетради 4 типов колокольного звона

А теперь, поговорим о «вечном», теме вечернего звона. В 1960 году русский поэт Николай Михайлович Рубцов написал стихотворение, посвящённое художнику И. Левитану.

В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла,

Над колокольчиковым лугом

Собор звонит в колокола!

Какая же картина Левитана поразила Рубцова настолько, что душа отозвалась стихами?

Это картина «Вечерний звон». Репродукция этой картины в учебном пособии страница 147.

Что на ней изображено?

Какие чувства у вас вызывает картина?

4. Закрепление нового материала

Выполнение тренировочных тестов (кроссворд)

5. Подведение итогов урока

5. Задание на дом

Написать сочинение-эссе на тему «Мой путь к храму»

6. Рефлексия

Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:
1. Я узнал (а), что ________________________
2. Я был удивлен (а) тем, что _______________
3. Мне понравилось, что ___________________
4. Для меня храм – это ____________________

5.Для меня колокольная музыка-это___________________

 

   

 

 

Приложение

Тест

Какой колокольный звон применяется в праздничные православные дни?

1.благовест

2.трезвон

3.перезвон

Какой колокольный звон осуществляется ударом во все колокола?

1.благовест

2.перебор

3.трезвон

Сколько всего видов колокольного звона?

  1. 2
  2. 3
  3. 4

Какой колокол является самым знаменитым в России?

  1. Лебедь
  2. Царь-колокол
  3. Реут

Какой колокольный звон применяется в будние дни для созыва людей на богослужение?

1.благовест

2.трезвон

3.перезвон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и православной культуры "Колокольный звон Руси" в 9 классе.

Урок повторения сложных вопросов различных разделов языкознания, обобщения знаний по теме "Публицистический стиль" на основе интегративного метода познания традиций православной культуры, духовной жиз...

Слушаю колокольный звон. Урок, при внесении изменений можно провести классный час.

Урок по теме: Слушаю колокольный звон. Для учащихся 5-9 классов.Духовно-нравственное воспитание молодёжи. Как воспитывать??? Азы этого процесса находятся в историческом прошлом Родины, народа. Чт...

УРОК: «ВЕЛИКИЙ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН»

 урок в 5 классе по программе Критской в 4 четверти...

"Колокольный звон в композиторской и народной музыке" 6 класс

Воспитывать интерес к истории своей Родины, обогащать музыкальные представления, понятийный словарь, развивать умение отмечать начало и конец музыкальной фразы, подыгрывать на инструменте во время пен...

Урок музыкальной литературы "Колокольные звоны в русской музыке"

Колокол Колокольные звоны всегда были неотъемлемой частью культуры русского народа. Поэтому колокольность в русской музыке представлена широко и разносторонне. Урок обобщает образы колоколь...

урок музыки, 2 класс, по теме "Великий колокольный звон"

Урок музыки для 2 класса разработан с учетом ФГОС 2 поколения. Во время урока обучающиеся занимаются не только традиционными видами деятельности, они также являются исследователями....

Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"

Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"...