Конспект урока по истории в 11 классе "СССР в 1964—1980 гг. ХХ в. От «оттепели» к «застою»"
план-конспект урока (история, 11 класс) по теме
Данный конспект сопровождается презентаций. Тема "СССР в 1964—1980 гг. ХХ в. От «оттепели» к «застою»" раскрывает сущность режима в СССР и смену власти в 60-е годы XX столетия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_11_klasse.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
"СССР в 1964—1980 гг. ХХ в. От «оттепели» к «застою»"
Цель урока:
Сформировать понимание причин наступающего кризиса в Советском Союзе
Задачи:
- Познакомить учащихся с изменением политической системы в 1960-1970 г.г.
- Подвести учащихся к пониманию причин восстановления черт тоталитаризма в СССР
- Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, с терминами, анализировать их и делать выводы.
Форма организации учебной деятельности: урок изучения нового материала
Методы: словесные, наглядные, репродуктивный, частично-поисковый
Оборудование урока: мультимедиа комплекс, презентация, раздаточный материал.
Ход урока.
- Организационный момент.
Слайд 1 Приветствие, объявление темы и цели урока
- Актуализация опорных знаний.
Повторение изученного материала по теме «Период «оттепели» в СССР» (раздаточный тестовый материал по вариантам, вопросы из ЕГЭ прошлых учебных лет)
- Объяснение нового материала.
Термины:
Волюнтаризм - (от лат. voluntas - воля) - форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы политической жизни.
Номенклатура (от латинского слова nomenklatura - список) - люди, занимающие высокое положение или включенные в списки назначения, которых многие наблюдатели идентифицировали с правителями этих стран.
Диссиде́нт (лат. dissidens — несогласный) — человек, политические взгляды которого существенно расходятся с официальными установлениями в стране, где он живёт; политически инакомыслящий, придерживались различных политических взглядов, но их объединяло стремление утвердить в обществе самоценность человеческой личности, обеспечить защиту ее прав.
Лимитчик - человек, приехавший работать по лимиту на въезд
Стагнация - это процесс, обратный ускорению - замедление или застой, обычно термин применяется по отношению к экономическим процессам; это замедление темпов экономического роста, ведущее к уменьшению прибыльности инвестиций.
Разря́дка междунаро́дной напряжённости (в средствах массовой информации часто просто разрядка) — политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагеря.
Доктрина Брежнева (Brezhnev Doctrine или Доктрина ограниченного суверенитета) —СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Варшавского договора для того, чтобы предотвратить выход страны из ОВД.
Военно-стратегический паритет (от лат. paritas - равенство) - термин, обозначающий состояние относительного равновесия сил, равноценности целей, эквивалентности вооружений, равенства прав и обязанностей.
Вступительное слово учителя.
Слайд 2 Термин «эпоха застоя» родился в годы перестройки. В середине 80-х годов XX столетия этот термин означал, что предыдущие 15 лет были годами медленного научно-технического и экономического развития. И этот время связывали с периодом правления Л.И. Брежнева.
В 1964 Брежнев возглавляет заговор против Хрущева, после смещения, которого занимает пост первого секретаря ЦК КПСС. Слайд 3 Хрущёву предъявлены обвинения в развале экономики, волюнтаризме, стремлении к единоличному правлению, принижении роли советских и партийных органов. Брежнев был наделен инстинктом власти: в ходе аппаратной борьбы за власть и влияние в партии он своевременно устранял своих явных и потенциальных противников
Слайд 4 (например А. Н. Шелепина, Н. В. Подгорного), расставляя на ключевые посты лично преданных ему людей (Ю. В. Андропова, Н. А. Тихонова, Н. А. Щелокова, К. У. Черненко, С. К. Цвигуна). К началу 1970-х гг. партийный аппарат поверил в Брежнева, рассматривая его как своего ставленника и защитника системы. Всесильная партийная номенклатура отвергала любые реформы, стремилась сохранить режим, обеспечивающий ей власть, стабильность и широкие привилегии.
Если при Сталине страх перед репрессиями, а при Хрущёве – перед смещением с должности были стимулом, то при Брежневе позиции номенклатуры стали гораздо более прочными.
Слайд 5 Недаром, сам Брежнев говорил: - При Сталине люди страдали от необоснованных репрессий, при Хрущёве – от волюнтаризма, а теперь я не допущу подобного. Кого имел ввиду Брежнев, говоря о людях?
Тем самым в стране наступал покой, а с ним и застой
Многие историки и политики пытаются дать оценку правлению Хрущёва и Брежнева:
- «В отличие от Сталина или Хрущева, Брежнев не обладал яркими личностными характеристиками. Его трудно назвать крупным политическим деятелем. Он был человеком аппарата и, по существу, слугой аппарата» (А. Бовин).
- «Брежнев являл собой прямую противоположность Хрущёву с его смелостью, склонностью к риску, даже авантюре, с его жаждой новизны и перемен» (Ф. Бурлацкий)
- «Если же иметь в виду человеческие качества, то... Брежнев был, в общем-то, неплохим человеком, об щительным, устойчивым в своих привязанностях, радушным, хлебосольным хозяином. Любил охоту, домино, кино «про зверушек», радовался доступным ему радостям жизни. В житейском плане он был добрый человек. В политическом — вряд ли... Ему не хватало образования, культуры, и интеллигентности. (А. Бовин).
Слайд 6 Просмотрите два видео фрагмента. Постарайтесь охарактеризовать двух политических деятелей.
После отстранения от власти Хрущёва сменился и политический курс. Слайд 7 Были объединены промышленные и сельские партийные организации, организован единый Госплан СССР, восстановлено отраслевое управление через министерства, ликвидированы совнархозы. Были восстановлены прежние размеры приусадебных хозяйств и отменены ограничения в пользовании личным скотом.
В управлении государством победил умеренно-консервативный курс.
После крутых изменений в политике при Хрущеве приход Брежнева на пост Генерального секретаря партии означает возвращение к большей размеренности в политической жизни, что выражается, среди прочего, в необычайной, по сравнению с предшествующим периодом, стабильности состава руководства страны. В течение 18 лет пребывания Брежнева у власти советское правительство проводит реалистическую политику, отказавшись от хрущевских «планов» построения коммунизма в пользу внешне более скромной концепции «развитого социализма» как стадии, на которой, по мнению руководства, и находится СССР.
Глубоко консервативная по своим политическим взглядам, брежневская "команда" начинает свою деятельность с того, что сосредоточивается на вопросах экономического развития страны и приступает с 1965 к проведению ряда реформ, ориентированных на предоставление большей самостоятельности предприятиям, которые
получали некоторую автоно мию, вводились элементы хозрасчета. Это требовало сокращения цен трального аппарата управления, ослабления контроля государства. Нали чие жесткого плана сковывало инициативу предприятий, не способствовало внедрению достижений НТР в экономику страны. Прове дение реформ осложнялось противоречиями внутри руководства. Слайд 7 , где про грессивное крыло - во граве с А. Н. Косыгиным - председателем Совета Министров СССР, а консервативное - во главе с Л. И. Брежневым - Гене ральным секретарем ЦК КПСС. Победила точка зрения Брежнева, и ре формы были свернуты.
Постепенно вследствие экстенсивных методов развития производ ства и больших военных расходов стали нарастать кризисные явления в экономике. Особенно чувствительным для населения был хронический аграрный кризис.
В общественно-политической жизни страны в этот период можно отметить такое явление, как диссидентство. В стране прошло несколько судебных процессов над лидерами правозащитного движения, распро страняется политическая литература, книги запрещенных авторов. В 1977 г. принята Конституция «развитого социализма».
Результатом этих реформ становится некоторое повышение уровня жизни населения, особенно сельского, однако после первого периода действительного роста в экономике страны к середине 70-х годов появляются признаки застоя, а несменяемость политического руководства приводит к разрастанию номенклатуры, озабоченной главным образом сохранением своих постов и привилегий. Претензия партии на руководящую роль во всех сферах жизни общества выражается прежде всего в одержимости идеей полного контроля над интеллигенцией. Образ всемогущего государства начинает давать трещины с появлением феномена диссидентства, которое как бы символизирует - хотя самих диссидентов ничтожно мало - ширящуюся пропасть между властью и обществом. На международной арене Брежнев продолжает следовать начатому Хрущевым курсу на развитие диалога с Западом. Урегулирование статуса Берлина, признание нерушимости границ в Восточной Европе и особенно первые двусторонние соглашения по разоружению представляют собой ощутимые достижения политики разрядки, кульминацией которой становится подписание Хельсинкских соглашений. Эти успехи, однако, оказываются серьезно подорванными происками СССР в Африке, а затем и прямым вторжением в Афганистан в 1979, после чего в международных делах вновь воцаряется напряженность.
- Закрепление:
- Скажите, почему период правления Брежнева принято называть «эпохой застоя»?
- Как вы считаете, почему Брежнев был выгоден партийному аппарату СССР?
- Какие изменения произошли в политическом курсе нового руководство Советского Союза?
Заключительное слово учителя
- После крутых изменений в политике при Хрущеве приход Брежнева на пост Генерального секретаря партии означает возвращение к большей размеренности в политической жизни
- Глубоко консервативная по своим политическим взглядам, брежневская "команда" начинает свою деятельность с того, что сосредоточивается на вопросах экономического развития страны.
- Постепенно вследствие экстенсивных методов развития производ ства и больших военных расходов стали нарастать кризисные явления в экономике, а к середине 70-х годов появляются признаки застоя.
- Домашнее задание:
Учебник, параграф №46, вопросы и задания на стр. 318.
§
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в.
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в. Александр I/ Внутрення и внешняя политика 1 четверти 19 в....
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в.
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в. Николай II? Его внутренняя и внешняя политика. Культура 1 половины 19 в....
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.Некоторые презентации к урокам слишком большие по объему, поэтому не размещены....
Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.
Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Первые месяцы большевистского правления» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)
Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти...
Конспект урока по истории России для 7 класса по теме «Народные движения» (учебник История России конец 16-18 в. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 2014)
Ход и результаты народных выступлений XVII века...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко
Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах....