Урок истории в 9 классе. «СССР в 1945 – 1953 годах. Идеология и культура»
методическая разработка по истории (9 класс) по теме
Урок МеМетодическая разработка урока в 9 классе "СССР в 1945 - 1953 годах. Идеология и культура". Определены цели урока, основные понятия, основные знания и умения, тип урока. Обосновывается использование ИКТ, технологии сотрудничества (работа в группах), исследовательских метод (анализ источников), технология критического мышления, развиваются умения анализировать, обобщать, систематизировать материал, высказывать свою точку зрения, аргументировать, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dlya_publikacii.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 9 классе. «СССР в 1945 – 1953 годах. Идеология и культура»
Цели:
- Изучить особенности развития культуры в послевоенный период, выявить причины восстановления «железного занавеса» в духовной сфере, проанализировать особенности кампании по идеологической обработке общества.
- Развивать информационные, аналитические способности учащихся, критическое мышление.
- Воспитание гражданской позиции, толерантности, креативности.
Основные понятия:
- «железный занавес»
- Космополитизм
- антисемитизм
- низкопоклонство перед Западом
- «безыдейные произведения»
- «маккартизм»
- Постановление ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград»
Учащиеся должны знать:
- Причины восстановления «железного занавеса»
- Основные кампании по идеологической обработке общества
- Противоречивые особенности произведений литературы и искусства
- Особенности развития науки и образования в 1945-1953 гг.
Учащиеся должны уметь:
- Характеризовать основные идеологические кампании конца 1940-х – начала 1950-х гг.
- Объяснять почему в этот период усилилось идеологическое давление на общество
- Обосновывать и высказывать свое отношение к идеологическим кампаниям против ученых, представителей творческой интеллигенции в послевоенные годы
- Высказывать свое отношение к творчеству М.М. Зощенко и А.А. Ахматовой
- Сравнивать идеологические кампании в СССР после войны и кампанию по борьбе с коммунистами в СЩА под руководством сенатора Дж. Маккарти
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения изучаемого периода
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: компьютер, проектор.
В ходе урока используется проектор с подготовленной учителем презентацией хода урока, а также для показа фрагментов художественных фильмов, воспроизведения песни в исполнении М. Бернеса «Враги сожгли родную хату».
1 этап урока «Организационный»:
Учащиеся формируют группы. Условия формирования групп: свою группу учащиеся определяют по записи на карточках, которые выбирают:
1 группа:
- «А.А. Жданов»
- «Л.П. Берия»
- «Т.Д. Лысенко»
- «И.В. Сталин»
2 группа:
- «Михаил Зощенко»
- «Анна Ахматова»
- «Самуил Маршак»
- «Александр Фадеев»
3 группа:
- «Журнал «Ленинград»
- Журнал «Звезда»
- «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению»
- «Железный занавес»
4 группа:
- «Молодая гвардия»
- «Враги сожгли родную хату»
- «Большая жизнь»
- «Адмирал Нахимов»
5 группа:
- Кибернетика
- Генетика
- Языкознание
- Экономика
На слайде представлена тема и план урока:
- Восстановление «железного занавеса».
- Литература.
- Театр и кино.
- Музыка.
- Наука.
- Образование.
Роль учителя: оказывает помощь в формировании групп и распределении ролевых обязанностей: «исследователи» (работа с текстом), «направляющий» (ответственный за быстроту выполнения задания), «критики»(проверяют правильность фактов, подобранных исследователями), в конце работы группа определяет «оратора»(представляющего итоги работы группы).
Время: 4 минуты.
2 этап урока «Постановка цели. Пути достижения»
Учитель представляет на слайде два документа:
«И в конце войны, и сразу после нее, и в сорок шестом году довольно широким кругам интеллигенции казалось, что должно произойти нечто, двигающее нас в сторону либерализации… ». К. Симонов
«Не каждому государству под силу взять на себя задачу политического воспитания народа. Особая ответственность за дело политического воспитания народа в нашей стране лежит на партии». В. Молотов
Вопрос учителя: В чем вы видите противоречивость документов?
(Ответы учеников: Интеллигенция надеется на свободу творчества, а руководство страны собирается установить прежний контроль над обществом).
Задание: определить цель урока.
(Ученики высказывают предположения, которые записываются на доске).
Каждая группа получает задание:
1 группа.
Почему был необходим поход против «западничества»? Кто его возглавил? Анализируют текст документа:
«Надо учитывать, что чуждые буржуазные влияния из-за границы будут перекликаться с пережитками капитализма в сознании некоторых представителей советской интеллигенции, выражающимся в несерьезных и диких стремлениях поменять сокровищницу советской музыкальной культуры на жалкие лохмотья современного буржуазного искусства». А. Жданов.
Учащиеся работают с текстом документа, текстом §37, п.1, п.4.
2 группа.
Работа со словарем.
Учащиеся работают со словарем и составляют определения представленных на уроке понятий, определяя ключевые слова, записывая их на доске. Объясняют понятие «маккартизм», сравнивают с кампаниями, происходившими в СССР.
3 группа.
Работают с документами и текстом учебника(§37, п.2). Отвечают на вопрос: «Почему подверглись критике журналы «Звезда», «Ленинград», М.М. Зощенко, А.А. Ахматова и другие деятели культуры?
Анализируют тексты документов:
«Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой». А.Жданов
«Хулиган ваш Зощенко! Балаганный писака... Мы хотим отдохнуть, смеясь. Он это улавливает, но его смех - рвотный порошок». И. Сталин
4 группа.
Ученики отвечают на вопросы: 1. «Почему росли расходы на науку и образование?»
2. «Почему усилия партии были сосредоточены на разгроме новых научных направлений: генетики, кибернетики и других наук?»
Ученики работают с документами и §37 учебника, с.267-269.
5 группа.
Учащиеся готовят к представлению фрагменты произведений художественной культуры,
готовят ответ на вопрос: «В чем вы видите противоречивый характер произведений советской культуры конца 1940-х – начала 1950-х гг.?» (Представляют 2-3 фрагмента на выбор из произведений С.Я.Маршака, М.А.Исаковского, фрагменты художественных фильмов «Иван Грозный» (реж.С.Эйзенштейн), «Падение Берлина» (реж. М.Чиаурели).
Роль учителя: выступает в роли тьютера, помогая определить цель урока, с помощью учеников-помощников обеспечивает группы заданиями, консультирует по возникшим затруднениям, следит, чтобы все учащиеся принимали участие в работе группы по мере своих возможностей.
Время: 12 минут.
3 этап урока «Доказываю и опровергаю».
Выступление групп начинается с выступления 2 группы. Затем выступают 1, 3, 4 группы.
При выступлении каждой группы используется проектор. На слайдах отражены проблемные задания, над которыми работали группы. Группа 1 в своем выступлении использует фрагмент песни на стихи М.Исаковского «Враги сожгли родную хату», группа 5 показывает фрагменты художественных фильмов («Иван Грохный, 2с., «Падение Берлина» - фрагмент прилета Сталина в поверженный Берлин).
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, приводят аргументы.
После выступления каждой группы, учащиеся других групп задают вопросы на понимание проблемы, с различными дополнениями.
Учитель возвращает учеников к записям на доске по постановке цели урока: «Изучить особенности развития культуры в послевоенный период, выявить причины восстановления «железного занавеса» в духовной сфере, проанализировать особенности кампании по идеологической обработке общества».
Учащиеся делают вывод по поставленным вопросам. Дают оценку происходящим событиям того времени, сравнивают с условиями творчества современной художественной интеллигенции.
Роль учителя: Корректирует выступления групп, следит за тем, чтобы каждая группа представила проблему за отведенное время (4 минуты ). По согласованию с учащимися объявляет оценки за подготовленность и выступление групп.
Время: 23 минуты.
4 этап урока «Закрепляем изученное».
На слайдах представлен небольшой тест, который учащиеся решают на уроке.
Роль учителя: представляет слайды с вопросами теста, отмечает правильно решивших учеников.
Время: 4 минуты.
5 этап урока «Рефлексия»
Учащиеся записывают домашнее задание: «Составить краткий опорный конспект §37».
Обсуждают выступления групп, дают советы.
Роль учителя: побуждает учащихся к корректному обсуждению достоинств и недостатков выступления товарищей и в целом обсуждения урока, мотивирует на следующий урок.
Время: 2 минуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока истории 9 класс"Изменения политической системы 1953-1964 гг."
познакомить учащихся с основными изменениями политической системы в 1953-1964 гг.;помочь уяснить причины возвышения Н.С. Хрущёва и причины его отстранения от власти...
Методическая разработка урока истории по теме "СССР в 1945 - 1953 гг. Идеология и культура".
Использование на уроках истории документов является на сегодня одной из актуальных и вместе с тем сложных задач. Отдельными проблемами является как подбор документального материала, так и организация ...
Методическая разработка урока по истории России в 9 классе "Внешняя политика СССР в 1945 - 1953 гг"
Конспект урока на основе конструктора урока....
Урок. Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.
Урок. Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 годах.(История России. Тема: СССР в первые послевоенные десятилетия. 11 класс)...
Урок истории на тему: "СССР в 1945-1953 гг" На уроке учащиеся использовали электронные образовательные ресурсы при актуализации знаний и при работе над новой темой.Урок создан в соответствии в требованиями ФГОС второго поколения.
Урок по предмету история для старшей школы по теме "СССР в 1945 - 1953 гг" с использованием электронных образовательных ресурсов в соответствии с требованиями ФГОС. Предусмотрена самостоятельная работ...
Технологическая карта урока истории 9 класс "СССР в системе международных отношений в 1930-е гг."
Технологическая карта с УУД...