Рабочие программы 5-9 классы, история, обществознание (базовый уровень)
рабочая программа по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
рабочие программы для 5-9 классов по истории и обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочие программы | 333.85 КБ |
Предварительный просмотр:
История 5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Программа по истории в 5 классе определяет следующие цели:
- формирование навыков самостоятельного осмысления реальностей окружающего мира;
- ознакомление с различными взглядами на события прошлого;
- развитие гуманитарной культуры обучающихся, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека.
Задачи:
- формировать историческое сознание подрастающего поколения;
- характеризовать общие черты в развитии народов в период Древнего мира;
- различать черты, свойственные развитию народов восточной или античной цивилизации;
- создавать представления о главных особенностях каждой страны, ее вкладе в развитие мировой цивилизации
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089
- Примерная программа основного общего образования по истории;
- Программа курса «Всеобщая история». 5—6 классы / авт.-сост. О.Ю. Стрелова. — М.: ООО «Русское слово»,2012. — 40 с.
- Приказ МОиН РФ "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год" от 19 декабря 2012 г. № 1067;
- Инструктивно- методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013 /2014 учебном году»
- Локальный акт школы «Положение о структуре, порядке разработки утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) МБОУ СОШ с.Девица, реализующей образовательные программы общего образования»
- Учебный план МБОУ СОШ с.Девица на 2013 – 2014 уч. г.
- Календарный учебный график МБОУ СОШ с. Девица на 2013 – 2014 уч. г.
Сведения о программе
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума, Базисного плана общеобразовательных учреждений и на основе авторской программы курса «Всеобщая история». 5—6 классы / авт.-сост. О.Ю. Стрелова. — М.: ООО «Русское слово»,2012.
Обоснование выбора авторской программы. Рабочая программа по истории создана на основе авторской программы по курсу «Всеобщая история» Стреловой О.Ю. 20012 год,так как она соответствует временным требованиям к обязательному минимуму содержания исторического образования, возрастным особенностям обучающихся. Эта программа соответствует учебнику по истории Древнего мира под редакцией Михайловского Ф.А., который включен в Федеральный перечень учебников.
Информация о внесенных изменениях в авторскую и Примерную программу и их обоснование.
На изучение курса истории в 5 классе в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ с.Девица отводится 70 часов. Внесены следующие изменения в программу:1 час из введения (счет лет в истории) изучается в конце первой темы.
По 1 часу увеличено количество часов на изучении темы «Древний Восток» и «Древний Рим».
Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами. Курс истории в 5 классе является начальным этапом исторического образования на ступени основного общего образования. Историческое образование играет важную роль в развитии личности и социализации обучающихся, приобщения их к культурным традициям, развитии в исторически сложившееся сообщество. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана учебная программа, в том числе на проведение контрольных работ.
На изучение курса истории в 5 классах отводится 70 часов (2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения и годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ с.Девица. Количество повторительно-обобщающих уроков в истории Древнего мира- 10.
Формы организации образовательного процесса.
Формы организации образовательного процесса предполагают использование таких видов учебных занятий, как урок, сочетающий опрос с объяснением; работа с документами; составление логических схем; заполнение сравнительных таблиц; решение проблемных задач; работа по вопросам; практическая работа, презентации.
Информация об учебнике
- История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / Михайловский Ф.А 8-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2010.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
5 КЛАСС
(68ч)
Введение в историю (1 часов).
Что изучает история древнего мира. Исторические источники. Ход времени и способы его измерения. Исторические события. Источники знаний о прошлом.
Знать основные понятия темы
Усвоить понятие «исторический источник», история, История Древнего Мира, исторические источники, археология, контурная карта, государственные символы
Уметь:
Представлять хронологическую цепочку всемирной истории; уметь определять век по дате; работать с лентой времени; работать с различными историческими источниками: учебником, справочным материалом, исторической картой; работать с ЭОР Интернета
Первобытное общество (7 часов)
Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»).
Знать основные понятия темы
Понятие «Первобытность» и «Древний мир», «человек разумный», человеческое стадо, родовая община, искусство, религия, мотыжное земледелие, ремесло; знать хронологические рамки древней истории, стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края; знать представления первобытных людей об окружающем мире, первобытные верования, зарождение искусства.
Уметь:
пересказывать текст учебника; сравнивать древнейших и современных люде; называть признаки родовой общины; составлять рассказ по рисунку; сравнивать деятельность людей, выделяя сходства и отличия; давать самостоятельную оценку историческим явлениям.
Древний Восток (20 час)
Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия
древних египтян. Мифы о богах.. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.
Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
Знать основные понятия темы: ном, вельможи, фараон, дамбы, шадуф, бронза, пращ, бумеранг, язычество, рельеф, пирамиды, клинопись, законы Хаммурапи, пурпур, колония, реформа, керамика, варна, мировая религия.
Уметь:
уметь читать историческую карту «Страны Востока»; распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп; сравнивать религиозные верования первобытных людей и египтян; уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации; сравнивать географическую среду Египта и Двуречья; выделять существенные признаки развитие морских цивилизаций на примере Финикии, Палестины. Сравнивать экономическое и политическое, социальное и культурное развитие Китая и Индии. Уметь анализировать исторический документ, давать самостоятельную оценку явлениям и событиям; владеть ЭОР Интернета; работать в парах, группах, индивидуально.
Древняя Греция и эллинистический мир (19 час)
Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия.
Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.
Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
Знать основные понятия темы
Фреска, мозаика, «темные века», полис, гражданин, демократия, агора, портик, амфора, варвар, стратег, фланг, триера, оратор, фронтон, комедия, трагедия, олимпийские игры, ипподром.
Знать взаимосвязь между географическим расположением страны и занятиями ее населений.
Уметь:
Уметь работать с исторической картой «Древняя Греция» и контурными картами по теме «Греция», сопровождать показ на карте рассказом; уметь работать с текстом учебника, справочным материалом, с хрестоматией, другой дополнительной литературой; уметь составлять мини проекты, презентации, в наглядной форме выражать свои мысли, эмоции, убеждения ; уметь на основе наглядности составлять письменные и устные рассказы. Уметь правильно выражать свои мысли, составлять план своего ответа, устанавливать причинно- следственные связи..
Древний Рим (21 час) Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан.
Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.
Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
Знать основные понятия темы
Патриции, плебеи, республика, триумф, провинция, «золотой век», гражданская война, император, тирания, амфитеатр, форум, базилика.
Уметь:
Уметь читать историческую карту; оперировать датами; раскрывать содержание иллюстраций, давать самостоятельную оценку событиям и явлениям, сравнивать исторические явления, делать выводы на основе изученного материал; уметь составлять мини проекты, презентации, в наглядной форме выражать свои мысли, эмоции, убеждения ; уметь пользоваться ЭОР Интернета. Уметь правильно выражать свои мысли, составлять план своего ответа, устанавливать причинно- следственные связи.
Итоговое повторение (2 час)
Учебно-тематический план
№П/П | Тема | Количество часов |
1 | Введение в историю Древнего мира | 1 |
Раздел1:Жизнь первобытных людей и их открытия | 7 | |
2 | Первые люди на земле | 1 |
3 | Открытия и изобретения древних охотников | 1 |
4 | Искусство и религия первобытных людей | 1 |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 |
6 | От первобытности к цивилизации | 1 |
7 | Повторение. Собиратели и охотники каменного века | 1 |
8 | Счет лет в истории | 1 |
Раздел2: Древний Восток | 20 | |
9 | Египет-дар Нила | 1 |
10 | Страна двух рек | 1 |
11 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 |
12-13 | Индия и Китай в древности | 2 |
14 | Повторение «Цивилизации речных долин» | 1 |
15 | Фараоны и пирамиды | 1 |
16 | Жизнь в древнем Египте | 1 |
17 | Завоевания фараонов | 1 |
18 | Культура Древнего Египта | 1 |
19 | Повторение «Древний Египет» | 1 |
20 | Финикийские мореплаватели | 1 |
21 | Древняя Палестина | 1 |
22 | Ассирийская военная держава | 1 |
23 | Победители Ассирии | 1 |
24 | Повторение «Западная Азия в век железа» | 1 |
25 | Образование державы Маурьев в Индии | 1 |
26 | Единое государство в Китае | 1 |
27 | Великая Персидская держава | 1 |
28 | Повторение «Великие державы Древнего Востока» | 1 |
Раздел3:Древняя Греция | 19 | |
29 | Греция и Крит в эпоху бронзы | 1 |
30 | Поэмы Гомера | 1 |
31 | Боги и герои Эллады | 1 |
32 | Греческие полисы и Великая колонизация | 1 |
33 | Афинский полис | 1 |
34 | Древняя Спарта | 1 |
35 | Повторение «Древнейшая Греция. Рождение античного мира» | 1 |
36 | Герои Марафонской битвы | 1 |
37 | Персидское нашествие на Грецию | 1 |
38 | Расцвет демократии в Афинах | 1 |
39 | Хозяйственное развитие Греции в 5в. до н.э. | 1 |
40 | Пелопонесская война | 1 |
41 | Граждане, ученые и атлеты Греции | 1 |
42 | Архитекторы, скульпторы, поэты Греции | 1 |
43 | Повторение «Греко персидские войны. Могущество и упадок Афин» | 1 |
44 | Возвышение Македонии | 1 |
45 | Завоевания Александра Македонского | 1 |
46 | Греческий Восток | 1 |
47 | Повторение «Македонские завоевания» | 1 |
Раздел4: Древний Рим | 21 | |
48 | Рим под властью царей | 1 |
49 | Республика римских граждан | 1 |
50 | Рим во главе Италии | 1 |
51 | Первая война с Карфагеном | 1 |
52 | Война с Ганнибалом | 1 |
53 | Рим- завоеватель Средиземноморья | 1 |
54 | Повторение «Римская республика. Завоевания в Средиземноморье» | 1 |
55 | Народные трибуны-братья Гракхи | 1 |
56 | Сулла- первый военный диктатор Рима | 1 |
57 | Восстание Спартака | 1 |
58 | Цезарь- повелитель Рима | 1 |
59 | Падение республики | 1 |
60 | Повторение «Гражданские войны в Римской иперии» | 1 |
61 | Император Октавиан Август | 1 |
62 | Цезари Рима | 1 |
63-64 | Жизнь в Римской республике | 2 |
65 | Кризис Римской империи в 3 веке | 1 |
66 | Христианство | 1 |
67 | Императоры Диоклетиан и Константин | 1 |
68 | Падение Западной Римской империи | 1 |
69-70 | Итоговое повторение | 2 |
Итого | 70 |
Требования к уровню подготовки обучающихся на конец учебного года.
Основные требования к знаниям в процессе изучения курса истории Древнего мира.
В процессе изучения курса истории Древнего мира обучающиеся должны овладеть умениями:
- определять и объяснять понятия;
- рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма;
- уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, докладе и сообщении одноклассника, в письменном тексте, в документе;
- анализировать исторические явления, процессы, факты;
- обобщать, систематизировать полученную информацию;
- давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
- осуществлять перенос знаний, решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
- обладать коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, выступать с сообщениями, докладами;
- определять цели своей деятельности и уметь представлять свои результаты;
- осуществлять самоконтроль и самооценку;
Литература и средства обучения
1.История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / Михайловский Ф.А 8-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2010.
- Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс
Методическая литература
- Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс /Арасланова О.В.- «ВАКО»: Москва 2004.
- Уроки истории. 5 класс/Петрович В.Г.- М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Тесты. История Древнего мира. 5 класс/Брандт М.Ю.- Дрофа: Москва, 2001.
- История. 5-11 класс: инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры, литературно- исторические вечера / Тайкова Е.В.- Волгоград: Учитель, 2010.
- Хрестоматия по истории Древнего мира: пособие для учителя / Черкасова Е.А.- М.: Просвещение, 1991.
- История Древнего мира. 5 класс: Книга для чтения / Под ред. В.П.Будановой. М., 1999.
Справочники
- Археологический словарь / Пер. с англ. М., 1990.
- Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь. Иллюстрированная энциклопедия в 3 т. М., 1998. Т. 1: Классическая древность (доIVв.н.э.).
- Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения / Пер. с англ. М., 1997.
- Мифы народов мира: Энциклопедия / Под ред. С.А.Токарева. Т. 1-2. М., 1991.
- Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. М., 1990.
Основные Интернет-ресурсы:
- http://www.vestnik.edu.ru – журнал «Вестник образования»
- http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
- http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
- http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»
- http://www.historia.ru – электронный журнал «Мир истории»
- http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека
- http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов
- http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»
- http://www.lib-history.info - историческая библиотека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа основного общего образования по обществознанию (базовый уровень) 6 А класс
Рабочая программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по обществознанию для основной школы, разработанного Министерством образования ...
Рабочая программа 6 - 10 классы история
Рабочие программы по истории для 6 - 10 классов 2018-2019 гг....
Рабочая программа 5 - 9 класс история
Рабочие программы по истории для 5 - 9 классов 2014-2015 гг....
Пояснительная записка к рабочей программе в 6 классе «Английский язык» базовый уровень на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа для 6 классов «Английский язык» базовый уровень на 2015-2016 учебный год составлена на основе:1. Закона Российской Федерации «Об образовании»;2. Примерные программы начал...
Рабочая программа 10-11 класс по физике Профильный уровень 5часов/неделя
Рабочая программа 10-11 класс по физике Профильный уровень 5 часов/неделю...
рабочая программа для 10 класса по алгебре (базовый уровень)
Рабочая программа к учебнику "Алгебра и начала анализа2 , автор Модкович А.Г....
Сетевой город. Рабочая программа для 8 класса по алгебре. Базовый уровень (Мерзляк)
Файл предназначен для размещения в Сетевом городе в разделе Планы уроков....