Бинарный урок (история+математика) по теме "Великая Отечественная война"
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
Бинарный урок (история+математика) по теме "Великая Отечественная война" можно использовать как обощающий урок в 10-11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
бинарный урок (история+математика) по теме "Великая Отечественная война" | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Лицей сервиса и индустриальных технологий»
Бинарный открытый урок
(история + математика)
Тема: Великая Отечественная война
Подготовили преподаватели:
истории – Тихонова И.Г.
математики – Аникина Р.П.
Санкт-Петербург
2013
Тип урока: бинарный урок обобщения и систематизации знаний, умений и
навыков по теме «Великая Отечественная война»
Цели урока:
Образовательные:
1.Систематизация знаний по теме Великая Отечественная война
2. Повторение, закрепление приобретенных знаний учащихся
3.Умение применять математические знания к решению нестандарт-
4.Демонстрация тесной связи предметов (истории и математики)
Развивающие:
- Расширение кругозора учащихся.
- Развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
- Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету математика, история.
- Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.
- Развить потребность к самообразованию.
Воспитательные:
- Воспитание любви к родной стране, ее истории.
- Воспитание ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в коллективе;
- Воспитание дисциплинированности;
- Показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.
- Воспитание уважение друг к другу, к старшему поколению.
Формы организации работы на уроке:
Оборудование урока: карта «Великая Отечественная война», мультимедиа, экран, раздаточный материал.
План урока:
1. Организационный момент:
- настрой на рабочий лад;
- сообщение темы урока;
- сообщение плана урока.
2. Подготовка к активному и сознательному усвоению, закреплению, систематизации знаний. Изложение материала:
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие.
2.1. Вводное слово учителя.
2.2-2.4) повторение основного материала по теме «Великая Отечественная война»
2.5) выполнение самостоятельной работы.
3. Заключительное слово.
4. оценка знаний
5.домашнее задание
Слайд 1
Эпиграф: Своим счастьем мыслить, творить, мечтать мы обязаны тем,
кто шел в бой побеждать»
Слайд 2
Учитель: Тема урока- «Великая Отечественная война»
Слайд 3
На этом уроке мы обобщим знания по теме «Великая Отечественная война,
Слайд 4
а также рассмотрим, какой вклад в победу внесли ученые математики.
Учитель истории:
Война, навязанная нам, была самым крупным вооруженным нашествием ударных сил империализма. В ее огне, полыхавшем от Баренцева до Черного морей, решалась судьба нашей страны, будущее сотен миллионов людей, судьба всей мировой цивилизации.
Почти четыре года продолжалась эта страшная война,1418 дней….
Слайд 5
Расстановка сил в начале войны: К июню 1941 года Германией было захвачено 12 стран Европы - Австрия, Чехословакия, Албания, Польша, Дания, Норвегия, Нидерланды, Люксембург, Бельгия, Франция, Югославия и Греция
Немецко-фашистская армия (5,5 млн. чел). Имела структуру:
- 181 дивизия, в том числе 19 танковых и 14 моторизованных, и 18 бригад, поддерживаемых тремя воздушными флотами.
- В полосе от Чёрного моря до Припятских болот — группа армий «Юг» (44 немецкие, 13 румынских дивизий, 9 румынских и 4 венгерские бригады)
- В полосе от Припятских болот до Гольдапа — группа армий «Центр» (50 немецких дивизий и 2 немецкие бригады);
- В полосе от Гольдапа до Мемеля — группа армий «Север» (29 немецких дивизий
- Слайд 6 (голос Левитана «объявление войны»
Война началась рано утром, в 4 часа, 22 июня 1941 года мощными ударами воздушных и механизированных армий Германии.
(карта «Великая Отечественная война»)
Слайд 7
Наступление немецких войск на территорию нашей страны происходило в трех направлениях:
Группа армий «Север», цель – Ленинград;
Группа армий «Центр», цель – Москва;
Группа армий «Юг», цель – Украина, Крым, Кавказ
Слайд 8,9
В первые месяцы войны немцы оккупировали почти всю Прибалтику и Белоруссию, Молдавию и большую часть Украины, вышли к Ленинграду.
В кровопролитных сражениях советская армия потеряла около 1 миллиона бойцов.
Слайд 10
Учитель математики
Математика (работа с графиком)
Слайд 11
Учитель истории:
План нападения на СССР был утвержден Гитлером в 1940 г. – он был рассчитан на молниеносную войну и предполагал разгром советских вооруженных сил. Этот план носил название Барбаросса».
Существовали также планы по уничтожению советского народа – «Ост»(«Восток») и использованию наших природных ресурсов – «Зеленая папка».
Слайд 12
Великая Отечественная война прошла в своем развитии три крупных периода:
- начальный период (22 июня 1941- 18 ноября 1942)
- период коренного перелома (19 ноября 1942 - конец 1943)
- период освобождения от агрессора и разгрома фашистской Германии (1944 – 9 мая 1945)
( использование карты)
Слайд 13
На начальном этапе войны советские войска отступали.
Слайд 14
В начале сентября группа немецких армий «Север» подошла к Ленинграду. Город взять им не удалось и тогда вокруг города сомкнулось кольцо фашистского окружения – началась 900-дневная блокада Ленинграда (8 сентября 1941г. – 27 января 1944г.) Слайд 15
Вопросы для учащихся:
- Как жили люди в блокадном Ленинграде?
- Сколько весил хлебный паек для разных категорий населения?
- Какое количество людей в Ленинграде погибло от холода, голода,
бомбежек?
Слайд 16
Но ленинградцы, несмотря на голод, холод, болезни продолжали не пускать врага в родной город. Работали заводы, выпускающие снаряды, дежурили бригады добровольцев, спасавшие памятники, дворцы, дома от зажигательных бомб, которые фашистские самолеты сбрасывали на город. Каждый день сотни и тысячи ленинградцев умирали от голода, замерзали на улице и в не отапливаемых домах, погибали под бомбежками. Но люди выстояли, они сохранили для нас красивейший город мира.
Учитель математики:
Слайд 17
«Кусочек хлеба» (из книги Воскобойникова «Девятьсот дней мужества»)
Погиб при обороне Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей 3 года. Обессиленные от голода, в пустой промерзшей квартире ждут прихода мамы. Ее слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимовна торопливо делит принесенную ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб – на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось… умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба стало больше: 1/16 часть буханки вместо 1/24. Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.
Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосик, поступив в ПТУ № 13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.
Слайд 18
Задачи о блокадной восьмушке хлеба:
(тема «Действия с обыкновенными дробями»)
- Какую часть буханки составляет 1/3 от восьмушки?
2. Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки?
3. На сколько граммов хлеба в1/16 части содержится больше, чем в 1/24 части хлебного пайка?
Слайд 19
Учитель истории:
В конце сентября группа немецких армий «Центр» уже стояла под Москвой – смертельной опасности подвергалась наша столица.
Слайд 20, 21
Немцы были уверены в своей победе и планировали провести парад на Красной площади. Но солдаты советской армии и москвичи были полны решимости отстоять город. И началась «великая битва» за Москву, которая продолжалась почти семь месяцев и закончилась победой советского народа (30 сентября 1941г. – 20 апреля 1942г.)
Слайд 22 (видеоролик «Битва за Москву»)
Учитель математики: слайды 23-25
Великая Отечественная война не прошла мимо советских математиков: тысячи из них ушли на фронт по мобилизации или добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности.
Большой вклад в победу под Москвой внесли ученые математики. Этот вклад состоит в использовании тех специфических знаний и умений, которыми обладают математики. Ведь почти каждая деталь военного оборудования, обмундирования, военные материалы, медикаменты – все это несло на себе отпечаток предварительной научно – технической мысли и обработки. В значительной части техническая мысль выражалась первоначально на математическом языке. Математики помогали успешно решать важнейшие практические вопросы - освоение природных богатств, проблемы, связанные с созданием новой совершенной военной техники, с увеличением выпуском танков, самолетов и другой продукции, в которой так нуждался фронт.
Учитель истории: (выводы)
1.Немцы были отброшены от Москвы на 150-200 километров;
2.Развеян миф о непобедимости немецкой армии;
3.Сорван план «Барбаросса» - план молниеносной войны;
Слайд 26,27
Это была первая и единственная победа советской армии на начальном этапе войны, противник вынужден был перейти к стратегии затяжной войны.
В первые же дни войны был создан Совет по эвакуации предприятий на Восток, эти предприятия уже в 1942 году начали выпуск военной продукции.
Учитель математики: Слайд 28
Математики помогали успешно решать важнейшие практические вопросы освоение природных богатств, проблемы, связанные с созданием новой совершенной военной техники, с увеличением выпуском танков, самолетов и другой продукции, в которой так нуждался фронт.
Слайд 29(решение задач)
Учитель истории:
Основными событиями второго периода войны стали разгром немецких войск под Сталинградом, Курском, битва за Днепр и освобождение Кавказа.
Слайд 30
Уже летом 1942 года группа армий «Юг» подошла к Волге, немцы рвались к Сталинграду – важному стратегическому пункту. Здесь находилось много оборонных предприятий, отсюда прямо на фронт отправляли оружие, боеприпасы, обмундирование. К тому же захват Сталинграда позволил бы перерезать важную транспортную артерию, по которой в центр страны доставляли хлеб и нефть
Слайд 31.
Сражение за Сталинград было ожесточенное, борьба в городе шла за каждую улицу и каждый дом. В ходе боев за Сталинград Советская армия потеряла убитыми и ранеными более 600 тысяч человек.
Советские войска, следуя плану «Уран», разработанному Г.К.Жуковым, сумели не только выстоять и победить, но и гнать немецкие войска в обратном направлении. Победа под Сталинградом ознаменовала собой начало коренного перелома в ходе не только Великой Отечественной, но и Второй мировой войны в целом.
Учитель математики: Слайды 32-36
Идет жестокая война . Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Ее успешно решил академик А.Н. Колмогоров. Используя свои работы в области теории вероятностей, он дал определение наивыгоднейшего рассеяния артиллерийских снарядов.
Одна из проблем, занимавшая многих математиков в то время, была проблема исключительной важности: проверка качества больших количеств однородных изделий. Ведь военные действия невозможны без патронов, снарядов, бомб, мин и т.д. Причем все это необходимо в больших количествах
В 1942 году коллектив математиков, руководимым С.Н. Берштейном, разработал таблицы для определения местоположения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты в десять раз.
(решение задач)
Учитель истории:
Слайд 37, 38
Готовясь к летней кампании, немецкие стратеги сконцентрировали внимание на Курской дуге. Так назывался выступ линии фронта в 500 километров между Белгородом и Орлом. Два мощных танковых клина должны были прорвать оборону советских войск и создать угрозу Москве.
Слайд 39 (видеоролик «Танковое сражение под Прохоровкой»)
Слайд 40, 41
У деревни Прохоровка, в 30 километрах от Белгорода, призошло самое крупное и упорное танковое сражение Второй мировой войны. В нем приняли участие свыше 1500 танков
Фашисткое наступление было остановлено и стратегическая инициатива полностью перешла в руки советского командования. Победа советских войск под Курском завершила коренной перелом в ходе войны.
Контрнаступление под Курском переросло в августе 1943 года в стратегическое наступление Красной армии по всему фронту. Были освобождены Левобережная Украина, Донбасс, Крым. 1943 год стал решающим годом наших побед.
В течении 1944 года от фашистских войск освобождены Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Украина. Немцы были изгнаны с территории СССР, граница восстановлена.
Вопрос к учащимся:
В каком году немецкие войска были изгнаны полностью с территории СССР?
Вместе с советской армией героическую борьбу на захваченной немцами территории вели подпольщики и партизаны. Они развернули настоящую войну против оккупантов: разрушали железные дороги, прерывали линии связи немецких войск ,громили гарнизоны небольших городов, оказывали помощь советской разведке, препятствовали угону советских людей в Германию. Наиболее широкие масштабы партизанское движение приобрело в Белоруссии,на Украине, Ленинградской, Калининской и Смоленской областях.
Великий подвиг в годы войны совершили труженики тыла.
Призыв «Все для фронта, все для победы» стал определяющим в их жизни. Каждый на своем месте: рабочие, колхозники, деятели науки и культуры трудились во благо победы.
Слайд 42 Учитель математик
Вместе со взрослыми трудились и дети. Они заменили своих отцов на заводах, фабриках и полях. Давайте посчитаем ,сколько взрослых заменили дети например в Пермской области (задача) Слайд 43
Большие потери понес СССР в эту войну. Давайте еще раз с вами посчитаем эти потери и подведем итог сегодняшнего урока
(решение задач)
Учитель истории:
Изгнав с территории СССР врага, советские войска оказали помощь народам Европы в освобождении от фашизма.
В этот период силами СССР и его союзниками (США, Англия) была разгромлена фашистская Германия, взят Берлин.
8 мая 1945 года Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции Германии и ее вооруженных сил.
Слайд 44
Учитель математики:
Большие потери понес СССР в эту войну. Давайте еще раз с вами посчитаем эти потери и подведем итог сегодняшнего урока
(решение задач, выводы ребят)
Слайд 45
Учитель истории:
Однако цена, заплаченная народами СССР за победу над агрессором, была велика.
- Фашисты полностью или частично разрушили 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень.
- На фашистскую каторгу было угнано ~5 миллионов советских людей в возрасте от 10 до 55 лет
- За время войны в руины были превращены 31850 тысяч предприятий.
- Погибло около 27 миллионов советских людей.
Мы, живущие сейчас, помним всех, кто не вернулся с той далекой и страшной войны, кто был на ней, но не дожил до сегодняшнего дня, кто победил, чтоб мы с вами жили спокойно под мирным небом!
Вспомним их поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!
Санкт-Петербург
2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Сталинградская битва»
Методическая разработка урока по истории России в 9 классе создана в рамках нескольких образовательных технологий: опрос организован по методу Шольца, изучение нового материала ведется с использование...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "УРОК ПАМЯТИ" посвящена событиям Великой Отечественной войны
Презентация может использоваться на уроках литературы для 5-11 классов с целью воспитания патриотизма на примерах героических подвигов советских солдат в Великой Отечественной войне...
Урок математики : "Города - герои Великой Отечественной войны
Данный урок проводился учениками 10 классов для учащихся младших классов чтобы расширить представление детей о Великой Отечественной войне, формировать уважение к воинским святыням и положительную оце...
Урок литературы в 10 классе "Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение" (по роману-эпопее Л.Толстого "Война и мир").
Методическая разработка к уроку литературы с использованием современных технологий....
«Скрытая теплота патриотизма»: роман Л. Н. Толстого «Война и мир» на уроках по прозе о Великой Отечественной войне
изучение прозы о Великой Отечественной войне...
Конспект интегрированного урока (история+математика) по теме "Великая Отечественная Война в цифрах".
Урок приурочен к 72летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель урока: закрепление знаний о фактах ВОВ, о цене победы в ней на основании умения решать примеры и задачи с десятичными дробями....
Интегрированный урок (математика + история) по теме "Страницы истории на уроках математики. Важнейшие сражения Великой Отечественной войны". 5-6-й класс
Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Действия с целыми и дробными числами».Данный...