Урок математики : "Города - герои Великой Отечественной войны
план-конспект урока алгебры (5 класс) по теме
Данный урок проводился учениками 10 классов для учащихся младших классов чтобы расширить представление детей о Великой Отечественной войне, формировать уважение к воинским святыням и положительную оценку духовного подвига советского народа, оценить вклад тружеников тыла, воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения, побуждать к изучению истории , к участию в патриотических акциях и мероприятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_goroda_geroi.docx | 82.05 КБ |
goroda_geroi.pptx | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Города – герои Великой
Отечественной войны
Урок математики для учеников 5 класса.
Данный урок проводился учениками 10 классов для учащихся младших классов чтобы расширить представление детей о Великой Отечественной войне, формировать уважение к воинским святыням и положительную оценку духовного подвига советского народа, оценить вклад тружеников тыла, воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения, побуждать к изучению истории , к участию в патриотических акциях и мероприятиях.
Оборудование : компьютер, проектор, метроном ,кусочки хлеба весом 250 и 125 гр., задания, распечатанные для каждого ученика.
Оформление: плакаты, стенгазета, аудиозапись « Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича.
Подготовительная работа: два ученика занимались отбором информации, двое делали компьютерные слайды, все вместе придумывали и составляли задачи.
Ход урока
Учитель сообщает детям, что сегодня урок математики пройдет необычно. Вести его буду старшеклассники и посвящен урок героическому подвигу советских людей.
Первый ведущий урок.
65 лет прошло с тех пор , как прогремели залпы Победы. Но в памяти народной всегда будут жить великие ратные дела и трудовые подвиги нашего народа, его сыновей и дочерей, вставших на защиту своего Отечества, отстоявших свободу и независимость своей Родины.
Второй ведущий.
Почти четыре года непрерывной кровопролитной войны завершились полным разгромом фашистской Германии. Нелегко далась нашему народу победа .Столь жестокой войны не выпадало на долю ни одного народа.
Третий ведущий.
Золотыми буквами в летопись истории Великой Отечественной войны вписаны имена городов : Москва, Ленинград, Волгоград, Киев, Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Брест, Мурманск.
Четвертый ведущий.
За что этим городам присвоено такое высокое звание мы с вами узнаем, и вы сможете рассказать своим родным. С урока вы унесете много информации.
ПЕРВЫЙ ведущий. 22 июня в четвертом часу утра без объявления войны фашистские войска вторглись на советскую территорию.
Первые три недели войны немецкие войска продвигались вглубь советской территории в среднем по 20-30 км. в сутки. Первый удар приняли на себя пограничники Бреста. Личный состав многих пограничных застав полностью погиб. На всю страну стал известен подвиг пограничников Брестской крепости, которые около месяца сдерживали дивизию противников.
30 сентября 1941 года началась одна из крупнейших битв второй мировой войны – великая битва под Москвой.
Загляните в таблицу #1. Сравните соотношение сил и средств к началу битвы под Москвой. Поставьте знаки больше или меньше.
Соотношение сил (таблица#1).
Силы и средства | Наша армия | Армия противника | |
Личный состав | 1 250 тыс.чел. | 1 800 тыс.чел | |
Орудия и минометы | 7 600 | 14 000 | |
Танки | 990 | 1 700 | |
Самолеты | 677 | 1390 |
Наши войска мужественно сдерживали натиск превосходившего в силах противника.
Жители столицы и области формировали дивизии народного ополчения. Свыше 500 тыс. жителей Москвы ( а это в основном женщины) в невероятно тяжелых условиях, зачастую под обстрелом противника, участвовали в строительстве оборонительных сооружений на подступах к столице.
Москвичи сооружали линии обороны, в три смены работали предприятия, обеспечивая защитников города оружием и боеприпасами.
К концу декабря угроза обхода Москвы с севера и юга была ликвидирована. До 22 декабря немецко-фашистская авиация совершила на Москву 122 налета, в которых участвовало около 8 тысяч самолетов. К городу прорвалось лишь 229. Битва под Москвой продлится до 20 апреля 1942 г
Соотношение сил (таблица#2).
Силы и средства | Наша армия | Армия противника | |
Личный состав | 1 100 | 1 708тыс.чел | |
Орудия и минометы | 7 652 | 13 500 | |
Танки | 774 | 1 170 | |
Самолеты | 1 000 | 615 |
В ходе контрнаступления советских войск под Москвой было разгромлено 38 вражеских дивизий, немцы потеряли 500 тыс. солдат и офицеров, 1300 танков, 1600 самолетов. Враг был отброшен назад на 100-350 км.
За 4 года войны Москва дала фронту 16 тыс. боевых самолетов, 130 тыс. минометов, 9 000 артиллерийских тягачей, 3 745 реактивных установок «Катюша».
Но еще люди успевали сдавать кровь. Сколько литров крови в организме человека? ( В теле взрослого человека содержится примерно 5,5 литров крови.)
Обессилевшие от голода и тяжелого труда люди сдавали кровь для раненых солдат, Москвичи сдали более 520 тыс. литров донорской крови.
Городам, вблизи которых разворачивались крупные сражения, несшие переломные моменты в войне, советским правительством было решено присваивать звания «Город-герой». Так 8 мая 1965 года городу Москва присвоили звание «Город-герой».
Помолчим над памятью друзей,
Тех кого мы больше не увидим,
Не услышим тех, кто жизнью всей
Вместе с нами в мир грядущий вышел.
Помолчим, чтобы сказать о них
Не холодным, равнодушным словом,
Чтоб они воскресли хоть на миг
Всем звучанием голоса живого!
Почтим светлую память всех погибших в этой войне минутой молчания.
Второй ведущий.
10 июля 1941 года начинается немецкое наступление на ленинградском направлении. Немецкие войска начали сжимать кольцо вокруг Ленинграда ( нынче Санкт Петербург).
Враг имел превосходство по личному составу в 2,5 раза, орудиям в 4 раза, танками в 1,5 раза , самолетами почти в 10 раз.
Битва за Ленинград длилась с 10 июля 1941 г. по 9 августа 1944 г.
Отрезаны были все сухопутные пути. Сообщение с городом осуществлялось только через Ладожское озеро и по воздуху.
С 20 ноября 1941 г. началась голодная блокада Ленинграда.
Задача. Если 45 умножить на 20, мы получаем количество дней, которые длилась блокада.
Норма выдачи хлеба на человека была очень низкой :
- для рабочих она составила 300 -50 = ?гр.
Вот сейчас на столе лежит кусочек хлеба весом 250 гр.
- для детей 100 +25= ?
А вот кусочек весом 125 гр.(ученик разрезает 250 гр. Пополам)
Но даже в такой сложной ситуации обессилевшие от голода жители города строили оборонительные рубежи, продолжали выпускать и отправлять на фронт продукцию своих производств.
За время блокады было изготовлено и отремонтировано 2000 танков.
Задача.
Длина танка Т-34, стоявшего на вооружении наших войск, была чуть больше 6 метров. Посчитайте длину колонны, которую образуют танки выстроившись друг за другом.
Вы получили ответ 12 километров, для наглядности - это расстояние от нашего села до поста ГАИ перед въездом в Самару.
1500 самолетов изготовил и отремонтировал блокадный Ленинград.
Задача. Если каждому самолете требуется на взлет 5 минут, и интервал между взлетом следующих сделать 5 мин. Сколько времени надо на взлет всех 1500 самолетов?
Еще голодные труженики тыла изготовили 225 тыс. автоматов, 12 тыс. минометов, около 10000000 снарядов и мин.
9 августа 1944 года завершилась битва за Ленинград. 8 мая 1965 года городу присвоено звание « Город – герой».
Третий ведущий.
30 октября 1941 года началась героическая оборона Севастополя. Гитлеровцы предприняли попытку с ходу овладеть городом, гарнизон которого насчитывал всего около 23 тысяч человек и имел до 150 полевых и береговых орудий. Но попытка фашистов ворваться в город была сорвана. Однако над городом осталась угроза. Немецко-фашистское командование осуществило ещё три крупных наступления на Севастополь. Два раза они потерпели поражение.
Первое из наступлений началось 11 ноября 1941 года. К этому времени сухопутные войска и силы флота объединились в севастопольский оборонительный район, насчитывающий 50 тыс. чел. 230 полевых и зенитных орудий, около 100 самолетов. 10 дней гитлеровцы безуспешно пытались прорваться к городу, понеся огромные потери, фашистские войска перешли к планомерной осаде города.
Во время передышки от сражений, защитники Севастополя восстанавливали свою технику, оружие, рыли окопы. Было установлено почти 68 км проволочных заграждений и 42208 мин.
Второе наступление немецко-фашистские войска предприняли с 17 по 30 декабря 1941 года. Это были ожесточенные и кровопролитные бои, в результате которых враг потерял 40 тыс. человек, так и не достигнув желаемых результатов.
Во время относительного затишья, длившегося 5 месяцев с января по июль 1942 года, жители города производили и поставляли фронту вооружение, боеприпасы и снаряжение.
В конце мая гитлеровское командование подтянуло к героически защищавшемуся Севастополю огромные силы. На сколько важен был этот город для фашистов указывает соотношение сил.
Силы и средства | Наши войска | Силы противника |
Личный состав | 106 тыс. чел. | Ок.204 тыс.чел |
Орудия и минометы | 600 | 2 045 |
танки | 38 | 450 |
самолеты | 53 | 600 |
А 2 июня 1942 года враг перешел в третье наступление на советские войска. 4 июля 1942 года советские войска вынуждены были оставить Севастополь.
Оборона Севастополя продлилась 50*5 дней. За этот срок гитлеровцы потеряли 300 тыс. человек убитыми и ранеными, большое количество военной техники.
Нет, не отдадут русские свою землю!
В начале мая войска советского союза начали штурм севастопольских укреплений.
Соотношение сил и средств к началу штурма Севастополя на 1 мая 1944г.
Силы и средства | Наши войска | Силы противника |
Личный состав | 242 тыс. чел. | 72тыс.чел |
Орудия и минометы | 5 541 | 2 000 |
танки | 340 | 50 |
самолеты | 567 | Ок. 100 |
. 9 мая 1944 года город был освобожден от немецко-фашистских оккупантов.
8 мая 1965 года Севастополь был награжден званием «Город-герой».
Четвертый ведущий.
Подвиг Защитников Сталинграда известен всему миру. Именно здесь в 1942-43 годах решались дальнейшие судьбы планеты. Для гитлеровцев этот город имел особое значение не только, как важный военно-политический, экономический и транспортный центр. Они прекрасно понимали, что город, где взошла звезда Сталина, город-символ носящий его имя, играет ключевую роль в патриотическом сознании советского народа.
Именно поэтому они с такой яростью обрушили на него бомбы 23 августа 1942 года, а потом атаковали вновь и вновь. Военная машина вермахта захлебнулась на берегах Волги. Беспримерный подвиг советских солдат и офицеров, стоявших на смерть 200 огненных дней и ночей, сказавших себе и другим "За Волгой для нас земли нет». Сталинград выстоял потому, что именно в нем воплотился весь смысл Родины, здесь сконцентрировалась вся духовная, моральная сила нашего народа.
События Сталинградской битвы имели колоссальное значение для дальнейшего хода второй мировой войны, это был точка великого перелома в его ходе. Словно почувствовав в себе новые силы, наша армия стала гнать противника восвояси.
О других городах - героях мы поговорим с вами на следующем уроке.
Второй ведущий.
На доске висят плакаты, на которых написаны числа. Сейчас мы проведем викторину. Нужно вспомнить, что обозначает каждое число. (250, 900, 12 000, 1 500, 125, 200, 520 000, Т-34)
Первый ведущий.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнали о городах – героях, за что дается такое высокое звание. Смогли оценить мужество и героизм нашего народа в борьбе за свою Родину. В таблицах вы могли сравнивать соотношение вооружения. «Можно победить любое оружие, кроме оружия духа», - говорил Наполеон. Именно в духовной силе, в единстве народа и, заключено то главное оружие, которое принесло Победу нашей стране.
Литература:
Атлас ГОРОДА –ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ,
Москва 1983г.
А.В.Давыдова. Классные часы 11 класс. Москва «Вако» 2009г.
Ресурсы свободной энциклопедии ВИКИПЕДИЯ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бессмертному подвигу народа в годы Великой Отечественной войны посвящается.
Ленинград Москва Волгоград Киев Минск Одесса Севастополь Новороссийск Керчь Брест Мурманск Тула Смоленск
30 сентября 1941 года началась великая битва под Москвой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка классного часа "Города - герои Великой Отечественной войны" .
Классный час, посвященный Дню Победы, можно провести как виртуальное путешествие по городам- героям с презентацией. Материал рассчитан для учащихся 7-8 классов....
Презентация "Города-Герои Великой Отечественной войны"
Все дальше от нас уходят годы Великой Отечественной войны, все меньше остается ветеранов этой войны, но их подвиг помнят города, которые они защищали и освобождали от фашистов. Настоящее поколение дол...
Города - герои Великой Отечественной войны
Внеклассное мероприятие для детей с нарушениями слуха для 3-5 классов...
Образовательный проект «Города – Герои Великой Отечественной войны»
В 2020 году отмечается 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Это историческое событие будет в центре внимания не только нашей страны, но и всех тех, кто знает, какой ценой – в миллионы ...
Справочник - задачник "Города-герои Великой Отечественной войны"
Решая задачи и запоминая даты, цифры, названия, исторические данные, ученик будет развивать в себе вычислительные навыки, память, внимание, общий кругозор, узнает историю России.Справочник - это пособ...
Кроссворд "Города-герои Великой Отечественной войны"
Мультимедийный ресурс "Кроссворд "Города -герои Великой отечественной войны" предназначен для использовании на внеклассных мероприятиях, классных часах, посвященных Дню Победы...