Урок истории в 6 классе Тема: « Суд над Иваном IV Грозным»
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Безина Ирина Павловна

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

На уроке используется  традиционная технология, технология диспута, дискуссии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sud_nad_ivanom.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 962

Северо – Восточного административного округа г. Москвы

 Урок истории

в 6 классе

Тема:

 « Суд над Иваном IV Грозным»

Урок учителя

 истории и

обществознания

Безиной  И.П.

                                                                                                           

Москва 2009 г.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

На уроке используется  традиционная технология, технология диспута, дискуссии.

Цели урока: 

1. Обучающий аспект:

а) Формирование специальных знаний, умений и навыков:

- усвоение знаний по теме «Суд над Иваном IV Грозным»;

- формирование знаний основных терминов: опричнина, земщина, террор, экономический упадок, разорение и пр.

б) развитие специальных знаний, умений и навыков:

 - продолжить развитие  умения работы с историческими документами, источниками.

- выработка умения анализировать и обобщать, сравнивать, делать выводы.

в) развитие общеучебных умений и навыков:

-развивать учебно-организационные умения и навыки (умение планировать ход выполнения задания; умение работать индивидуально) на этапе подготовки домашнее задания;

-развивать учебно-информационные умения и навыки (умения работать с текстом источника информации, учебником, дополнительной литературой) на этапе самостоятельного изучения нового материала.

-формирование научного мировоззрения.

-развитие учебно-интеллектуальных умений и навыков при анализе исторического материала.

- развитие учебно-коммуникативных умений и навыков при коллективном обсуждении вопросов.

2. Развивающий аспект:

а) развитие речи:

- работа над понятиями опричнина, земщина, упадок на этапе проверки домашнего задания;

-работа над словосочетанием и предложением при устных ответах;

-работа над текстом на этапе  домашней подготовки;

-работа над монологической устной речью в период защиты собственной позиции, точки зрения.

б) развитие мышления:

-развивать понятийные формы мышления при работе с историческими текстами;

-развивать логическое мышление в период подготовки и защиты собственного мнения;

-развивать гуманистического мышление при работе с научными фактами;

в) развитие сенсорной сферы:

-развивать зрительный анализатор при работе с текстом хрестоматии и историческими источниками;

г) развитие двигательной сферы:

-развивать двигательную сферу при работе в группах.

 3. Воспитательный аспект:

а) отношение к другим людям и коллективу:

-учить быть приветливым, отзывчивым, учить,  работая в группе уметь выслушивать мнение все;

б) отношение к себе:

-учить быть дисциплинированным, внимательным, аккуратным, усердным на всех этапах урока;

в) отношение к Родине:

-учиться уважать  историческое  наследие своей страны;

г) отношение к труду:

-учить быть трудолюбивым и ответственным.

Структура урока:

I

II

III

VII

VIII

IX

Структурные элементы учебного занятия (урока):

Этапы уроков

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I/ Организация начала урока

(Традиционная технология)

Цель: включить учащихся в учебную деятельность.

Определить цели урока:

- усвоение знаний по теме «Россия при Иване IV Грозном»;

- продолжить развитие  умения работы с историческим материалом, документами, публицистическими источниками.

- выработка умения анализировать и обобщать исторические документы, сравнивать, делать выводы.

II -III/ Подготовка учащихся к вторичному осмыслению знаний

(традиционная технология)

Вступительное слово учителя:

Личность первого русского царя Ивана Грозного долгое время рассматривалась как деспотическая, но современные историки считают, что без Ивана IV не было бы в России централизованного государства или процесс централизации мог еще затянуться на года, а может века. Как же нам оценить роль Ивана Грозного? Мы с вами сегодня попытаемся разобраться в этом в ходе судебного разбирательства над первым русским царем. Попробуем  дать оценку его деятельности: оправдать его реформы или осудить их.

Учащимся был заранее дан исторический материал для самостоятельного ознакомления и изучения (смотри приложение)

VII/ Контроль и самопроверка

(дискуссия)

На проекторе смена слайдов с заданием

(смотри приложение)

Учитель должен так организовать работу, чтобы учащиеся внимательно выслушали позицию противоположной стороны и сумели её опровергнуть своими доводами, чтоб диалог носил конструктивный характер – дискуссии.

Учащиеся самостоятельно в группах работают с уже знакомыми источниками и находят ответы на поставленные учителем вопросы. Работа построена в группах, одна пытается «защитить» деятельность царя, другая  пытается доказать противоположную точку зрения с опорой на текст документов и мнение историков.

VIII/Подведение итогов и рефлексия

(традиционная технология)

Подводя итоги, попытаемся сделать вывод «Как же можно оценить реформы Ивана Грозного?»;  «Согласны ли вы с мнением тех историков, которые считают, что Иван IV – тиран?»; «Чем были обусловлены реформы царя?»

Важно чтобы учащиеся задумались над вопросами,  проанализировали изученный материал, сформулировали вывод с обоснованием своей точки зрения.

IX/ Информация о домашнем задании

Домашнее задание: «Подберите из дополнительных источников информацию о том, что в Европе число жертв, среди населения были ещё больше, чем за весь период правления Ивана Грозного».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 6 класс. Тема урока. Взаимоотношения Церкви и государства в конце XV - начале XVI века

Урок освящае события истории Росии конца 15 - начала 16 вв. В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства ру...

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"...

Открытый урок истории. 5 класс. Тема урока: «Ассирийская держава»

Задачи:Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе м...