Конспект урока "Русская живопись XIX - XX вв. "Мир искусства""
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Урок даёт представление о новом явлении в русской культуре конца XIX века "Мир искусства".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русская живопись конца XIX века | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Афонина Татьяна Петровна
Учитель истории МБОУ СОШ №14
г. Саров Нижегородской области.
Русская живопись 19 – 20 веков. «Мир искусства».
Цели урока
- дать представление о новом явлении в русской культуре конца 19 в. деятельности объединения «Мир искусства»;
- определить, какое влияние оказала деятельность «Мира искусства» на развитие мировой культуры;
- подготовить учащихся к самостоятельному, более глубокому, изучению творчества «мирискусников».
Формируемые УУД: метапредметные:
- сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность;
- анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы ,использовать современные источники информации;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности;
- проявлять готовность к сотрудничеству, коллективной работе, осваивать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
личностные:
- осваивать гуманистические традиции и ценности общества;
- формировать чувство гордости за достижения российской культуры;
- осмысливать социально- нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование:
- альбом «Третьяковская галерея» №2. Репродукции художников-передвижников;
- альбом «Третьяковская галерея» №3. Репродукции художников-мироискусников.
- альбом «Мир искусства». Объединение русских художников начала 20 века.
- видеофильм «Азбука в картинках» (фрагменты)
- видеофильм «М.Врубель» (фрагменты)
- Гусарова А. «Мир искусства» Л.:- 1972.
- Дмитриев С.Очерки истории русской культуры начала 20 века. М.: - 1985.
- Энциклопедический словарь юного художника. М.: - 1983.
- А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России 19 век. Просвещение. М.:- 2009.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Мотивационно-целевой этап. Фронтальная беседа.
- Предложить детям выделить картины, написанные в стиле реализма ( на доске помещены репродукции картин художников двух объединений –
передвижников и мирискусников).
- Кого называли передвижниками?
- Как возникло это объединение?
- Что считали важным в своем творчестве художники – передвижники?
- Какие жанры представлены в творчестве этих художников?
- Какой музей сформировался на основе собрания картин художников – передвижников?
План урока:
- Основные направления деятельности объединения «Мир искусства».
- Краткое знакомство с творчеством некоторых художников, принадлежащих к этому объединению.
- Что объединило творчество художников – передвижников?
Тип урока
Изучение нового материала
«Мир искусства» - это идейно – художественное объединение, сформировавшееся в конце 19 века (1898 – 1899 гг.) в Петербурге. Как возникло это объединение? А.Бенуа вместе со своими друзьями Д.Философовым, А.Бакстом, К.Сомовым, С.Дягилевым и другими устроили нечто вроде кружка самообразования. Друзья читали друг другу лекции на темы живописи, музыки, литературы, истории; слушали музыку в собственном исполнении.
Самый загадочный художник, примкнувший к «Миру искусства» - трагический Михаил Врубель. Каждый мазок – обнаженные нервы, страдания, боль.
Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя…
Не потому, что я ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у нее одной молю ответа,
Не потому, что от нее светло,
А потому, что с ней не надо света.
И.Анненский.
Мотивируя возникновение «Мир искусства» А.Бенуа писал: «Нами руководили не столько соображения «идейного порядка», сколько что – то вроде практической необходимости. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Их или вовсе не принимали на большие выставки – академическую, передвижную и акварельную, или принимали только с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболее явственное выражение своих исканий…
И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным…»
Главная задача искусства,по мнению мирискусников, не в отражении действительности, а в том, чтобы нести людям непреходящие ценности. При этом единственным чистым источником творчества признавалась красота. «Расшатаны религии, философские системы разбиваются друг о друга, и в этом чудовищном смятении у нас остается один абсолют, одно безусловное божественное откровение – это красота». (А.Бенуа).
Художники – глаза человека. Они идут впереди толпы людей по темной пустыне, наполненной миражами и привидениями, тщитаательно ощупывают и исследуют каждую пядь пространства. Они открывают в мире образы, которых Сомова характеризуют как художника изысканного, хрупкого, чуточку вялого. Сомовские герои назначают свидания, обмениваются записочками, целуются.
Но как не похожа на все это картина «Дама в голубом»(портрет художницы Е.Мартыновой). Обратите внимание на контрасты.
Видеофрагмент о К.Сомове.
Лев Бакст начал с книжной графики, создав замечательные иллюстрации в журналах «Аполлон», «Мир искусства», «Золотое руно». Он оставил после себя картины, ставшие частью серебряного века русской культуры. Бакст дебютировал в знаменитых Дягилевских «сезонах» в качестве создателя декараций и костюмов к балету «Клеопатра». Работы его вызывали всеобщее восхищение, а постановки с его оформлением Огюст Роден назвал «образцом истинной красоты». У Бакста на картинах разливается «бездумная, обволакивающая, ласкающая стихия цвета».
Видеофрагмент о Баксте.
Художник Лансере любит природу, солнце, ветер. Свою любовь он раскрывает, обращаясь чаще всего к темам, посвященным эпохе Петра1.
Видеофрагмент о Лансере.
Валентин Серов прожил жизнь, полную напряженных творческих исканий. Но неизменным будет успех Серова на выставках передвижников, а затем и мирискусников, но никогда не будет существовать для него окончательно найденной манеры. Все его творчество отмечено поиском нового художественного языка.
Видеофрагмент о В.Серове.
Немного позже зародилась мечта о том, чтобы, воспитав вкусы русского общества в области изобразительного искусства, музыки, литературы, поднять и прославить ее на Западе.
Для осуществления этой мечты понадобилось вмешательство С.Дягилева. С.Дягилев отличается незаурядной энергией, способностью преодолевать любые препятствия на пути к цели, умением сплачивать вокруг себя людей. Первым шагом «Мира искусства» на общественной арене была устроена С.Дягилевым выставка английских и немецких акварелистов (1897г.), затем в том же году – скандинавских художников.
Видеофрагмент о С.Дягилеве.
Объединение «Мир искусства» издавало журнал с таким же названием. Это был своеобразный литературно – художественный альманах, в котором сотрудничали художники, поэты, философы. Само название намечало задачу: охватить все области художественной культуры в России и Европе – живопись, скульптуру, графику, архитектуру, литературу. Не прошли мимо журнала новые веяния в театре, музыке. Ряд исследований был посвящен анализу творчества Вагнера, Ницше, Толстого, Достоевского, Пушкина. Самый широкий круг вопросов посвящался живописи.
В 1906г. Друзья решили осуществить одну из своих идей: прославить русское искусство на Западе. Дягилев устраивает в Париже выставку «Два века русской живописи и скульптуре», где наряду с художниками 18 столетия были широко представлены самые значительные мастера конца 19 – начала 20в. Так начинается покорение Парижа русским искусством. В 1907г. парижан знакомят с русской музыкой. Программа пяти концертов была составлена таким образом, чтобы музыку, корни которого уходят в русскую народную песню – музыку Глинки, Чайковского, Римского – Корсакова, Мусоргского, Бородина и других Следующим шагом будет организация «балетных сезонов» в Париже. Французская критика объявляет русские спектакли «открытием нового мира», «революцией в балете», «откровение».
На весь мир гремят имена артистов Павловой, Красавиной, Нижинского, художников Бакста, Бенуа, Головина, Рериха, Серова и других. Русское искусство оказывает влияние на формирование мировой художественной культуры, его воздействие испытывает на себе не только танец, но и драматургия, опера, музыка, живопись. Именно в эти годы прочно устанавливается сохранившийся до наших дней авторитет русской балетной школы, русской музыки, русской театрально – декарационной живописи.
Видеофрагмент о парижских сезонах.
На выставках «Мир искусства», наряду с картинами и рисунками, стали появляться вышивки, мебель, ковры и декоративное панно, выполненное по эскизам Головина, Малютина, Врубеля, Коровина, Поленовой, Якунчиковой.
Художник не должен разделять свое искусство на высокое (живопись, рисунок, скульптура и т. д.) и низкое, связанное с ежедневными потребностями людей. Мирискусники считали необходимым, чтобы прекрасное вошло в жизнь людей, окружало их дома и на улице.
Еще одно направление деятельности художников «Мира искусства» - книжное оформление,где они выступали подлинными реформаторами.
«Художник, занятый книгой, должен обратить внимание первым долгом – на основные требования красоты в книге: на обработку формата, на Качество, поверхность и цвет бумаги, на размещение текста в странице..., на шрифт…и т. д. Книга может быть прекрасной без единого украшения, и наоборот, все украшения не приведут ни к чему, если будут забыты эти основные требования…»
(А.Бенуа)
Этап закрепления урока:
1.Что такое «Мир искусства?» Когда возникло это объединение?
2.Какую цель преследовали основатели объединения?
3.Перечислите художников, входивших в объединение.
4.Каким из предложенных высказываний можно охарактеризовать творчество передвижников, каким мирискусников?
А) художники при помощи живописи отражают окружающую действительность;
Б) художники при помощи живописи выражают свой мир, себя.
5)Что, по-вашему, объединяет творчество художников «Мира искусства» и передвижников?
Подведение итогов урока:
Учитель заканчивает урок, оценивает детей
Учащиеся высказывают свое мнение, аргументируют его; определяют и оценивают наиболее удачные ответы друг друга.
Домашнее задание:
1.Прочитать и ответить на вопросы п.№ 33.
2.Подготовить сообщение о любом художнике из «мира искусников» или его прозведении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»
Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...
конспект урока по новым стандартам "Роль декоративного искусства в жини человека" 5 класс
конспект урока, разработан по новым государственным стандартам. Урок обобщающий, по программе Б.М.Неменского....
Конспект открытого занятия по теме "Культура и искусство Древнего Египта
Цель занятия:познакомить детей с культурой и искусством Древнего Египта....
Конспект занятия «Живопись по мокрой бумаге».
Живопись по мокрой бумаге.Цели и задачи: Научить детей работать красками по мокрой бумаге. Научится делать в своей работе мягкие, плавные переходы одного цвета....
Конспект урокарусского языка "Эссе"
Конспект урока русского языка для 9 класса.Урок развития речи по теме:"Эссе"...
Конспект урока "«Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Музыкальная живопись и живописная музыка».
Данный урок по предмету «Музыка» относится к разделу «Музыка и изобразительное искусство».Цель урока: создать условия для формирования знаний о связях живописи и му...
Рабочая программа "Живопись" дополнительный курс по изобразительному искусству для обучающихся 2 класса
Весь мир во всей его красоте, форму предметов и материал, из которого они сделаны, пространство и освещение мы видим благодаря разнообразию цвета. Представьте, что все цвета исчезли из окружающе...