Урок "Географические названия - свидетели прошлого" (5 класс)
презентация к уроку по истории (5 класс) по теме
"Введение в историю", урок №8 и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografich.nazvaniya_-_5_kl.rar | 304.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Орищенко Наталья Ивановна, учитель истории МОАУ «СОШ № 15 г. Новотроицка»
МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №15» 2013-2014 учебный год
Предмет: история
Класс: 5
Автор УМК: Майков А.Н. Введение в историю. – М.: Вентана-Граф, 2008, - 128 с.
Тема: географические названия – свидетели прошлого
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели: 1. Показать важность географических названий для изучения прошлого.
2. Формировать историческое сознание.
3. Воспитывать бережное отношение к географическим названиям.
Основные понятия: географические названия, Россия – моя Родина.
Основные вопросы урока: 1. Все имеет свое название.
2. Как возникают названия.
3. Названия стран мира.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Проверка готовности класса к уроку.
- Сегодня мы продолжим изучать другие свидетельства прошлого.
II. Проверка домашнего задания.
Проверочная работа:
- Определите, к какому источнику относятся:
- Записи на папирусе______________
- Берестяные грамоты новгородцев______________
- Доспехи рыцаря___________________
- Копье первобытного человека___________________
- Былины___________________________
- Женский головной убор – кокошник____________________
- Соотнесите понятия и их определения
Понятие | Определение |
А) документ | 1. Наука, которая изучает жизнь человеческого общества в прошлом |
Б) хронология | 2. Обозначение в истории года, месяца, числа произошедшего события |
В) дата | 3. Письменный источник, в переводе с латинского «свидетельство» |
Г) история | 4. Последовательность исторических событий во времени |
А | Б | В | Г |
- Решите задачи: Что было раньше и на сколько?
- 43 год до н. э. или 43 год н.э.
- Куликовская битва 1380 года или Бородинское сражение 1812 года?
Ответ №1: ____________________________________________________________
Ответ №2: ____________________________________________________________
- Что такое генеалогия? (греч.слово – «родословная»), см. с.76-77.
- Является ли генеалогия исторической дисциплиной? Докажите.
- Назовите три элемента имени человека (имя, отчество, фамилия).
- Имя - … (своеобразный знак, отличающий человека от другого). Происхождение своего имени (сообщения учащихся).
- Отчество - … (составная часть родового имени).
- Фамилия - … (третья часть имени человека). Может ли фамилия помочь определить занятия предков? (Шапошников, Руковишников, Овчинников, Кузнецов и др.)
III. Изучение нового материала.
- Все имеет свое название (с.84).
Игра «Города», «Улицы».
- Назовите названия рек.
- Назовите ближайший город около Новотроицка, поселки, улицы города …
Вывод: Мы живем в мире имен и названий.
Рисуем схему: ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ
Ориентир для человека Используются органами власти Памятники прошлого
(адрес объекта) (обслуживают население) (напоминают о прошлом)
Физкультминутка
- Приведите примеры переименования улиц нашего города (воины-интернационалисты).
- Как возникают названия (с.85) - чтение п.2.
- Какие города названы по имени исторического деятеля?
- Перечислите названия населенных пунктов, возникшие по профессии, ремеслу живших там людей.
- На какой улице находится наша школа?
- Какие улицы знаете в нашем городе? Почему их так назвали?
- Названия стран мира (с. 88) – чтение текста.
- Обратите внимание на правильное произношение названий географических объектов.
- Географическое положение:
- Норвегия (северная дорога),
- Ирландия (западная страна),
- Вьетнам (южная страна),
- Нидерланды (низменная страна),
- Исландия (ледяная страна).
- Природные богатства:
- Аргентина (серебро),
- Бразилия (красное дерево),
- Индия (река Инд).
- Название народа:
- Финляндия (страна финнов),
- Израиль (земля израильтян).
- по имени исторического деятеля:
- Колумбия (мореход Христофор Колумб),
- Боливия (Симон Боливар),
- Америка (мореход Америго Веспучи)
- Берег слоновой кости.
- Название нашей страны – Российская Федерация. В древности ее называли Русь. Племена росы – голубоглазые, светловолосые. Название реки – Рось.
- Запись на доске «Россия – имя нашей Родины».
IV. Подведение итога урока:
- Для чего дают названия различным географическим объектам?
- Как названия улиц, площадей помогают историкам изучать прошлое родного края?
Рефлексия: Что понравилось? Что не понравилось? Почему?
- А вы знаете, что сегодня на уроке я...
- Больше всего мне понравилось...
- Самым интересным сегодня на уроке было...
- Сегодня я понял...
- Сегодня я научился...
- Сегодня я задумался...
- Сегодняшний урок показал мне…
V. Домашнее задание:
- § 8, читать.
- С. 89 – письменно «Происхождение названий моего города».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Женщины в истории России"Нумизматика. Монеты - свидетели прошлого"
Нумизматика. Монеты- свидетели прошлого.Программа элективного курса для учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономические профилиЦели: программа предназначена для пред...
Урок для 5 класса история - Географические названия-свидетели прошлого
Презентация по курсу Введение в историю, тема урока - Географические названия - свидетели прошлого, в ходе которого обучающиеся смогут в ходе эвристической беседы и творческих заданий назвать многие ф...
Географические названия - свидетели прошлого
Урок посвящен топонимике....
Урок внеклассного чтения в 5 классе "Цветы-свидетели больших событий"
1.Тема «Цветы – свидетели больших событий». 2. На уроке «Цветы - свидетели больших событ...
Презентация Географические названия- свидетели прошлого
Презентация Географические названия- свидетели прошлого...
Презентация урока "Географические названия - свидетели прошлого"
Презентация урока. 5 класс...
5.8 Географические названия - свидетели прошлого
Презентация и конспект занятия по истории в 5 классе....