Урок "Географические названия - свидетели прошлого" (5 класс)
презентация к уроку по истории (5 класс) по теме

Орищенко Наталья Ивановна

"Введение в историю", урок №8 и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografich.nazvaniya_-_5_kl.rar304.05 КБ

Предварительный просмотр:

Орищенко Наталья Ивановна, учитель истории МОАУ «СОШ № 15 г. Новотроицка»

МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №15»                         2013-2014 учебный год

Предмет: история

Класс: 5

Автор УМК: Майков А.Н. Введение в историю. – М.: Вентана-Граф, 2008, - 128 с.

Тема: географические названия – свидетели прошлого

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели: 1. Показать важность географических названий для изучения прошлого.

          2. Формировать историческое сознание.

          3. Воспитывать бережное отношение к географическим названиям.

Основные понятия: географические названия, Россия – моя Родина.

Основные вопросы урока: 1. Все имеет свое название.  

                                            2. Как возникают названия.  

                                            3. Названия стран мира.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Проверка готовности класса к уроку.

- Сегодня мы продолжим изучать другие свидетельства прошлого.

II. Проверка домашнего задания.

Проверочная работа:

  1. Определите, к какому источнику относятся:
  • Записи на папирусе______________
  • Берестяные грамоты новгородцев______________
  • Доспехи рыцаря___________________
  • Копье первобытного человека___________________
  • Былины___________________________
  • Женский головной убор – кокошник____________________
  1. Соотнесите понятия и их определения

Понятие

Определение

А) документ

1. Наука, которая изучает жизнь человеческого общества в прошлом

Б) хронология

2. Обозначение в истории года, месяца, числа произошедшего события

В) дата

3. Письменный источник, в переводе с латинского «свидетельство»

Г) история

4. Последовательность исторических событий во времени

А

Б

В

Г

  1. Решите задачи: Что было раньше и на сколько?
  1. 43 год до н. э. или 43 год н.э.
  2. Куликовская битва 1380 года или Бородинское сражение 1812 года?

         

Ответ №1: ____________________________________________________________

Ответ №2: ____________________________________________________________

  1. Что такое генеалогия? (греч.слово – «родословная»), см. с.76-77.
  2. Является ли генеалогия исторической дисциплиной? Докажите.
  3. Назовите три элемента имени человека (имя, отчество, фамилия).
  4. Имя - … (своеобразный знак, отличающий человека от другого). Происхождение своего имени (сообщения учащихся).
  5. Отчество - … (составная часть родового имени).
  6. Фамилия - … (третья часть имени человека). Может ли фамилия помочь определить занятия предков? (Шапошников, Руковишников, Овчинников, Кузнецов и др.)

III. Изучение нового материала.

  1. Все имеет свое название (с.84).

Игра «Города», «Улицы».

- Назовите названия рек.

- Назовите ближайший город около Новотроицка, поселки, улицы города …

Вывод: Мы живем в мире имен и названий.

Рисуем схему:         ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ

 

  Ориентир для человека    Используются органами власти       Памятники прошлого

       (адрес объекта)              (обслуживают население)            (напоминают о прошлом)                  

Физкультминутка

- Приведите примеры переименования улиц нашего города (воины-интернационалисты).

  1. Как возникают названия (с.85) - чтение п.2.

- Какие города названы по имени исторического деятеля?

- Перечислите названия населенных пунктов, возникшие по профессии, ремеслу живших там людей.

-  На какой улице находится наша школа?

- Какие улицы знаете в нашем городе? Почему их так назвали?

  1. Названия стран мира (с. 88) – чтение текста.

- Обратите внимание на правильное произношение названий географических объектов.

- Географическое положение:

  • Норвегия (северная дорога),
  • Ирландия (западная страна),
  • Вьетнам (южная страна),
  • Нидерланды (низменная страна),
  • Исландия (ледяная страна).

- Природные богатства:

  • Аргентина (серебро),
  • Бразилия (красное дерево),
  • Индия (река Инд).

- Название народа:

  • Финляндия (страна финнов),
  • Израиль (земля израильтян).

- по имени исторического деятеля:

  • Колумбия (мореход Христофор Колумб),
  • Боливия (Симон Боливар),
  • Америка (мореход Америго Веспучи)
  • Берег слоновой кости.

- Название нашей страны – Российская Федерация. В древности ее называли Русь. Племена росы – голубоглазые, светловолосые. Название реки – Рось.

- Запись на доске «Россия – имя нашей Родины».

IV. Подведение итога урока:

  1. Для чего дают названия различным географическим объектам?
  2. Как названия улиц, площадей помогают историкам изучать прошлое родного края?

Рефлексия: Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

  1. А вы знаете, что сегодня на уроке я...
  2. Больше всего мне понравилось...
  3. Самым интересным сегодня на уроке было...
  4. Сегодня я понял...
  5. Сегодня я научился...
  6. Сегодня я задумался...
  7. Сегодняшний урок показал мне…

V. Домашнее задание:

  1. § 8,  читать.
  2. С. 89 – письменно «Происхождение названий моего города».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Женщины в истории России"Нумизматика. Монеты - свидетели прошлого"

Нумизматика. Монеты- свидетели прошлого.Программа элективного курса  для учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономические профилиЦели: программа предназначена для пред...

Урок для 5 класса история - Географические названия-свидетели прошлого

Презентация по курсу Введение в историю, тема урока - Географические названия - свидетели прошлого, в ходе которого обучающиеся смогут в ходе эвристической беседы и творческих заданий назвать многие ф...

Урок внеклассного чтения в 5 классе "Цветы-свидетели больших событий"

       1.Тема «Цветы – свидетели больших событий».         2. На уроке «Цветы  - свидетели больших событ...

Презентация Географические названия- свидетели прошлого

Презентация Географические названия- свидетели прошлого...

5.8 Географические названия - свидетели прошлого

Презентация и конспект занятия по истории в 5 классе....