Урок внеклассного чтения в 5 классе "Цветы-свидетели больших событий"
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Синякова Ирина Николаевна

         1.Тема «Цветы – свидетели больших событий».

         2. На уроке «Цветы  - свидетели больших событий» учащиеся узнают легенды и мифы о происхождении цветов, количественную и цветовую символику, приобретают навыки анализа поэтического текста.

3.Урок внеклассного чтения.

4.Урок предназначен для учащихся 5-6 классов со средними и высокими учебными возможностями.

5.Классно урочная форма учебной работы.

6. Педагогические цели :

         - познакомить учащихся с поэтическими произведениями о цветах, обучать навыкам анализа стихотворного текста;

         - развивать память, логическое мышление, расширять общий кругозор;

         - совершенствовать нравственные качества учащихся, формировать основы этических знаний.

         В ходе урока решаются следующие  задачи:

- организовать деятельность учащихся по расширению знаний по теме «Цветы в поэзии»;

- вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;

- развить у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы.

         В соответствии с требованиями к современному уроку осуществлялась координация учебного материала с целью формирования у учащихся целостного представления о мире, развития эрудиции, включены задачи творческого характера по использованию полученных знаний в изменённых обстоятельствах. В настоящее время особую ценность представляют методы развития познавательного интереса, поэтому на уроке использовались словесные, наглядные, проблемно-поисковые методы обучения. Фронтальные и индивидуальные формы работы соответствовали поставленным целям и задачам.

         Содержание урока соответствовало основным принципам дидактики (доступность, системность, последовательность, связь с жизнью, наглядность). Стремилась выдержать логически, системно структуру урока. Каждый этап урока имел логическую завершённость.

         Реализация целей урока осуществлялась через задания индивидуального характера, дифференцированную и общеклассную деятельность.

         При целеполагании стремилась опираться на жизненный и знаниевый опыт ребят, чтобы цели и задачи урока были не только целями учителя, а, прежде всего, целями учащихся.

         Учащиеся находились в позиции «хочу-могу». Для каждого старалась

создать ситуацию успеха, которая является фактором развития личности

школьника, рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. Отношения с учащимися стараюсь строить на основе педагогики сотрудничества, уважая в каждом ребёнке его индивидуальность.

         Использовала технические средства обучения, но при этом большое внимание уделялось живому слову учителя, которое ничто не заменит, особенно на уроках литературы.

         Эмоциональный фон урока играет положительную роль, поэтому я использовала этот принцип для более глубокого и полного усвоения материала.

         Учащиеся получили дифференцированное домашнее задание (по содержанию, характеру, объёму) для разных групп учащихся с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 5 классе.

Тема: «Цветы – свидетели больших событий»

Цели: О: помочь детям окунуться в мир цветов, прикоснуться к его тайнам, познакомить учащихся с произведениями о цветах, расширять общий кругозор учащихся.

          Р: развивать интерес к предмету через различные виды, развивать умение проектирования, развивать умение самостоятельно находить нужную информацию, работать со справочной литературой, развивать монологическую речь, развивать память, логическое мышление.

          В: помочь детям окунуться в мир цветов, прикоснуться к его тайнам, способствовать формированию эстетического вкуса,  создать эмоциональный настрой на совместную деятельность, взаимное доверие, прививать навыки работы в коллективе.

Метод: рассказ учителя с элементами беседы, наблюдение, защита проектов.

Оборудование: мультимедиа.

Эпиграф: Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок.

                                                                           Г.Х.Андерсен.

Ход урока.

1.

Всю жизнь цветы не оставляют нас.

Прелестные наследники природы-

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо заходят.

Они нам продлевают время встреч,

Откладывают время расставанья.

Мы души и сердца должны беречь

От хищных рук, от зла и прозябанья.

Любая мысль возвышенной мечты

Тогда лишь перельётся в ликованье,

Когда пред нею склонятся цветы

Посредники живого пониманья.

- Ребята, о чём я вам только что прочитала стихотворение? ( о цветах).

- Как вы думаете, почему именно о цветах? (наверное, сегодня на уроке мы будем говорить о цветах).

  Послушайте отрывок из сказки.

Кто её написал, о чём она и как она называется?

   

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле.
Он  рос  один  на  пустыре…. Нечем было ему питаться
в камне и в глине;  капли дождя,  упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня,  а  цветок все жил и жил и рос помаленьку выше….

Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть…. В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож
на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда,  он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою….    

      «Неизвестный цветок». Андрей Платонович Платонов (Сказка - быль)

Вспомните, что мы решили с вами разработать проект, который называется «Цветы – свидетели больших событий», потому что у каждого из вас есть любимый цветок или на подоконнике, или в палисаднике, или в поле, или произведение о цветах.

 Согласны ли вы с утверждением, что «Цветы – свидетели больших событий»?     (да).

- Верно - Насколько важное место цветы занимают в жизни человека? В каких ситуациях мы их используем?

(цветы сопровождают человека на протяжении всей жизни, от рождения до смерти. Они украшают нашу жизнь, радуют на свадьбах и именинах).

      -Верно, ребята. Один мудрый человек сказал, что для счастья человеку нужно немного: солнце, небо и цветок.

(Обращаюсь к эпиграфу, записанному на доске.)

 На (слайд) записан эпиграф к нашему уроку «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!».

-Давайте обратимся к ещё одному эпиграфу. Найдите главное, ключевое слово в этой фразе. (открытий)

- Правильно. А сейчас соотнесите тему урока с этим словом и попытайтесь сформулировать цели нашего урока.

 (мы должны будем сделать какое-нибудь открытие о цветах).

Назвать цели

О: помочь детям окунуться в мир цветов, прикоснуться к его тайнам, познакомить учащихся с произведениями о цветах, расширять общий кругозор учащихся.

          Р: развивать интерес к предмету через различные виды, развивать умение проектирования, развивать умение самостоятельно находить нужную информацию, работать со справочной литературой, развивать монологическую речь, развивать память, логическое мышление.

          В: помочь детям окунуться в мир цветов, прикоснуться к его тайнам, способствовать формированию эстетического вкуса,  создать эмоциональный настрой на совместную деятельность, взаимное доверие, прививать навыки работы в коллективе.

- Да. Сегодня мы с вами совершим своеобразное путешествие от цветка к цветку. Как бы вдыхая их аромат, аромат недавно ушедшего лета, мы откроем неизвестные страницы, побываем у разных народов и в разных временах.

Сегодняшний урок необычный, а урок-проект, к которому мы готовились уже давно.

Наш проект состоит из серии индивидуальных проектов, каждый из которых является мини-исследованием по проблеме.

            Егор

1. Стихи

Цветы! При звучании этого слова перед глазами проносится разноцветный вихрь, обдавая нас волнами аромата. Даже в то время, когда думаешь о цветах, становится приятно, а ещё приятнее, когда они выращены с душой и подарены.

Моя работа о цветах поможет окунуться в мир цветов, увидеть их прелесть. Тема занятия «Цветы – свидетели больших событий». Когда я был маленьким, папа весной брал меня в лес, и я всегда любовался подснежниками-первоцветами. Побывав в этом году в лесу, я увидел скудную полянку. Куда же подевались цветы? «Да их просто с корнями выдрали»,- пояснил мне папа. Мне стало больно от этого, ведь подснежники были свидетелями моего детства.

А сегодня я приготовил стихи о цветах.

Хочу спросить у вас:

-Есть ли глаза у цветов?

Внимательно послушайте стихотворение Расула Гамзатова.

Есть глаза у цветов.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
Помню как-то я в былые дни
Рвал цветы для милой на поляне,
И глядели на меня они,
Как бы говоря: "Она обманет".

Я напрасно ждал, и звал я зря,
Бросил я цветы, они лежали,
Как бы глядя вдаль и говоря:
"Не виновны мы в твоей печали".
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я, цветы, как люди плачут,
И росу роняют на песок.

Мы уходим, и в прощальный час
Провожая из родного края,
Разные цветы глядят на нас,
Нам вослед головками кивая.
Осенью, когда сады грустны,
Листья на ветвях желты и гладки,
Вспоминая дни своей весны,
Глядя вдаль цветы грустят на грядке.

Кто не верит, всех зову я в сад,
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
В душу нам глядят цветы земли,
Добрым взглядом всех кто с нами рядом.
Или же потусторонним взглядом
Всех друзей, что навсегда ушли.

-Итак, есть ли глаза у цветов и каким взглядом они смотрят?

(Цветы плачут, они бывают грустными, добрыми, печальными, предчувствуют обман, смотрят сочувственным взглядом, прощальным взглядом, доверчиво глядят).

-Этот проект мы готовили вместе с Костей. Давайте послушаем и его.

-Мне тоже очень нравятся стихи о цветах, поэтому я с удовольствием подбирал их в  наш проект.

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.

                                                                 ЕГОР

-Может быть, мой рассказ затронул и вас.

Я рекомендую вам прочитать стихи о розе – самом прекрасном цветке, о хризантеме, последнем осеннем цветке. Из этого альбома вы узнаете много полезного.

Так давайте будем беречь наши цветы! Давайте разведём в классе настоящий цветник из комнатных растений!

                  Анжела

2. Сказки

Я прочитала много произведений устного народного творчества и литературных сказок, в которых наряду с героями произведений живут и действуют цветы.

Моя работа поможет глубже понять, как люди и цветы добились взаимного понимания и возможности помогать друг другу: обратимся к сказкам.

«Сказка о цветах». Ответьте на вопрос:

-Чем пахнут цветы?

Когда-то жил на свете один садовник. Его цветы были самыми прекрасными, с самым сладким ароматом.

  Когда-то жил на свете один садовник. Его цветы были самыми прекрасными, с самым сладким ароматом.

   В один из дней садовнику пришлось отправиться далеко-далеко от своих садов. Одна из его покупательниц попросила доставить цветы своей дочери, которая жила в соседнем селении. Он шел и напевал нескладные песенки о своих цветах и цветы слышали его и надменно кивали своими головками в такт его шагам Они знали, что являются самыми прекрасными цветами на свете и ничто не могло поколебать их уверенности в этом.

Дошел садовник до дома.

- Я знаю, что у вас самые прекрасные и красивые цветы,  ещё то, что они замечательно пахнут,- сказала девушка. Ваши цветы прекрасны и замечательно пахнут, но позвольте мне показать вам кое-что.

  Вдруг Садовник почувствовал необычный аромат. Это пахли цветы, которые росли у него под ногами, это были блеклые точечки цветов, совсем некрасивые.
- Когда-то здесь жила одна семья.  Они тоже любили цветы и выращивали их. Эти цветы были другими, не такими как у вас. Нет, нет, это тоже были розы, лилии, тюльпаны, ромашки, маки, незабудки, но все же они были другими.  Отличаться они стали позже, когда дом опустел. Тогда-то цветы и познали впервые вкус печали. Вкус разлуки. Вкус горя. Вкус боли. Они понимали, что теперь остались одни, и от этого им было ещё больней. Чувствуете горьковатый запах, как будто вы находитесь рядом с несчастным человеком?
Садовник глубоко вдохнул и действительно почувствовал тонкий острый аромат.
- Конечно, те люди редко помогали своим цветам, но все же помогали, а теперь они были лишены и этого и той любви и внимания. Но цветы жили, год за годом они упорно, назло непонятно кому выживали. Цветы не такие большие как ваши,   и их аромат не так сладок, напротив, в нём мало сладости, но зато много другого. Трудно сказать, какой вкус у этого запаха. Соленый? Пряный? Неслышимый? Сваливающий с ног? Горький? Трудно, не правда ли? Собственно, я это к тому, что я действительно люблю цветы. Но цветы это не то, что распускается весной или летом или осенью и не то, что выросло из земли и даже, не то, что красиво и пахнет. Цветы - это намного больше. Это и ветер, который их обдувает; и дождь, который поливает; и солнце, которое согревает; и даже зверь, который уносит семена далеко-далеко. Но ветер не только обдувает, но и гнёт к земле, а вода и сгноить может, а солнце спалить. Ну а звери и съесть могут. Цветы - это не так просто как вам кажется.

 

Видите, какие древние жители – цветы. Они существуют вечно и являются свидетелями жизни человека во все времена, помогают ему в горе и в радости, и в печали и в веселье. Люди и цветы – друзья. Об этом мы узнаём из сказки.

Прочитайте, пожалуйста, сказки, которые я собрала о цветах, они все интересные, много полезного узнаете для себя!

Настя

3. Картины

Моя работа о творцах произведений искусства – художниках, которые рисовали цветы. При взгляде на цветы они замедляли свои шаги довольно часто. И тогда рождались картины, натюрморты, посвящённые цветам.

Сейчас вы увидите эти картины и вместе с художниками окунётесь в мир цветов.

 Хотелось бы познакомить вас с натюрмортом Кончаловского «Сирень»

 Петр Петрович Кончаловский (1876—1956 гг.) очень любил изображать цветы. Он писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат.  П. П. Кончаловский говорил, что «в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще».

Особенно любил П. П. Кончаловский сирень. Ей он посвятил множество своих полотен.  Посмотрите на репродукцию одной из лучших картин Кончаловского «Сирень», которая была написана в 1953 г.  Это полотно находится в Москве, в Третьяковской галерее.

—        Рассмотрите картину, обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали? Какого цвета, каких оттенков эта великолепная сирень?
П. П. Кончаловский стремится передать свое впечатление от букета, поэтому он не выписывает отдельно лепестки, листья, ветки. Ему важно создать целостный образ. Как описать величину кистей сирени и величину отдельных ее цветов? (Тяжелые, крупные кисти сирени. Они напоминают гроздья винограда. Крошечные звездочки — цветы. Их много.)

—Очевидно, такая сирень очень ароматна. Подберите синонимы к прилагательному ароматная. (Душистая, пахучая, благоухающая.)

С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? (Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, дивная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная, замечательная.,..)

Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней.

 «Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Сам П. П. Кончаловский сказал о своей картине: «В этом букете все живет, цветет и радуется».

Яна

4. Легенды

Показать цветок Анютины глазки.

- Кто-нибудь знает, почему они так называются?  (ответы ребят)

Читаешь наизусть: Апрель золотыми лучами обласкан.

                                С лужайки плывет аромат.

                                Анютины глазки из были и сказки

                               На мир удивленно глядят.

Существуют легенды о цветах. Одна из них так и называется «АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ»

Читаешь:

- Жила в деревне девочка Анюта с добрым сердцем и доверчивыми лучистыми глазами. Каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Но на беду свою повстречала коварного обольстителя, который клятвенными заверениями разбудил в девушке первое чувство. Всем сердцем, всей жизнью своей потянулась Анюта к юноше, а юноша испугался: заспешил в дорогу по «отложным делам, обещая непременно вернуться к своей избраннице.

Долго смотрела Анюта на дорогу, ожидая любимого, и тихо угасала от тоски. А где    

угасла, на том месте появились цветы.

Таково русское предание о цветке.

Егор:

А в моей подборке стихов тоже есть об анютиных глазках, послушайте:

Анна Ахматова - "И анютиных глазок стая..."

И анютиных глазок стая
Бархатистый хранит силуэт -
Это бабочки, улетая,
Им оставили свой портрет.
Ты - другое... Ты б постыдился
Быть, где слезы живут и страх,
И случайно сам отразился
В двух зеленых пустых зеркалах.

Яна

-А какие легенды вы знаете?

-О каком цветке хотели бы вы услышать?

«РОМАШКА»

Цветы-попутчики нашей жизни. Многие наши имена произошли от названия цветов или наоборот:

лилия, анютины глазки, Иван-да-марья, Иван-чай, нарцисс.

Они хотят, чтобы люди были такими же яркими, добрыми, красивыми.

 В заключение хочу сказать:

-Не рви цветка!

Его дыханье кратко,

В нём наша жизнь

Прекрасна и быстра.

Регина

5. Минутка творчества

НА УРОКАХ И ДОМА ЛЮБЛЮ ПИСАТЬ СТИХИ, СКАЗКИ, МИНИАТЮРЫ.

Заключение

Закончен наш проект.

Тема нашего проекта была «Цветы – свидетели больших событий».

Так какую же роль они играют в нашей жизни. Расскажите.

(когда грустно, то …

Когда болею, то…

Лечат от болезни,

Создают настроение,

Наслаждаемся ароматом.

Цветочный чай, варенье,

Любуемся - повышается настроение.

Итак, занятие наше не прошло даром, почерпнули много нового, интересного

Ребята, вы собрали огромный материал, который будет находиться в кабинете литературы, к нему мы будем обращаться на уроках развития речи и, конечно же, пополнять его.

Наш урок подходит к концу. Скажите, пожалуйста, удалось ли нам сегодня сделать какое-нибудь открытие? Что нового вы узнали о цветах? Пригодится ли вам эта информация?

А какое решение всё-таки мы сегодня вынесем с нашего занятия

( Цветы развести в классе, участвовать в конкурсе цветов «Чей двор, участок лучше?», не будем рвать первоцветы, только полюбуемся, насладимся ароматом )

- РЕБЯТА! Каждый день, каждый час нас окружают чудеса, которые, казалось бы, мы не замечаем. Но вдруг наш взгляд упал на обыкновенный листочек, и мы удивились, как на нем заблестела капелька росы, переливаясь на солнце. Как же он прекрасен. Кажется, мы привыкли ко всему, что нас окружает, и не удивляемся, глядя на облака, плывущие по небу, на пение птиц.

Но послушайте стихотворение поэта.

Не привыкайте к чудесам:

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам:

Глазами к ним тянитесь!

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам-

Ничто не повторится

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так и все не так

Через одно мгновенье.

И сегодня на уроке, мы  присматривались, прислушивались, удивлялись всему тому, что нас окружает

- Я хочу поблагодарить вас за работу. Мне с вами было очень интересно. Желаю, чтобы вы каждый день совершали какое-нибудь, хоть и небольшое, открытие. Ведь благодаря открытиям мы узнаём всё больше, становимся мудрее.

Домашнее задание будет таково:

Оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по литературе в 6классе по теме :Урок внеклассного чтения.Л.Н.Толстой"Кавказский пленник".Исторические события,получившие отражение в рассказе.

Данный урок проведен с использованием современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС.Как мы знаем,преобладающий фактор-системно-деятельный подход в обучении.Применение кейс -техноло...

"О Родине большой и малой"- Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе автор - Поздникина Г.В.

Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная  :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Урок внеклассного чтения в 6 классе "Маленькие герои большой войны"

Кризис исторической памяти проявляется в разрушении исторической культуры, вандализме, безнравственном отношении к ветеранам. Именно поэтому, очень важно на уроках литературы, на уроках внеклассного ч...