Географические названия - свидетели прошлого
план-конспект занятия по истории (5 класс) по теме

Игнатенко Екатерина Николаевна

Урок посвящен топонимике.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Географические названия - свидетели прошлого Цель занятия: показать важность географических названий для изучения исторического прошлого.

Слайд 2

1703-1914 — Санкт-Петербург до 1924 — Петроград до 1991 — Ленинград 1893-1895 — Александровский До 1903 — Ново-Николаевский До 1926 — Ново-Николаевск С 1926 – Новосибирск

Слайд 7

Названия стран мира: Аргентина - от латинского «аргентум» (серебро). Купцы использовали аргентинскую реку Рио-де-ла-Плата (Серебряная река) для транспортировки серебра и других сокровищ из Перу. Земля вниз по течению и стала известна как Аргентина (Земля серебра). Австралия - от «неизвестная южная земля» (лат. terra australis incognita). Территория была названа ранними европейскими исследователями, которые верили, что австралийский материк был гораздо больше, чем они пока открыли. Путешественник Мэттью Флиндерс (1774-1814), который первым исследовал австралийский берег и сделал его карту, первый использовал термин «Австралия». Вьетнам – «южная земля». Египет – «храм души бога Птаха». Индия – в честь реки Инд. Иран – «земля Aryans» или «земля свободных». Термин «Arya» обычно имеет значение «благородный» или «свободный», родственный слову греческого происхождения «аристократ». Исландия – «земля льда» (Island на исландском). Япония – «страна восходящего солнца». Япония на японском языке звучит как Nihon или Nippon («источник солнца»).

Слайд 8

Имя моей Родины – Россия Слово: Россия . Ближайшая этимология: впервые в Московской грамматике 1517 г., также у Ивана Грозного, Аввакума и др., раньше – Русь , откуда Русия . Форма на - о - происходит из греч. Pwss i a, от ср.-греч. Pоj. Отсюда производные российский (Иван Грозный), росский (Задонщина, рукопись XVII в.). Слово: Русь . Ближайшая этимология: др.-русск. Русь , ср.-греч. Pоj – «норманны», араб. Rus «норманы в Испании и Франции» (IХ в.). В др.-русск. договорах 911 и 944 гг. почти все отъ рода русьска посъли имеют скандинавские имена. Ср. также фин. Ruotsi «Швеция», Ruotsalainen «швед», эст. Roots, Rootslane – то же. Дальнейшая этимология: этот этноним возводится к др.-исл. Rosmenn или Roskarlar «гребцы, мореходы», который сближается со шв. Roslagen – названием побережья Упланда. Аналогичные случаи перенесения названия завоевателей на завоеванное население налицо у франков (Франция), норманов (Нормандия), лангобардов (Ломбардия), болгар. (Этимологический словарь Фасмера)

Слайд 9

Рефлексивный экран Подберите афоризмы, пословицы или стихотворные строки, относящиеся к теме занятия.

Слайд 10

Домашнее задание: 1. Исследуйте происхождение названия вашей улицы или одной из улиц Новосибирска. 2. Менялось ли ее название, как и когда.



Предварительный просмотр:

Разработка занятия №5.8

ФИО преподавателя: Игнатенко Екатерина Николаевна.

Предмет: история.

Класс: 5.

Тип занятия: изучение нового материала.

Тема занятия: Географические названия - свидетели прошлого. (1 час).

Цель занятия: показать важность географических названий для изучения исторического прошлого.

Задачи занятия:

образовательные: рассмотреть различные географические названия, обсудить их происхождение.

развивающие: сформировать историческое сознание.

воспитательные: воспитывать бережное отношение к географическим названиям.

Структура занятия:

Этапы занятия

Тайминг

Основные информационные единицы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

3 мин

-

1. Создание рабочей атмосферы.

2. Проверка посещаемости.

Проверка д\з

5 мин

-

Ученик перед классом рассказывает о своем имени.

Мотивация, актуализация знаний

8 мин

-

Вопросы учителя:

1. Какие районы нашего города вы знаете?

2. Какие речки протекают в нашем городе?

3. Если вы потеряетесь в городе, как вы будете искать дорогу домой?

4. Какая ближайшая к школе станция метро?

5. Почему станция метро так называется?

Географические названия являются не просто названиями, а несут в себе следы истории.

Ответы учеников:

1. Октябрьский, Центральный…

2. Тула, Камышенка, Каменка…

3. Необходимо спросить, как добраться до своей улицы.

4. Золотая Нива.

5. Раньше там был магазин «Золотая Нива» и так называлась остановка наземного транспорта.

Целеполагание

2 мин

-

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

1 слайд

О географических названиях и их значении для истории.

Запись в тетрадь темы занятия:

Географические названия - свидетели прошлого.

Изучение нового материала

20 мин

Географическое название

Топонимика

1. Все имеет свое название.

Для чего нужны географические названия?

Ответы учеников выносим на доску.

Функции географических названий:

*Ориентир для человека. Они помогают выделить нужный объект среди одинаковых, найти интересующее нас место.

*Используются органами власти, организациями и учреждениями, которые обслуживают население.

*Они как памятники, напоминающие народу о его прошлом.

Некоторые географические названия уходят в прошлое.

2 слайд

Примеры переименований.

Какие еще примеры переименований вы знаете?

2. Как возникают названия.

3, 4, 5, 6 слайды

Примеры русских географических названий.

Как вы думаете, почему эти населенные пункты получили такие названия?

Географических названий очень много, поэтому для их изучения существует специальная наука – топонимика.

Топонимика – наука, изучающая названия географических объектов (стран, городов, рек, морей и т.д.)

1. Перечислите населенные пункты, названные в честь какого-либо человека.

2. Какие города названы по имени исторического деятеля?

3. Перечислите названия населенных пунктов, возникшие по профессии или ремеслу живших там людей.

3. Названия стран мира.

7 слайд

Разобрать происхождение некоторых названий стран.

8 слайд

Разобрать этимологию названия нашего государства.

Ученики отвечают на вопрос

Итоговую схему записывают в тетрадь.

Сталинград – Волгоград.

Свердловск – Екатеринбург.

Ученики предлагают свои версии.

Ученики переписывают определение в тетрадь.

Ответы учеников:

1. Салават, Курчатов, Киров, Королев.

2. Санкт-Петербург, Екатеринбург.

3. Котельнич.

Закрепление

3 мин

-

Точечные вопросы:

1. Для чего дают названия различным географическим объектам?

2. Как названия улиц и площадей помогаю изучать историю родного края?

Ученики отвечают на вопросы:

1. Чтобы проще было ориентироваться в пространстве.

2. Любое географическое название дается не просто так, оно отражает положение дел в определенный исторический момент.

Итоги занятия, рефлексия

2 мин

-

Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия:

Почему важно изучать географические названия?

9 слайд

Рефлексивный экран.

Подберите афоризмы, пословицы или стихотворные строки, относящиеся к теме занятия.

Учащиеся отвечают на вопрос, тем самым подводя итог занятию.

Домашнее задание

2 мин

10 слайд

Домашнее задание:

1. Исследуйте происхождение названия вашей улицы или одной из улиц Новосибирска.

2. Менялось ли ее название, как и когда.

Схема доски

Функции географических названий:

*Ориентир для человека. Они помогают выделить нужный объект среди одинаковых, найти интересующее нас место.

*Используются органами власти, организациями и учреждениями, которые обслуживают население.

*Они как памятники, напоминающие народу о его прошлом.

Схема тетради:

Географические названия - свидетели прошлого

Функции географических названий:

*Ориентир для человека. Они помогают выделить нужный объект среди одинаковых, найти интересующее нас место.

*Используются органами власти, организациями и учреждениями, которые обслуживают население.

*Они как памятники, напоминающие народу о его прошлом.

Топонимика – наука, изучающая названия географических объектов (стран, городов, рек, морей и т.д.)

К следующему уроку необходимо принести альбомный лист и цветные карандаши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайны географических названий

Тайны географических названий...

Урок "Географические названия - свидетели прошлого" (5 класс)

"Введение в историю", урок №8 и презентация...

Элективный курс "Женщины в истории России"Нумизматика. Монеты - свидетели прошлого"

Нумизматика. Монеты- свидетели прошлого.Программа элективного курса  для учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономические профилиЦели: программа предназначена для пред...

Урок для 5 класса история - Географические названия-свидетели прошлого

Презентация по курсу Введение в историю, тема урока - Географические названия - свидетели прошлого, в ходе которого обучающиеся смогут в ходе эвристической беседы и творческих заданий назвать многие ф...

Презентация Географические названия- свидетели прошлого

Презентация Географические названия- свидетели прошлого...

5.8 Географические названия - свидетели прошлого

Презентация и конспект занятия по истории в 5 классе....