Географические названия - свидетели прошлого
план-конспект занятия по истории (5 класс) по теме
Урок посвящен топонимике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8._geograficheskie_nazvaniya_-_svideteli_proshlogo.ppt | 2.45 МБ |
8._geograficheskie_nazvaniya_-_svideteli_proshlogo.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1703-1914 — Санкт-Петербург до 1924 — Петроград до 1991 — Ленинград 1893-1895 — Александровский До 1903 — Ново-Николаевский До 1926 — Ново-Николаевск С 1926 – Новосибирск
Названия стран мира: Аргентина - от латинского «аргентум» (серебро). Купцы использовали аргентинскую реку Рио-де-ла-Плата (Серебряная река) для транспортировки серебра и других сокровищ из Перу. Земля вниз по течению и стала известна как Аргентина (Земля серебра). Австралия - от «неизвестная южная земля» (лат. terra australis incognita). Территория была названа ранними европейскими исследователями, которые верили, что австралийский материк был гораздо больше, чем они пока открыли. Путешественник Мэттью Флиндерс (1774-1814), который первым исследовал австралийский берег и сделал его карту, первый использовал термин «Австралия». Вьетнам – «южная земля». Египет – «храм души бога Птаха». Индия – в честь реки Инд. Иран – «земля Aryans» или «земля свободных». Термин «Arya» обычно имеет значение «благородный» или «свободный», родственный слову греческого происхождения «аристократ». Исландия – «земля льда» (Island на исландском). Япония – «страна восходящего солнца». Япония на японском языке звучит как Nihon или Nippon («источник солнца»).
Имя моей Родины – Россия Слово: Россия . Ближайшая этимология: впервые в Московской грамматике 1517 г., также у Ивана Грозного, Аввакума и др., раньше – Русь , откуда Русия . Форма на - о - происходит из греч. Pwss i a, от ср.-греч. Pоj. Отсюда производные российский (Иван Грозный), росский (Задонщина, рукопись XVII в.). Слово: Русь . Ближайшая этимология: др.-русск. Русь , ср.-греч. Pоj – «норманны», араб. Rus «норманы в Испании и Франции» (IХ в.). В др.-русск. договорах 911 и 944 гг. почти все отъ рода русьска посъли имеют скандинавские имена. Ср. также фин. Ruotsi «Швеция», Ruotsalainen «швед», эст. Roots, Rootslane – то же. Дальнейшая этимология: этот этноним возводится к др.-исл. Rosmenn или Roskarlar «гребцы, мореходы», который сближается со шв. Roslagen – названием побережья Упланда. Аналогичные случаи перенесения названия завоевателей на завоеванное население налицо у франков (Франция), норманов (Нормандия), лангобардов (Ломбардия), болгар. (Этимологический словарь Фасмера)
Рефлексивный экран Подберите афоризмы, пословицы или стихотворные строки, относящиеся к теме занятия.
Домашнее задание: 1. Исследуйте происхождение названия вашей улицы или одной из улиц Новосибирска. 2. Менялось ли ее название, как и когда.
Предварительный просмотр:
Разработка занятия №5.8
ФИО преподавателя: Игнатенко Екатерина Николаевна.
Предмет: история.
Класс: 5.
Тип занятия: изучение нового материала.
Тема занятия: Географические названия - свидетели прошлого. (1 час).
Цель занятия: показать важность географических названий для изучения исторического прошлого.
Задачи занятия:
образовательные: рассмотреть различные географические названия, обсудить их происхождение.
развивающие: сформировать историческое сознание.
воспитательные: воспитывать бережное отношение к географическим названиям.
Структура занятия:
Этапы занятия | Тайминг | Основные информационные единицы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | 3 мин | - | 1. Создание рабочей атмосферы. 2. Проверка посещаемости. | |
Проверка д\з | 5 мин | - | Ученик перед классом рассказывает о своем имени. | |
Мотивация, актуализация знаний | 8 мин | - | Вопросы учителя: 1. Какие районы нашего города вы знаете? 2. Какие речки протекают в нашем городе? 3. Если вы потеряетесь в городе, как вы будете искать дорогу домой? 4. Какая ближайшая к школе станция метро? 5. Почему станция метро так называется? Географические названия являются не просто названиями, а несут в себе следы истории. | Ответы учеников: 1. Октябрьский, Центральный… 2. Тула, Камышенка, Каменка… 3. Необходимо спросить, как добраться до своей улицы. 4. Золотая Нива. 5. Раньше там был магазин «Золотая Нива» и так называлась остановка наземного транспорта. |
Целеполагание | 2 мин | - | Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? 1 слайд | О географических названиях и их значении для истории. Запись в тетрадь темы занятия: Географические названия - свидетели прошлого. |
Изучение нового материала | 20 мин | Географическое название Топонимика | 1. Все имеет свое название. Для чего нужны географические названия? Ответы учеников выносим на доску. Функции географических названий: *Ориентир для человека. Они помогают выделить нужный объект среди одинаковых, найти интересующее нас место. *Используются органами власти, организациями и учреждениями, которые обслуживают население. *Они как памятники, напоминающие народу о его прошлом. Некоторые географические названия уходят в прошлое. 2 слайд Примеры переименований. Какие еще примеры переименований вы знаете? 2. Как возникают названия. 3, 4, 5, 6 слайды Примеры русских географических названий. Как вы думаете, почему эти населенные пункты получили такие названия? Географических названий очень много, поэтому для их изучения существует специальная наука – топонимика. Топонимика – наука, изучающая названия географических объектов (стран, городов, рек, морей и т.д.) 1. Перечислите населенные пункты, названные в честь какого-либо человека. 2. Какие города названы по имени исторического деятеля? 3. Перечислите названия населенных пунктов, возникшие по профессии или ремеслу живших там людей. 3. Названия стран мира. 7 слайд Разобрать происхождение некоторых названий стран. 8 слайд Разобрать этимологию названия нашего государства. | Ученики отвечают на вопрос Итоговую схему записывают в тетрадь. Сталинград – Волгоград. Свердловск – Екатеринбург. Ученики предлагают свои версии. Ученики переписывают определение в тетрадь. Ответы учеников: 1. Салават, Курчатов, Киров, Королев. 2. Санкт-Петербург, Екатеринбург. 3. Котельнич. |
Закрепление | 3 мин | - | Точечные вопросы: 1. Для чего дают названия различным географическим объектам? 2. Как названия улиц и площадей помогаю изучать историю родного края? | Ученики отвечают на вопросы: 1. Чтобы проще было ориентироваться в пространстве. 2. Любое географическое название дается не просто так, оно отражает положение дел в определенный исторический момент. |
Итоги занятия, рефлексия | 2 мин | - | Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия: Почему важно изучать географические названия? 9 слайд Рефлексивный экран. Подберите афоризмы, пословицы или стихотворные строки, относящиеся к теме занятия. | Учащиеся отвечают на вопрос, тем самым подводя итог занятию. |
Домашнее задание | 2 мин | 10 слайд Домашнее задание: 1. Исследуйте происхождение названия вашей улицы или одной из улиц Новосибирска. 2. Менялось ли ее название, как и когда. |
Схема доски
Функции географических названий:
*Ориентир для человека. Они помогают выделить нужный объект среди одинаковых, найти интересующее нас место.
*Используются органами власти, организациями и учреждениями, которые обслуживают население.
*Они как памятники, напоминающие народу о его прошлом.
Схема тетради:
Географические названия - свидетели прошлого
Функции географических названий:
*Ориентир для человека. Они помогают выделить нужный объект среди одинаковых, найти интересующее нас место.
*Используются органами власти, организациями и учреждениями, которые обслуживают население.
*Они как памятники, напоминающие народу о его прошлом.
Топонимика – наука, изучающая названия географических объектов (стран, городов, рек, морей и т.д.)
К следующему уроку необходимо принести альбомный лист и цветные карандаши.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тайны географических названий
Тайны географических названий...
Урок "Географические названия - свидетели прошлого" (5 класс)
"Введение в историю", урок №8 и презентация...
Элективный курс "Женщины в истории России"Нумизматика. Монеты - свидетели прошлого"
Нумизматика. Монеты- свидетели прошлого.Программа элективного курса для учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономические профилиЦели: программа предназначена для пред...
Урок для 5 класса история - Географические названия-свидетели прошлого
Презентация по курсу Введение в историю, тема урока - Географические названия - свидетели прошлого, в ходе которого обучающиеся смогут в ходе эвристической беседы и творческих заданий назвать многие ф...
Презентация Географические названия- свидетели прошлого
Презентация Географические названия- свидетели прошлого...
Презентация урока "Географические названия - свидетели прошлого"
Презентация урока. 5 класс...
5.8 Географические названия - свидетели прошлого
Презентация и конспект занятия по истории в 5 классе....