Педагогические чтения "С чего начинается Родина?"
статья по истории по теме
Предварительный просмотр:
Педагогические чтения
учитель истории и обществознания
МБОУ ВСОШ № 4 АГО
Канлоева Наталья Иосифовна
гор. Артём,
Приморский край
«С чего начинается Родина?»
(«Растим патриотов»)
«Человек создан, чтобы жить в обществе: разлучите его с ним - мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря».
Дени Дидро.
Эссе
Всем знакомы слова бередящей душу песни «С чего начинается Родина?». Слушаешь её, и со всем соглашаешься. Вот только для учащихся нашей школы они безразличны. Для них Родина начиналась не «с заветной скамьи у ворот», а со скамьи подсудимых. Многие из них уже не раз слышали стук колёс « столыпинских» вагонов, на которых перевозят осуждённых к местам отбывания наказания, и далеко не колыбельные песни пела им мать, когда пила… И Родина у них тоже есть, но видят они её через высокие каменные стены «зоновского периметра» и колючую проволоку… Когда задаёшь вопрос поступившим в нашу школу ученикам, что для них означают слова «Родина», «Патриотизм», «Мать», в лучшем случае видишь злую ухмылку, в худшем – услышишь то, что не хотел бы слышать. Значит, проблема есть, и её надо решать. Есть над чем работать, куда применить свой богатый жизненный и педагогический опыт.
Размышления по этому поводу я изложила в своём эссе.
Человек родился… Сначала он воспитывается в своей семье. Кому-то посчастливилось родиться в такой, где привыкли сполна отвечать за свои слова и поступки, а кто-то вынужден жить в атмосфере непонимания, безразличия, нелюбви, а порой и откровенной ненависти. В неблагополучной семье, детском доме и «на малолетке» на ласку и внимание особо рассчитывать не приходится. Именно поэтому с каждым годом ряды сограждан пополняют и ярые патриоты, и люди, ненавидящие свою страну и её прошлое, и просто равнодушные к тому, что происходит на их Родине.
Сегодня в нашем обществе протекают процессы как позитивные, так и характеризующиеся негативными тенденциями: меняется образ жизни людей, усиливается конфликтность и бездуховность общества в целом, имеет место негативное толкование событий отечественной истории, а русский традиционный патриотизм представляется порой как психическое отклонение. Поэтому каждый здравомыслящий человек старается воспитать в своём ребёнке чувство уважения и благодарности к той стране, где он родился и живёт, к своей Родине. Ну, а уж учителю истории, как говорится, сам Бог велел.
Больше десяти лет я работаю в школе необычной, находится она вместе с консультационными пунктами на территории трёх исправительных колоний в поселке Заводском. Контингент учащихся разный: от воров-карманников до убийц-рецидивистов. Озлобленные души, обиженные на всё и на всех, в том числе и на власть, и на Родину. Для большинства из отбывающих наказание эти два понятия абсолютно идентичны. Иногда задаешься вопросом: это сегодня они - осуждённые, а завтра выйдут на свободу и будут жить рядом с нами. Выйти - то они выйдут рано или поздно. Но КЕМ? Работая здесь, я поняла, что многое зависит и от нас, учителей, от того, как мы поможем стать этим людям полноценными членами свободного общества, соблюдающими моральные и социальные нормы, уважающими Закон и неоспоримое право любого человека на жизнь.
За годы работы в моей педагогической копилке скопилось много интересных находок в плане воспитательных мероприятий, и она продолжает постоянно пополняться, потому что жизнь не стоит на месте и каждый день преподносит нам свои сюрпризы. А иногда и такие события, мимо которых просто нельзя пройти молча.
Первое сентября… Этот праздник у многих ассоциируется с нарядно одетыми первоклашками, букетами цветов и Первым звонком. Своих учеников, пришедших в школу в День знаний, я не только поздравляю с началом учебного года, но всякий раз рассказываю им о трагедии в Беслане. Чёрный сентябрь… В чём виноваты дети? Мы вместе с ребятами читаем дневники тех, кому пришлось пережить эту трагедию и жить с чувством вины за то, что остались живы, на протяжении уже нескольких лет. Для многих учащихся мой рассказ о событиях в Беслане становится настоящим откровением, они подходят ко мне, просят не просто посмотреть поближе фотографии и документы, а еще и разрешения отнести их к себе в отряд, чтобы показать это тем, кто живет с ними бок о бок.
Каждый год, в декабре, в нашей школе мною совместно с литераторами традиционно проводится общешкольное мероприятие, посвященное воинам-афганцам. Не стал исключением и 2011 год. С той лишь разницей, что теперь зрители не просто слушали рассказы, стихи и песни об Афганистане, но и «воочию» стали свидетелями тех событий: документальные, а не постановочные кадры сражений, быта афганцев крупным планом проецировались на экран с помощью мультимедийной установки. Это мероприятие никого не оставило равнодушным: ни учеников, ни учителей. И если кто-то из моих коллег, смущенно опуская глаза, плакал, то некоторые из ребят просто поднимались и уходили. Сначала мне было даже обидно за учеников: мы столько готовились, а они не оценили. И только на следующий день двое из тех, кто ушел, подошли ко мне, извинились и сказали: «Стыдно стало за бесцельно потраченную молодость, никому не нужную блатную тюремную романтику, особенно когда видишь, как умирают твои ровесники». Признаюсь честно, в такие минуты мне не жаль потраченных на подобные мероприятия ни сил, ни времени: если хоть двое из присутствующих о чем-то задумались – это уже хорошо. Сегодня они задумались о прошлом, а завтра, возможно, подумают о своем будущем.
В январе 2012 года мною было подготовлено и проведено мероприятие «Памяти жертв Холокоста». Главной задачей его было формирование эмпатии к жертвам и сохранение памяти о них. И опять лучше всех стихотворений, песен и воспоминаний узников концлагерей «звучали» отрывки из документальных фильмов и фотографии жертв фашистских преступлений. Мои далеко не сентиментальные ученики, повидавшие в жизни немало, были поражены, до чего может дойти в своей нечеловеческой жестокости человек! В зале то и дело звучали реплики - опять ученики не остались равнодушными.
На уроках и на классных часах мы с ребятами говорим и о России, и о малой родине – Приморье. В классе есть уроженцы из разных уголков нашего края, и каждый искренне считает, что его город или село – самые лучшие, самые красивые. В сентябре я проводила классный час о событиях на оз. Хасан - «Бессмертный гарнизон». С большим интересом слушали ребята рассказ о своих, приморских, героях, тем более что моими помощниками были ребята из Хасанского района, которые слышали об этих событиях от своих отцов и дедов. На лицах этих ребят была написана гордость за свою родину, за ее людей.
Замечательно, что руководство страны осознало важность проблемы патриотизма в качестве «объединительного фактора для всей многонациональной, но единой российской нации». По словам Президента РФ В. В. Путина: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее».
«Выстрели в прошлое из пистолета, и оно выстрелит в тебя из пушки». Этот афоризм, похоже, обретает сегодня предметный и жестокий смысл. Ощущается некая духовная недостаточность, не хватает «нравственного кислорода», без которого человеческая душа вянет, теряет свою подвижность и способность к развитию. Грустно, но факт: многое мы не сберегли и многое утрачиваем по сей день. И остаётся только боль. Она возникла не просто так, она не могла не возникнуть, ибо отторжение души человека от души Отечества не может протекать безболезненно, а сегодняшние меркантильные ценности и интересы не дают человеку ощущения кровного родства и тревоги за всё, что зовётся Отечеством. Понимание всего этого заставляет нас, неравнодушных людей, к которым я отношу и себя, о многом задуматься, требует возвращения в души и сердца людей ощущения любви к Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"С чего начинается Родина?" Собственные и нарицательные существительные
Тематически урок связан с Родиной...
Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").
Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме....
С чего начинается тригонометрия
В статье рассматривается проблема подготовки ученика к изучению тригонометрии в современных условиях. Анализирутся причины, по которым многим учащимся с трудом дается изучение материала и даются конкр...
Классный час "С чего начинается школа"
http://klassnyy_chas.rar ...
С чего начинается здоровье
Презентация к общешкольному родительскому собранию...
социально-педагогический проект "С чего начинается Родина?"
Почему проект назван «С чего начинается Родина?»? В любом обществе воспитание гражданина и патриота, ценящего родную землю, ее традиции и национальную культуру, уважающего историю своей Ро...
Конспект занятия с использованием психолого–педагогических, здоровьесберегающих технологий «С чего начинается дружба?»
Занятие для дошкольников объединений социально-педагогической направленности...