Урок истории в 6 классе по теме "Столетняя война"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Дмитренко Ирина Анатольевна

Урок проводится с применением модульной технологии, по технологическим картам. На материале Столетней войны учащиеся убеждаются в ее захватническом, грабительском характере, знакомятся с вооружением, организацией и тактическими приемами феодального войска. В связи с событиями Столетней войны раскрывается понятие народно-освободительная борьба против иноземных захватчиков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_100_voyne.rar32.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

 Столетняя война 1337-1453 гг.

(6 класс)

Учитель истории и

Обществознания

МБОУСОШ № 20

Дмитренко И. А.

Тема: Столетняя война 1337-1453 гг.

Цели урока.

Обучающие:

- подвести учащихся к пониманию причин Столетней войны,

-  учащихся с основными событиями войны,

- показать героическую роль в войне Жанны д, Арк.

Развивающие:

- продолжить формировать умения изучать исторические источники,

- логически мыслить, обобщать, сравнивать, анализировать, участвовать в обсуждении, работать с картой,

- определять свое отношение к событиям.

Воспитывающие: 

     - воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Оборудование урока:

-  карта «Англия и Франция во время Столетней войны 1337–1453 гг.»;

- мультимедийная презентация,

- исторические источники,

- выставка средневекового оружия (заранее подготовлена уч-ся),

- видеосюжет «Жанна Д, Арк».

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя. 

          На предыдущих уроках мы с вами мы говорили о двух, наиболее значимых странах периода средневековья.

 Назовите их и покажите на карте (Англия и Франция).   И выяснили, что в XIII - XIV вв. в этих государствах шел процесс централизации власти. Но в середине 14 века произошло событие, которое очень повлияло на дальнейшую историю этих стран.

III. Изучение новой темы.

        Основные вопросы, которые мы будем рассматривать, отражены в плане урока, который представлен в маршрутном листе (у каждого ученика)

  1. Причины и повод к войне.
  • Методические рекомендации

        Причины и повод предстоит узнать!    Конечно, такие события как войны имеют свои причины и свой повод. Каковы же были они у Столетней войны?

Сначала давайте вспомним, что такое причина и повод.    

Повод - случай, обстоятельство, которое дает непосредственный  толчок началу события.

Причина - основание, предлог для каких-нибудь действий.

  • Прочитать документ и вопросы (приложение 1).

- Чем недоволен английский король Эдуард I? (Он недоволен потерей Англией земель на территории Франции. В данном случае речь идет о Гасконии.)

- Из-за какого района Франции идет спор между двумя государствами? (Из-за Фландрии.)

- Почему Англия интересовалась Фландрией? (Из Англии во Фландрию поступает шерсть, овечьи шкуры, там развивалось производство сукна. Французы продавали жителям Фландрии хлеб.)

- Из-за чего началась война между Англией и Францией? (Англия не хотела терять свои земли во Франции; французские короли хотели объединить страну, а этому мешали английские владения на их территории; интересы двух государств столкнулись во Фландрии.)

Итак, мы пришли к выводу, что…

Причины войны.

1) Англия не хотела терять свои земли во Франции.

2) Французские короли хотели объединить страну, но мешали английские владения во Франции.

3) Интересы двух государств столкнулись во Фландрии.

4) Претензии английского короля на французский престол.

Повод к войне:

        Претензии короля Англии  на корону Франции.    

 Вывод: Завоевание Аквитании давало возможность французскому королю завершить объединение Франции.

                                                  2 Армии двух стран. 

 А теперь нам предстоит проверить готовность стран к войне.

Задание всем:  Посмотрите на иллюстрации, выставку.

- Какое оружие использовали во времена Столетней войны.

– Что вы можете сказать об оружии лучника, арбалетчика, пехотинца времён Столетней войны?

- Что вы можете сказать об их доспехах?

-  Какая из армий была боеспособнее и почему?

(Преимущества английской армии – высокая воинская дисциплина, многочисленная боеспособная пехота, умения согласовывать действия пехоты и конницы в бою. Недостатки французской армии – плохое командование, отсутствие единства действий пехоты и конницы).

Вывод: Английское войско было лучше подготовлено к ведению войны.

  1. Основные события и этапы войны. 

  • Рассказ учителя
  • Работа в группах (прочитать факты, указать на карте, защита по группам, записи).

1 группа

1 этап. 1337 – 1360гг.

       Война началась с морских набегов французов и англичан.

       Почти все население Англии одобряло войну, ведь она приносила богатую добычу. Победа казалась близкой. Но в 1348 г. до Франции и Англии добралась величайшая в истории эпидемия чумы «Черной смерти». И англичанам, и французам надолго стало не до войны. Тем не менее, стычки между ними продолжились.

1340 г. Уничтожение французского флота при г. Слейсе.

1346 г. Поражение французов в битве при Креси.

1356 г. Разгром французской армии при Пуатье.

В 1360 году было заключено перемирие между Англией и Францией.

2 группа

2 этап. 1369 – 1396гг. 

         Сменивший Иоанна II его сын Карл V оказался незаурядным правителем.  Он восстановил армию, и в 1369 году военные действия возобновились. Французы стали применять новую тактику, которую предложил полководец Бертран Дюгеклен: избегая больших сражений, французы изматывали англичан неожиданными нападениями.

И к 1380 году французы практически полностью вытеснили англичан с юга Франции.

3 группа

3 этап. 1415 – 1424. 

          В 1415 году боевые действия возобновились. У деревни Азенкур французская армия была разгромлена и бежала с поля боя.  Вскоре англичане заняли больше половины Франции, вошли в Париж. Герцог Бургундский заключил союз с англичанами. Король Франции попал ему в руки и от его имени герцог управлял страной. Вскоре больной король умер. Французское войско утратило веру в победу. Над Францией нависла угроза утраты национальной независимости.

1424 г. Весь север Франции оказался в руках англичан.

          Характер войны меняется. Если раньше воевали между собой королевские армии, то теперь в борьбу все шире стали вступать простые люди – крестьяне и горожане Франции. Война стала делом всех.  Французы чувствовали себя частью единого целого – Франции. Они относились к англичанам, как к иноземным захватчикам. Народ сохранил мужество и волю к победе. Во Франции разгорается партизанская война.

Задание: Что такое партизанская война?  (ответы детей).

          Вот теперь можно сказать и о характере Столетней войны: если вначале это была обычная династическая война между королями Англии и Франции, затем она приобрела захватнический характер со стороны Англии и справедливый, освободительный характер со стороны Франции.

Физкультминутка

Сто лет побед не видела Франция.
Сто лет страну лихорадит война.
Сто лет земля кровоточит под пальцами,
Сто лет Луара от гари черна.
Сто лет народ наш - и воин, и мученик,
Вторит рыданьям монахинь и дев.
Сто лет нас топчут английские лучники,

Лилию мнет геральдический лев.

4 группа

4 этап. 1428 – 1453гг.  

           В 1428 году англичане осадили Орлеан.  Взятие города открывало дорогу на юг Франции, давало возможность подчинить себе всю страну. Под Орлеаном решалась судьба Франции. Казалось, спасти Францию может только чудо. И чудо произошло!

            Вот уже несколько лет по Франции ходило пророчество, что спасти ее суждено не мужам – военачальникам, а Деве. И вот, в марте 1429 года к дофину Карлу явилась никому неизвестная девушка. Звали ее Жанна.

1428 г. Осада г. Орлеана.

1429 г. Перелом в ходе войны. Жанна д' Арк

1431 г. Казнь Жанны д' Арк.

1453 г. Изгнание англичан, но англичане сохранили порт Кале.

  1. Жанна д, Арк – народная героиня французского народа.

  • Просмотр видеосюжета

Задание: Систематизировать свои и полученные в ходе знакомства  на уроке сведения о Жанне д,Арк.

Задание: Перелом в войне, наступивший с появлением во французском войске Жанны д, Арк современники считают чудом: французы приписывают победы вмешательству Бога, англичане – вмешательству дьявола.

-  Как вы считаете,  в чем настоящий смысл этого чуда? (ответы детей)

5.Завершение и итоги войны.

          Война, ставшая действительно народной после казни Жанны не позволила англичанам переломить ход военных действий в свою пользу. Даже герцог бургундский покинул своих союзников англичан и перешел на сторону Карла VII. Шаг за шагом, город за городом, французская армия вытесняла англичан с родной земли. В 1453 году пал их последний оплот – город Бордо в Аквитании. Столетняя война закончилась. Только порт Кале остался у англичан еще на 100 лет.

Задание:  Почему Франция одержала победу в войне?  

Итоги войны:

- ликвидированы притязания Англии на французскую корону;

-  создание сильного национального государства;

-  усиление королевской власти во Франции;  

- на службе у короля появилась постоянная армия.

IV. Закрепление материала.

         Итак, мы выяснили, что Столетняя война между Англией и Францией (1337 - 1453гг), стала результатом взаимных притязаний сторон за землю и корону. Закончилась победой Франции.

  • Игра «Да- нетка»
  1. Поводом к Столетней войне стало стремление Франции отвоевать у Англии Аквитанию.
  2. Английская армия была лучше готова к ведению войны.
  3. Когда французское войско утратило веру в победу, народ Франции сохранил мужество и волю к борьбе.
  4. Орлеан – это город, у стен которого решалась судьба Франции.
  5. Столетняя война закончилась в 1455 году.
  6. Сегодня на уроке я узнал (а) много интересного.
  7. Подумайте, сначала про себя, затем и  можно вслух:

«А смог бы я спасти страну? Или остался глух,

К страданьям, слезам, бедам, горю?

Иль, все-таки помог бы своему народу?

Учитель: Мне очень приятно, что среди вас растут патриоты, ребята, которые любят свою Родину и готовы ей помочь!

V. Выставление оценок за урок.

VI. Домашнее задание: 

- параграф 20,

- подготовить сообщения о битвах в период войны, о героине Жанне д , Арк.

VII. Рефлексия.

Время быстро пролетело,  подводить пора итог.

Два кружочка перед вами: вам запомнился урок?

Если поняли вы тему, разобрались, что к чему,

Белый поднимите выше (очень этого я жду!)

Если синий – то не страшно, дома можно прочитать!

Всем на следующем уроке получить желаю «5»!

Столетняя война 1337 – 1453 гг

(маршрутный лист урока)

План урока

Дополнительный материал

Управление обучением

Практикум

1. Причины и повод войны

Повод - случай, обстоятельство, которое дает непосредственный  толчок началу события.

Причина - основание, предлог для каких-нибудь действий.

Прочитай документ Приложение 1 Фруассара «Хроники», ответь на вопросы и запиши причины войны

Причины войны и повод

-

-

-

-

2. Армия двух стран

Словарь:

Арбалет -  железный лук, вделанный в приклад и снабжённый механизмом для натягивания тетивы.

Мортира - новое орудие, применяемое во время Столетней войны.

Рассмотри иллюстрации и подготовленную выставку оружия.

Ответь на вопрос: Какая из армий была боеспособнее и почему?

Приложение 2 слайд

Таблица для сравнения

Английская армия

Французская армия

— из свободных крестьян (лучников).

Рыцарская конница получала жалование из королевской казны.

В армии:

— высокая воинская дисциплина;

— боеспособная пехота;

— умение согласовывать действия пехоты и конницы в бою

Конные рыцарские отряды, возглавляемые сеньорами. Рыцари действовали самостоятельно, не было дисциплины, была разобщённость в действиях.

В армии на II этапе войны произошла небольшая реорганизация:

— новая система комплектования войск;

— улучшение крепостной и  осадной артиллерии

Вывод:

3. Основные этапы войны.

Приложение 3

«Я исследователь»

Найти и отметить важные события войны на карте. Расскажи о чем прочитал.

См. в конверте

1 этап - 1337-1360

-

-

-

2 этап - 1969-1396

-

3 этап - 1415-1424        

-

4 этап - 1428-1453

-

-

-

-

4. Жанна д, Арк – народная героиня Франции.

Будь внимателен, просматривая сюжет, заверши работу дома

Систематизировать свои и полученные в ходе знакомства  на уроке сведения о Жанне д, Арк

Жанна д, Арк -

        

5. Итоги войны.

Почему Франция одержала победу в войне?  

Итоги:

Столетняя война между Англией и Францией _______________, стала результатом взаимных притязаний сторон за _________ и _________. Закончилась победой _________.

6. Д/з

параграф 20, подготовить сообщения о битвах в период войны, о героине Жанне д , Арк.

                           

Приложение 1

Работа с документом

  1. Прочти текст

                                                   Фруассар. «Хроники»

         Вы слышали перед этим рассказ о том, как король Англии запер все морские проходы и не пропускал ничего во Фландрию, а особенно шерсть и овечьи шкуры. Этим все страны Фландрии были глубоко поражены, так как суконное производство - главный предмет, которым они  живут, и было уже много разорившихся благородных людей и богатых купцов. Приходилось выбираться из земель Фландрии многим честным мужчинам и женщинам, которые перед этим были обеспечены трудом по производству сукон... из Франции к ним приходит много хлеба, но так как им не на что его покупать и нечем платить, все по недостатку заработка, то в этом-то и беда их, потому что мера хлеба стоит денье, а у кого нет его, тому нехорошо. Из Англии же к ним идет шерсть и с нею вместе большие выгоды, которые позволяют им поддерживать свое благосостояние и жить в довольстве...

Степанова BE., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков. (V-ХV века). Часть I. M., 1980. С. 249-250.

      2. Ответь на вопросы к документу:

- Чем недоволен английский король Эдуард I?

- Из-за какого района Франции идет спор между двумя государствами?

- Почему Англия интересовалась Фландрией?

- Из-за чего началась война между Англией и Францией?

Запиши причины в маршрутный лист

1 группа

1 этап. 1337 – 1360гг.

       Война началась с морских набегов французов и англичан.

       Почти все население Англии одобряло войну, ведь она приносила богатую добычу. Победа казалась близкой. Но в 1348 г. до Франции и Англии добралась величайшая в истории эпидемия чумы «Черной смерти». И англичанам, и французам надолго стало не до войны. Тем не менее, стычки между ними продолжились…

2 группа

2 этап. 1369 – 1396гг. 

         Сменивший Иоанна II его сын Карл V оказался незаурядным правителем.  Он восстановил армию, и в 1369 году военные действия возобновились. Французы стали применять новую тактику, которую предложил полководец Бертран Дюгеклен: избегая больших сражений, французы изматывали англичан неожиданными нападениями…

3 группа

3 этап. 1415 – 1424. 

          В … году боевые действия возобновились. У деревни Азенкур французская армия была разгромлена и бежала с поля боя.  Вскоре англичане заняли больше половины Франции, вошли в Париж. Французское войско утратило веру в победу. Над Францией нависла угроза утраты национальной независимости…

          В борьбу стали вступать простые люди – крестьяне и горожане Франции. Война стала делом всех.  Французы чувствовали себя частью единого целого – Франции. Они относились к англичанам, как к иноземным захватчикам. Народ сохранил мужество и волю к победе. Во Франции разгорается партизанская война.

4 группа

4 этап. 1428 – 1453гг.  

           В … году англичане осадили Орлеан.  Взятие города открывало дорогу на юг Франции, давало возможность подчинить себе всю страну. Под Орлеаном решалась судьба Франции. Казалось, спасти Францию может только чудо. И чудо произошло!

            Вот уже несколько лет по Франции ходило пророчество, что спасти ее суждено не мужам – военачальникам, а Деве. И вот, в марте 1429 года к дофину Карлу явилась, никому неизвестная, девушка. Звали ее Жанна…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"

Урок раскрывает направления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японской войны 1904-1905 гг , ход военных действий, итоги и последствия Русско - японской войны....

Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"

Урок расскрывает напрвления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японскойвойны, ее итоги и последствия. Показаны личности - участники события, а также тображение...

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

урок истории 8 класс "Франко-прусская война"

Разработка урока по  Новой истории для 8 класса. Данная разработка содержит подробный конспект урока, позволяющий актуализировать знания по истории Франции и Пруссии (исторический диктант в начал...

Конспект урока истории 8 класс тема: “КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853 – 1856 гг. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”.

Конспект  урока истории 8 класс тема: “КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853 – 1856 гг. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”....