Образовательные возможности истории повседневности как фактор сопутствующий воспитанию гражданственности
статья по истории (9 класс) по теме

Будникова Людмила Константиновна

История повседневности может способствовать глубокому проникновению в прошлое, так как предлагает ученику более пристально взглянуть на историческую эпоху, поставить себя на место участников исторических событий, испытать те чувства, которые были свойственны современникам событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gostinaya_.doc78 КБ
Microsoft Office document icon keys_tekhnologiya.doc754 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные возможности

истории повседневности

как фактор, способствующий

воспитанию гражданственности

В условиях современной России системе образования как фактору сохранения места России в ряду ведущих стран мира отводится особая роль. Общенациональный идеал сегодня — это возрождение России, которое невозможно без обращения к ее истории, без воспитания у школьников чувства гражданской ответственности за настоящее.

Курс отечественной истории является одним из основных школьных курсов, создающих условия для формирования чувства патриотизма и гражданского мировоззрения. Перед выпускником стоит задача «осознавать себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России». Изучение истории России создает условия для культурно-национального самопознания учащихся, для формирования чувства патриотизма и гражданственности.

К сожалению, процесс преподавания истории и его результаты показывают, что часто знания оказываются лишенными личностного смысла, что делает их формальными, не затрагивающими сферу чувств. Возникают вопросы: что способно сделать знания личностно-значимыми для учеников; как организовать обучение так, чтобы оно вызывало интерес ребят, способствовало их развитию?

История повседневности может способствовать глубокому проникновению в прошлое, так как предлагает ученику более пристально взглянуть на историческую эпоху, поставить себя на место участников исторических событий, испытать те чувства, которые были свойственны современникам событий.

Одним из приемов, который позволяет объединить преподавание ряда предметов в ценностно-целевом, содержательном, организационно-деятельностном направлении могут служить гостиные. Мысль создать гостиную возникла не случайно. Невозможно интересно учить ребят истории, не включая в содержание предмета художественную литературу, которая не только воссоздает образы повседневности, но и оживляет ту или иную эпоху. Музыка, танцы, предметы интерьера, внешний вид и манера поведения людей разных эпох — все это помогает учащимся совершить своеобразное путешествие во времени, ощутить его колорит, почувствовать себя героем другой эпохи. Одновременно ребята понимают, что проблемы, которые волнуют их сегодняшних, волновали людей во все времена.

В чем счастье человека? Как не быть одиноким? Какую личность можно назвать яркой, выдающейся? Над этими и другими вопросами в нашей гостиной размышляют ребята 12–17 лет. Первая гостиная была посвящена дружбе, которая, пройдя через века, была и останется примером, эталоном человеческих отношений — дружбе лицеистов первого выпуска Царскосельского лицея. На этой встрече девятиклассники с удовольствием играли, проживали роли Пушкина, Пущина, Малиновского, Кюхельбекера.

На второй встрече разговор шел о любви. Гостиная называлась «Страна любви — огромная страна». Любовь к маме, к мужчине и женщине, к природе, искусству, Родине — что это за чувство, которое сопутствует человеку в течение долгой жизни, начиная с колыбели? Любовь — объединяющее людей начало, то, на чем основано духовное бытие любого человека. Эпиграфом к разговору стали слова Ф. Тютчева, произнесенные в ответ на слова канцлера Бисмарка:

«Единство», — возвестил оракул наших дней, —

Быть может, спаяно железом лишь и кровью,

А мы попробуем спаять его любовью,

А там увидим, что прочней.

И вслед за поэтом ребята доказали, что любовь — не просто прекрасное чувство, это символ существования человека.

О чем бы ни шла речь на этих встречах, это всегда разговор о человеке, о его месте в мире. Одна из встреч называлась «Жизнь дана на добрые дела». В этой гостиной принимали участие ребята 7–8 классов. Каждый знает, что человек должен быть добрым. Но как различить добро и зло? Здесь литературные герои незаменимы. На этой встрече они ожили. Маленький принц, Розочка, Лис из сказки «Маленький принц». Непослушный капризный мальчик и его родители из «Белого пуделя». И, конечно, пушкинские сказочные герои.

На встрече в гостиной, подготовленной ребятами 10–11 классов, шел разговор о смысле жизни. На пороге взрослой жизни об этом размышляли выпускники. Каждый мог высказать свою точку зрения на основе полученных знаний и уже имеющегося житейского опыта. Надо ли вообще задумываться о смысле жизни? Надо, сомнения нет. «Смысл нельзя дать, его нужно найти. Осуществляя смысл, человек реализует сам себя» (Франкл). И разговор шел о том, как выпускники планируют реализовать себя, чему отдадут предпочтение: образованию, семейному очагу, материальному благополучию. А возможно ли это без здоровья?

Учащимися 9–11 классов была подготовлена гостиная «О доблестях, о подвигах, о славе», посвященная декабристам и их женам. И снова «вечные» темы, которые были важны как нашим предкам, так и нам сегодняшним.

Активное участие ребят разного возраста в таких уроках, «проживание» ими судеб их героев дает возможность школьникам научиться осознанию собственного «я», своего места в этом мире, учит понимать и принимать других. Очень важно, что для ребят участие в гостиных — это событие, которого они ждут с нетерпением. Несмотря на необходимость дополнительной подготовки к такому уроку-спектаклю, участие в гостиной для ребят настолько важно, что даже небольшая, второстепенная роль исполняется ими с огромным желанием и самоотдачей.

Включение в содержание истории России, во внеурочные мероприятия материала повседневности выступает фактором, мотивирующим учащихся на изучение родной истории, играет значимую роль в развитии личности ребенка, в формировании его патриотических чувств и гражданского сознания на основе исторических ценностей, которые в процессе учебной деятельности становятся для него личностно-значимыми.

Список использованной литературы

1.  Кулюткин Ю. Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. СПб., 2001.

2. История России ХХ века: Пособие для учителя /А. О. Чубарьян, Е. И. Пи-вовар, А. В. Пыжиков и др. / Под ред. А. О. Чубарьяна. М., 2003.

3. Лелеко В. Д. История повседневности в европейской культуре / В. Д. Лелеко; Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. СПб., 2002.



Предварительный просмотр:

Использование кейс –технологии на уроках истории и права как средство развития учебных и социальных компетенций

  

Сущность кейс – технологии -  изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Название технологии  произошло  от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай. 

Главная цель :

 Создание условий для успешной социализации учеников

Структура процесса обучения по КТ

  1. Школьникам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный)

-  он должен быть проблемным;

      - должен допускать  альтернативные варианты решения.

  1. Ученики учатся самостоятельно добывать информацию, её обрабатывать, анализировать (учебно- информационные компетентности).
  2. Выявляется позиция  школьника  по сути ситуации  (формируется альтернативное мышление.)
  3. Коллективное обсуждение вариантов  решения (сравниваются результаты, формируются социальные компетентности ).

Используя кейс - технологию,  я преследую следующие  цели:

  1. «Погружение в историю, в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий (это формирует их ценностные установки);
  2. способствую тому, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что из любой  ситуации существует много выходов и определили от чего зависит тот или иной выход, т.е. формируется ответственность детей  за выбор ;
  3. развитие компетентностей учащихся.

Существуют следующие разновидности кейс-технологии

  1. Метод ситуационного упражнения. 

Мной составлен ЦОР - «Ситуационные задания по истории», где упражнения сгруппированы по блокам:

А. По субъекту анализа:

  1. задания, опирающиеся на позицию современника исторических событий;
  2. задания, опирающиеся на позицию современного человека.

Б. по источнику анализа:

  1. задания на основе анализа произведений живописи;
  2. задания на основе анализа документа.

2. Метод ролевых игр

Цель данного метода в том, чтобы в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую ситуацию, затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

А) Театрализованное представление

На уроках театрализованного представления (драматизации) от учеников требуется “войти в образ” заданного исторического персонажа и воспроизвести заранее выученный литературный текст

 Тема урока «Бородино»(9 класс) – инсценируется сцена «Совет в Филях»

По ходу урока ученикам предлагаются слова – роли, и они разыгрывают сцену Совета в Филях. Даются задания на анализ ситуации:

- Почему был прав генерал Л.Л. Беннигсен, предлагая дать новое сражение Наполеону?-

Как вы считаете, убедительны ли были аргументы генерала Барклая-де- Толли против нового сражения?

- Кто и почему поддержал Барклая-де-Толли?

- Встаньте на место Кутузова, как бы вы поступили в данной ситуации? Какие трудности вы бы испытывали?

Б) На уроке «В городе мастеров» мы с шестиклассниками отправились в средневековый город для того, чтобы познакомиться с правилами организации средневековой мастерской, а также выяснить значение цехов в развитии промышленного производства средневековья. Учащимся было дано опережающее задание (по группам) -  подготовить   представление ремесленной мастерской и цеха. На уроках с данными историческими фактами мы не знакомились, ученики должны были сами изучить информацию, проанализировать её и выдать готовый продукт. Самым сложным было составить устав цеха, т.к. перед этим ребята должны были самостоятельно выяснить особенности цеховой организации производства и переосмыслить информацию в творческом задании

Посмотрев презентации цехов, мы вышли на анализ исторической ситуации, т.е. материал для анализа нам дали члены групп в своих представлениях. Во время анализа мы выяснили:

- Для чего была необходима жесткая регламентация деятельности мастеров?

- Способствовали ли цехи техническому прогрессу или мешали ему?

- Выскажитесь «за» цеховые правила и «против» них (используется ПОПС - формула)

- в XIII в. в Париже было около 100 цехов, а в конце XIV в. - до 350; в Лондоне число цехов возросло с 50 до 100. Объясните, почему число цехов возрастало.

В ходе её проведения   была смоделирована определенная ситуация прошлого .

Участники исполняли роль так, как сами считали нужным, самостоятельно определяли  стратегию поведения, сценарий, планируемый результат. Основная задача – проявить творческие способности к решению неожиданно встающих актуальных проблем.

3. Проблемно-дискуссионная игра в основном используется  в старших классах. Проблемно- дискуссионная игра  призвана выявить существующее многообразие различных точек зрения участников на какую-либо проблему, а затем и формирование своего взгляда на ту или иную историческую проблему. На уроке – дискуссии присутствует характерный признак – межличностный конфликт, где каждый защищает свою позицию. Учащиеся при этом овладевают следующими компетентностями:  ораторские умения, искусство доказательной полемики, способность отстаивать свою точку зрения, возможность встать на место конкретного исторического лица.

Проведение дискуссии на основе исторических материалов следует начинать с подготовки конкретного исторического вопроса. Ни в коем случае следует его формулировать в духе того, кто был прав, а кто нет. В центре внимания должны быть возможности хода событий. Что было возможным при том или ином стечении обстоятельств? Какие действия мог бы предпринять тот или иной исторический деятель для достижения данной цели, или от каких действий воздержаться? Были ли возможны альтернативные действия?”.

Например, на уроке - суде «Русско - японская война», заслушав выступления свидетелей, действующих лиц суда мы решали вопрос:

- Была ли возможность предотвратить войну? Какие тенденции в общемировой и российской реальности способствовали этому или мешали?

- Могла ли Россия выиграть войну? Что для этого было необходимо?

- Портсмутский мирный договор - это победа или поражение российской дипломатии?

Урок « Правотворчество. Законодательный процесс». Опробировать , как работает модель англосаксонского типа. На обсуждение выносится законопроект « О сокращении летних каникул». Данный урок способствовал развитию учебно-информационные компетентности: умения анализа, работы с текстом, создания авторского продукта; социальных компетентностей; умения самостоятельной работы и работы в группе, коммуникативные навыки, презентационные умения.

4. Метод игрового проектирования

Цель данного метода – процесс создания или совершенствования объектов.

Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта.

Работа над проектом по обществознанию. Урок- «Бизнес- старт».

Учитель предлагает каждой команде "открыть" в Нижневартовске собственную фирму: общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество. Созданные фирмы должны заниматься конкретной предпринимательской деятельностью в любой отрасли, производя или товары, или услуги.

Состав команды и обязанности каждого участника:

РУКОВОДИТЕЛЬ ФИРМЫ , МЕНЕДЖЕР ПО ПРОИЗВОДСТВУ , МЕНЕДЖЕР ПО СНАБЖЕНИЮ , МЕНЕДЖЕР ПО СБЫТУ , МЕНЕДЖЕР ПО КАДРАМ , ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР ФИРМЫ

Каждый член команды отвечает за соответствующий раздел бизнес-плана. Структура бизнес-  плана предлагается ребятам. При создании бизнес- плана учащиеся опираются на конкретную экономическую ситуацию в нашем городе, изучают спрос на товары и предложение на рынке, выясняют, найдут ли они в регионе поставщиков сырья, достаточен ли кадровый потенциал города.

В ходе игры развиваются компетентности учащихся - создание юридического документа, совершенствование  навыков экономической деятельности, создается авторский продукт, учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер.

Организуя уроки на основе кейс - технологии, я заметила, что данная методика эффективно сочетается с различными методами обучения, дополняет многие известные педагогические технологии. В таблице представлены возможности интеграции разных методов при организации работы по кейс- технологии.  

Метод, интегрированный в кейс - технологию

Характеристика его роли в кейс - технологии

Проблемный метод

Представление проблемы, лежащей в основе ситуации

Игровой метод

Представление вариантов поведения героев ситуации

Дискуссия

Обмен взглядами по поводу проблем и путей их решения

Как видно из таблицы, разные  методы организации образовательного процесса могут быть успешно интегрированы в кейс-технологию.

Использование данной технологии развивает и активизирует учащихся. На уроках они не просто «изучают» исторические факты и явления, как нечто  не связанное с ними и с современной жизнью, а становятся полноправными участниками истории и даже её творцами. Н.Г. Дайри отмечал: “В преподавании некоторых предметов описание явлений на уроке облегчено, ибо учащиеся в той или иной степени с этим знакомы (знание слов родного языка, знание животных, растений, смены времен года и др.) или могут легко познакомится в жизни. По истории, учащиеся, как правило, не могут обладать такими знаниями и поэтому в ее преподавании необходимо особо обстоятельное описание явления. Отсюда особая сложность проблемы соотношения чувственной и логической ступеней познания”.

Использование данной технологии развивает и активизирует учащихся. На уроках они не просто «изучают» исторические факты и явления, как нечто  не связанное с ними и с современной жизнью, а становятся полноправными участниками истории и даже её творцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».

 Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых резуль...

Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».

Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...

Воспитание гражданственности на уроках литературы в 10 классе при изучении Ф.И. Тютчева

В 1821 году Тютчев досрочно окончил словесное отделение Московского университета со степенью кандидата и более двадцати лет проработал в Германии и Италии на дипломатической службе. Но слава наш...

Использование проектного метода в процессе воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников

Материал о воспитании гражданственности и патриотизма младших школьников...

«Воспитание гражданственности на уроках истории на примере исторической личности»

В концепции модернизации Российского образования сказано, что важнейшей задачей воспитания является формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативн...

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ, СВОБОДАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ ЧЕЛОВЕКА В МОУ «ЯЛГИНСКАЯ СОШ»

Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, у...

Возможности урока в воспитании гражданственности в системе гражданско-патриотического воспитания.

Гражданственность – нравственно-политическое качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; проявлени...