Урок-зачет с опорой на национально - региональную историю в форме игры "Счастливый случай" по теме "Новая экономическая политика и её свёртывание"
методическая разработка по истории (11 класс) на тему
Цели урока:
1 обобщить и закрепить знания учащихся о советской стране в годы НЭПа, индустриализации и коллективизации
2 развивать аналитическое мышление учащихся, их устную монологическую речь, память, активизировать детей, применяя игровые приемы
3. воспитывать желание работать в группе с товарищами, доброжелательность, отзывчивость.
Учащимся дается опережающее задание, затем на уроке они делают сообщения о коллективизации в нашем крае.
В ходе интеллектуальной игры закрепляются знания детей о НЭПе и командной экономике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Яраткуловская средняя общеобразовательная школа
Урок - зачёт с опорой на
национально-региональную историю
в форме игры
«Счастливый случай»
по теме «Новая экономическая политика и её свёртывание»
Из опыта преподавания истории
в 9, 11 классах
Учитель: Кутлузаманова С.З.
Яраткулова 2010
Урок в форме игры «Счастливый случай»
Тема «Новая экономическая политика и её свёртывание»
Зачёт для 9, 11 классов
Цели урока:
- обобщить и закрепить знания учащихся о советской стране в годы НЭПа, индустриализации, коллективизации;
- развивать аналитическое мышление учащихся, их устную монологическую речь, память, активизировать детей, применяя игровые приёмы;
- воспитывать желание работать в группе с товарищами, доброжелательность, отзывчивость.
Оборудование:
Мешочек с фишками четырёх цветов, 2 ромашки (26 лепестков), 28 магнитиков, призы команде (ручки),
Пригласить гостя – «Тёмная лошадка»
План урока
- Организационная часть.
- Сообщения учащихся о коллективизации в нашем крае.
- Игра «Счастливый случай»:
А) разминка
Б) лото «Счастливый случай»;
В) «Тёмная лошадка»
Г) командная эстафета «Кто быстрее и правильно соберёт ромашку?»
Д) конкурс капитанов «Один на один»
Е) «Дальше, дальше…»
Ж) конкурс «Чей вопрос лучше?»
- Итоги.
Ход урока
- Организационная часть.
Учитель:
- Сегодня мы проводим зачётный урок по темам «Новая экономическая политика» и «Свёртывание новой экономической политики». Проведём урок в виде игры «Счастливый случай».
- Класс разделим на 2 равные команды. Выберите капитанов команд.
- Сообщения учащихся о коллективизации в нашем крае.
Учитель:
- Сначала послушаем сообщения о том, как создавались колхозы у нас в родном краю. Вы слушаете и делаете записи в тетрадях.
- Кутлусурина Луиза: - «Я познакомлю вас с воспоминаниями моего деда Гилязова Галяла Гилязовича: « Мои воспоминания о днях и годах коллективизации в моей родной деревне Биккулова Аргаяшского района. Это… не то по- настоящему воспоминания, скорее кое-какие отзвуки, оставшиеся в детской памяти.
- Я в 1930 году был семилетним мальчиком – несмышлёнышем. Отца давно не было, его не помню. Растили меня мать – безграмотная женщина и старший брат шестнадцати лет, тоже неграмотный. Об общественных и государственных делах ничего не знал: дети в дела и разговоры старших не вмешивались, наоборот, нас отстраняли.
- Помню, что в 1928 – 1929 г.г. крестьяне нашей улицы организовали какие-то кооперативы по совместной обработке земли ( товарищество по обработке земли ) – ТОЗ по совместному приобретению сельхозмашин, инвентаря, по сбыту сельхозпродукции. В 1929 г. образовался колхоз «Ылысын» ( « Сокол» ) из нескольких семей. Первым председателем был Манапов Нусурат Сунагатович ( погиб в Великой Отечественной войне ). Моя семья вступила в колхоз в 1930 г. Когда в колхоз вступило большинство крестьянских хозяйств, его переименовали, и стал он называться колхозом имени Пугачёва. После вступления в колхоз от нашего семейного хозяйства были изъяты лошадь, плуг, бороны, амбар, вся упряжь. Первый раз обобществляли и коров, но их потом вернули хозяевам. Коллективизация проходила наряду с раскулачиванием богатых крестьян. Кстати, таких в нашей деревне было немного: мулла Галимов, двое его сыновей и Гадельшин Галиулла ( не совсем богатый-то был ). Было очень трудно: посевы сократились, урожаи снизились, скота стало меньше – начались голодные 1933 – 1934 г.г., годы засухи и неурожая. Ничего крестьяне-колхозники за свой труд не получали: ни зерна, ни денег. Уходить на заработки было невозможно, т.к. селянам паспорта не давали, справок, подтверждающих личность и места жительства тоже не выписывали. Так жилось кое-как аж до 1938 – 1939 г.г. В колхозы стали поступать трактора «Фодзон» и «Катрипеллер». Мы их встречали с восторгом и удивлением и маленькие, и взрослые. Потом образовались МТС ( машинно-тракторные станции ). Наша МТС была создана в Кулуево. Появились первые автомобили-полуторки. Так деревня начала своё техническое вооружение и снабжение. Появились агрономы, счетоводы. Начали открываться магазины потребкооперации ( 1936 г. ). Закрыта была мечеть, за неё сильно боролись, в основном женщины. Открывались школы в своих зданиях ( 1931 г. ), клубы».
- – Зинурова Эльвина расскажет о жизни и жителях колхозов с 1928 по 1960 г.г.:
- « Советская власть дала крестьянам землю. Но их хозяйства оставались мелкими, единоличными. Каждая семья имела до 10 десятин земли. Люди, которые хотели хорошо жить, работали, не покладая рук – это крестьяне-середняки. Были люди, которые не хотели работать, ленились – это крестьяне-бедняки. Также в деревнях были ещё богачи – кулаки, которые имели большие запасы хлеба, много скота. На кулаков работали крестьяне-бедняки.
- На наших землях, на Урале, было очень мало кулаков. В основном крестьянские хозяйства только-только начали развиваться. Руководители нашей страны посчитали, что мелкие хозяйства не в состоянии прокормить страну, поэтому было решено их объединить в колхозы. С 1928 года появляются первые колхозы. К этому времени крестьяне только-только познали вкус частной собственности, начали хорошо жить. Они не хотели вступать в колхозы, т. к. с таким трудом нажитое хозяйство нужно было нести в общий колхозный двор. Их обвинили в кулачестве, выселяли из родных деревень в Сибирь, имущество их передавалось колхозу. Поэтому в колхозах были заинтересованы только крестьяне-бедняки, которым нечего было терять…
- В 1930 г. у нас в каждой деревне был колхоз. Например, колхоз «Каганович» в д. Уразбаева, колхоз имени Молотова в д. Саитова и т.д. Первым председателем колхоза Молотова был Баязитов Хайретдин. О нём саитовцы говорили: «Он был истинным хозяином». Началась война, его забрали, как и других. Он погиб, но остались дети. Сын его Баязитов Данил Хайретдинович долгие годы был учителем в Яраткуловской школе. Затем деревни Уразбаева, Крутолапова, Куянбаева объединили в один колхоз. Деревни Яраткулова и Саитова объединили в колхоз «Урал». ( объединение колхозов произошло уже после войны в 1955-е годы ). В колхозе д. Ялтырова первым председателем был Хамзин Яхья, ныне житель д. Кулуево.
- Дни колхозников.
С раннего утра все от мала до велика шли в поле. В деревне оставались одни немощные старики да малыши. Колхозники шли на работу с песней, с песней работали и с песней возвращались с работы. Они думали, что лучше этой жизни нет. А на самом деле они работали от зари до зари не только ради себя, но и чтобы страна была сыта.
Колхозы – крепостное право. Положительную роль колхозов я вижу только в годы войны. колхоз кормил армию, т.е. именно колхозники поддерживали страну в эти годы военного лихолетья.
Начиная с 1956 г. колхозники начали получать заработную плату деньгами. С 1960-х г.г. почти все колхозы были преобразованы в совхозы. Всегда колхозники жили хуже по сравнению с горожанами.
- «Молодёжь и коллективизация» – см статью в журнале «Преподавание истории в школе» № 5 за 1994 г. в., стр. 27 – 29.
- Игра «Счастливый случай»
А) Разминка.
Учитель:
- Я буду командам по очереди задавать вопросы, вы отвечаете и получаете за верный ответ по одному баллу.
Вопросы 1 команде | Вопросы 2 команде |
1. Высшая школьная отметка в России ( «5» ) | 1. Учебный час, посвящённый отдельному предмету? ( урок ) |
2. Где изобрели бумагу? ( в Китае ) | 2. Где изобрели шахматы? ( в Индии ) |
3. Какой псевдоним В. И. Ульянова? ( Ленин ) | 3. Какой псевдоним И. В. Джугашвили? ( Сталин) |
4. В каком году произошла Октябрьская социалистическая революция? ( 1917 г. ) | 4. В каком году началась гражданская война? (1918 г.) |
5. Как называлось государство, в котором вы родились? ( СССР ) | 5. Как называется государство, в котором вы сейчас живёте? ( Россия ) |
6. Что такое политика «военного коммунизма»? (всеобщая трудовая повинность, вместо зарплаты дают продовольственную карточку, продразвёрстка и т.д.) | 6. Что такое «Новая экономическая политика»? (рыночная экономика) |
Учитель:
- Подведём итоги разминки: 1 команда … баллов, 2 команда … баллов.
Б) Лото «Счастливый случай»:
Учитель:
- Сейчас из мешочка будете вытягивать фишки. Разный цвет фишек означает, что вопросы будут из разных областей знаний по теме. Обсуждение вопроса – 20 секунд.
- Зелёный цвет фишек – вопросы по НЭПу ( 8 фишек)
- Красный цвет фишек – вопросы по индустриализации ( 8 фишек)
- Синий цвет фишек – вопросы по коллективизации ( 8 фишек)
- Жёлтый цвет фишки – ( 1 фишка) счастливый случай, что означает приз команде (ручки, блокноты и т.д.)
НЭП | Индустриализация | Коллективизация |
1.С чего начался НЭП? ( замена продразвёрстки продналогом) | 1. Что такое индустриализация? (создание промышленности) | 1. Что такое коллективизация? (объединение крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства – колхозы) |
2. Что было по размеру больше: продразвёрстка или продналог? ( продразвёрстка) | 2. Где власть брала средства для развития промышленности? (отнимали хлеб у крестьян, продавали церковные богатства, реликвии и т.д.) | 2. Каково было сельское хозяйство и крестьянство до коллективизации? ( 25 млн. крестьянских хозяйств, 5 % - кулаки, 20 - 30 % - бедняки, 70 % - середняки) |
3. С введением продналога у крестьянина появились…? (излишки хлеба) | 3. Когда началась первая пятилетка? ( в 1928 г.) | 3. Кого считали кулаком? (кто имел лишнюю лошадь, на месяц-другой нанимал работника, имел маслобойку, мельницу, технику и т.д.) |
4. К чему вели излишки хлеба? (к свободе торговли) | 4. Тачки, лопаты, топоры – это… ( орудия труда строителей ) | 4. Кто такие 25-тысячники? ( передовые рабочие приехали в деревни, чтоб помочь в организации колхозов) |
5. Для чего была проведена денежная реформа в СССР в 1922 – 1924 г.г.? ( твёрдая валюта) | 5. Кто такой Лихачёв И. А.? ( в 30 лет стал директором Московского автозавода и в течение 25 лет руководил им ) | 5. Почему в 1932 г. колхозники паспорта не получили? (паспорт давал свободу передвижения) |
6. Чему равнялся золотой рубль? (5 долларов, 14,5 центов США) | 6. Что такое «штурмовщина»? Чем она вредна? ( «5-летку - в 4 года», в погоне за количеством нет качества) | 6. С опорой на какие слои деревни проводилась коллективизация? (бедноты) |
7. Сколько работников разрешалось нанимать? (при моторе – до 10 чел., без мотора – до 20 человек) | 7. Как изменилась Москва в годы первых пятилеток? Какие серьёзные ошибки были допущены? (появились метро, троллейбусы, улицы заасфальтированы; разрушено 500 церквей) | 7. Почему среди осуждённых по «Закону об охране социалистической собственности – «Закону о пяти колосках» было много женщин? (дети дома голодные) |
8. Кому не нужен был НЭП? (партийному государственному аппарату, «низам» – неквалифицированным рабочим, т.к. безработица) | 8. Что такое казарменная «модель социализма»? (господство государственной собственности, человек – «винтик», эксплуатация человека государством. Мощный слой бюрократии) | 8. Упоминание какого слова в 1932 – 1933 г.г. расценивалось как уголовное преступление, которое каралось 3 – 5 годами тюрьмы? ( голод) |
Учитель:
-Подведём итоги: 1 команда - … баллов, 2 команда - … баллов.
В) «Тёмная лошадка» (дочь Гилязова Галяла Гилязовича – Кутлусурина Фания Галяловна)
- Сегодня к нам я пригласила гостью. Вам надо отгадать: чья она дочь? Он родился в д. Биккулова. После войны жил и работал в д. Яраткулова, где живут и его дети, и его внуки. Одна из внучек его учится в вашем классе. Он был очень интересной личностью. Участник Великой Отечественной войны, до пенсии работал учителем истории в нашей школе, основатель нашего школьного музея. Кто это?.. Правильно. Слово передаю нашей гостье. (2-3 вопроса)
Г) Командная эстафета «Быстрее и правильно собрать ромашку».
Учитель:
-Задание: на лепестках ромашки написаны признаки НЭПа и командной экономики. Лепестки лежат вразброс на столе. Вы по очереди выходите, находите лепесток с нужным вам признаком по вашей теме и прикрепляете к своей ромашке.
- Капитаны, ко мне! Жеребьёвка! Итак, 1 команда собирает ромашку по теме «НЭП», 2 – по теме «Командная экономика»
НЭП (новая экономическая политика) | Командная экономика |
1. продналог | 1. продразвёрстка |
2. кооперация | 2. сплошная насильственная коллективизация |
3. свобода торговли | 3. централизованное снабжение |
4. оптовая торговля | 4. плановое снабжение отраслей |
5. финансовая система | 5. обесценивание рубля |
6. кредитная система | 6. государственные дотации |
7. налоговая система (99 налогов) | 7. налоговая система разрушена (ост. 2 налога) |
8. трестирование промышленности | 8. вместо трестов созданы отраслевые наркоматы |
9. хозяйственный расчёт | 9. хоз. расчёт забыли |
10.самоокупаемость, рентабельность, прибыльность | 10. прибыль у предприятий отбирали |
11. территориально-отраслевой принцип управления | 11. отмена отраслевого принципа управления |
12. децентрализация управления | 12. централизация управления |
13. экономические методы управления экономикой | 13. административно-командные методы управления |
Д) «Один на один» – конкурс капитанов
- За одну минуту написать как можно больше фамилий исторических личностей, которые упоминаются в период от Октября до 30-х г.г. XX века.
( капитаны сидят за партой друг против друга)
- Команды тоже вспоминают, чтоб прийти на помощь своим капитанам.
- Победитель получает 5 баллов, другой – 3 балла.
- Подведём итоги.
Е) «Дальше, дальше…»
-Я буду задавать по 12 вопросов командам. Вам постараться за одну минуту ответить на большее количество вопросов.
Вопросы 1 команде:
- Как называется война, где воюют граждане одного государства? (Гражданская)
- Когда образовался Советский Союз? (30 декабря 1922 г.)
- Как называется политика, когда крестьяне были обязаны сдать государству все излишки зерна, оставляя только на еду и семена? ( продразвёрстка)
- Что такое ЗИЛ? (завод имени Ленина)
- Какие республики вошли в Закавказскую республику? (Армения, Азербайджан, Грузия)
- Что такое ГОЭЛРО? ( план электрификации страны)
- Что такое федерация? ( союз равноправных республик)
- Верховный собственник земли в средние века? ( феодал)
- Что такое ГУЛАГ? (Главное Управление ЛАГерями )
- Город, построенный у Магнитной горы? ( Магнитогорск)
- Что такое МТС? ( машинно-тракторная станция)
- Кто такой Стаханов Алексей Григорьевич? ( ударник пятилетки, добыл 102 т угля за 6 часов (вместо 7 ч.) –17 норм )
Вопросы 2 команде:
- Как называется война, когда защищаешь свою родину от захватчиков? (Отечественная)
- Когда начался НЭП? ( 1921 год)
- Как называется политика, когда крестьяне все излишки зерна после сдачи налога государству, оставляли себе и распоряжались ими по своему усмотрению? ( продналог)
- Как расшифровывается аббревиатура ГАЗ? ( Горьковский Автомобильный Завод)
- Какие республики в 1922 г. вошли в состав СССР? ( РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР)
- Кто такие 25-тысячники? ( рабочие, помогали селу в организации колхозов)
- Что такое автономия? ( право самостоятельного осуществления государственной власти или управления)
- Верховный собственник земли в СССР с 1917 г.? ( государство)
- Что такое кулацкий террор? (выселение кулаков в Сибирь)
- Какой город основан на Амуре в 1932 г.? ( Комсомольск-на-Амуре)
- Что такое НКВД? ( нарком внутренних дел)
- Почему 1929 г. называли годом «великого перелома»? ( год индустриализации и коллективизации)
Дополнительные вопросы:
- Как называли новую буржуазию? (нэпманской)
- Какая ГЭС была в 1932 г. крупнейшей в Европе? ( Днепрогэс)
- Почему у нас электрическую лампочку стали называть «лампочкой Ильича»? (он – инициатор электрификации страны)
- Подведём итоги.
Ж) Конкурс «Чей вопрос лучше?»
- Придумать за одну минуту вопрос и задать противнику.
- Итоги
Зачётный лист
Ф. имя уч-ся | Сообще ние | Размин-ка | Лото | Гость | Ромаш-ка | 1 на 1 | Дальше, дальше | Конкурс | Итого: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/08/picture-217842-1362765620.jpg)
урок истории Новая экономическая политика
Материал содержит конспект и презентацию урока истории в 9 классе по теме "Новая экономическая политика". Урок построен по схеме урока-исследования с применением прием технологии критического мышления...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-235369-1364987128.jpg)
План-конспект урока истории в 9 классе по теме :" Новая экономическая политика"
Тема урока: "Новая экономическая политика". Тип урока: изучение нового материала. Форма: лабораторное занятие с эементами дискуссии, с использованием ЭОР...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/03/picture-413291-1393842033.jpg)
Использование национально-регионального компонента на уроках истории.
Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001595 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000001579 P { margin-bottom: 0.21cm; } Использование краеведческого материала на уроках истории и общество...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549327-1418452326.jpg)
Конспекты уроков по истории «Переход к новой экономической политике»
Представляю вашему вниманию учебное занятие 2. «Переход к новой экономической политике» 9 класс Цели и задачи урока:Образовательная цель: усвоение причин, сущности и итогов НЭПа....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/24/picture-269619-1372062255.jpg)
Методическая разработка урока по истории России 9 класс. Тема «Экономическая политика красных и белых».
Цели урока: охарактеризовать сущность и результаты политики «военного коммунизма» в промышленности и сельском хозяйстве, а также экономическую политику белых; продолжить определение причин победы кра...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/29/picture-1294083-1606671874.jpg)
Самоанализ урока по теме "Семейная экономика как политика доходов в сфере государственной национально-экономической политики России по достижению финансового благосостояния граждан"
Методический материал представлен в презентации самоанализа урока по обществознанию в 8 классе по теме "Инфляция и семейная экономика". Тема урока хорошо вписывается в модуль кур...