«Проектирование урока истории в режиме технологии проблемного обучения».
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

 

Примером работы учителя истории в режиме технологии проблемного обучения может быть модель урока по изучению темы «Земледельцы Аттики теряют свободу» с составлением технологической карты.                                                                                                                                                                                 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Проектирование урока истории в режиме технологии проблемного обучения».

                                                Выполнила: Волкова Татьяна Николаевна

                                                учитель истории

                                                ГБОУ  ООШ  пос. Шумовский, м.р.                                                                                                                                              

                                                Большечерниговский, Самарской области

Введение.

На современном этапе процесс модернизации российского образования предъявляет к школе, учителю и ученику новые требования.

Ключевое место в решении задач модернизации системы образования, и в частности школы, отводится становлению представлений о новом качестве образования.

В своем Послании Федеральному собранию Президент России В.В. Путин сказал: «Система образования должна строиться вокруг сильного, одаренного учителя», поэтому современный учитель должен обладать всеми современными компетенциями.

Учащийся во ФГОС второго поколения предстаёт как субъект самостоятельной учебно-познавательной деятельности, а учитель – как организатор, стимулирующей эту деятельность обучающей среды. Каждый ученик создает собственное содержание образования в индивидуальном темпе и на выбранном уровне сложности, предъявляемое в форме творческих продуктов деятельности.

Как результат – становление субъектной позиции в обучении, наличие у учащихся познавательного интереса, опыта творческого мышления, решения практических задач, ориентация на внутреннюю сторону успеха – личностный рост и жизненную самореализацию.

Однако все вышеперечисленное – это в идеале. В реальной жизни не всегда получается, так как хочется. В процессе наблюдения я увидела, что учащиеся на традиционных уроках затрудняются анализировать, делать выводы, не готовы к саморазвитию. В основном на уроках присутствует деятельность учителя, а учащиеся выступают в роли слушателя.  Считаю, что   не всегда необходимо  сообщать ученикам факты в готовом виде, так как это не учит детей думать. Сам же учитель не всегда владеет технологиями, которые обеспечивают качественный процесс образования.

Требуется совершенно иной подход к организации обучения, нужна также и другая система взаимоотношений между учителем и учеником. Вполне естественно ставится вопрос: как изменить систему обучения, чтобы резко повысить эффективность этой учебы и добиться значительного повышения профессионализма?

Как известно, в российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

В последние десятилетия ведется активная работа по разработке педагогических технологий. Сегодня существует более 300 определений педагогической технологии. Нет единой точки зрения и на такие узловые и ключевые вопросы, как сущность, особенности педагогической технологии, структура, технологические звенья и др.

Анализ исследований показал, что в педагогической теории сложилось объективно существующее противоречие: требования к качеству массовой подготовки учеников растут, диапазон индивидуальных различий широк, а обучение остаётся усреднённым. Однако современный педагог делает попытки использовать все шире в своей практике современные образовательные технологии, но вот решить, какие технологии более эффективны, остается по-прежнему сложно.

Современные образовательные технологии.

В настоящее время ключевым условием  повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени  является использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения  воспроизведения оставшегося в памяти  в учебном процессе.

К числу востребованных педагогами- практиками образовательных технологий можно отнести:

        -разноуровневое обучение;

        -коллективную систему обучения;

        -технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);

        -проектные методы обучения;

        -технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

        -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;

        -информационно-коммуникационные технологии;

        -здоровьесберегающие технологии и др.

Этим технологиям посвящено много работ, однако, на мой взгляд, наиболее полно решают поставленные задачи технологии:

-развивающего обучения;

-проблемного обучения;

-исследовательских методов в обучении.

В процессе наблюдения я увидела, что внимание учащихся концентрируется, знания и умения совершенствуются, если перед ними ставятся  различные проблемы, конкретные вопросы-задачи: на сравнение однотипных исторических явлений, выявление их общих черт и отличий, на обоснование сделанных выводов, на установление причинно-следственных связей между историческими явлениями, на характеристику исторических деятелей и т.п.

В практике мы стараемся получить только верные ответы, но проблемное обучение позволяет оценить и неверные ответы.

Поэтому, я считаю, что технология проблемного обучения, которую использую в своей практике, наиболее эффективна. Однако, как и у всех технологий у данной технологии есть недостатки: нехватка времени на уроке на обсуждение выявленных проблем и результатов, потребность в достаточном количестве источников, опасность перехода обсуждения решений проблемы в спор. Проблемное обучение не применяю при изучении изобилующего фактами или нового сложного для учеников материала, при недостатке времени на уроке. Он не приведет к успеху и при слабом контакте учителя с учениками.

Технология проблемного обучения.

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем.  Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

 В основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения выделяются следующие признаки: 

1) создание проблемных ситуаций;

2) обучение учащихся в процессе решения проблем;

3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.

Выделяют следующие правила создания проблемных ситуаций:

1. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.

3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.

4. Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса.

Проблема с указанием параметров и условия решения может быть предъявлена субъекту со стороны. Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу как её принято называть. Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения. У проблемной задачи не может быть единого решения, поэтому результатом успешности  может являться обоснование пути решения задачи.  Задача обеспечивает развитие интеллектуальной сферы личности учащегося.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).

2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).

4. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский метод).

Структура проблемного урока.

В технологии проблемного обучения  можно выделить 6 этапов, для которых характерна определенная деятельность учителя и ученика:

  1. Создание проблемной ситуации;
  2. Формулирование противоречий и проблемы;
  3. Выдвижение гипотезы;
  4. Определение путей разрешения проблемы;
  5. Проверка гипотезы;
  6. Обобщение результатов.

На первом этапе я разрабатываю проблемные вопросы, ситуации.

Проблемный вопрос должен быть:

сложным, сопряженным с противоречиями;

увлекательным, но соответствующим логике науки;

емким, способным охватить широкий круг вопросов;

предполагающий научный спор на базе различных толкований;

создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:

через углубление проблемного вопроса;

через поиск разных граней его решения;

через сопоставление разных вариантов ответов.

Затем я определяю форму  решения проблемных ситуаций: беседа, дискуссия, научный спор, проблемная лекция, проблемные задачи и задания, задачи исследовательского характера, исторические документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.

Разрабатывая вопросы, задания, обязательно учитываю:

уровень развития школьников;

характер исторического материала;

педагогические цели;

творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности.

На первых трех этапах я использую   фронтальную форму работы, а далее возможна индивидуальная форма  работы на уроке, организация работы в парах, работы в малых группах.

В своей практике работы учителя истории  технология проблемного обучения используется мною, например, при изучении следующих тем:

  1. Календарно - тематическое планирование. 5 класс.
  2. «История Древнего мира». (2 часа в неделю).

   

Название раздела, темы.

Кол-во часов

Сроки

3.2

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

7

33.

Земледельцы Аттики теряют свободу.

1

34.

Зарождение демократии в Афинах.

1

35.

Древняя Спарта.

1

36.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

1

37.

Олимпийские игры в древности.

1

38.

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

39.

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

3.3

Возвышение Афин в ۷ веке до н.э. и расцвет демократии.

5

40.

В гаванях афинского порта Пирей.

1

41.

В городе богини Афины.

1

42.

В афинских школах и гимнасиях.

1

43.

В театре Диониса.

1

44.

Афинская демократия при Перикле.

1

 

 Примером работы учителя истории в режиме технологии проблемного обучения может быть модель урока по изучению темы «Земледельцы Аттики теряют свободу»                                                                                                                                                                                


Технологическая карта урока по истории Древнего мира

Класс

5

Тема урока

«Земледельцы Аттики теряют землю и свободу»

Тип урока

Изучение новой темы

Образовательные ресурсы

Настенная карта «Древняя Греция V  в. до н.э.»

Карта атласа «История Древнего мира. 5 класс» - М, «Дрофа», 2012: «Древняя  Греция в   V в. до н.э.»;

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2011.

План урока

1) Древнегреческие полисы.
2) Занятия жителей полисов.
3) Управление полисом.

Цель урока

Образовательная: 

- подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов;
- обеспечить усвоение понятий «полис», «демос» «ареопаг», «архонты»;

- сформировать у учащихся представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики

Развивающие: 

-  продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией);

-   продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные: 

- способствовать  реализации творческого потенциала в учебной деятельности;

-  продолжить формирование нравственных ориентиров и  умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций.

Методы и формы обучения

Методы: частично-поисковый

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

полисы, ареопаг, архонты, долговой камень, долговое рабство.

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

- находить на карте и устно комментировать положение Аттики;

- характеризовать основные занятия населения Аттики;

- выделять признаки греческого полиса;

- характеризовать греческий демос, общество в целом.

Личностные: (личностные УУД)

- понимать культурное многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- аргументированно оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

Метапредметные:

 (познавательные, регулятивные,

коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

Организационная структура урока

Этапы урока

Время (мин)

Форма организации деятельности учащихся

Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 УУД

1.Организацион -ный момент

3

Фронтальная

Подготовка класса к уроку.

Работа с картой: умение показать и прокомментировать местоположение показываемого государства

Проверяет готовность учащихся к уроку, проводит беседу по вопросам: «Историю, какой страны изучаем? Покажите на карте, где она расположена. Назовите полуостров и моря, ее омывающие, озвучивает тему и план урока

Записывают тему и план  урока

-понимать значение знаний для человека и принимать его;

 -принимать учебную задачу;

-объяснять.

2. Создание проблемной ситуации

5

Фронтальная

Объяснение термина «цивилизация», беседа по вопросам

Организует постановку проблемы через беседу.

-какие древние цивилизации нами уже были изучены?

 -вспомните признаки цивилизации.

-получается, если каждая цивилизация обладает этими признаками, они ничем не отличаются друг от друга?

-ученые утверждают, что греки создали совершенно уникальную цивилизацию. В чем вы видите противоречие?

Отвечают на вопросы, называя признаки цивилизации;

Высказывают предположения.

Формулируют противоречия и записывают их на доске:

«Все цивилизации одинаковы»

«греческая цивилизация уникальна»;

-объяснять,

-определять цель, проблему в учебной деятельности

-выдвигать версии;

-излагать свое мнение

3. Формулирование противоречий и проблемы

2

фронтальная

Организует формулировку проблемы на основе противоречий и размышление над проблемой

Формулируют проблему урока на основе противоречий:

«Отличается ли греческая цивилизация от восточной?»

         

-строить логически обоснованные суждения

-определять цель, проблему в учебной деятельности

-излагать свое мнение

4. Выдвижение гипотезы

5

фронтальная

Организует поиск гипотезы: «Чтобы проверить версии и ответить на главный вопрос урока, что нам надо узнать?»

Предлагают найти признаки цивилизации у древних греков и посмотреть, отличаются ли они от цивилизаций Древнего Востока

- выдвигать версии

-выбирать средства достижения цели.

-оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации

5. Определение путей разрешения проблемы

10

групповая

  Класс разбивается на группы

Организует работу в группах;

смотрит, что делают ученики, отвечает на возникающие вопросы

Группа1: Сравнивает природно-климатические условия Востока и Греции, используя карту

Группа2:  Сравнивает хозяйство Греческой и Восточной цивилизации, используя текст учебника (с.133-135)

Группа 3:  рассматривает систему управления Греции, используя текст учебника с. 133, 135)

Группа 4: анализирует положение основных групп населения Греции, используя текст учебника (с.135-136)

-искать информацию и понимать прочитанное;

-сравнивать объекты;  связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

-сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность и готовность к сотрудничеству с соучениками;

организовывать работу в группе

1

Физминутка

6. Обобщение результатов

12

Групповая, фронтальная

 Каждая группа делиться своей информацией с классом; задает уточняющие вопросы

Организует озвучивание учащимися своих решений проблемы, поддерживает дисциплину

Задает вопросы классу:

- «Считаете и вы   ситуацию в обществе справедливой, почему?  Ответ обсудите в парах»

Подводит учащихся к выводу: «Какой ответ на основной вопрос

урока мы можем дать?»  

Представители каждой группы озвучивают свои пути решения проблемы и фиксируют результаты на доске в виде опорной схемы.

Формулируют собственное отношение к проблеме, делятся своим мнением с классом.

Предполагаемый вывод по проблеме:

цивилизация Древней Греции в чём-то отличается от цивилизаций Древнего Востока, а в чём-то имеет сходства.

-Представлять информацию в различных формах;

- аргументировано оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

-излагать своё мнение, подтверждая его аргументами, фактами

7. Домашнее задание

2

индивидуальная

Объясняет домашнее задание: «Сегодня на уроке мы выяснили, что демос Афин был недоволен своим положением. Как вы думаете, к каким последствиям это могло привести? Прочтите дома параграф 30 и проверьте свои предположения

Записывают домашнее задание


Анализ работы по обеспечению промежуточных результатов.

На данном уроке я предложила такую логику организации учения и такой набор заданий, так как считаю, что именно при изучении данной темы с помощью технологии проблемного обучения  можно достигнуть наибольшего результата.

На первом этапе урока мною проведена работа с картой,  в ходе  которой учащиеся были подготовлены к изучению новой темы. Они должны были вспомнить изученный ранее материал. При работе с картой учащиеся показали свои навыки и умения. Далее в ходе фронтальной беседы   учащимися была поставлена проблема, сформулированы противоречия и пути решения. Данный этап вызвал небольшие затруднения, так как были расхождения во мнениях, недопонимание того, что хочет учитель, но входе ненавязчивой корректировки были достигнуты поставленные перед этим этапом цели.

Затем класс был поделен на группы. Каждая группа получила свой пакет заданий.  На данном этапе, учитель выполнял координирующую функцию, указывая в каких источниках можно найти соответствующую информацию.

Такой вид работы развивает в учащихся умение работать с источниками, самостоятельность и умение работать в группе. Однако наблюдались учащиеся, которые проявляли пассивность, и это было учтено при выставлении оценок.

После самостоятельной работы каждая группа представила свой результат, причем она не только озвучивала свой результат, но и сама выступала в роли скептика, задавала вопросы. Учитель контролировал ход суждений. Я считаю, что на данном этапе мне удалось не допустить спорных ситуаций. Учащиеся показали свои навыки и умения вести аргументированную беседу, правильно представлять информацию.

В конце с помощью учителя ребята сформулировали вывод по поставленной проблеме, и на основании сформулированного вывода было предложено домашнее задание с целью закрепления полученных знаний и умений.

Урок прошел динамично, но все же наблюдается нехватка времени. Возможно, следующий раз при подготовке к данному уроку можно дать опережающие задания учащимся.

Таким образом, можно сделать вывод, что урок по технологии проблемного обучения имеет свои плюсы и минусы. Плюсы: у учащихся формируется образовательная самостоятельность, образовательная инициативность, образовательная ответственность. Минусы: нехватка времени, опасность перехода обсуждений в спор, пассивность некоторых учащихся.

Критерии эффективности.

Критериями эффективности урока в режиме технологии проблемного обучения является   продуктивная деятельность учащихся. 

Урок будет эффективен если ребенок:

  1. аргументировано оценивает свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации;
  2. способен сознательно организовывать и регулировать свою учебную    

деятельность;

  1. определяет цель, проблему, выдвигает версии, выбирает средства  

достижения цели;

     4) готов к сотрудничеству с соучениками;

  1. делает выводы из сформулированных посылок.

Урок будет эффективен и обеспечит условия успешности, если педагог будет четко следовать методике в организации проблемных диалогов, так как системность в работе приводит к тому, что дети привыкают идти к знаниям самостоятельно, детям становится скучно, если это начинает делать учитель.

Необходимые ограничения и запреты (чего ни в коем случае нельзя делать):

Учителю надо всегда помнить: одна похвала даёт две – три победы ещё, одна критика две – три проблемы с частицей «не» и порождает новые проблемы.

Организация проблемных диалогов от случая к случаю недопустима.

 Объяснение учителем нового материала должно быть исключением из правил.

Результативность:

- повышается интерес к учебе;

- обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;

- не допускается переутомления на уроке;

- обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;

- развитие речи, логического мышления;

- развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предметам;

- вырабатывается активная позиция детей;

- дети показывают высокий уровень обученности.

Преимущество этого опыта:

- умение добывать знания;

- воспитывает самостоятельность;

- делает работу на уроках интересной для учеников и учителя;

- высокая мотивация способствует формированию интереса к учебе;

- носит здоровьесберегающий характер.

- обеспечивает на уроках подлинно творческую деятельность, как учащихся, так и учителя.

Для того чтобы оценить деятельность учащихся на уроке разработаны критерии эффективности  (см. приложение 1). Критерии зависят от этапа работы. Используется восьми бальная система, которая определят уровень подготовки учащихся, затем баллы переводятся в оценку. Максимальный балл-24.

22-24 балла – «5»                  16-18 баллов – «3»             19-21 балл – «4».

На следующем уроке учащимся будет предложен тест «Древняя Аттика и зарождение в Афинах демократии»  (см. приложение 2), который поможет выявить уровень полученных знаний.

Список источников

  1. http://standart.edu.ru/
  2. shools-geograf.at.ua
  3. www.fos.ru
  4. dpo-omc.narod.ru
  5. http://ragimova.ucoz.ru
  6. www.proznanue.ru
  7. thl.narod.ru
  8. http://nsportal.ru 
  9. http://ext.spb.ru 
  10. http://tru.podelise.ru 
  11. http://leolga2010.ucoz.ru
  12.  http://www.rg.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование компетентностного подхода на уроках истории в рамках технологии проблемного обучения.

Современное общество нуждается в самостоятельных, ответственных, творческих и критически мыслящих личностях. Для достижения этой цели одним из оптимальных средств формирования  коммуникативной ко...

Проектирование урока химии в режиме технологии личностно-ориентированного обучения

Современная российская школа находится в сложном периоде поиска и обретения нового смысла своего существования, без постижения которого невозможно исполнения её функций как ведущего института образова...

Проектирование урока математики в режиме технологии модульного обучения

На протяжении нескольких лет целью образовательного процесса считался выпускник, овладевший знаниями в пределах школьной программы, а также умениями и навыками учебного труда. На современном этапе бол...

«Проектирование урока истории в режиме технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"»

  Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.•...

Проектирование урока литературы в режиме технологии проектного обучения

Среди  широкого спектра современных образовательных технологий, которые применяются в учебном процессе для повышения результативности педагогической деятельности, можно выделить  технологию ...

Проектирование урока литературы в режиме технологии проектного обучения

Среди  широкого спектра современных образовательных технологий, которые применяются в учебном процессе для повышения результативности педагогической деятельности, можно выделить  технологию ...

«Проектирование урока математики в режиме технологии дифференцированного обучения»

Если в условиях города у  родителей есть выбор образовательного учреждения, и они стараются реализовать образовательные потребности ребенка через подбор образовательного учреждения или класса с у...