Проектирование урока математики в режиме технологии модульного обучения
статья по алгебре по теме
На протяжении нескольких лет целью образовательного процесса считался выпускник, овладевший знаниями в пределах школьной программы, а также умениями и навыками учебного труда. На современном этапе большой объем информации и новых знаний по изучаемым предметам и невозможность освоить их, привели к противоречию между требованиями, предъявляемыми к уровню подготовленности выпускников основного, среднего общего образования и недостаточной научно-методической разработанностью системы, обеспечивающей требуемый уровень подготовленности.
Поэтому важнейшей задачей школы на сегодня является - научить обучающихся самостоятельно добывать знания и применять их на практике, способствовать формированию самостоятельности мышления обучающихся. Это требование времени, социальная задача, которую призвана решать прежде всего школа. В моей практике решить данную задачу помогает модульная технология обучения, которая предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование урока математики
Андреева Татьяна Викторовна
учитель математики
МБОУ СОШ № 166 г.о. Самара
На протяжении нескольких лет целью образовательного процесса считался выпускник, овладевший знаниями в пределах школьной программы, а также умениями и навыками учебного труда. На современном этапе большой объем информации и новых знаний по изучаемым предметам и невозможность освоить их, привели к противоречию между требованиями, предъявляемыми к уровню подготовленности выпускников основного, среднего общего образования и недостаточной научно-методической разработанностью системы, обеспечивающей требуемый уровень подготовленности.
Поэтому важнейшей задачей школы на сегодня является - научить обучающихся самостоятельно добывать знания и применять их на практике, способствовать формированию самостоятельности мышления обучающихся. Это требование времени, социальная задача, которую призвана решать прежде всего школа. В моей практике решить данную задачу помогает модульная технология обучения, которая предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем.
Теория модульного обучения подробно изложена в работах И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, П.А. Юцявичене и др. Модульное обучение основывается на главном понятии теории поэтапного формирования умственной деятельности.
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. В состав модуля входят:
• целевой план действий;
• банк информации;
• методическое руководство по достижению дидактических целей.
Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности ученика.
• Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
• Задачи учителя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать.
В модульной программе предусмотрены задания, выполнение которых требует
• парной,
• групповой,
• коллективной
форм организации деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений.
Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен занимать не менее 2 академических часов, т.к. на подобном занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащегося по изучаемой теме, дать новую информацию, отработать учебный материал и провести выходной контроль.
При составлении модуля используют следующие правила:
1) В начале модуля проводят входной контроль умений учащихся, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. При необходимости проводится коррекция знаний путем дополнительного объяснения.
2) Обязательно осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Чаще всего это самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцами и т.п. Его цель - выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их.
3) После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Его цель - выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой.
На модульных уроках учащиеся могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава. Форма посадки свободная, каждый из них имеет право выбора: один он будет работать или с кем-либо из товарищей.
Роль преподавателя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников.
Технология модульного обучения создает надежную основу для индивидуальной и групповой самостоятельной работы обучающихся и приносят до 30% экономии учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений обучающихся, развивается их творческое и критическое мышление.
Достоинства модульного обучения:
1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика.
2. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.
3. На уроке в режиме модульной технологии ученик работает в оптимальном для него режиме, не испытывая страха и стресса, следуя плану технологической карты, получая положительные результаты в изучении темы.
4. Поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.
5. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства учителя.
6. Обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке.
7. Первоочередное формирование навыков самообразования.
Недостатки и ограничения модульного обучения:
1. Большая трудоемкость при конструировании модулей.
2. Разработка модульных учебных программ требует высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий.
Алгоритм составления модуля:
1. Определение места модульного урока в теме;
2. Формулировка темы урока;
3. Определение и формулировка цели урока (в данном случае эта цель - интегрирующая) и конечных результатов обучения;
4. Подбор необходимого фактического материала;
5. Отбор методов и форм преподавания и контроля;
6. Определение способов учебной деятельности учащихся;
7. Составление модуля данного урока;
8. Подготовка необходимого количества копий текста урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).
Первый шаг - определение интегрирующей цели модуля.
Второй шаг - Разбиение на учебные элементы в соответствии с логикой того или иного типа учебного занятия.
Третий шаг - формулирование цели каждого учебного элемента.
Четвертый шаг - определение содержания каждого учебного элемента.
Пятый шаг - формулирование рекомендаций (советов) учащимся.
Данную технологию я применяю на уроках математики в 9-11 классах. В качестве примера я привожу разработку технологической карты урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме: «Вычисление наибольшего и наименьшего значения функции с помощью производной».
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия | Результат | |
I. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности. Цель этапа: создание условий для возникновения внутренней потребности к деятельности | Раздаёт каждому ученику модуль (технологическую карту ученика) для изучения темы «Вычисление наибольшего и наименьшего значения функции с помощью производной». | Проявление доброжелательного внимания. Проверка наличия учебных средств, рациональное размещение на парте
| Регулятивные: волевая саморегуляция. | Возникновение внутренней потребности к деятельности. | |
II. Изучение нового материала. УЭ-1 Цель: Познакомиться с планом вычисления наибольшего и наименьшего значений функций на отрезке. | Наблюдает, консультирует | Работают, используя учебник: читают п.25, разбирают пример 1, знакомятся с теоремой Вейерштрассе составляют план вычисления наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке. Выполняют задание: Найти наименьшее значение и наибольшее значение функции у=2х3-9х2+12х-12 на отрезке [0;3]. Проверяют свою работу по приложению 1 и оценивают. (15 минут) | Регулятивные: планирование – составление плана и последовательности действий, самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Познавательные: работа с информацией, смысловое чтение. Личностные: самоконтроль, самооценка | Самостоятельное приобретение знаний, составление плана. Работа по плану отыскания наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке. Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им. | |
III. Изучение нового материала. УЭ-II Цель: научиться отыскивать наибольшее или наименьшее значение функции на интервале. | Консультирует | Учащиеся работают в группах. Выполняют задание: найти наибольшее значение функции у = х3 -6х2+9х-4 на интервале (0;2). Делают вывод: как перейти от отыскания наибольшего или наименьшего значения функции на отрезке к отысканию наибольшего или наименьшего значения функции на интервале. Проверяют работу по приложению 2, оценивают. (10 минут) | Личностные: самоконтроль и самооценка. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и ее результата с заданным эталоном; умение строить логические рассуждения и делать выводы. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество со сверстниками. Познавательные: работа с информацией, смысловое чтение. | Умение делать вывод. Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им. | |
IV. Реализация полученных знаний. УЭ-III Цель: Применение полученных знаний к решению задач. | Наблюдает, консультирует | Работают, используя учебник. Решают задачу: Число 24 представьте в виде суммы двух неотрицательных слагаемых так, чтобы сумма квадратов этих чисел была наименьшей. Проверяют по образцу приложение 3, оценивают (15 минут) | Познавательные: работа с информацией, смысловое чтение. Личностные: самоконтроль и самооценка. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и ее результата с заданным эталоном. | умение примененять знания по данной теме. Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им. | |
V Выходной контроль УЭ-IV Цель: проверка уровня усвоения материала | контролирует | Выполняют рейтинговую работу. (35 минут). Взаимопроверка по образцу. Проводят оценивание по критериям. | Коммуникативные: осуществлять взаимоконтроль Познавательные: Применять полученные знания | 1 уровень- отыскивать наибольшее или наименьшее значение функции на отрезке; 2 уровень – на интервале: 3 уровень – применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им. | |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: фиксирование достижения цели, выявление условий, которые позволили достигнуть цель | фиксирует новое содержания, изученное на уроке; организовывает рефлексивный анализ учебной деятельности учащихся; организовывает оценивание учащимися собственной деятельности на уроке; организовывает фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности; организовывает обсуждение и запись домашнего задания. | Подводят итоги совместно с учителем. Заполняют таблицу оценок. | Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
Для достижения образовательного результата необходимо выполнение критерий эффективности урока:
- если ученик готов к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
- если ученик самостоятельно планировал путь достижения цели;
- если ученик умеет организовывать учебное сотрудничество;
- если ученик умеет делать выводы, составлять план;
- если ученик умеет осознанно использовать полученные знания;
- если ученик выполняет самоконтроль по образцу;
- если ученик выполняет взаимоконтроль по образцу;
- если ученик умеет самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
Итак, модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. При этом необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащегося. При такой организации он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабоуспевающим и поощрять «сильных». Особенность еще и в том, что в ходе урока учащиеся получают много оценок (баллов), которые выставляются только в тетради. При этом получается, что даже двойка становится баллом. В журнал выставляются оценки только «выходного контроля», который проводится в конце изучения темы.
Список литературы
1. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография/ Под ред. П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 1997. - 352с.
2. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения - Каунас, 1989.-286с.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998. - 344с.
4. Голощёкина Л.П., Збаровский B.C. Модульная технология обучения: Методические рекомендации. - СПб: ЮНИТИ-ДАНА, 1993. - 135с.
5. www.festival. 1 september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектирование урока истории в режиме технологии проблемного обучения».
Примером работы учителя истории в режиме технологии проблемного обучения может быть модель урока по изучению темы «Земледельцы Аттики теряют свободу» с составлением технологической карты. ...
Проектирование урока химии в режиме технологии личностно-ориентированного обучения
Современная российская школа находится в сложном периоде поиска и обретения нового смысла своего существования, без постижения которого невозможно исполнения её функций как ведущего института образова...
«Проектирование урока истории в режиме технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"»
Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.•...
Проектирование урока литературы в режиме технологии проектного обучения
Среди широкого спектра современных образовательных технологий, которые применяются в учебном процессе для повышения результативности педагогической деятельности, можно выделить технологию ...
Проектирование урока литературы в режиме технологии проектного обучения
Среди широкого спектра современных образовательных технологий, которые применяются в учебном процессе для повышения результативности педагогической деятельности, можно выделить технологию ...
«Проектирование урока математики в режиме технологии дифференцированного обучения»
Если в условиях города у родителей есть выбор образовательного учреждения, и они стараются реализовать образовательные потребности ребенка через подбор образовательного учреждения или класса с у...
Методический семинар «Формирование познавательной учебной деятельности на уроках математики с применением технологии интегрированного обучения»
В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности....