Формирование компетентностного подхода на уроках истории в рамках технологии проблемного обучения.
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Петер Татьяна Геннадьевна

Современное общество нуждается в самостоятельных, ответственных, творческих и критически мыслящих личностях. Для достижения этой цели одним из оптимальных средств формирования  коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории является метод  проблемного обучения. При решении проблемных учебных задач результатом будет самостоятельное добывание знаний, а не воспроизведение готовых образцов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок истории в 7 классе.36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование компетентностного подхода на уроках истории в рамках технологии проблемного обучения.

                                                   

                                                                                                      Петер Т.Г.

                                Учитель истории МОУ «Гимназия №159»,г.Омск

       

Компетентностный подход обеспечивает активность учащихся в образовательном процессе за счет выбора и освоения новых видов деятельности, а также выдвигает на первое место  умения школьника решать социально значимые проблемы и жизненно важные задачи, успешно социализироваться.

Коммуникативно-деятельностный компонент предполагает актуализацию социального опыта в значимой деятельности, участие школьников в социально значимых проектах, а также включает в себя умение организовывать и осуществлять продуктивную коммуникацию, умение войти в ситуацию общения , установить контакт, умение видеть и находить нестандартные способы решения задач; принимать решения с учетом личностных и социальных последствий.

Современное общество нуждается в самостоятельных, ответственных, творческих и критически мыслящих личностях. Для достижения этой цели одним из оптимальных средств формирования  коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории является метод  проблемного обучения. При решении проблемных учебных задач результатом будет самостоятельное добывание знаний, а не воспроизведение готовых образцов. Ученики становятся активными участниками процесса поиска решения. Цель: в результате творческого интеллектуально – познавательного усвоения учащимися учебного материала развивать коммуникативную компетентность.

Проблемное обучение реализует сразу несколько задач:

1.Формирует у учащихся систему знаний, умений и навыков.

2. Позволяет достичь более высокого уровня развития школьников, развивает способность к самообучению и самообразованию.

3. Формирует исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

4. Способствует развитию эмоциональной,  интеллектуальной,  коммуникативности и социальной компетентности.

Рассмотрим структуру урока ознакомления с новым материалом в системе проблемного обучения:

Первый этап. Постановка учебной задачи.

Анализ исходных данных -  сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности. Для того чтобы учащиеся по-настоящему включились в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ними, были понятны и внутренне приняты ими, т.е. должны быть значимы для учащихся.

Постановка проблемы и формулирование гипотезы – подготовка к изучению нового материала через актуализацию опорных знаний (сопоставление высказываний, фактов, формулирование вопроса). Учитель может сам ставить проблему, может привлекать учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, гипотезы. Учащиеся самостоятельно могут ставить и решать проблему без помощи учителя, но под её  руководством или с частичной помощью. Это зависит от уровня подготовленности класса и индивидуальных особенностей учащихся класса.

Второй этап. Решение  учебной задачи.

Планирование своих действий – ознакомление с новым материалом(подбор и группировка материала). Первичное осмысление материала и решение проблемы. На этом этапе эффективно сочетать индивидуальную и групповую работу учащихся. Умелое их сочетание обеспечивает всестороннее развитие , активность и самостоятельность в обучении всех учащихся, дает возможность обсуждать изученную тему, оценивать результаты, высказывать гипотезы. На этом этапе  идет отбор и привлечение необходимых знаний , оформление полученного результата. Подведение итогов урока.

Третий этап. Рефлексия.

Самоанализ учащихся и оценивание работы учащихся учителем.

Проблемное обучение при правильной его организации способствует развитию умственных сил учащихся,  самостоятельности, развивает  творческое мышление, обеспечивает   более прочное усвоение  знаний , вооружает школьников методами познания окружающей действительности, развивает умения делать выводы и обобщения, прививает вкус к исследовательской деятельности.

Приведу пример фрагмента урока в 7 классе по теме «Предпосылки петровских преобразований».

Подготовка к изучению нового материала.

Сегодня мы начинаем  изучение нового раздела «Россия при Петре I».

    Очень часто историки представляют 18 век особым периодом в развитии нашей государственной жизни. Этому периоду дано несколько названий: одни зовут его «Императорским», другие «Петербургским», третьи просто называют это время новой русской историей.

  Новую русскую историю начинают с так называемой эпохи преобразований  общественного быта. Главным деятелем  этих преобразований был Петр I Великий.

 Поэтому время его царствования представляется нам той гранью, которая отделяет старую Русь от преобразованной России.

- А только ли Петр I начал преобразования?

Давайте, сопоставим высказывания двух историков:

«Реформы Петра I были исторически закономерным явлением, обусловленным предшествующим внутренним развитием России».

                                                                                             П.Х. Гребельский. 

«Современники Петра считают его одного причиной и двигателем той новизны, какую вносили в жизнь его реформы».

                                                                                 С.Ф.Платонов.

- В чем вы видите противоречие? (Формулируют проблему, выбирают лучший вариант, который записываем на доске и в тетрадях). 

Проблема: Реформы Петра I: закономерный процесс или случайность?

    Ознакомление с новым материалом.

1)Работа в группах по карточкам-заданиям.

2) Выступление групп.

3)Решение проблемы.

- Давайте вернёмся к нашему вопросу и высказываниям историков, и сделаем вывод.

Вывод: Реформы Петра были  закономерным процессом, которым предшествовали  реформаторская деятельность Фёдора Алексеевича, Алексея Михайловича, Ордина-Нащокина, Голицына, Юрия Крижанича, Симеона Полоцкого.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.

КАК Я УСВОИЛ МАТЕРИАЛ?

1.Получил прочные знания, усвоил весь материал – 9-10 баллов.

2.Усвоил материал  частично – 7-8 баллов.

3.Мало  что понял, необходимо ещё  поработать -4-6 баллов.

КАК Я РАБОТАЛ? ГДЕ ДОПУСТИЛ ОШИБКИ? УДОВЛЕТВОРЁН ЛИ СВОЕЙ РАБОТОЙ?

1.Со всеми  заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов.

2.Допустил ошибки – 7-8 баллов.

3.Не справился – 4-6 баллов.

КАК РАБОТАЛА ГРУППА?

1.Дружно, совместно разбирали задания -9-10 баллов.

2.Не все активно участвовали в обсуждении – 7-8 баллов.

3.Работа была вялая, неинтересная, много ошибок – 4-6 баллов.

Как показывает опыт, технология проблемного обучения при правильной его организации способствует развитию самостоятельности, творческого мышления, обеспечивает более прочное усвоение знаний, вооружает школьников методами познания окружающей действительности, а совместное решение проблемы при организации работы в группах способствует развитию их коммуникативной компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются общие принципы метода проблемного обучения и пути его реализации на уроках биологии....

«Проектирование урока истории в режиме технологии проблемного обучения».

Примером работы учителя истории в режиме технологии проблемного обучения может быть модель урока по изучению темы «Земледельцы Аттики теряют свободу» с составлением технологической карты. ...

Доклад на тему "Системно - деятельный подход на уроках истории в рамках реализации ФГОС."

Данный материал был представлен на методическом совете школы 24.03.2015 года...

Реализация компетентностного подхода на уроках истории

Новая “Стратегия модернизации образования” сегодня в качестве главного результата рассматривает готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собстве...

Тема. «Реализация идей компетентностного подхода на уроке истории».

Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К ч...

Разработка урока с использованием элементов технологии проблемного обучения. Тема урока: Упрощение выражений. 5 класс

Урок с использованием элементов технологии проблемного обучения.  Тема урока: Упрощение выражений.  Урок «открытия новых знаний»Цель урока: формирование умений применять рас...