Рабочая программа по истории для 10 класса
рабочая программа по истории (10 класс) по теме
Данная программа составлена в 2011 году и используется по сей день.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_10_klass.docx | 34.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Бурашевская СОШ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МОУ «Бурашевская СОШ»»
«_____» ___________ 2010 г № _____
ИСТОРИЯ
рабочая учебная программа
полного среднего образования
10 класс
2010-2011 учебный год
Автор-составитель
рабочей учебной программы:
Гонтарева Ольга Николаевна
учитель истории
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 70 годовых часов на изучение курсов отечественной и всемирной истории в 10 классе. Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. Структура программы соответствует структуре учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной и М.Ю. Брандта (издательство «Просвещение», 2005).
Цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;
- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;
- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;
- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.
Требования к подготовке учеников 10 класса:
Должны знать:
- Даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий в России и мире в древности, средневековье и Новом времени;
- Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в указанный период;
- Изученные виды исторических источников.
Должны уметь:
- Сравнивать исторические явления и события;
- Объяснять смысл, значение важнейших понятий;
- Уметь дискутировать, высказывать собственное суждение;
- Читать историческую карту;
- Группировать исторические события и явления по указанному признаку.
Способны решать жизненно-практические задачи: использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Учебно-методический комплект курса
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. Программы для общеобразовательных учреждений. 6 – 11 классы. М.: Просвещение, 2009
- Данилов А.А. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. М.: Просвещение, 2010.
№ | Тема урока | Кол-во | Дата | Тип урока | Содержание урока |
Тема 1. Исторический процесс и историческая наука (5 ч.) | |||||
1 | Введение. История и исторический процесс. | 1 | 03.09.10 | Изучения нового. | Понятие истории, пространство всемирной истории, исторический процесс, факторы и проявления единства и многообразия всемирной истории, различные подходы к периодизации всемирно-исторического процесса |
2. | История и познание истории | 1 | 05.09.10 | Комбинированный | Социальное познание и историческая наука, историческое событие и исторический факт, понятие об исторических источниках, виды источников, понятие и термины исторической науки, различные подходы к теоретико-методологическому осмыслению исторического процесса, формационный подход к истории, цивилизационный подход к истории, школа «Анналов», социальная история, смысл истории. |
3-5 | История в век глобализации | 3 | 10.09.10 12.09.10 17.09.10 | Комбинированный | |
Тема 2. Первобытность. Цивилизации Древнего мира (9 ч.) | |||||
6 | От первобытности к цивилизации. | 1 | 19.09.10 | Комбинированный | Предцивилизационная стадия истории человечества, антропогенез, научные представления о формировании человека современного типа, периодизация предцивилизационной стадии развития человечества, проблемы социогенеза, праобщина, родовая община, неолитическая революция и ее историческое значение. |
7-8 | Древний Восток | 2 | 24.09.10 26.09.10 | Комбинированный | Архаичные цивилизации Древнего Востока, роль великих рек в формировании цивилизаций, современные представления о факторах и формах возникновения государства, вождества, восточная деспотия и ее роль в древневосточных цивилизациях, общество: социальная структура и социальные нормы |
9-10 | Античные цивилизации Средиземноморья | 2 | 01.10.10 03.10.10 | Комбинированный | Зарождение античной цивилизации, от «темных веков» к классической Греции, античный полис: расцвет и кризис, эллинизм, цивилизация Древнего Рима в VIII – I вв. до н.э., Римская империя: расцвет, кризис, падение. |
11-12 | Древнейшая история нашей Родины | 2 | 08.10.10 10.10.10 | Комбинированный | Древние люди на территории нашей страны, греческая колонизация Причерноморья, Скифское государство, восточные славяне, тюркские народы и государства на территории нашей страны, норманны – варяги - Русь |
13 | Духовный мир древних обществ | 1 | 15.10.10 | Комбинированный | Мифологическая картина мира, космогонические, антропологические, теогонические мифы; мифы о культурных героях, представления об осевом времени, буддийская духовная традиция, иудейская духовная традиция, христианская духовная традиция, религии спасения, формирование научного мышления в древности. |
14 | Историческое наследие древних цивилизаций | 1 | 17.10.10 | Комбинированный | Древность: трудности понимания, единство мира древних цивилизаций, шумерская модель мира, полис: три идеи для человечества, римское право, власти идеи и страсть к истине, алфавит и письменность, египетская медицина, математика, астрономия, художественные ценности древних цивилизаций |
Тема 3. Россия и мир в эпоху Средневековья (20 ч.) | |||||
15 –17 | Средневековая цивилизация Европы | 3 | 22.10.10 24.10.10 05.11.10 | Комбинированный | Сущность и периодизация европейского средневековья, переход к средневековью, синтез позднеантичного и варварского укладов, государство франков, империя Карла Великого, средневековье и феодализм: соотношение понятий, сеньориальный строй, феод, община, города в средневековом обществе, социальная структура, сословное общество, этапы развития средневекового государства, сословно-представительная монархия, централизация и полицентризм, государство и церковь, политическая роль папства, христианская цивилизация, роль религии и церкви в средневековом обществе, европейское общество в XIV – XV вв. |
18 –19 | Византийская империя и арабский халифат в средние века | 2 | 07.11.10 12.11.10 | Комбинированный | Особенности территориальной и этнической культуры, роль государства в византийской истории, православная церковь в византийском обществе; Возникновении е ислама, роль ислама в арабо-мусульманском средневековом обществе, арабских халифат, историческое значение средневековой арабо-мусульманской культуры. |
20 | Китай, Индия, Япония в средние века | 1 | 14.11.10 | Комбинированный | Дискуссия о применимости термина «Средние века» к истории Востока, особенности исторического развития Китая, Индии, Японии в эпоху Средневековья |
21 | Особенности российского средневековья | 1 | 19.11.10 | Комбинированный | Дискуссии и генезисе феодальных отношений на Руси, характер древнерусской государственности, проблемы сословно-представительной монархии, факторы самобытности Руси. |
22 –23 | Древнерусское государство и общество | 2 | 21.11.10 26.11.10 | Комбинированный | Причины и этапы образования Древнерусского государства. Характер Древнерусского государства в IX – X вв. Эволюционное развитие русских земель в IX – первой половине XII вв. функции княжеской власти в Древнерусском государстве, дружина, народ и власть, народное ополчение. |
24- 25 | Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства | 2 | 28.11.10 03.12.10 | Комбинированный | Причины раздробления Древнерусского государства. Новгородская республика. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Ордынское владычество: формирование даннических отношений. Эволюция княжеской власти и вечевой организации в период ордынского владычества: точки зрения. Русь Литовская. |
26 –27 | Особенности процесс объединения русских земель | 2 | 05.12.10 10.12.10 | Комбинированный | Причины объединения русских земель. Возвышение Москвы. Роль Твери в процессе становления великорусской государственности. Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство. |
28 –29 | Борьба альтернативных вариантов развития страны в конце XV – начале XVIII вв. | 2 | 12.12.10 17.12.10 | Комбинированный | Характер Московского государства во второй половине XV – начале XVI вв. Иван Грозный: альтернативы социально-политического развития страны. Смута и различные варианты эволюции государственного строя. |
30 –31 | Социально-экономическое развитие России | 2 | 19.12.10 24.12.10 | Комбинированный | Характер землевладения в X – начале XIII вв. Структура земледельческого населения. Эволюция поземельных отношений в период ордынского владычества. Поземельные отношения в период становления единого Русского государства. |
32 –33 | Россия в Средневековом мире. | 2 | 26.12.10 13.01.11 | Комбинированный | Особенности геополитического положения Древнерусского государства. Геополитическая ситуация на южных границах Древнерусского государства. Европейская политика Древнерусского государства. Эволюция внешней политики в период ордынского владычества на Руси. Московское государство в системе международных отношений: западное направление. Восточное направление внешней политики Московского государства. |
34 | Человек в Древности и Средневековье. | 1 | 15.01.11 | Комбинированный | Человек и его социальные роли. Человек и время. Человек и пространство. Человек и его детство. Человек и знание. |
Тема 4. Россия и мир в раннее Новое время (15 ч.) | |||||
35-36 | Раннее Новое время и начало модернизации | 2 | 20.01.11 22.01.11 | Комбинированный | Великие географические открытия и их последствия. Запад и Восток в раннее Новое время. Мануфактурный капитализм: экономика и общество. Возрождение. Реформация. Великая научная революция. Европа в XVIII веке: кризис «старого порядка» |
37 –38 | Россия: особенности перехода к Новому времени | 2 | 27.01.11 29.01.11 | Комбинированный | Когда Россия вступила в Новое время? Каковы черты экономического и социального развития России в Новое время? Россия и Европа. Россия и Азия. Кризис традиционализма. |
39 –40 | Россия: особенности социально-экономического развития в XVII – XVIIIвв. | 2 | 03.02.11 05.02.11 | Комбинированный | Российский тип феодализма. Крепостничество. Рост городов и развитие городского хозяйства. Формирование всероссийского рынка. Российская экономики и иностранное влияние. Российская власть и экономика. |
41– 42 | Европейские государства в XVI – XVIII вв. | 2 | 10.02.11 12.02.11 | Комбинированный | Формирование абсолютизма. Голландия – первая европейская республика Нового времени. Английская революция XVII в.: к парламентаризму и гражданскому обществу. Просвещенный абсолютизм. |
43 –44 | Феномен российского самодержавия | 2 | 17.02.11 19.02.11 | Комбинированный | Абсолютизм в Европе и в России: общее и особенное. Предпосылки и условия формирования самодержавной власти в России. Иван Грозный и начало формирования самодержавия. От самодержавия к абсолютизму. Екатерина II и формирование идеологии абсолютизма. Попытки ограничения самодержавной власти. |
45 –46 | Особенности социальных движений в России в XVII – XVIIIвв. | 2 | 24.02.11 26.02.11 | Комбинированный | Социальная политика властей. Причины социальных движений. Крестьянские восстания. Городские восстания. Движение старообрядцев. Национальные движения. |
47– 48 | Церковь, общество, государство в России в XVII – XVIIIвв. | 2 | 03.03.11 05.03.11 | Комбинированный | Многоконфессиональность. Православие и его роль в жизни российского общества. Церковь и государство. Конфессиональная политика и межконфессиональные отношения. |
49 | Россия – великая европейская держава | 1 | 10.03.11 | Комбинированный | Изменение места и роли России в европейской политике в XVI – XVII вв. Западное направление внешней политики. Восточное направление внешней политики. Рост национального самосознания и становление имперского сознания. Россия – великая мировая держава. |
Тема 5. Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества (15 ч.) | |||||
50 –51 | Промышленный переворот и формирование индустриального общества во второй половине XVIII - XIXвв. | 2 | 12.03.11 17.03.11 | Комбинированный | Промышленная революция: сущность и значение. Индустриальное общество. Мировой рынок, колониальные империи и империализм. Традиционные общества Востока. |
52– 53 | Революции и их место в историческом процессе второй половины XVIII - XIXвв. | 2 | 19.03.11 24.03.11 | Комбинированный | Модернизация и революции Нового времени. Война за независимость английских колоний в Северной Америке – Американская революция конца XVIII в. Великая Французская революция конца XVIII в. Политическая модернизация и революции 1848 – 1849 гг. Реформы и модернизация. |
54 | Рождение современных идеологий | 1 | 26.03.11 | Комбинированный | Век Просвещения. Либерализм и консерватизм. Социализм и радикализм. Национальные движения и идеологии. |
55 –56 | Начало становления индустриального общества в России. Социально-экономическое развитие и особенности промышленного переворота. | 2 | 07.04.11 09.04.11 | Комбинированный | Демографические процессы. Начало российской индустриализации. Перемены в демографической ситуации и социальной структуре в пореформенный период. Россия в системе мировой экономики. |
57– 58 | Российские реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия. | 2 | 14.04.11 16.04.11 | Комбинированный | Причины реформ, их цели и задачи. Источники финансирования. Метод и темпы реформирования. Отношение власти и общества к реформам. Оценка результативности реформ. |
59 –60 | Российская власть и общество: поиск оптимальной модели общественного развития. Империя и народы. | 2 | 21.04.11 23.04.11 | Комбинированный | Эволюция власти. Формирование государственной идеологии. Либеральные идеологически е доктрины о судьбах России. Истоки российского революционализма. Формирование российской интеллигенции. Национальные элиты и имперские интересы в XIX в. |
61-62 | Человек в эпоху становления и развития индустриального общества. | 2 | 28.04.11 30.04.11 | Комбинированный | Человек и пространство. Человек и техника. Человек и город. Человек и жилище. Человек в движении. |
63-64 | Обобщающее повторение | 2 | 05.05.11 07.05.11 | Обобщения | |
65– 70 | Резервные уроки | 6 | 12.05.11 14.05.11 19.05.11 21.05.11 26.05.11 28.05.11 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...