Рабочая программа по истории для 10 класса
рабочая программа по истории (10 класс) по теме

Гонтарева Ольга Николаевна

Данная программа составлена в 2011 году и используется по сей день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_10_klass.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Бурашевская СОШ»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

УТВЕРЖДЕНО

                                                 приказом директора МОУ «Бурашевская СОШ»»

«_____» ___________ 2010 г       № _____

ИСТОРИЯ

рабочая учебная программа

полного среднего образования

10 класс

2010-2011 учебный год

Автор-составитель

рабочей учебной программы:

Гонтарева Ольга Николаевна

учитель истории

высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 70 годовых часов на изучение курсов отечественной и всемирной истории в 10 классе. Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. Структура программы соответствует структуре учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной и М.Ю. Брандта (издательство «Просвещение», 2005).

Цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом,  социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;

- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;

- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;

- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.

Требования к подготовке учеников 10 класса:

Должны знать:

  • Даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий в России и мире в древности, средневековье и Новом времени;
  • Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в указанный период;
  • Изученные виды исторических источников.

Должны уметь:

  • Сравнивать исторические явления и события;
  •  Объяснять смысл, значение важнейших понятий;
  •  Уметь дискутировать, высказывать собственное суждение;
  • Читать историческую карту;
  • Группировать исторические события и явления по указанному признаку.

Способны решать жизненно-практические задачи: использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Учебно-методический комплект курса

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Программы для общеобразовательных учреждений. 6 – 11 классы. М.: Просвещение, 2009
  2. Данилов А.А. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. М.: Просвещение, 2010.



урока

Тема урока

Кол-во
часов

Дата

Тип урока

Содержание урока

Тема 1. Исторический процесс и историческая наука (5 ч.)

1

Введение. История и исторический процесс.

1

03.09.10

Изучения нового.

Понятие истории, пространство всемирной истории, исторический процесс, факторы и проявления единства и многообразия всемирной истории, различные подходы к периодизации всемирно-исторического процесса

2.

История и познание истории

1

05.09.10

Комбинированный

Социальное познание и историческая наука, историческое событие и исторический факт,  понятие об исторических источниках, виды источников, понятие и термины исторической науки, различные подходы к теоретико-методологическому осмыслению исторического процесса, формационный подход к истории, цивилизационный подход к истории, школа «Анналов», социальная история, смысл истории.

3-5

История в век глобализации

3

10.09.10

12.09.10

17.09.10

Комбинированный

Тема 2. Первобытность. Цивилизации Древнего мира (9 ч.)

6

От первобытности к цивилизации.

1

19.09.10

Комбинированный

Предцивилизационная стадия истории человечества, антропогенез, научные представления о формировании  человека современного типа, периодизация предцивилизационной стадии развития человечества, проблемы социогенеза, праобщина, родовая община, неолитическая революция и ее историческое значение.

7-8

Древний Восток

2

24.09.10

26.09.10

Комбинированный

Архаичные цивилизации Древнего Востока, роль великих рек в формировании цивилизаций, современные представления о факторах и формах возникновения государства, вождества, восточная деспотия и ее роль в

древневосточных цивилизациях, общество: социальная структура и социальные нормы

9-10

Античные цивилизации Средиземноморья

2

01.10.10

03.10.10

Комбинированный

Зарождение античной цивилизации, от «темных веков» к классической Греции, античный полис: расцвет и кризис, эллинизм, цивилизация Древнего Рима в VIII – I вв. до н.э., Римская империя: расцвет, кризис, падение.

11-12

Древнейшая история нашей Родины

2

08.10.10

10.10.10

Комбинированный

Древние люди на территории нашей страны, греческая колонизация Причерноморья, Скифское государство, восточные славяне, тюркские народы и государства на территории нашей страны, норманны – варяги - Русь

13

Духовный мир древних обществ

1

15.10.10

Комбинированный

Мифологическая картина мира, космогонические, антропологические, теогонические мифы; мифы о культурных героях, представления об осевом времени, буддийская духовная традиция, иудейская духовная традиция, христианская духовная традиция, религии спасения, формирование научного мышления в древности.

14

Историческое наследие древних цивилизаций

1

17.10.10

Комбинированный

Древность: трудности понимания, единство мира древних цивилизаций, шумерская модель мира, полис: три идеи для человечества, римское право, власти идеи и страсть к истине, алфавит и письменность, египетская медицина, математика, астрономия, художественные ценности древних цивилизаций

Тема 3. Россия и мир в эпоху Средневековья (20 ч.)

15 –17

Средневековая цивилизация Европы

3

22.10.10

24.10.10

05.11.10

Комбинированный

Сущность и периодизация европейского средневековья, переход к средневековью, синтез позднеантичного и варварского укладов, государство франков, империя Карла Великого,  средневековье  и феодализм: соотношение понятий, сеньориальный строй, феод, община, города в средневековом обществе, социальная структура, сословное общество, этапы развития средневекового государства, сословно-представительная монархия, централизация и полицентризм, государство и церковь, политическая роль папства, христианская цивилизация, роль религии и церкви в средневековом обществе, европейское общество в XIV – XV вв.

18 –19

Византийская империя и арабский халифат  в средние века

2

07.11.10

12.11.10

Комбинированный

Особенности территориальной и этнической культуры, роль государства в византийской истории, православная церковь в  византийском обществе;

Возникновении е ислама, роль ислама в арабо-мусульманском средневековом обществе, арабских халифат, историческое значение средневековой арабо-мусульманской культуры.

20

Китай, Индия, Япония в средние века

1

14.11.10

Комбинированный

Дискуссия о применимости термина «Средние века» к истории Востока, особенности исторического  развития Китая, Индии, Японии в эпоху Средневековья

21

Особенности российского средневековья

1

19.11.10

Комбинированный

Дискуссии и генезисе феодальных отношений на Руси, характер древнерусской государственности, проблемы сословно-представительной монархии, факторы самобытности Руси.

22 –23

Древнерусское государство и общество

2

21.11.10

26.11.10

Комбинированный

Причины и этапы образования Древнерусского государства. Характер  Древнерусского государства в IX – X вв. Эволюционное развитие русских земель в IX – первой половине XII вв. функции княжеской власти в Древнерусском государстве, дружина, народ и власть, народное ополчение.

24- 25

Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства

2

28.11.10

03.12.10

Комбинированный

Причины раздробления Древнерусского государства. Новгородская республика. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Ордынское владычество: формирование даннических отношений. Эволюция княжеской власти и вечевой организации в период ордынского владычества: точки зрения. Русь Литовская.

26 –27

Особенности процесс объединения русских земель

2

05.12.10

10.12.10

Комбинированный

Причины объединения русских земель. Возвышение Москвы.  Роль Твери в процессе становления великорусской государственности. Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство.

28 –29

Борьба альтернативных вариантов развития страны в конце XV – начале XVIII вв.

2

12.12.10

17.12.10

Комбинированный

Характер Московского государства во второй  половине  XV – начале XVI вв. Иван Грозный: альтернативы социально-политического развития страны. Смута и различные варианты эволюции государственного строя.

30 –31

Социально-экономическое развитие России

2

19.12.10

24.12.10

Комбинированный

Характер землевладения в X – начале XIII вв. Структура земледельческого населения. Эволюция поземельных отношений в период ордынского владычества. Поземельные отношения в период становления единого Русского государства.

32 –33

Россия в Средневековом мире.

2

26.12.10

13.01.11

Комбинированный

Особенности геополитического положения Древнерусского государства. Геополитическая ситуация на южных границах Древнерусского государства. Европейская политика Древнерусского государства. Эволюция внешней политики в период ордынского владычества на Руси. Московское государство в системе международных отношений: западное направление. Восточное направление внешней политики Московского государства.

34

Человек в Древности и Средневековье.

1

15.01.11

Комбинированный

Человек и его социальные роли. Человек и время. Человек и пространство. Человек и его детство. Человек и  знание.

Тема 4.  Россия и мир в раннее Новое время (15 ч.)

35-36

Раннее Новое время и начало модернизации

2

20.01.11

22.01.11

Комбинированный

Великие географические открытия и их последствия. Запад и Восток в раннее Новое время. Мануфактурный капитализм: экономика и общество. Возрождение. Реформация. Великая научная революция. Европа в XVIII веке: кризис  «старого порядка»

37 –38

Россия: особенности перехода к Новому времени

2

27.01.11

29.01.11

Комбинированный

Когда Россия вступила в Новое время? Каковы черты экономического и социального развития России в Новое время? Россия и Европа. Россия и Азия. Кризис традиционализма.

39 –40

Россия: особенности социально-экономического развития в XVII – XVIIIвв.

2

03.02.11

05.02.11

Комбинированный

Российский тип феодализма. Крепостничество. Рост городов и развитие городского хозяйства. Формирование всероссийского рынка. Российская экономики и иностранное влияние. Российская власть и экономика.

41– 42

Европейские государства в XVI – XVIII вв.

2

10.02.11

12.02.11

Комбинированный

Формирование абсолютизма. Голландия – первая европейская республика Нового времени. Английская революция XVII в.: к парламентаризму и гражданскому обществу. Просвещенный абсолютизм.

43 –44

Феномен российского самодержавия

2

17.02.11

19.02.11

Комбинированный

Абсолютизм в Европе и в России: общее и особенное. Предпосылки и условия формирования самодержавной власти в России. Иван Грозный и начало формирования самодержавия. От самодержавия к абсолютизму. Екатерина II и формирование идеологии абсолютизма. Попытки ограничения самодержавной власти.

45 –46

Особенности социальных движений в России в XVII – XVIIIвв.

2

24.02.11

26.02.11

Комбинированный

Социальная политика властей. Причины социальных движений. Крестьянские восстания. Городские восстания. Движение старообрядцев. Национальные движения.

47– 48

Церковь, общество, государство в России в XVII – XVIIIвв.  

2

03.03.11

05.03.11

Комбинированный

Многоконфессиональность. Православие и его роль в жизни российского общества. Церковь и государство. Конфессиональная политика и межконфессиональные отношения.

49

Россия – великая европейская держава

1

10.03.11

Комбинированный

Изменение места и роли России в европейской политике в XVI – XVII вв. Западное направление внешней политики. Восточное направление внешней политики. Рост национального самосознания и становление имперского сознания. Россия – великая мировая держава.

Тема 5. Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества (15 ч.)

50 –51

Промышленный переворот и формирование индустриального общества во второй половине XVIII -  XIXвв.

2

12.03.11

17.03.11

Комбинированный

Промышленная революция: сущность и значение. Индустриальное общество. Мировой рынок, колониальные империи и империализм. Традиционные общества Востока.

52– 53

Революции и их место в историческом процессе второй половины XVIII -  XIXвв.

2

19.03.11

24.03.11

Комбинированный

Модернизация и революции Нового времени. Война за независимость английских колоний в Северной Америке – Американская революция конца XVIII в. Великая Французская революция конца XVIII в. Политическая модернизация и революции 1848 – 1849 гг. Реформы и модернизация.

54

Рождение современных идеологий

1

26.03.11

Комбинированный

Век Просвещения. Либерализм и консерватизм. Социализм и радикализм. Национальные движения и идеологии.

55 –56

Начало становления индустриального общества в России. Социально-экономическое развитие и особенности промышленного переворота.

2

07.04.11

09.04.11

Комбинированный

Демографические процессы. Начало российской индустриализации. Перемены в демографической ситуации и социальной структуре в пореформенный период. Россия в системе мировой экономики.

57– 58

Российские реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия.

2

14.04.11

16.04.11

Комбинированный

Причины реформ, их цели и задачи. Источники финансирования. Метод и темпы реформирования. Отношение власти и общества к реформам. Оценка результативности реформ.

59 –60

Российская власть и общество: поиск оптимальной модели общественного развития. Империя и народы.

2

21.04.11

23.04.11

Комбинированный

Эволюция власти. Формирование государственной идеологии. Либеральные идеологически е доктрины о судьбах России. Истоки российского революционализма. Формирование российской интеллигенции. Национальные элиты и имперские интересы в XIX в.

61-62

Человек в эпоху становления и развития индустриального общества.

2

28.04.11

30.04.11

Комбинированный

Человек и пространство. Человек и техника. Человек и город. Человек и жилище. Человек в движении.

63-64

Обобщающее повторение

2

05.05.11

07.05.11

Обобщения

65– 70

Резервные уроки

6

12.05.11

14.05.11

19.05.11

21.05.11

26.05.11

28.05.11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...