Методическая разработка интегрированного урока в 11 классе с применением ЭОР "Поэзия, опаленная войной"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему


Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе,

урок-презентация с применением ЭОР (электронных образовательных ресурсов) и групповой формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 253 Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №30 г. Сызрани Самарской области

Методическая разработка

интегрированного урока в 11-м классе

по теме "Поэзия, опаленная войной"

Авторы:

 Сильченко Оксана Александровна, учитель литературы

ГБОУ СОШ № 253 Санкт-Петербурга,

высшая квалификационная категория

Сахан Любовь Алексеевна, учитель истории

ГБОУ СОШ №30 г. Сызрани Самарской области,

высшая квалификационная категория

Предмет: литература и история

Возраст учащихся: 11 класс

   Тип урока: комбинированный

Вид урока: интегрированный урок-презентация с применением групповой формы работы

Используемые технологии:

  • информационно-коммуникационные технологии,
  • технология “Дебаты”,
  • развитие критического мышления через чтение и письмо,
  •  метод проектов

Цели урока: 

  • Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя; показать, какой след оставила война в семьях учащихся.
  • Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.
  • Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.

Методические приемы: работа в группах, чтение и анализ стихотворений, защита проекта, беседа, межпредметные связи (связь литературы с историей и информатикой).

Оборудование: мультимедийная презентация “Ради жизни на Земле”, подготовленная учениками выставка сборников стихотворений о Великой Отечественной войне; медиапроектор; памятка “Анализ стихотворения”.

Предварительная работа: учащиеся класса распределяются на творческие группы, каждая группа выполняет индивидуальное задание.

  • 1-я группа работает по творчеству Ю.Друниной,
  • 2-я – И.Уткина,
  • 3-я – М.Джалиля,
  • 4-я - К.Симонова,
  • 5-я А.Суркова,
  • 6-я – группа “Поиск” (члены Музея школы № 30) собирает материал по теме “Моя семья в годы Великой Отечественной войны” и готовит презентацию “Никто не забыт, ничто не забыто”.

Ход урока

1. Организационный момент. Цели и задачи

- Ребята! Сегодня у нас необычный урок.

- Вспомним всем до боли известные и знакомые строки:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

- Какому историческому событию они посвящены?

Да, событиям Великой Отечественной войны…

- Война…Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

(Боль, страх, кровь, жертвы, победа, гордость….)

- Прошли уже десятилетия с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. И сегодня мы поговорим о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной.

Цель нашего урока – понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных поэтов Великой Отечественной войны, выстоявших, победивших, вселявших надежду в народ, подаривших миру жизнь и счастье; показать, какой след оставила война в каждой семье; выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роль в грозные годы.

2. Презентация “Ради жизни на земле” (Приложение 1)

1 слайд - Да, война – это страшное испытание для всего народа, это испытание и для нашей литературы.

2 слайд - Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры.

На великую народную беду сразу откликнулись и поэты.

Внимание: вопрос. Как вы думаете, какую роль играла в те суровые годы поэзия?

Поэты почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.

3 слайд – В поэзии с первых дней войны прежде всего проявила себя

ЛИРИКА. 

Почему лирика периода Великой Отечественной войны стала явлением уникальным?

Да, она стала явлением уникальным. Поэты писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах.

Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов : и признанных лириков, и молодых фронтовиков.

Многие военные стихи становились популярными песнями (“Священная война” В. Лебедев-Кумач, “Землянка” А. Сурков и др.)

Каковы, по-вашему, особенности лирики военного времени?

В ходе дебатов выясняем, что

  • отсутствует деление на гражданскую, интимную, философскую и т.д.;
  • 3 основные группы жанров: лирические (элегия, ода, песня), сатирические (высмеивающие врага), лироэпические (баллада, поэма);
  • многогранность и глубина лирики;
  • раскрытие сознания героя-освободителя, подвига труженика тыла;
  • музыкальность стиха соседствует с простотой изложения;
  • создается образ Родины как всей страны, так и образ малой родины (родного города, села).

4 слайд. Поговорим о тех, кто сражался, кто сразу взялся за перо, чтобы поднять боевой дух русского народа, чтобы укреплять мужество защитников.

3. Выступления групп по плану

О жизни писателя и его творчестве.

Чтение наизусть стихотворений поэта (по выбору учащихся).

Анализ стихотворений, подготовленный учащимися самостоятельно.

5 слайд – Ю.Друнина (1924-1991).

Юлия Владимировна со школьной скамьи, в 17-летнем возрасте, ушла на фронт. До ранения в 1944 г. была батальонным санинструктором. Демобилизовалась сержантом медицинской службы.

Стихотворения “Я только раз видала рукопашный”, “Целовались. Плакали и пели…”

6 слайд – И.Уткин (1924-1991)

Иосиф Павлович был военным корреспондентом фронтовой газеты. После тяжелого ранения в 1941 г. Вновь вернулся в газету. 13.11.1944, возвращаясь с Западного фронта в Москву, погиб в авиационной катастрофе.

Стихотворения “Если я не вернусь, дорогая…”, “Сестра”.

7-8 слайд – М.Джалиль (1906-1944)

Муса Мустафиевич Джалилов - татарский поэт. В 1-ый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии. В июне 1942г. На Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концентрационном лагере вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистскую тюрьму Моабит. В тюрьме создал цикл стихотворений. В 1944 г. Казнен моабитскими палачами. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Стихотворения “Платок”, “Без ноги”.

9 слайд – К.Симонов (1915-1979)

Константин (Кирилл) Михайлович известность как поэт и драматург приобрел еще до войны.

24.06.1941 г. был призван в армию и пошел на войну фронтовым корреспондентом. Написанное во время войны стихотворение “Жди меня” стало широко известным, его переписывали солдаты и посылали в письмах своим любимым.

Стихотворения “Жди меня”, “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…”

10 слайд – А.Сурков (1899-1983)

Алексей Александрович на финской и Великой Отечественной войнах был военным корреспондентом. Автор знаменитой песни “Землянка”.

Стихотворение “Землянка”.

4. Беседа по вопросам

Почему же прозвучавшие стихотворения и другие стихотворения поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

(Наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду.

Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой.

Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.)

В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?

(Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая.

Главное то, что поэзия военных лет уловила самую суть войны:

“Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле…”)

А что же отличало поэзию периода Великой Отечественной войны?

(Предельная искренность. В каждом стихотворении – неприкрашенная правда.)

А кто, по-вашему, главный герой поэзии, опаленной войной?

( Герои поэзии военного времени - это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с врагом!

Это люди разной национальности, разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю.)

5. Выступление группы “Поиск”

А сейчас группа “Поиск”, куда вошли члены Музея школы № 30, защитит проект “Никто не забыт, ничто не забыто. Моя семья в годы Великой Отечественной войны” и поведует нам о тех, кто славно защищал нашу Родину, кто и явился героем поэзии, опаленной войной.

11 слайд - 1 чтец: Мы – поколение, вступающее в жизнь. Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком победном пути.

Цель нашего проекта “Никто не забыт, ничто не забыто. Моя семья в годы Великой Отечественной войны” - понять ту боль, что мир перенес в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных защитников Родины, героев поэзии, опаленной войной; показать, какой след оставила война и в наших семьях.

2 чтец:

Я знаю, никакой моей вины в том,
другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше,
Кто моложе – остались там,
И не о том же речь,
Что я их смог, но не сумел сберечь…
Речь не о том, но все же, все же, все же….
Чем дальше мы уходим от войны
И нас с тобою тишина объемлет,
Тем все сильней и явственней
Слышны её рассказы, вздыбившие землю…

3 чтец: Огромное горе войны коснулось каждой семьи…Пройдемся по улицам города Сызрани, постучимся в любой дом, и нам ответят: “Да, здесь живет семья участника Великой Отечественной войны…” Сегодня в нашем городе осталось 1080 живых свидетелей грозных событий войны…

12 слайд – 4 чтец: Великая Отечественная война оставила свой след в каждой семье. Не обошла она и семью ученицы 11 А класса Буториной Анны. Ее прадед – Шапошников Виктор Сергеевич,- когда прогремела война, отправился на Сталинградский фронт, где мужественно сражался за Отчизну, и погиб под станцией Новая Кудрючинская.

1 чтец:

Я шлю письмо из сорок первого.
Взгляни на снимок, человек родной.
На нем я вместе с нашими ребятами.
Ты посмотри, какой я молодой…

4 чтец: В семье Буториных сохранились письма с фронта, в которых прадед дает обещание родным отомстить “проклятым фрицам” за гибель брата, который в 17 лет ушел на фронт и не вернулся.

А вот еще письмо женщины, чей отец похоронил прадеда Ани в братской могиле. Она подробно описывает гибель прадеда Виктора в январе 1943 года.

2 чтец: Да, семья Ани была такой же, как и сотни других семей. В годы войны наши деды и прадеды сражались и умирали. И хоть многие из них не получили звания героя, но мы их помним, любим, гордимся ими. Память о них хранит поэзия, опаленная войной…

13 слайд – 3 чтец: Взгляните, вот зенитчик Богачев Николай Осипович – гвардии старший сержант – старший брат деда нашего ученика Максима Пестова. Он славно сражался за Родину и погиб в июле 1944-го.Награжден орденом Красного знамени. Его имя занесено в Книгу памяти.

14 слайд – 4 чтец: А вот еще один герой из народа. Это дедушка 11-классника Дергачева Дмитрия – Битюгов Василий Иванович. Какие проникновенные письма он писал своей дочери: “Дорогая дочка Тамарочка!!!

Я скоро вернусь, скоро победа! Я привезу тебе красивую куклу….Жди меня, родная….”

Это лишь несколько строк из письма, а их сохранилось всего 5.

1 чтец: Мы, волжане, по праву гордимся теми, кто вписал свою яркую строку в летопись Великой Победы.

6. Выводы: 15 слайд

Краткий обзор поэзии периода Великой Отечественной войны показал, что подвиг народа не остается в прошлом. Каждая семья помнит своих ГЕРОЕВ, гордится ими. Давайте хранить память и передавать ее будущим поколениям!

7. 15 слайд – домашнее задание (ученики выбирают самостоятельно)

  • Какую роль сыграла литература в годы Великой Отечественной войны?
  • Каковы же особенности лирики военного времени?
  • Выучите наизусть стихотворение любимого поэта о Великой Отечественной войне и проанализируйте его.
  • Напишите эссе на тему: “Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет?”
  • Подготовьте проект “Военная лирика поэтов-земляков”.

8. Рефлексия 

  • Какое впечатление произвел на вас сегодняшний урок?
  • Оцените свою работу на уроке и работу групп.

Список использованной литературы:

  1. Война глазами детей: материалы I и II областных конкурсов творческих  работ учащихся, посвященных 60-летию Победы в Великой Отечеств. Войне / сост.: О. Н. Огай, А. В. Мастерков, Л. Р. Гаянова. Самара, 2005
  2. Выше смерти : стихи советских поэтов, павших в Великой Отечественной  войне. Самара, 2001
  3. Красные тюльпаны: сборник поэзии и прозы. - Самара, 2006
  4. Сборник литературных работ "Война глазами молодых". Самара, 2006
  5. Семенов В. Испытание войной. Самара, 2007
  6. Симонов К. Стихи.  М., 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока. 7 класс.Тема: «Быт и нравы России XVII века языком фразеологии»

Изучение быта и традиций русского народа языком фразеологизмов играет большую роль в духовно-нравтсвенном воспитании учащихся, помогает лучше понять душу народа, его менталитет....

Методическая разработка интегрированного урока. 9-й класс, История России, Человек на войне

Цель урока показать, что в любой войне главное место занимает человек. Проанализировать вместе с учащимися причины войны, ход военных действий, причины побед большевиков, причины поражения белых. Осмы...

Методическая разработка интегрированного урока в 11 классе с применением ИКТ и ЭОР "Поэзия, опаленная войной"

Урок-презентация,интегрированный урок по литературе и историис применением ЭОР, ИКТ...

Методическая разработка интегрированного урока «Война глазами великого писателя (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" и историческим материалам)

Цели:·         показать историческое значение Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, Бородинской битвы,  её стратегическое значение в ходе Отечественной ...

Методическая разработка. Интегрированный урок в 6 классе (русский язык, английский язык с применением компьютерных технологий)

Ученики часто задают нам вопросы о том, как появляются новые слова. Этот урок посвящён этимологии....

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...

Методическая разработка интегрированного урока. 6 класс. Растения и математика.

Интегрированный урок по математике и биологии составлен для 6х классов в соответствии с ФГОС....