Разработка урока истории по ФГОС 9 класс. Тема"Внешняя политика СССР в 1919 - август 1939 г."
материал по истории (9 класс) на тему

Соболева Татьяна Станиславовна

Технологическая карта урока истории в 9 класса, тема "Внешняя политика СССР в 1919-август 1939 годы". В соправождении с иллюстративным материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок.

Технологическая карта урока истории.

Тема: « Внешняя политика СССР. 1919 -  август 1939 года».

9 класс.

Разработчик: учитель истории и обществознания Соболева Т. С.

Технологическая карта урока.

Предмет: История России

Класс: 9

Тема урока: « Внешняя политика СССР. 1919 -  август 1939 года»

Тип урока: комбинированный (урок-исследование)

Педагогические цели урока:

  • способствовать ознакомлению с внешней политикой СССР накануне Второй мировой воны;
  • создать условия для определения роли СССР в международных отношениях периода 1919 – август 1939 года;
  • развития умений охарактеризовать «повешенное состояние» СССР к 1938 году, определять причины сближение СССР с гитлеровской Германией к 1939 году;
  • содействовать формированию навыков работы с исторической картой, иллюстративных материалом(карикатура), текстами различного типа (учебный текс, исторический источник).

Планируемы результаты:

Личностные: 

- выражение положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

формирование осознанного, уважительного отношения к мнению другого человека, способности к определению своей позиции по отношению к различным социальным явлениям.

Предметные:

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;  

- умение изучать  и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывать ее познавательную ценность;

- расширение деятельности оценочной деятельности на основе осмысление политической ситуации, сложившейся в мире накануне Второй мировой войны.

Метапредметные:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, представлять результаты своей деятельности;

- владение умением работать с учебной информацией различного типа (анализировать и обобщать факты, формулировать тезисы, обосновывать выводы);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в социальном окружении.

Основное содержание урока:

Внешнеполитические кризисы конца 1920 – начала 1930 –х годов, влияние Коминтерна на внешнюю политику СССР; Генуэзская конференция,  Рапалльский договор,  «Мюнхенский сговор», пакт Молотова- Риббентропа, секретный протокол пакта Молотова – Риббентропа, суверенитет.

Межпредметные и внутрикурсовые связи:

«Георграфия», «Обществознание», «Изобразительное искусство».

Темы: «Первые революционные преобразования большевиков и Брестский мир», «Гражданская война и военный коммунизм»(аспект иностранной интервенции).

Образовательные ресурсы и оборудование:

- учебник  - О. В. Волобуев, С. П. Карпачев, П. Н. Романов «История России. Начало XX – начало XXI века» 10 класс. М.: Дрофа, 2016 г., (§ 15   стр. 133 – 140);

- карта « Планируемое разделение Центральной Европы по пакту Молотова – Риббентропа. Действительные изменения по пакту Молотова – Риббентропа 1939-1940 гг; приложение 1;

- исторический источник № 1;

- Презентация, мультимедийное оборудование.

Организационная структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

Организационное начало

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие учителя. Организация рабочего места.

Регулятивные: включение в деловой ритм

Актуализация знаний

Организационная фронтальная беседа:

  • На предыдущих уроках мы разбирали темы «Первые революционные преобразования большевиков и Брестский мир», «Гражданская война и военный коммунизм» и знакомились с первыми шагами нового государства во внешней политике, отношением Европы к «новому соседу». Давай те немного вспомним.
  • Каковы условия Брестского мира?
  • Брестский мир – прихоть большевиков или вынужденная мера?
  • Брестский мир стал одной их причин погружения РСФСР в пучину Гражданской войны.
  • Что из себя представляли взаимоотношения  советского государства с Европой в годы Гражданской войны?

Определяю и называют условия Брестского мира – территориальные потери- Польша, Прибалтика, часть Белоруссии; экономические потери – 70 %  железа, 90 % угля, огромная контрибуция- 124 млн золотых рублей;

Снижение обороноспособности страны – уничтожение Черноморского флота.

Раскрывают причины заключения Брестского мира.

Раскрывают сущность иностранной интервенции.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников; определяют качество и уровень усвоенного материала

Введение в проблему урока; постановка учебной задачи

  • Мы с вами посмотрели на взаимоотношения молодой советской России с странами западной Европы. На основании того,  что вспомнили делаем вывод что новая страна с новым экономическим укладом, коим была Россия, настораживала Запад. Западная Европа при возможности желала поживиться за счет России (Германская империя – Брестский мир; Англия, Франция, США – военная интервенция, помощь белому движению). В период политической и экономической слабости – Гражданской войны – европейские страны стремились к раздроблению России. Но Гражданская война закончилась, Россия смогла сохранить единство, более того на политической карте появилось новое государство, которое представляло из себя союз дружественных республик – СССР.
  • Как вы думаете, что предстоит нам выяснить сегодня на уроке?

Слушают учителя, анализируют информацию, формируют учебную задачу – « Как  же выглядела внешняя политика СССР после Гражданской войны и до начала Второй мировой войны?».

Регулятивные: формулируют учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и осознания того, что еще неизвестно

Физкультминутка

Организация физкультминутки.

- Нам предстоит сейчас напряженная и серьезная интеллектуальная работа, давайте поможем нашему организму справиться с ней.

Все ребята дружно ВСТАЛИ

И на месте ЗАГАШАЛИ

На носочках  ПОТЯНУЛИСЬ

И вперед слегка НАГНУЛИСЬ

Как пружинки мы ПРИСЕЛИ

И тихонько разом СЕЛИ.

Выполнение упражнений в соответствии с текстом стиха

Регулятивные: быстро переключаются от умствен-ной деятельности к физической и обратно

Усвоение новых знаний и способов действий

Организация исследовательской работы в процессе изучения нового учебного материала:

-Напоминаю проблему нашего урока «Как  же выглядела внешняя политика СССР после Гражданской войны и до начала Второй мировой войны?»

- Для того, чтобы качественно работать на уроке нам необходимо вспомнить, что такое «Коминтерн». Дайте определения этого понятия.

- Предположите влияние этой организации на внешнюю политику СССР.

- Предлагаю вам выступить в качестве исследователей и попытаться найти ответ на наш проблемный вопрос темы урока в письменных исторических источниках.

- Прочитайте два текстовых фрагмента (Презентация СЛАЙД №2)  – из речи Наркома иностранных дел РСФСР Г. В. Чичерина, Из устава коммунистического Интернационала (Коминтерна) и определите

В чем состояло противоречие советской внешней политики?

- В 1922 СССР впервые принял участие в официальных международных переговорах. А 1922 году состоялась Генуэзская конференция. Основными вопросами конференции стали вопросы:

экономического восстановление Европы.

  • Что нанесло Европе экономический урон?
  • СССР то же был приглашен на эту конференцию.
  • Как вы думаете зачем Европа пригласила СССР?
  • Сумел  СССР в 1922 году заключить Рапальский договор с Германией. Давайте познакомимся с условиями этого договора ( Презентация СЛАЙД № 3) и ответим на вопрос  - почему  Германия пошла на сотрудничество с Россией?

- К середине 30 –х годов Германия достигла экономический и военной мощи, начала проявлять агрессию. У СССР и Европы были разные взгляды на то, как сдерживать агрессора.

- Прочитаем текст  (Презентация СЛАЙД 5) и подумаем – СССР и Европа – союзники в борьбе против Германии?

- Почему Мюнхенское соглашение от 30 сентября 1938 года получило название «сговор»? (Презентация СЛАЙД 5).

- Оцените  правомерность данного соглашения.

- Рассмотрите карикатуру

Советских художников Кукрыниксов.

Определите год и событие,

которому  посвящена карикатура. Какие страны обозначены на карикатуре цифрами?( Слайд 6).

- Итак, сложилась следующая ситуация: с одной стороны гитлеровская Германия, чьи территориальные аппетиты растут, с другой – Европа, которая выбрала тактику задабривания агрессора. Как же повести себя Советскому Союзу? Что определить это давайте изучим тему дальше.

- Почему Сталин пошел на сделку с Гитлером? (изучить учебный текст презентация СЛАЙД 7).

- 23 августа 1939 года  министр иностранных дел Третьего Рейха И. Риббентроп и советский нарком иностранных дел В. М. Молотов заключили договор о ненападении  (на экран выводится Слайд 8). К этому договору был подписан секретный протокол – разделение Европы на сферы влияния.

- Давайте познакомимся с фрагментом из этого исторического источника и ответим на вопрос – Почему Сталина (так же как и Гитлера) стали называть агрессором? 

- Давайте определим как была поделена Европа по Пакту Молотова – Риббентропа? (карта « Планируемое разделение Центральной Европы по пакту Молотова – Риббентропа. Действительные изменения по пакту Молотова – Риббентропа 1939-1940 гг; приложение 1;

Дают определение понятия Коминтерн.

Высказывают предположение  и аргументируют  свой ответ.

Проводят поиск необходимой информации в тестовых источниках  и определяют противоречие советской внешней политики: разные цели Наркомата иностранных дел и Коминтерна во внешней политики.

Проводят параллель между историческими событиями – Первая мировая война.

Анализируют сложившеюся международную ситуацию, высказывают свой предположения – главный вопрос – это вопрос взыскать долги  с России.

Изучают условия Рапальского договора, анализируют, на основе условий, прописанных в договоре делают вывод – Германия так же как и Россия была изгоем; сотрудничество прежде было экономическим, что давало Германии возможность развивать промышленный комплекс на территории СССР.

Изучают учебный текст,  анализируют, делаю вывод – СССР и Европа – не союзники. Выявляют причину этого – Европа стремилась направить гитлеровскую агрессию против СССР.

Изучают учебный текс, анализирую, делаю вывод.

Дают оценку, приводят аргументы – в качестве аргумента используют термин  суверенитет.

Анализируют иллюстративный материал.

Изучают учебный тест, анализируют, делают вывод.

Изучают исторический источник, отбирают актуальную информацию, делают выводы.

Определяют на основе имеющихся знаний и умений по исторической карте зоны оккупации по пакту.

Познавательные:

строят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определяют пути решения учебной задачи; определяют правильность и качество ответов одноклассников

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют анализ, строят логическую цепь рассуждения

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников.

Познавательные: осуществляют сопоставление различной информации,  анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников

Познавательные: осуществляют сопоставление различной информации,  анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников

Познавательные: осуществляют сопоставление различной информации,  анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют сопоставление различной информации, ее анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников

Рефлексия

Фронтальная беседа, направленная на проверку качества усвоения изученного материала, выявления проблем усвоения и определения новой учебной задачи, предлагаемой для самостоятельного решений в процессе выполнения домашнего задания.

- Итак, удалось ли нам получить ответ на проблемный вопрос урока в процессе нашего небольшого исторического исследования?

- Получили ли вы на уроке представление о важнейшем внешнеполитических явлении, которые предшествовали Второй мировой войне?

- Какие действия мы предприняли и какие средства использовали в процессе решения различных задач, возникающих при изучении темы?

- С вашей точки зрения успешна ли была наша работа? В чем успешна или нет и почему вы так считаете? С какими трудностями вы столкнулись?

Оценивание работы всего класса и отдельных учащихся в процессе решения учебной задачи.

- Нет ли у вас чувства незавершенности изучения данной темы? Какой вопрос необходимо еще рассмотреть, чтобы получить наиболее полное представление о внешней политики СССР в последующие периоды?

Представляют обобщенный ответ, полученный в результате решения учебной задачи урока. Объясняют суть и историческую значимость внешнеполитической ситуации накануне Второй мировой войны.   Анализируют способы и средства, используемые для решения учебной задачи (рассказ учителя, письменные исторические  источники, историческая карта, иллюстрации презентации). Анализируют качество проведенной учебной работы. С помощью учителя формулируют новую учебную задачу – как Советский Союз от союзника Германии стал жертвой нападения?

Познавательные: воспроизводят, анализи-руют, систематизируют и обобщают по памяти информацию, полученную в процессе работы по решению учебной задачи; с помощью учителя формулируют новую учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и осознания того, что еще неизвестно

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определяют решение учебной задачи и  принимают новую учебную задачу

Информация о домашнем задании

§15, конспект, карта «Раздел сфер влияния по пакту Молотова-Риббентропа».

Доп. Задание: сообщение: «17 августа 1939 г наступление у реки Халкин –Гол».

«Секретный протокол к договору о ненападении 1939 г».

Записывают домашнее задание в дневник, уточняют непонятное.

Регулятивные: воспринимают задание

Ресурсный материал к уроку:

Приложение 1.

Описание: Карта Пакт Молотова-Риббентропа.png

№ 1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1 -2. Две тенденции внешней политики: коминтерновская и прагматическая. «Руки прочь от России!»: внешнеполитические кризисы конца 1920-начала 1930 –х годов». В чем состояло противоречие советской внешней политики? Нарком иностранных дел РСФСР Г. В. Чичерин «Наш лозунг был и остается одним и тем же: мирное сосуществование с другими правительствами, каковы бы они не были». Из устава коммунистического Интернационала (Коминтерна) – объединял коммунистические партии зарубежных стран «Коминтерн ставит себе целью: борьбу всеми средствами, даже с оружием в руках…за создание Международной Советской республики, как переходной ступени к полному уничтожению государства

Слайд 3

Генуэзская конференция. Рапалльский договор. 1922 г. – Генуэзская конференция. Вопросы конференции: Экономическое восстановление Европы; Вопрос о долгах России и признании ее правительства. По вопросу о долгах России договориться не удалось. 1922 г.- - рапалльский договор с Германией: германское правительство восстанавливала дипломатические отношения и экономическое сотрудничество с Россией. После Рапалло началась полоса признания СССР. Почему Германия пошла на сотрудничество с Россией? Известно, что Ленин не принимал участие в Генуэзской конференции. Каков же тогда смысл карикатуры Д. С. Моора? Стр. 135.

Слайд 4

Проверка. 1 . Подготовку и осуществление мировой революции ставила своей целью организация: 1б Осоавиахим ГОЭЛРО Коминтерн 2) Советскую делегацию на Генуэзской конференции возглавил: 1б 1)М. М. Литвинов 2)Г. В. Чичерен 3) В. И. Ленин 3) В каком году был заключен Раппальский договор: 1б 1920 г. 1921 г. 1922 г. 4 ) Объясните почему Германия и СССР заключили Рапалльский договор. 2б

Слайд 5

3. Между агрессорами на Западе и на Востоке. Как с агрессором боролась Европа? К середине 30-х гг. Международная обстановка стала очень напряженной. Гитлеровская Германия отказалась от выполнения положений Версальского договора о демилитаризации. Англия и Франция прилагали усилия, что бы создать в Европе систему коллективной безопасности. В то же время правительства этих стран, отводя от себя возможность удара, стремились направить гитлеровскую агрессию против СССР. 30.09. 1938 г. на конференции 4 –х держав в Мюнхене (Великобритания, Франция, Третий Рейх, Италия) без участия Чехословакии Судетская область(часть Чехословакии с немецко-чешским населением) передавалась Германии. У СССР был заключен договор с Чехословакией о взаимопомощи. Что показал Мюнхен?

Слайд 6

3. Между агрессорами на Западе и на Востоке. Рассмотрите карикатуру Советских художников Кукрыниксов. Определите год и событие, которому посвящена карикатура. Какие страны обозначены на карикатуре цифрами ?

Слайд 7

4. Накануне «большой войны»: провал идеи коллективной безопасности и советско-германский договор о ненападении. Почему Сталин пошел на сделку с Гитлером? В марте 1939 г. Германия усиливает агрессию, предъявляет ультиматум Польше с требованием отдать вольный город Данцинг. СССР обращается к Англии и Франции с предложением заключить договор о взаимопомощи. В Москву было направлена англо-французская военная делегация, которая не обладала полномочиями заключать договор с конкретными обязательствами. Сталин, разуверившийся в возможности договориться с Англией и Францией, уверенный в близости войны, пошел на сговор с Гитлером, стремясь обеспечить безопасность СССР.

Слайд 8

23 августа 1939 г министр иностранных дел Третьего Рейха И. Риббентроп и советский нарком иностранных дел В. М. Молотов заключили договор о ненападении. Иоахим фон Риббентроп В. М. Молотов.

Слайд 9

Секретный протокол (пакт Молотова – Риббентропа) – разделение Европы на сферы влияния.

Слайд 10

4. Накануне «большой войны»: провал идеи коллективной безопасности и советско-германский договор о ненападении.

Слайд 11

Проверка. 1 . Подготовку и осуществление мировой революции ставила своей целью организация: 1б Осоавиахим ГОЭЛРО Коминтерн 2) Советскую делегацию на Генуэзской конференции возглавил: 1б 1)М. М. Литвинов 2)Г. В. Чичерен 3) В. И. Ленин 3) В каком году был заключен Раппальский договор: 1б 1920 г. 1921 г. 1922 г. 4 ) Объясните почему Германия и СССР заключили Рапалльский договор. 2б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории России в 9 классе. Тема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентиров

P { margin-bottom: 0.21cm; } Технологическая карта урока истории России в 9 классеТема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентировПодготовила и провелаучитель Юрова С. В.Тип урока: уро...

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Тема урока: "Герои Марафонской битвы"/

Методическая разработка урока истории в 5 классеТема урока: "Герои Марафонской битвы"Учитель: Мамедова Самира ХакимовнаЦель урока: содействовать формированию целостного знания и представления у учащих...

Презентация к уроку истории в 8 классе. Тема: "Внешняя политика Николая 1"

Презентация к уроку истории в 8 классе. В ней вы найдете самый важный материал по теме: "Внешняя политика Николая 1"...

Технологическая карта урока истории России (8 класс) Тема: Внешняя политика Александра III.

Технологическая карта урока истории России (8 класс) Тема: Внешняя политика Александра III....

Методическая разработка урока истории в 5 классе Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"  Тип урока: ознакомление с новым материаломЦель урока: сформировать у учащихся представление о философском учении Конфуция и жизни...

Методическая разработка урока истории в 5 классе Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"  Тип урока: ознакомление с новым материаломЦель урока: сформировать у учащихся представление о философском учении Конфуция и жизни...

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Тема урока: «Олимпийские игры в древности».

Методическая разработка урока истории  в 5 классе.Тема урока: «Олимпийские игры в древности»....