Разработка урока истории по ФГОС 9 класс. Тема"Внешняя политика СССР в 1919 - август 1939 г."
материал по истории (9 класс) на тему
Технологическая карта урока истории в 9 класса, тема "Внешняя политика СССР в 1919-август 1939 годы". В соправождении с иллюстративным материалом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок.
Технологическая карта урока истории.
Тема: « Внешняя политика СССР. 1919 - август 1939 года».
9 класс.
Разработчик: учитель истории и обществознания Соболева Т. С.
Технологическая карта урока.
Предмет: История России
Класс: 9
Тема урока: « Внешняя политика СССР. 1919 - август 1939 года»
Тип урока: комбинированный (урок-исследование)
Педагогические цели урока:
- способствовать ознакомлению с внешней политикой СССР накануне Второй мировой воны;
- создать условия для определения роли СССР в международных отношениях периода 1919 – август 1939 года;
- развития умений охарактеризовать «повешенное состояние» СССР к 1938 году, определять причины сближение СССР с гитлеровской Германией к 1939 году;
- содействовать формированию навыков работы с исторической картой, иллюстративных материалом(карикатура), текстами различного типа (учебный текс, исторический источник).
Планируемы результаты:
Личностные:
- выражение положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
формирование осознанного, уважительного отношения к мнению другого человека, способности к определению своей позиции по отношению к различным социальным явлениям.
Предметные:
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;
- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывать ее познавательную ценность;
- расширение деятельности оценочной деятельности на основе осмысление политической ситуации, сложившейся в мире накануне Второй мировой войны.
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, представлять результаты своей деятельности;
- владение умением работать с учебной информацией различного типа (анализировать и обобщать факты, формулировать тезисы, обосновывать выводы);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в социальном окружении.
Основное содержание урока:
Внешнеполитические кризисы конца 1920 – начала 1930 –х годов, влияние Коминтерна на внешнюю политику СССР; Генуэзская конференция, Рапалльский договор, «Мюнхенский сговор», пакт Молотова- Риббентропа, секретный протокол пакта Молотова – Риббентропа, суверенитет.
Межпредметные и внутрикурсовые связи:
«Георграфия», «Обществознание», «Изобразительное искусство».
Темы: «Первые революционные преобразования большевиков и Брестский мир», «Гражданская война и военный коммунизм»(аспект иностранной интервенции).
Образовательные ресурсы и оборудование:
- учебник - О. В. Волобуев, С. П. Карпачев, П. Н. Романов «История России. Начало XX – начало XXI века» 10 класс. М.: Дрофа, 2016 г., (§ 15 стр. 133 – 140);
- карта « Планируемое разделение Центральной Европы по пакту Молотова – Риббентропа. Действительные изменения по пакту Молотова – Риббентропа 1939-1940 гг; приложение 1;
- исторический источник № 1;
- Презентация, мультимедийное оборудование.
Организационная структура урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Характеристика основных видов деятельности | Формируемые УУД | ||
Организационное начало | Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. | Приветствие учителя. Организация рабочего места. | Регулятивные: включение в деловой ритм |
Актуализация знаний | Организационная фронтальная беседа:
| Определяю и называют условия Брестского мира – территориальные потери- Польша, Прибалтика, часть Белоруссии; экономические потери – 70 % железа, 90 % угля, огромная контрибуция- 124 млн золотых рублей; Снижение обороноспособности страны – уничтожение Черноморского флота. Раскрывают причины заключения Брестского мира. Раскрывают сущность иностранной интервенции. | Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников; определяют качество и уровень усвоенного материала |
Введение в проблему урока; постановка учебной задачи |
| Слушают учителя, анализируют информацию, формируют учебную задачу – « Как же выглядела внешняя политика СССР после Гражданской войны и до начала Второй мировой войны?». | Регулятивные: формулируют учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и осознания того, что еще неизвестно |
Физкультминутка | Организация физкультминутки. - Нам предстоит сейчас напряженная и серьезная интеллектуальная работа, давайте поможем нашему организму справиться с ней. Все ребята дружно ВСТАЛИ И на месте ЗАГАШАЛИ На носочках ПОТЯНУЛИСЬ И вперед слегка НАГНУЛИСЬ Как пружинки мы ПРИСЕЛИ И тихонько разом СЕЛИ. | Выполнение упражнений в соответствии с текстом стиха | Регулятивные: быстро переключаются от умствен-ной деятельности к физической и обратно |
Усвоение новых знаний и способов действий | Организация исследовательской работы в процессе изучения нового учебного материала: -Напоминаю проблему нашего урока «Как же выглядела внешняя политика СССР после Гражданской войны и до начала Второй мировой войны?» - Для того, чтобы качественно работать на уроке нам необходимо вспомнить, что такое «Коминтерн». Дайте определения этого понятия. - Предположите влияние этой организации на внешнюю политику СССР. - Предлагаю вам выступить в качестве исследователей и попытаться найти ответ на наш проблемный вопрос темы урока в письменных исторических источниках. - Прочитайте два текстовых фрагмента (Презентация СЛАЙД №2) – из речи Наркома иностранных дел РСФСР Г. В. Чичерина, Из устава коммунистического Интернационала (Коминтерна) и определите – В чем состояло противоречие советской внешней политики? - В 1922 СССР впервые принял участие в официальных международных переговорах. А 1922 году состоялась Генуэзская конференция. Основными вопросами конференции стали вопросы: экономического восстановление Европы.
- К середине 30 –х годов Германия достигла экономический и военной мощи, начала проявлять агрессию. У СССР и Европы были разные взгляды на то, как сдерживать агрессора. - Прочитаем текст (Презентация СЛАЙД 5) и подумаем – СССР и Европа – союзники в борьбе против Германии? - Почему Мюнхенское соглашение от 30 сентября 1938 года получило название «сговор»? (Презентация СЛАЙД 5). - Оцените правомерность данного соглашения. - Рассмотрите карикатуру Советских художников Кукрыниксов. Определите год и событие, которому посвящена карикатура. Какие страны обозначены на карикатуре цифрами?( Слайд 6). - Итак, сложилась следующая ситуация: с одной стороны гитлеровская Германия, чьи территориальные аппетиты растут, с другой – Европа, которая выбрала тактику задабривания агрессора. Как же повести себя Советскому Союзу? Что определить это давайте изучим тему дальше. - Почему Сталин пошел на сделку с Гитлером? (изучить учебный текст презентация СЛАЙД 7). - 23 августа 1939 года министр иностранных дел Третьего Рейха И. Риббентроп и советский нарком иностранных дел В. М. Молотов заключили договор о ненападении (на экран выводится Слайд 8). К этому договору был подписан секретный протокол – разделение Европы на сферы влияния. - Давайте познакомимся с фрагментом из этого исторического источника и ответим на вопрос – Почему Сталина (так же как и Гитлера) стали называть агрессором? - Давайте определим как была поделена Европа по Пакту Молотова – Риббентропа? (карта « Планируемое разделение Центральной Европы по пакту Молотова – Риббентропа. Действительные изменения по пакту Молотова – Риббентропа 1939-1940 гг; приложение 1; | Дают определение понятия Коминтерн. Высказывают предположение и аргументируют свой ответ. Проводят поиск необходимой информации в тестовых источниках и определяют противоречие советской внешней политики: разные цели Наркомата иностранных дел и Коминтерна во внешней политики. Проводят параллель между историческими событиями – Первая мировая война. Анализируют сложившеюся международную ситуацию, высказывают свой предположения – главный вопрос – это вопрос взыскать долги с России. Изучают условия Рапальского договора, анализируют, на основе условий, прописанных в договоре делают вывод – Германия так же как и Россия была изгоем; сотрудничество прежде было экономическим, что давало Германии возможность развивать промышленный комплекс на территории СССР. Изучают учебный текст, анализируют, делаю вывод – СССР и Европа – не союзники. Выявляют причину этого – Европа стремилась направить гитлеровскую агрессию против СССР. Изучают учебный текс, анализирую, делаю вывод. Дают оценку, приводят аргументы – в качестве аргумента используют термин суверенитет. Анализируют иллюстративный материал. Изучают учебный тест, анализируют, делают вывод. Изучают исторический источник, отбирают актуальную информацию, делают выводы. Определяют на основе имеющихся знаний и умений по исторической карте зоны оккупации по пакту. | Познавательные: строят логическую цепь рассуждений Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определяют пути решения учебной задачи; определяют правильность и качество ответов одноклассников Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют анализ, строят логическую цепь рассуждения Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников. Познавательные: осуществляют сопоставление различной информации, анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников Познавательные: осуществляют сопоставление различной информации, анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников Познавательные: осуществляют сопоставление различной информации, анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют сопоставление различной информации, ее анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников |
Рефлексия | Фронтальная беседа, направленная на проверку качества усвоения изученного материала, выявления проблем усвоения и определения новой учебной задачи, предлагаемой для самостоятельного решений в процессе выполнения домашнего задания. - Итак, удалось ли нам получить ответ на проблемный вопрос урока в процессе нашего небольшого исторического исследования? - Получили ли вы на уроке представление о важнейшем внешнеполитических явлении, которые предшествовали Второй мировой войне? - Какие действия мы предприняли и какие средства использовали в процессе решения различных задач, возникающих при изучении темы? - С вашей точки зрения успешна ли была наша работа? В чем успешна или нет и почему вы так считаете? С какими трудностями вы столкнулись? Оценивание работы всего класса и отдельных учащихся в процессе решения учебной задачи. - Нет ли у вас чувства незавершенности изучения данной темы? Какой вопрос необходимо еще рассмотреть, чтобы получить наиболее полное представление о внешней политики СССР в последующие периоды? | Представляют обобщенный ответ, полученный в результате решения учебной задачи урока. Объясняют суть и историческую значимость внешнеполитической ситуации накануне Второй мировой войны. Анализируют способы и средства, используемые для решения учебной задачи (рассказ учителя, письменные исторические источники, историческая карта, иллюстрации презентации). Анализируют качество проведенной учебной работы. С помощью учителя формулируют новую учебную задачу – как Советский Союз от союзника Германии стал жертвой нападения? | Познавательные: воспроизводят, анализи-руют, систематизируют и обобщают по памяти информацию, полученную в процессе работы по решению учебной задачи; с помощью учителя формулируют новую учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и осознания того, что еще неизвестно Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определяют решение учебной задачи и принимают новую учебную задачу |
Информация о домашнем задании | §15, конспект, карта «Раздел сфер влияния по пакту Молотова-Риббентропа». Доп. Задание: сообщение: «17 августа 1939 г наступление у реки Халкин –Гол». «Секретный протокол к договору о ненападении 1939 г». | Записывают домашнее задание в дневник, уточняют непонятное. | Регулятивные: воспринимают задание |
Ресурсный материал к уроку:
Приложение 1.
№ 1
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 -2. Две тенденции внешней политики: коминтерновская и прагматическая. «Руки прочь от России!»: внешнеполитические кризисы конца 1920-начала 1930 –х годов». В чем состояло противоречие советской внешней политики? Нарком иностранных дел РСФСР Г. В. Чичерин «Наш лозунг был и остается одним и тем же: мирное сосуществование с другими правительствами, каковы бы они не были». Из устава коммунистического Интернационала (Коминтерна) – объединял коммунистические партии зарубежных стран «Коминтерн ставит себе целью: борьбу всеми средствами, даже с оружием в руках…за создание Международной Советской республики, как переходной ступени к полному уничтожению государства
Генуэзская конференция. Рапалльский договор. 1922 г. – Генуэзская конференция. Вопросы конференции: Экономическое восстановление Европы; Вопрос о долгах России и признании ее правительства. По вопросу о долгах России договориться не удалось. 1922 г.- - рапалльский договор с Германией: германское правительство восстанавливала дипломатические отношения и экономическое сотрудничество с Россией. После Рапалло началась полоса признания СССР. Почему Германия пошла на сотрудничество с Россией? Известно, что Ленин не принимал участие в Генуэзской конференции. Каков же тогда смысл карикатуры Д. С. Моора? Стр. 135.
Проверка. 1 . Подготовку и осуществление мировой революции ставила своей целью организация: 1б Осоавиахим ГОЭЛРО Коминтерн 2) Советскую делегацию на Генуэзской конференции возглавил: 1б 1)М. М. Литвинов 2)Г. В. Чичерен 3) В. И. Ленин 3) В каком году был заключен Раппальский договор: 1б 1920 г. 1921 г. 1922 г. 4 ) Объясните почему Германия и СССР заключили Рапалльский договор. 2б
3. Между агрессорами на Западе и на Востоке. Как с агрессором боролась Европа? К середине 30-х гг. Международная обстановка стала очень напряженной. Гитлеровская Германия отказалась от выполнения положений Версальского договора о демилитаризации. Англия и Франция прилагали усилия, что бы создать в Европе систему коллективной безопасности. В то же время правительства этих стран, отводя от себя возможность удара, стремились направить гитлеровскую агрессию против СССР. 30.09. 1938 г. на конференции 4 –х держав в Мюнхене (Великобритания, Франция, Третий Рейх, Италия) без участия Чехословакии Судетская область(часть Чехословакии с немецко-чешским населением) передавалась Германии. У СССР был заключен договор с Чехословакией о взаимопомощи. Что показал Мюнхен?
3. Между агрессорами на Западе и на Востоке. Рассмотрите карикатуру Советских художников Кукрыниксов. Определите год и событие, которому посвящена карикатура. Какие страны обозначены на карикатуре цифрами ?
4. Накануне «большой войны»: провал идеи коллективной безопасности и советско-германский договор о ненападении. Почему Сталин пошел на сделку с Гитлером? В марте 1939 г. Германия усиливает агрессию, предъявляет ультиматум Польше с требованием отдать вольный город Данцинг. СССР обращается к Англии и Франции с предложением заключить договор о взаимопомощи. В Москву было направлена англо-французская военная делегация, которая не обладала полномочиями заключать договор с конкретными обязательствами. Сталин, разуверившийся в возможности договориться с Англией и Францией, уверенный в близости войны, пошел на сговор с Гитлером, стремясь обеспечить безопасность СССР.
23 августа 1939 г министр иностранных дел Третьего Рейха И. Риббентроп и советский нарком иностранных дел В. М. Молотов заключили договор о ненападении. Иоахим фон Риббентроп В. М. Молотов.
Секретный протокол (пакт Молотова – Риббентропа) – разделение Европы на сферы влияния.
4. Накануне «большой войны»: провал идеи коллективной безопасности и советско-германский договор о ненападении.
Проверка. 1 . Подготовку и осуществление мировой революции ставила своей целью организация: 1б Осоавиахим ГОЭЛРО Коминтерн 2) Советскую делегацию на Генуэзской конференции возглавил: 1б 1)М. М. Литвинов 2)Г. В. Чичерен 3) В. И. Ленин 3) В каком году был заключен Раппальский договор: 1б 1920 г. 1921 г. 1922 г. 4 ) Объясните почему Германия и СССР заключили Рапалльский договор. 2б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории России в 9 классе. Тема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентиров
P { margin-bottom: 0.21cm; } Технологическая карта урока истории России в 9 классеТема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентировПодготовила и провелаучитель Юрова С. В.Тип урока: уро...
Методическая разработка урока истории в 5 классе. Тема урока: "Герои Марафонской битвы"/
Методическая разработка урока истории в 5 классеТема урока: "Герои Марафонской битвы"Учитель: Мамедова Самира ХакимовнаЦель урока: содействовать формированию целостного знания и представления у учащих...
Презентация к уроку истории в 8 классе. Тема: "Внешняя политика Николая 1"
Презентация к уроку истории в 8 классе. В ней вы найдете самый важный материал по теме: "Внешняя политика Николая 1"...
Технологическая карта урока истории России (8 класс) Тема: Внешняя политика Александра III.
Технологическая карта урока истории России (8 класс) Тема: Внешняя политика Александра III....
Методическая разработка урока истории в 5 классе Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"
Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций" Тип урока: ознакомление с новым материаломЦель урока: сформировать у учащихся представление о философском учении Конфуция и жизни...
Методическая разработка урока истории в 5 классе Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"
Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций" Тип урока: ознакомление с новым материаломЦель урока: сформировать у учащихся представление о философском учении Конфуция и жизни...
Методическая разработка урока истории в 5 классе. Тема урока: «Олимпийские игры в древности».
Методическая разработка урока истории в 5 классе.Тема урока: «Олимпийские игры в древности»....