Математика при изучении истории
статья по истории по теме

ПОПОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА1

В статье содержится обобщение собственного опыта использования математических приемов при изучении истории на уроках в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskie_priemy_na_urokakh_istorii.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математические приемы на уроках истории.

План:

1.Целесообразность использования математических приемов при изучении истории.

2.Примеры использования математических приемов на уроках истории.

3.Особенности использования математических приемов на уроках истории.

I .Использование межпредметных связей-одно из условий эффективности процесса обучения в школе, способствующее созданию целостной картины мира в сознании учащихся. При изучении истории мы часто прибегаем к языку, считающемуся специфическим для других наук: используем понятия «зарождение, развитие», заимствуя их из биологии, прибегаем к словообразованию(феод, феодализм, феодальный), свойственному языкознанию и т.д.

Использование математических приемов при изучении истории – один из наиболее часто встречающихся способов использования межпредметных связей. В своей статье я попытаюсь обобщить собственный опыт применения математических приемов при изучении истории.

Целесообразность  применения математических приемов при изучении истории объясняется тем, что данные приемы способствуют:

  1. систематизации имеющихся и вновь приобретаемых знаний по истории
  2. упорядочению знаний
  3. развитию логического мышления учащихся
  4. развитию их  творческих способностей
  5. формированию и поддержанию интереса к предмету (мотивация)
  6. повышению эффективности обучения истории
  7. улучшению успеваемости учащихся

II. Использование математических приемов при изучении истории возможно в любой форме и на любом из этапов урока. Я попыталась систематизировать используемые мною приемы  в зависимости от этапа урока.

1.Проверка домашнего задания- дифференциация  знаний учащихся

- после изучения темы «Ремесленная мастерская»:ремесленная мастерская характеризуется определенными признаками. Напишите любое количество признаков от 3 до 6.

- после изучения темы «Образование централизованного государства во Франции»- назовите любое количество признаков централизованного государства от 3 до7.

Подобный прием можно использовать при проверке знаний признаков или характеристик  какого- либо явления или процесса, это позволит каждому учащемуся усвоить их в том объеме, который позволяет их уровень.

2.Мотивация .

- На доске написаны цифры в произвольном порядке: 11, 2, 5, 4, 3,1.

Тема урока «Могущество католической церкви в средние века».

Задание учащимся: какое отношения могут иметь эти цифры к теме урока? После предположений учащихся начинается изучение темы, дети замотивированы, им хочется выяснить значение этих чисел.

 После изучения темы в процессе закрепления учащиеся сами отвечают на свой вопрос- 11 – век, когда произошло разделение христианской церкви на западную и восточную; 2-две ветви христианства; 5- пять источников  богатств католической церкви, 4 – способа борьбы с еретиками; 3 – 3 сословия в средневековом обществе; 1 – первое сословие – духовенство.

 Количество цифр может быть любым. В любом случае, ассоциации основных вопросов урока с их « цифровыми аналогами» помогут лучше усвоить непростой материал, которым всегда являются темы, касающиеся роли церкви в обществе.

Тема урока «Как образовалось древнерусское государство?»

-на доске цифры :12-2 -1?

Вопрос учащимся -что можно узнать о процессе образования древнерусского государства? Учащиеся отвечают, что из 12 племенных союзов восточных славян образовалось сначала 2 , а потом 1 государство или высказывают  другие предположения. Мотивация создана, дети затем с интересом выясняют, как происходил процесс создания двух государственных центров вокруг Киева и Новгорода и их объединения.

Тема урока « Образование военно-политических блоков  в конце 19- начале 20 века».

Мотивация- кто быстрее и правильнее решит два уравнения: состав 2 военных блоков и причины их создания?

А+ В+С = Антанта      D+E+F= Тройственный союз.

Далее организовывается работа по решению задания.

Подобные задания можно использовать при изучении новых понятий , являющихся производными от 2х известных , например: король+ сословия= сословная монархия, рынок+ государство= смешанная экономика и т.д.

3.Изучение основного материала:

А) построение графиков, например « Динамика 1 русской революции 1905-1907гг», график показывает , как развивалась революция, акцентируя внимания на ключевых событиях революции.

Б) метод сегментации окружности позволяет не только выделить существенные направления в развитии различных сфер того или иного общества, но и определить степень важности того или иного направления с точки зрения учащихся, развивая их умение давать оценку историческим процессам.

Например: в окружности «Внутренняя политика императора» выделить сегменты , отражающие направления внутренней политики императора Александра I ( или другого), площадь этих сегментов должна соответствовать степени важности (  результативности, неудачи или другие критерии), аргументировать свое решение.

В) составление таблиц – широко применяемый и любимый прием на уроках, таблицы могут быть:

- сравнительные « Сословно- представительные собрания средневековой Европе»,

-систематизирующие « Политика первых киевских князей», хронологические «Хронология основных этапов и событий 1 мировой войны»,

-аналитические ( в которых добавляется графа « оценка какого-либо события, процесса, явления», например, при составлении таблицы «Соседи восточных славян» наряду с характеристикой соседей дается оценка этих отношений( торговые отношения, мирные отношения, опасные соседи, самые важные соседи, самые воинственные соседи ит.д.) или при составлении таблицы « Реформы ПетрI» дается оценка каждой реформы.

- концептуальные –« Кризисы Временного правительства»

Г) составление логических цепочек  – тоже часто используемый и развивающий логику прием: например, «Предпосылки образования древнерусского государства»,

Д) составление логических схем ( как  с помощью учителя, так и самостоятельно) особенно при изучении органов управления, социальной структуры общества, например «Органы управления Россией после реформ ПетраI» или «Социальная структура России в дореформенный период»

Е) задания типа « Кто больше?»- найти определенное количество признаков, событий , фактов , характеристик, доказательств и т.п , аргументировав свой выбор( например- черты военного коммунизма, причины первой русской революции, отличий западников от славянофилов и т. п.( формы организации деятельности учащихся при этом  могут быть разными)

Ж) ну и, конечно, решение задач на знание хронологии, типа: какое событие произошло раньше и насколько, сколько лет назад было то  или иное событие, которые особенно активно используются на начальном этапе изучения истории в 5 и 6 классе

4. Закрепление и обобщение изученного материала:

А) тема « Древняя Индия в 5 классе - нарисована пальма- каждая ветка которой – отличие Индии от других стран Древнего Востока- количество веток может быть разным, а может быть точно задано

Б) выберите любое  число от 5 до10 и напишите события из истории Киевской Руси( придумайте вопросы по теме), в соответствии с выбранным числом.

В) выбрать цифру 1, 2, или 3- охарактеризовать правление императора Александра I,  II  или  III.

III. Говоря об использовании математических приемов на уроках истории нужно обратить внимание на следующие особенности:

1) нельзя их абсолютизировать, как, впрочем, и никакой другой прием

2) использовать целесообразно в соответствии с темой, целью и задачами урока.

4) игровые приемы преимущественно использовать на уроках 5-9 классов, когда идет первоначальное формирование представлений об историческом процессе, чтобы облегчить усвоение огромного исторического материала, систематизировать  его и сформировать представление о некоторых исторических закономерностях, усвоение сущности и специфики проявления которых будут предметом обучения в старшей школе.

Как показывает мой опыт использования данных приемов, даже слабые учащиеся усваивают необходимый минимум,   у детей формируется стойкий интерес к предмету, всегда присутствует мотивация на уроке и, как следствие,  качество обученности растет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)...

Использование исторических источников при изучении истории России в 9, 11 - х классах (по учебнику А.А. Данилова, Л. Г Косулиной, М.Ю Бранта«История России, XX – начало XXI вв.».-М.: Просвещение, 2009 г. и учебнику А.А. Леваандовского и Ю.А. Щетинова «Ис

Использование исторических источников при изучении истории России в 9, 11 - х классах (по учебнику А.А. Данилова, Л. Г Косулиной, М.Ю Бранта«История России, XX – начало XXI вв.».-М.: Просвещение, 2009...

Мастер – класс «Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы»

Цель мастер - класса: познакомить с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.Задачи исследования:исследование народных традиций, связанн...

Изучение родословной как важная веха изучения истории своей страны

Изучение родословной как важная веха изучения истории своей страны. История рода, сохранившаяся в воспоминаниях родственников и в документах – это часть истории нашей Родины ...

ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается важность включения исторических аспектов в математические занятия на каждом этапе школьного обучения, обусловленная гуманизацией современного образования и необходимостью раск...

«Методические особенности изучения истории математики как важная часть математического образования ».

Данная разработка была предназначена для выступления на ГМО. Может использоваться на уроках  математики, а также как материал для создания интересных уроков....


 

Комментарии

Дьяченкова Надежда Анатольевна

Я работаю учителем математики и на своих уроках использую материал из истории и обществознания. У нас с вами межпредметное знакомство. Материал интересный, подобран тчательно, уместно используется. Вы молодец! Успехов Вам!