информационно-коммуникационных технологий на уроках истории в 9 классах при изучении Истории России 2й половины XX века
методическая разработка (9 класс) на тему

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_kozyreva_d.v.2.doc264.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ школа №21

РАБОТА

по теме

 «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках  истории в 9 классах при изучении Истории России 2й половины XX века»

                                                                          Выполнил

                                                                                                 учитель истории  

                                                                                      МБУ школы №21

                                                                              г.о. Тольятти

                                                                                       Козырев Дмитрий

                                                                                  Владимирович

г.о. Тольятти


Содержание

Введение

1. Проблема

2. Актуальность

3. Цель

 4. Задачи

5. Методы

  1. Теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий на уроках истории.
  2. Примеры применения методических разработок информационно-коммуникационных технологий на уроках истории в 9 классе при изучении истории России второй половины XX века.
  3. Вывод
  4. Список литературы
  5. Приложения

Введение

Данная методическая разработка рассчитана на учащихся 9 классов и проводится при изучении Истории России 2й половины XX века.

Разработка охватывает следующие учебные темы:

  1. Внешняя политика Советского Союза в период "оттепели"
  2. Политические развитие СССР в середине 60-х – начале 80-х годов XX века.
  3. Социально-экономическое развитие СССР в послевоенный период.

При помощи данной разработки учащиеся смогут познакомиться с социально-экономическими и политическими процессами в СССР во второй половине XX в.

1. Проблема

Современный учитель обязан и даже вынужден искать эффективные методы и технологии в преподавании учебных предметов, потому что современное общество требует от образования подготовленных учащихся, которые должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика - использование ИКТ способствует повышению интереса и качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей, а также позволяет более оптимально расходовать средства и время педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Благодаря использованию ИКТ на уроках истории происходит повышение положительной мотивации к предмету и качества знаний учащихся.

2. Актуальность

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и  формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень  самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий на уроках истории в 9 классе при изучении истории России второй половины XX века.

3. Цель моей работы понять и оценить возможности использования информационных и коммуникативных технологий для обеспечения качественного и доступного образования, показать эффективность метода для активизации познавательной деятельности учащихся, на материале социально-экономического и политического развития в СССР во второй половине XX в.

4. Задачи

  1. Обеспечить качество усвоения знаний по предмету;
  2. Содействовать формированию познавательного интереса  учащихся  в усвоении   учебного материала;
  3. Развить общеучебные умения и навыки;
  4. Воспитывать ответственность, самостоятельность, гуманность,  любовь к истории.

5. Методы

  1. историко-сравнительный метод,
  2. историко-типологический метод,
  3. историко-системный метод,
  4. метод исторической периодизации,
  5. ретроспективный метод.

I. Теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий на уроках истории.

Преимущества использования ИКТ в преподавании гуманитарных предметов до сих пор вызывают страстные споры различных заинтересованных сторон: учителей, методистов, родителей. Однако несмотря на все споры, оспорить этот факт бывает подчас сложно. Компьютерные технологии, которые намного быстрее входят в  жизнь современных детей, чем в жизнь школы, намного облегчают, как работу педагога, так и учебу детей.

Еще в советское время, была проведена большая работа, по претворению в жизнь идеи ТСО на уроках в школе. Уже тогда было доказано, что технические средства обучения, намного лучше, чем сухое слово учителя, позволяют окунуться в рассказываемый материал ребенку. Каким бы красноречивым и удивительным рассказом не обладал педагог, ТСО уже тогда воспринимались намного лучше и запоминались ребенку на всю жизнь. Потому и споры об ИКТ в нынешнем обществе, также бессмысленны. Используя ИКТ на уроках, я увидел замечательный результат обученности у детей. Восприятие детьми нового материала, идет намного быстрее, когда они видят обсуждаемый объект крупно, видят анимационные карты сражение, которые позволяют им оценить масштаб обсуждаемого  сражения или факта истории. Я стараюсь использовать на уроках, все современные возможности компьютерных технологий и использую в своей работе, помимо готовых уроков на дисках, стараюсь по возможности на каждый урок делать презентацию, полностью раскрывающую тему урока. С наглядным материалом, заданиями, вопросами для самоанализа.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и  формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень  самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Особо актуален вопрос использования информационных технологий на уроках истории, т.к. историческая наука, включая описание прошлого и настоящего, оперирует точными понятиями, датами, цифрами.

Анализ исторического процесса указывает на наличие устойчивых взаимосвязей многих явлений. К настоящему времени у меня накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях. Первоначально компьютер дал возможность систематизировать уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат. Тематическое планирование по всем курсам истории, учебные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, тиражируются при изменениях в учебных программах, учебниках.    

В дальнейшей работе в практику работы были включены программы составления тестов, презентации, обучающие компьютерные программы, Интернет-ресурсы. Применение компьютерных программ в преподавании истории позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся. А также, использовать педагогические методы: репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, проблемно-поисковый. На уроках истории с применением ИКТ продолжается работа по закреплению учебных навыков и формированию умений осуществлять исследовательскую деятельность.

Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:

  1. критическое осмысление информации,
  2. выделение главного в информационном сообщении,
  3. систематизирование и обобщение материала,
  4. грамотное представление имеющейся информации.
  5. формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  6. обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  7. изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК;

И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества  знания учащихся.
С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется разделить эти уроки на  четыре группы:

  1. Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока.
  2. Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель- ученик.
  3. Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели.
  4. Интегрированные уроки. Такой урок проводят учитель-предметник и учитель информатики или другие предметники.

При объяснении нового материала я использую графики, схемы, рисунки, различные иллюстрации. Вместе с аудиторией расшифровываем обозначения, решаем кроссворды, сравниваем документы; дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы учителя.

Отдельно следует остановиться на использовании некоторых компонентов образовательного комплекса непосредственно на уроках истории.
Прежде всего, это – мультимедийная составляющая учебного модуля: интерактивные карты и флэш-задания. В силу своих психолого-возрастных особенностей учащимся, в особенности ученикам основной школы, гораздо легче усваивать материал, преподанный в аудиовизуальной и интерактивной форме, нежели в абстрактно-текстовой. Кроме того, переключение уровней восприятия позволяет максимально долго удерживать внимание учеников на предмете обучения, избегая перенапряжения их в ходе урока. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания. Создание и разработка собственных курсов, включающих в себя не только мультимедийный ряд, но и тестовые блоки как базовых, так и авторских вопросов. В этом случае образовательный комплекс может стать программной оболочкой для создания целого ряда мультимедийных уроков по различным темам отечественной истории. Кроме того, возможности образовательного комплекса могут использоваться и самими учениками в процессе активного обучения для подготовки собственных презентаций и подборок (метод проектов).

Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории, способствует повышению уровня восприятия информации презентаций, используемых учителем на уроке творчестве школьников.   Особо значимо это, при объяснении и закреплении нового материала. Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Но нельзя забывать и о живом слове учителя. Поэтому использование ИКТ должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания.

Школа будущего – это школа «информационного века».  Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

II. Примеры применения методических разработок информационно-коммуникационных технологий на урока истории в

 9 классе при изучении истории России второй половины XX века.

Обращусь к основным ресурсам ИКТ используемых мною на уроках истории в 9-х классах.

В первую очередь это «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (адрес сайта: http://school-collection.edu.ru). Данная электронная коллекция была создана в период 2005-2007 гг. в рамках проекта "Информатизация системы образования". Целью создания Коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов образования.

В настоящее время в Коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.

Отдельно стоит отметить «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» (адрес сайта: http://fcior.edu.ru). В последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.

Важным аспектом применения на уроках истории информационно-коммуникационных технологий является использование опыта коллег. Здесь стоит отметь  сайт Алексея Ивановича Чернова «Компьютер на уроках истории, обществознания и права». На данном ресурсе можно найти огромное количество  исторических карт, Flash-фильмов, интерактивных плакатов и презентаций.

Но наиболее доступными образовательными средствами информационно – коммуникационных технологий остаются версии мультимедийных CD-дисков. В рамках изучения истории России второй половины XX века можно использовать мультимедиа учебник  «История России XX век» (История России XX век [Электронный ресурс]. Ч.4 : 1964-2000 гг. : компьютерный мультимедиа) учебник / Т. С. Антонова, А. Л. Харитонов, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М. : Клио Софт , 2004). Прекрасно разработанные интерактивные карты, линия времени, словари способствуют быстрому поиску информации, а для более эффективного использования возможностей электронного издания разработаны специальные интерактивные тренажеры по освоению стандартных знаний, умений и навыков, а также логически сложных тем (процессов, явлений, понятий и т.п.). Таким образом, диск предназначен для повторения и закрепления учебного материала, для анализа уровня усвоения материала по истории России, и уже, в конечном итоге, для подготовки к единому государственному экзамену по предмету. При этом, в ходе выполнения обучающих блоков осуществляется фиксация правильности выполнения заданий, времени выполнения задания и использования учащимся помощи. В тренировочных блоках одни и те же темы представлены в разном виде: текста, схем, таблиц, линий времени, картографического материала, картин, фотографий, анимаций и видеофрагментов. Таким образом, учитываются различные способы усвоения информации, типы запоминания и т.д. Большое значение я уделяю и использованию иллюстрации при подаче нового материала. Если раньше, чтобы показать какой-то исторический портрет или событие, необходимо было, проштудировать огромное количество разных книг и энциклопедий, то сейчас с использованием презентаций, эта проблема решилась сама собой.

При помощи интернета можно найти все, что нужно для демонстрации на уроке. Это и портреты исторических личностей и события истории. Важной особенностью, отличительной чертой курса является тот факт, что входящий в его состав электронный учебник является комплексной обучающей программой, мультимедийным самоучителем, реализующим замкнутый адаптивный (индивидуализированный) алгоритм обучения. Он представлен на схеме:

 

В первой главе рассматривается необходимость создания своих собственных презентаций для проведения уроков. Доказывается их наиболее удобная форма при проведении занятий. Были созданы свои собственные презентации по курсу «История России. XX века». Рассмотрено их практическое применение в классно-урочной и внеклассной форме. Изучено применение различных технических средств при подготовке и показе презентации.  Практика показывает, что использование интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых объектов в составе презентации повышает интерес учеников к предмету и улучшает усвоение учебного материала.

Обоснование использования собственных презентаций: к сожалению, не всегда удобно использовать готовые компьютерные программы. Это происходит из-за разных причин:

  1. При всей своей простоте навигация по диску, поиск информации, особенно если она не связана между собой гиперссылками, может занять во время урока довольно много времени.
  2. Сама информация может не отвечать тем задачам, которые учитель ставит на уроке. 
  3. Невозможно задавать произвольный  порядок подачи имеющегося материала, в зависимости от цели урока
  4. Отсутствует возможность изменения, или дополнения материала учебника  с течением времени.

Вот задачи, которые должно решить специализированное программное обеспечение на уроке:

  1. Программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым.
  2. Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.
  3. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудиофрагменты и т.д.) 

Для классно-урочной и дистанционной форм обучения я делаю два разных комплекта презентаций. Комплект презентаций для проведения урока рассчитан на выполнение санитарных норм по ограничению времени использования ИКТ на уроке с детьми.   Я использую современные средства визуального и видео сопровождения, такие как флеш-файлы для проведения проверочных интерактивных заданий и масштабируемых исторических карт. Также с их помощью выводится аудио-пояснения материала и видео поддержка. Для дистанционного доступа я создаю презентации с функциями опорного конспекта, для возможностей изучения его учащимися самостоятельно.

При работе с презентациями необходимо выводить изображение на экран с достаточно большой диагональю. В своей работе я применяю мультимедийный проектор, дающий на экране изображение с диагональю до одного метра. Для ввода в компьютер графики необходимо иметь сканер, цифровую камеру или цифровой фотоаппарат. В крайнем случае, можно воспользоваться набором картинок из коллекций,  широко представленных на многочисленных носителях информации и в Интернете. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть ненужные слайды.

Аналогичную работу можно проводить на разных этапах урока:

  1. объяснение нового материала
  2. закрепление изученного материала
  3. повторение пройденного материала

Все типы используемых презентаций можно свести к трем основным типам. Во-первых, это компьютерный диафильм с использованием анимации, во-вторых презентации для уроков обобщения и повторения, в-третьих простые презентации с показом информации в виде текста, рисунков, фотографий и видеофрагментов.

Несколько примерных уроков с использованием ИКТ

Урок № 47

Тема (слайд №1): Социально-экономическое развитие СССР в послевоенный период.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма: урок-лекция с использованием презентации.

Цель: Дать полное представление о характере экономического ущерба и численности людских потерь за весь военный период; рассмотреть различные точки зрения в советском руководстве на перспективы развития экономики, поиск путей ее реформирования; особое внимание уделить героическим усилиям советского народа, в кратчайший срок сумевшего не только восстановить, но и дать импульс дальнейшему развитию экономики СССР; усвоить противоречивый характер развития традиционной советской экономической модели, вскрыть причины, тормозившие ее поступательное движение.

      Основные знания: потери СССР в войне; экономические дискуссии; развитие промышленности и сельского хозяйства в 1945—1952 гг.

      Основные понятия: восстановительный период; стахановское движение; национальное богатство; дефицитная экономика; диспропорция; репарации; репатриация; хозрасчет; «холодная война».

 

План изучения материала (слайд № 2)

1.Экономические последствия войны.

2.Экономические дискуссии.

3.Четвертая пятилетка..

4.Послевоенная деревня.

5.Развитие науки техники.

6.Быт советских людей.

 Задание на урок (слайд №3): Благодаря чему Советский Союз смог в кратчайший срок преодолеть экономические последствия войны?

Объяснение нового материала

1. Экономические последствия войны (слайд №4)

Война привела к колоссальным материальным и людским потерям нашей страны. 27 млн. убитых и 2 млн. инвалидов. Сокращение посевных площадей на 37 млн. га и потеря трети национального богатства. Возрождение экономики началось еще в 1943 г. героизм тружеников тыла привел к тому, что в 1944 г.освобожденные районы дали половину заготовок зерна, четверть мяса, треть молочных продуктов (на слайде помещено изображение развалин Сталинграда).

2.Экономические дискуссии. (слайд №5)

При разработке 4 пятилетнего плана Госплан во главе с Н.Вознесенским предложил ряд смелых идей - свободную торговлю сельхозпродуктами, акционирование промышленного производства, реформирование денежной системы, открытие кооперативных магазинов, ликвидация части колхозов. Но в 1952 г.в статье  «Экономические проблемы социализма в СССР» Сталин отверг эти предложения и страна возвратилась к административно-хозяйственной экономике. (на слайде помещено Фото Н.А.Вознесенского)

3.Четвертая пятилетка. (слайд №6)

4-й пятилетний план был принят весной 1946 г.Он предусматривал восстановление экономики страны за 3 года. Эта задача решалась в условиях перехода общества на мирные рельсы. Возвращение демобилизованных, нехватка квалифицированных кадров, дефицит финансовых средств, поддержка восточноевропейских государств затрудняли решение главной задачи. В тоже время мы получали репарации от Германии и могли вывозить с ее территории оборудование и станки. (на слайде помещено Фото Восстановление Днепрогэса)

3.Четвертая пятилетка. (слайд №7)

Тем не менее главным источником восстановления оставалось село закупочные цены в 10-12 раз были ниже розничных. На восстановлении работали пленные и узники ГУЛАГа. Огромную роль продолжало играть соцсоревноание. Токарь Г.Борткевич в 1948 г.выполнил 13 сменных норм за день. К 1949 г.экономика была восстановлена плановое задание было перевыполнено в промышленности на 70%в сельском хозяйстве на 48%.

Плакат 1946 года

4.Послевоенная деревня (слайд №9)

Положение села продолжало оставаться очень тяжелым. В 1946 г. разразилась засуха в Молдавии, на Украине, Черноземье. Средняя урожайность не превышала 4 центнеров с га. Из-за нехватки животных погибло 3 млн. голов скота. Это привело к сокращению норм выдачи продуктов по карточкам. Это в свою очередь привело к страшному голоду, особенно на Украине. Здесь погибло ок.1,5 млн. человек.

4.Послевоенная деревня (слайд №10)

Несмотря на эти трудности поставка зерна за границу продолжилась. Ежегодно увеличивались денежные и натуральные налоги. У колхозников отобрали приусадебные участки и отдали их колхозам. В 1948 г. Крестьянам рекомендовали продать  государству мелкий скот и в ответ было зарезано 2 млн. голов скота. Крестьяне не имели паспортов и не могли выехать в город. В результате снижения производства хлеба в н.50-х г. СССР начал закупать его за границей.

5.Развитие науки техники (слайд №11)

После войны в СССР по-прежнему огромное значение придавалось развитию фундаментальной науки, что объяснялось ее нацеленностью на военную сферу. Были открыты филиала АН СССР  в Дагестане, Карелии, Якутии. Общее число научных работников за 10 лет удвоилось. В 1949 г.под руководством академика И.Курчатова был успешно реализован советский атомный проект и взорвана 1-я советская атомная бомба. В 1953 г.под руководством А.Сахарова, И.Тамма, Ю.Харитона, Я.Зельдовича была создана водородная бомба. (на слайде помещено фото испытания советской атомной бомбы)

5.Развитие науки техники (слайд №12)

С.Королев успешно работал над созданием управляемых ракет.В.1949 г.была запущена высотная геофизическая ракета. В апреле 1946 г.появились первые реактивные истребители ЯК-15 и МиГ-1. В 1946 г.началось вещание в диапазоне УКВ.В 1951 г. несмотря на гонения, которым подверглась кибернетика, академик С.Лебедев смонтировал первую советскую ЭВМ.К сожалению все эти открытия и изобретения уходили в военную сферу и никак не сказывались на улучшении жизни советских людей. (на слайде помещено фото Академика С.Лебедева у счетной  машины)

6.Быт советских людей (слайд №13)

Послевоенные годы были одними из самых тяжелых для советских людей.35 млн. человек лишились крова, и жили в землянках, бараках и вагонах. рабочий день длился 10-12 часов. В деревнях пахали на коровах, сеяли и убирали урожай вручную. Осенью 1947 г. В результате установления единых цен они выросли от 2 до 3 раз. Цены были настолько высоки, что в 1948-52 г.власти 6 раз объявляли об их снижении.

6.Быт советских людей (слайд №14)

Серьезной проблемой стала хроническая нехватка продуктов питания и товаров народного потребления. В магазинах часто возникали огромные очереди. Население жило на «подножном корме».За хищение с колхозных полей были введены жестокие наказания. В то же время эти годы стали одними из наиболее ярких для жителей страны подъем вызванный Победой привел к тому что население считало трудности временными и с надеждой на лучшее смотрело в будущее.

7. Подведение итогов урока. Последние 10 минут урока должны быть посвящены ответу учащихся на вопрос, поставленный в начале урока (Благодаря чему Советский Союз смог в кратчайший срок преодолеть экономические последствия войны?).

Задание на дом. § 36 и вопросы к нему.

Урок № 53

Тема: Внешняя политика Советского Союза в период "оттепели"

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: рассмотреть состояние международного положения СССР к моменту смерти И. В. Сталина, проанализировать возможные альтернативы развития внешней политики нового советского руководства; на конкретных примерах показать изменение международного климата в 50-е гг.; довести до сознания учеников изменения в теоретических основах советской внешней политики, происшедшие в эти годы; раскрыть сущность политики мирного сосуществования государств с различным общественным строем; обратить внимание на новый характер отношений между СССР и странами социализма, а также развивающимися странами. Основные понятия: мирное сосуществование; страны «третьего мира»; движение неприсоединения; Венгерский кризис; Карибский кризис.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Учащиеся выполняют тестовое задание

Тест «Политическое развитие СССР в 1953-середине 60-х гг.»

1. Соотнеси политических лидеров и варианты послесталинского развития:

  1.  продолжение сталинизма                                                а) Н.С.Хрущев
  2.  некоторое смягчении сталинизма при                           б) В.М. Молотов

       сохранении общеполитического курса

  1.  радикальная десталинизация                                           в) Л.Берия

2. Мероприятия первого этапа борьбы за власть после смерти Сталина (отметь лишнее):

1. реорганизация МВД                     2. реабилитация «врагов-вредителей»

3. Хрущев стал совмещать посты Председателя Совета Министров и Пост Первого секретаря ЦК КПСС                         4.амнистия заключенных (1,2 млн.человек)

3. XX съезд КПСС состоялся в:

1. 1956г.        2. 1959г.               3.1961г.              4. 1964г.

4.  С докладом «О культе личности и его последствиях» на XX съезде КПСС выступил:

1. Л.И. Брежнев        2. Н.С.Хрущёв                3. Г.М.Маленков       4. В.М.Молотов            

5. Просчётом  в политическом развитии в 1953-середине 60-х гг. было (возможны несколько вариантов ответов):

1. расширение прав союзных республик в правовой сфере

2. ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов

3. выдвижение руководящих работников на основе их деловых качеств

4.проводится сокращение армии

5. возможны внутриполитические дискуссии

2. План изучения нового материала (слайд № 2)

1.Переход к мирному сосуществованию.

2.Начало диалога с Западом.

3.Кризис социализма.

4.СССР и страны «третьего мира».

Задание на урок (слайд №3): Какие новые черты появились во внешней политике СССР? Какие черты сохранились?

В ходе объяснения материала надо сделать упор на:

Основные персоналии: Г. М. Маленков; Н. С. Хрущев; Н. А. Булганин; В. М. Молотов; Д. Т. Шепилов; А. А. Громыко.

Основные даты: 1953 г. — подписание перемирия в Корее; 1955 г. — подписание государственного договора стран-победительниц с Австрией; 1955 г. — прекращение состояния войны СССР с Германией; май 1955 г. — подписание странами социалистического содружества Варшавского Договора; 1956 г. — прекращение состояния войны СССР с Японией; 1956 г. — Венгерский кризис; октябрь 1962 г. — Карибский кризис.

      Для закрепления в памяти учащихся дат, раскрывающих насыщенную внешнеполитическую деятельность советского руководства, можно предложить им привести в соответствие данные таблицы.

Дата

Событие

1

1955

 

Окончание корейской войны

2

1953

 

Образование Организации Варшавского Договора

3

1955

 

Подписание государственного договора с Австрией

4

1956

 

Нормализация советско-югославских отношений

5

1955

 

Роспуск Коминформа

6

1962

 

Ввод советских войск в Венгрию

7

1956

 

Начало кризиса в советско-китайских отношениях

8

1959

 

Возведение берлинской стены

9

1963

 

Карибский кризис

10

1961

 

Подписание договора о запрещении ядерных испытаний

 Так же для закрепления знаний можно заполнить таблицу «Сходство и различие внешнеполитических концепций В. М. Молотова и Г. М. Маленкова»:

Проблемы

Позиция Г. М. Маленкова

Позиция В. М. Молотова

Мирное сосуществование

 

 

Разоружение

 

 

Допустимость ядерной войны

 

 

Отношения с социалистическими странами

 

 

Венгерский кризис

 

 

Отношения со странами «третьего мира»

 

 

Прекращение войны в Корее

 

 

Подведение итогов урока. Последние 10 минут урока должны быть посвящены ответу учащихся на вопрос, поставленный в начале урока (Какие новые черты появились во внешней политике СССР? Какие черты сохранились?) Вопросы в продолжении дискуссии: Какие альтернативы советской внешней политике существовали после смерти И. В. Сталина? Кто их представлял? Какая из них реализовалась и почему?

Задание на дом. § 43 и вопросы к нему.

 

Урок № 58

Тема: Политические развитие СССР в середине 60-х – начале 80-х годов XX века.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: на конкретных примерах показать, что смена партийно-государственного руководства СССР в октябре 1964 г. означала и смену политического курса, откат от ряда демократических идей и начинаний Хрущева. Основные знания: усиление позиций партийно-государственной номенклатуры; неосталинизм; усиление роли армии и органов безопасности; основные положения Конституции СССР 1977 г. Основные понятия: ресталинизация; номенклатура; «октябрьский переворот» 1964 г.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Учащиеся заполненяют таблицу «Основные исторические реалии периода 1953 — середины 60-х гг.»:

Основные явления

 

Основные понятия

 

Основные события и их даты

 

Основные деятели

 

Основные источники

 

2. Изучение нового материала

      Начать изучение нового материала можно с политической биографии нового лидера страны.

      Леонид Ильич Брежнев (1906—1982) прошел богатый жизненный путь. Ремесленное училище и завод, служба в армии, комсомольская и партийная работа в довоенные годы. В условиях массовой чистки партийных кадров в 30-е гг. быстро выдвинулся по партийной линии, став секретарем обкома партии. В годы войны — начальник политотдела 18-й гвардейской армии, начальник политуправления фронта. В послевоенные годы — первый секретарь Запорожского и Днепропетровского обкомов КП Украины, первый секретарь ЦК КП Молдавии, секретарь ЦК КПСС. После смерти Сталина и кратковременной опалы благодаря поддержке Хрущева стремительно поднялся дальше вверх по ступеням партийной лестницы — первый секретарь ЦК КП Казахстана, секретарь ЦК КПСС и член Президиума ЦК. В 1960—1963 гг. — Председатель Президиума Верховного Совета СССР, а затем — второй секретарь ЦК КПСС. В 1964 г. стал одним из главных инициаторов и руководителей смещения Хрущева с руководящих постов в партии и государстве, заняв его место партийного лидера. С 1977 г. одновременно являлся Председателем Президиума Верховного Совета СССР.

      По своим личным качествам Брежнев всегда был общительным и доброжелательным, добрым и мягким к родным и близким, вполне мог пойти навстречу тем, кто просил его о помощи и поддержке. Обладал чувством юмора, был интересным собеседником. Он не был злопамятным человеком. Любил прогулки на свежем воздухе, плавание. Даже в период тяжелой болезни в последние годы жизни мог проплыть в море более километра. Был страстным охотником и автолюбителем. Любил возиться с голубями. С интересом смотрел кинофильмы, особенно о войне.

      Брежнев не был ни выдающимся теоретиком, ни блестящим организатором. И сам это понимал. По его выражению, главным в политической оценке своей личности он считал учет психологии людей и умение подобрать кадры. В тоталитарной системе эти качества для лидера были, безусловно, определяющими. Но своими данными, уровнем образования и культуры, авторитетом в партийно-государственном аппарате первоначально он походил не на лидера великой державы, а на время оказавшегося на этом посту секретаря обкома партии.

      Позже, в начале болезни, Брежнев утратил чувство реальности происходящего, стал более подвержен откровенной лести, как дитя радовался многочисленным наградам и премиям, которые искренне воспринимал как всенародную оценку его труда. В результате к концу жизни Брежнев был награжден 122 орденами и медалями.

Рассматривая политической биографию Брежнева, учитель параллельно  использует для наглядности слайды из презентации

3. План презентации (слайд № 2)

1.Нарастание консервативных тенденций.

2.Усиление партийного контроля.

3.Возрастание роли ВПК.

4.«Развитой социализм».

5.Конституция 1977 года.

      Основные даты: октябрь 1964 г. — приход к власти Л. И. Брежнева; октябрь 1977 г. — принятие новой Конституции СССР.

      Основные персоналии: Л. И. Брежнев; Н. В. Подгорный; А. Н. Косыгин; Ю. В. Андропов; М. А. Суслов; Д. Ф. Устинов.

Подведение итогов урока. Последние 10 минут урока должны быть посвящены ответу учащихся на вопрос: Докажите, что в политической сфере жизни советского общества в 60-80-е гг. определяющими были «застойные» явления?

Задание на дом. § 44 и вопросы к нему

III. Выводы

Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране – в красках и со звуком. В этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия.

   Кроме того, применение информационно-коммуникационных технологий на уроках истории способствует:

· овладению каждым учащимся знаниями по истории на базовом уровне;

· формированию у учащихся умения самостоятельно работать с исторической информацией;

· стимулированию познавательного интереса к предмету;

· осуществлению практической подготовки экзамену в форме тестирования;

· формированию информационной и коммуникационной компетенций.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологи являются подходящим инструментом для пропаганды осмысленного заинтересованного обучения. Это дает возможность учащимся взаимодействовать с базой данных таким способом, который позволяет обучаться под руководством учителя, получать знания в сотрудничестве с одноклассниками. Преподаватель же выступает в роли консультанта.

IV. Список литературы

1. История России, 1945—2008 гг. : кн. для учителя / [А.В. Филиппов, А.И. Уткин, С.В. Алексеев и др.] ; под ред. А.В. Филиппова. — 2_е изд., дораб. и доп. — М. : Просвещение, 2008. — 528 с.

2. А. Безбородов, Н. Елисеева, В. Шестаков. Перестройка и крах СССР. 1985–1993. – СПб.: Норма, 2010. – 216 с.

3. История России XX век [Электронный ресурс]. Ч.3 : 1941-1964 : компьютерный (мультимедиа) учебник / Т. С. Антонова, А. Л. Харитонов, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М. : Клио Софт , 2004

4. История России XX век [Электронный ресурс]. Ч.4 : 1964-2000 гг. : компьютерный мультимедиа) учебник / Т. С. Антонова, А. Л. Харитонов, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М. : Клио Софт , 2004

5. Попов В. П. Российская деревня после войны (июнь 1945 г. — март 1953 г.): Сб. документов. — М., 1993.

6. Зубкова Е. Ю. Реформы и общество. — М., 1994.

7. Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920—1950-е гг.: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. — М., 1996.

8. Вербицкая О. М. Российское крестьянство: От Сталина к Хрущеву. — М., 1992.

9. Хрущев Н. С. Воспоминания: Избранные фрагменты. — М., 1997.

10. Советская внешняя политика в годы «холодной войны» / Под ред. Л. Н. Нежинского. — М., 1995.

11. На пороге кризиса: Нарастание застойных явлений в партии и обществе. — М., 1990.

12. Денисова Л. Н. Исчезающая деревня: Нечерноземье России в 1960—1980 гг. — М., 1996.

13. Премьер известный и неизвестный: Воспоминания о А. Н. Косыгине. — М., 1997.

14. Пихоя Р. Г. Советский Союз: История власти. 1945—1991 гг. — М., 1998.

15. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

16. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

V. Приложения

Презентации:,

1. Внешняя политика Советского Союза в период "оттепели".

2. Политические развитие СССР в середине 60-х – начале 80-х годов XX века.

3. Социально-экономическое развитие СССР в послевоенный период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный тест по истории России (перая половина 19 века)

Тест может быть использован на повторительно-обобщающем уроке....

тест по истории 10 класс. История России 1 половина 19 века.

тест по истории 10 класс. История России 1 половина 19 века. ( 3 варианта и ответы)...

Контрольная работа по истории России первой половины 19 века 8 класс

Работа содержит задания по истории России первой половины 19 века. Задания разделены на три уровня сложности: базовый, средний, повышенный. Выполнение данных заданий позволит проверить уровень подгото...

Проверочная работа по истории России первой половины XVI века - 7 класс

Проверочная работа по истории России первой половины XVI века - 7 класс - по учебнику Н. Арсентьева...

Проверочная работа по истории России второй половины XVI века для 7 класса

Проверочная работа по истории России второй половины XVI века для 7 класса. Эпоха Ивана Грозного, Фёдора Ивановича и Бориса Годунова...

Проверочная работа по истории России второй половины XIX века для 8 класса

Проверочная работа по истории России второй половины XIX века для 8 класса...

Вопросы для итогового повторения курса истории России первой половины ХХ века. 10 класс.

Данный материал можно использовать как для письменной, так и для устной проверки знаний учащихся по истории России первой половины ХХ века....