Рабочая программа по истории 6 кл.
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Рабочая программа учебного курса История 6 класс разработана в полном соответствии со стандартом исторического образования и базисным учебным планом (БУП 2004г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 72.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к тематическому планированию
по курсу «История» в 6 «а» классе
на 2013-2014 учебный год.
В рамках рабочей программы история, своими целями, задачами и содержанием образования способствует формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями и умениями в практической деятельности и повседневной жизни, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ. «Об образовании»
- Федеральная программа развития образования.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года.
- Федеральный компонент образовательного стандарта по истории.
- Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) основного общего и среднего (полного) общего образования Ростовской области.
- Программа развития МБОУ ЕСОШ №1.
- Образовательная программа МБОУ ЕСОШ №1.
- Устав МБОУ ЕСОШ№1.
- Программно-методические материалы по истории.
- История 6 класс в 2-х частях: «История средних веков» авторы Агибалова Е.В., Донской Г.М.,-М., «Просвещение»,2009г;
«История России с древнейших времен до конца XVI века» авторы Данилов А.А., Косулина Л.Г.- М., «Просвещение»,2009г.;
11. Обязательный минимум содержания среднего(полного)курса истории.
12.Сборник нормативных документов. История /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2007.
13. Государственной программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2009.
14. Государственной программы «История средних веков» под редакцией Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского.
Структура целей изучения курса истории 6 класса построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает не только освоение знаний, но и овладение умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, воспитание и использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
Рабочая программа учебного курса История 6 класс разработана в полном соответствии со стандартом исторического образования и базисным учебным планом (БУП 2004г.).
Основными принципами построения образовательного процесса в ходе изучения Истории 6 класса являются: гуманизация, демократизация, диалогизация, индивидуализация, социализация.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.
На ступени основного общего образования на базовом уровне, согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение истории в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год и направлена на освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование у учащихся целостного представления об истории человеческого общества, месте в ней истории России;
Цель данного курса – более глубоко познакомить детей с историей родной страны и мировой истории, воспитать патриотизм и чувство гордости за свою Родину, ведь история родной страны – это история нас самих. Страшно обедняет свою жизнь тот, кто живет, не ведая своих корней, прошлого своего народа, кто лишен исторической памяти. Исторически неграмотный человек обделен духовно. Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого.
В условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования в преподавании истории приоритетными являются следующие ориентиры:
- во-первых, наличие преемственности связей в содержании курса истории определяет необходимость их учета в методике преподавания курса, усилению внимания к организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся при знакомстве с содержанием, которое уже изучалось на предыдущей ступени образования.
- во-вторых, учет метапредметных связей в методике преподавания истории позволяет более рационально организовывать изучение нового материала.
В соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта и школьным учебным планом на изучение курса истории в 6 «а» классе отводится 68 часов, в объеме 2 часа в неделю.
В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ ЕСОШ №1 на 2013-2014 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2013-2014 учебном году (23.02.2014г., 08.03.2014г., 01.05.2014г, 09.05.2014г.), расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ №1 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по истории в 2013-2014 учебном году в 6 «а» классе будет реализована в объёме - 67 часов.
Рабочая программа по курсу «История» в 6 классе состоит из двух курсов: по Всеобщей истории – «История средних веков» и по Истории Отечества
« История России с древнейших времён до конца 16 века
Программа конкретизирует содержание предмета тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.
Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление имеющихся у шестиклассников знаний об основных фактах, процессах и явлениях отечественной истории, получение ими целостных представлений о месте и роли России во всемирно-историческом процессе, понимание общих закономерностей развития человечества и особенностей исторического пути России.
Важнейшими задачами курса являются формирование у учащихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма, толерантности. Школьники должны также освоить периодизацию отечественной истории с древнейших времен до конца XVI в., иметь представление об основных трактовках ключевых проблем отечественной истории и высказывать собственное суждение по данным вопросам, уметь вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, реконструировать исторические события, давать характеристику историческим деятелям и т. д.
Изучение истории на ступени основного общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся.
Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности, относить свои взгляды принципы с мировоззренческими системами.
Освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе.
Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
Содержательная линия изучения истории на ступени основного общего образования направлена на приобретение учащимися исторических знаний, приведённых в простейшую пространственно – хронологическую систему; на формирование умений оперировать исторической терминологией, в соответствии со спецификой определённых эпох, знакомство с основными способами исторического анализа.
Внутренняя периодизация в рамках курсов - «Истории России» и «Истории средних веков»,предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.
Изучение истории на ступени основного общего образования в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование у учащихся целостного представления об истории человеческого общества, месте в ней истории России;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
- способствование социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, национальной общности, пониманию многообразия современного мира;
Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения истории ученик должен
Знать/ Уметь:
называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний;
называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры;
показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности;
описывать положение и образ жизни основных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства;
соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития;
определять и объяснять понятия;
уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе;
рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма;
раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
анализировать исторические явления, процессы, факты;
обобщать и систематизировать полученную информацию;
давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами; писать рецензии;
уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Основными формами организации учебных занятий в средней школе являются:
комбинированный урок, урок – беседа, урок – путешествие, урок – практикум, обобщающий урок, лабораторно-практическое занятие, урок-тестирование, интегрированный урок.
Основные методы обучения, применяемые к изучению истории в средней школе:
1. Устный.
2. Печатно-словесный (анализ документов).
3. Проблемный.
4. Частично-поисковый.
5. Исследовательский.
Система оценки планируемых результатов
I.Объективированные
Формы контроля | Критерии оценки |
тесты | Правильный ответ – 1 балл Общее количество баллов за тестовую работу (в %%): 0-32% - «2» 33% - 49% - «3» 56% - 65% - «4» Более 66% - «5» |
II. Субъективированные
Формы контроля | Критерии оценки |
Логические задания (письменные и устные) | Оценка выставляется по степени проявления необходимых в задании знаний, умений и навыков. |
Проблемные задания (письменные и устные) | |
Образные задания (письменные и устные) |
Федеральный компонент государственного стандарта образования на базовом уровне (6 класс).
Федеральный компонент государственного стандарта направлен на реализацию следующих основных целей:
- формирование у обучающихся правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
- дифференциация обучения;
- обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования.
Стандарт ориентирован на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей старшей школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.
Критерии оценивания учащихся 6 класса
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ | 5 (отл.) | 4 (хор.) | 3 (уд.) | 2 (неуд.) |
1.Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3.Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5.Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
В учебной программе используется следующий УМК:
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс.— 256 с.: ил., карты./М.: «Просвещение», 2009
Агибалова Е.В., Донской Г.М. .История Средних веков:6 класс.—/М.: «Просвещение», 2009
Учебно-методическое обеспечение.
Рабочая тетрадь по истории средних веков. Е.А.Крючкова.
Поурочные разработки по истории средних веков. Б.Н.Серов.
Рабочая тетрадь по истории России. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.
Поурочные разработки по истории России. Н.Ю.Колесниченко.
«История средних веков» Н.И.Девятайкина (источники, задания, игры)
Тесты по истории средних веков. А.В.Биберина.
Тесты по истории средних веков. В.М.Кандевский.
История в таблицах. А.Т.Степанищев.
История России (дидактический материал). М.В.Коротков.
Игры на уроках истории. (учебно-методическое пособие). Т.П.Штолина.
Отечественная история в таблицах и схемах. С.Ш.Казиев.
Всеобщая история в таблицах и схемах. С.К.Алиева.
Словарик «Понятия и определения». О.Д.Ушакова.
Контрольные и проверочные работы по истории. Л.В.Жукова.
Проблемно-хронологический справочник по истории России с древнейших времён до наших дней. С.И.Савельев.
Таблицы:
14. Оружейная мастерская средневековья.
15. В хижинах средневековья.
16. На государеву службу.
17. Спор на меже.
18. Народное восстание в Киеве в 1113г.
19. В избе крепостного крестьянина.
20. Восстание Уота Тайлера 1381г.
21. Сдача оброка феодалу.
22. Приём иностранных послов императором Византии.
23. В средневековом университете.
24. Средневековая ярмарка.
25. Штурм города (14в.).
26. Вступление Ж.Д Арк в Орлеан.
27. Жакерия.
28. Право охоты феодала.
29. Славянский посёлок.
30. Средневековый город (14в.).
Настенные карты:
Европа в 16 – 17 в.в.
Завоевание Арабов в 7 – 11 в.в.
Российская империя.
Российское государство в 16 в.
Киевская Русь в 9 – начале 12в.в.
Крестовые походы.
Восточные славяне в 11в.
А.Македонский (4в. До н.э.)
Карта народов мира.
Первобытнообщинный строй.
Нашествие монголо-татар.
Киевская Русь.
Западная Европа в 11в. – начале 13в.
Франкское государство в 5 – 9 в.в.
Литература:
«1000 занимательных сюжетов из русской истории» В.Н.Балязин
«Всеобщая история, обработанная сатириконом» О.Дымов.
«История России для детей».С.Ф.Платонов.
«Родная история» В.Пузицкий
Книга для чтения по истории России. В.Ф.Антонов
История средних веков (хрестоматия) В.Е.Степанова, А.Я.Шевеленко
Школьная энциклопедия по истории России.
Школьная энциклопедия по истории средних веков.
Учебно-электронное пособие «Всеобщая история 5 – 6»
Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе»
Журнал «История в школе»
Прогнозируемый результат изучения
Результатом обучения истории в 6-м классе будет овладение учащимися знаний и умений по Истории России и Всемирной истории, значимых для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья..
Тема 1. Становление средневековой Европы.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян — Кирилл и Мефодий.
Тема 2. Византийская империя и славяне в 6-11 веках.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Тема 3. Арабы в 6-11 веках.
Возникновение ислама. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Тема 4. Феодалы и крестьяне.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская обшина. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.
Тема 5.Средневековый город в Западной и Центральной Европе.
Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Тема 6. Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства — православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху Крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Е Европе в XI—XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации.
Тема 8. Германия и Италия в 12-15 веках.
Германские государства в XIV—XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV—XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Таймера.
Тема 9. Славянские государства и Византия в 14-15 веках.
Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Тема 10. Культура Западной Европы в 11-15 веках.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Тема 11. Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V—XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI в.
Введение.
ТЕМА 1. Русь Древняя.
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности. Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX — начало XII в.)
Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Русская Правда. Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
ТЕМА 2. Политическая раздробленность на Руси. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII — первая пол. XIII в.)
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба с внешней агрессией в XIII в.
Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Предпосылки образования Российского государства (вторая половина XIII — середина XV в.)
Русские земли во второй половине XIII — первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города к их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
ТЕМА 3. Русь Московская.
Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Свержение ордынского ига. Василий III. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Mнoгoнaцuoнaлlьный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII—XV в.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва — центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев. Развитие страны в XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50—60-х гг. XVI в. Земские соборы.
Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств. Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавия. сословно-представительная монархия.
Русская культура XVI в.
Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».
Повторение.
Календарно-тематическое планирование по истории средних веков. 6класс.
Учебник: Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. М. Просвещение 2009г.
2 часа в неделю-28 часов.
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Содержание темы (раздела) | Характеристика деятельности учащихся | Вид контроля, измерители | Домашнее задание | |
план | факт | ||||||||
Тема 1. Становление средневековой Европы VI-XI вв.. (6 часов) | |||||||||
1. | 05.09 | Введение. Место средних веков в истории человечества. | 1 | Вводный | Временныерамки«эпохи средневековья». Понятие «средние века».Письменные и вещественные источники средневековья. | Беседа | Вопросы | с. 6-11 | |
2. | 09.09 | Древние германцы и римская империя | 1 | Урок изучения нового материала | Образ жизни древних германцев. Места их расселения. Форма социального устройства. Родоплеменные союзы. Великое переселение народов и разрушение Великой Римской империи. | Работа по карте, беседа | Тест | §1 | |
3. | 12.09 | Королевство франков. | 1 | Комбинированный | Захват франками Галлии. Хлодвиг. Объединение племён в государство франков. | Самостоятельная работа с текстом, беседа | Тест | §2-3 | |
4. | 16.09 | Империя Карла Великого. | 1 | Лабораторное занятие по учебнику и документу | Личность Карла Великого. Образование империи. | Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа. | Тест | § 4-5 | |
5. | 19.09 | Западная Европа в IX-XIвв. | 1 | Комбинированный | Представления средневекового человека. Развитие христианства и его влияние на образование. Развитие литературы. | Решение творческих задач, работа с терминами. | Тест | § 4 | |
6. | 23.09 | Культура раннего Средневековья | 1 | Урок-семинар | Развитие христианства развитие литературы его влияние на образование. | Дискуссия, презентация, беседа. | Тест | §5 | |
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI –XI вв. (2 часа) | |||||||||
7. | 26.09 | Византийская империя при Юстиниане | 1 | Комбинированный | Историческое развитие Византийской империи. Государственное устройство. Внешняя политика при Юстиниане. | Решение творческих задач | Тест | §6 | |
8. | 30.09 | Культура Византии | 1 | Урок-практикум | Развитие образования. Продолжение античных традиций в науке. Христианские храмы. Образцы живописи и архитектуры средневековья. | Работа по карте, по учебнику | тест | §7 | |
Тема 3. Арабы в VI –XI вв. (2часа) | |||||||||
9. | 03.10 | Арабский халифат и его распад. | 1 | Урок изучения нового материала | Природные особенности и историческое развитие Аравии. Мухаммед,Арабский халифат. | Беседа | Тест | §9 | |
10. | 07.10 | Культура стран халифата | 1 | Урок-семинар | Сопоставлять достижения науки в странах халифата и в Византии. Определять различие в назначении христианских и мусульманских храмов | Дискуссия, презентация, беседа | Тест | §10 | |
Тема 4. Феодалы и крестьяне. (2 часа)
| |||||||||
11. | 10.10 | Средневековый замок и рыцари. | 1 | Урок-лекция | Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения | Беседа, дискуссия | Тест | §11 | |
12. | 14.10 | Средневековая деревня и её обитатели. | 1 | Лабораторное занятие по учебнику и документу | Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян | Работа по карте, беседа, самостоятельная работа с текстом | Тест | §12 | |
Тема 5. Средневековое европейское общество. (3 часа) | |||||||||
13. | 17.10 | Формирование средневековых городов. | 1 | Урок- практикум | Пояснять причины возн.городов. Определять роль в развитии город. королей, монастырей, феодалов. Показать связь между ростом городов и торговлей. | Анализ источников, работа по карте, практическая работа. | Тест | §13-14 | |
14. | 21.10 | Католическая церковь и духовенство | 1 | Лабораторное занятие по учебнику и документу | Выделять главную причину разделения церквей. Определять различия между католической и православной церквями. Называть причины появления ереси. | Беседа, самостоятельная работа с текстом | тест | §15 | |
15. | 24.10 | Крестовые походы | 1 | Урок-практикум | Называть причины и последствия крестовых походов. Определять роль духовно-рыцарских орденов в государстве крестоносцев. | Работа по карте, анализ источников. | Тест | §16 | |
Тема 6. Государства Европы в XII-XV вв. (5 час.) | |||||||||
16. | 28.10 | Объединение Франции | 1 | Урок-презентация | Выделять слои населения и причины заинтересованности в поддержке власти короля в его борьбе за объединение Франции. Определять роль Филиппа II Августа в объединении Франции. Генеральные штаты. | Беседа, дискуссия | Тест | §17 | |
II четверть | |||||||||
17. | 31.10 | Англия в XI-XIIвв. | 1 | Комбинированный | Определять главные последствия нормандского завоевания Англии. Называть реформы в управлении государством при Генрихе XII, определять значение реформ. Выявлять причины недовольства в стране Иоанном Безземельным. Великая Хартия Вольностей. | Работа по учебнику, беседа, работа по карте. | тест | §18 | |
18. | 11.11 | Столетняя война | 1 | Урок изучения нового материала | Определять причины Столетней войны. Сравнивать английскую и французскую армии. | Работа по карте, беседа, работа по учебнику | Тест | §19-20 | |
19. | 14.11 | Усиление королевской власти в к.XV в. во Франции и Англии | 1 | Урок-практикум | Сравнивать цели и средства достижения у Людовика XI и Карла Смелого. Оценивать значение победы Людовика XI над Карлом Смелым. | Анализ источников, беседа, работа по карте. | Тест | §21 | |
20. | 18.11 | Реконкиста и образование централизованных государств на пиренейском полуострове. | 1 | Лабораторное занятие по учебнику и документу. | Причины успехов и неудач Реконкисты. Определять особенности развития христианских государств на пиренейском полуострове. | Самостоятельная работа с текстом, беседа | Тест | §22 | |
Тема 7. Германия и Италия в XII-XVвв. (8 часов) | |||||||||
21. | 21.11 | Германия и Италия в XII-XVвв. | 1 | Урок изучения нового материала | Объяснить причины раздробленности в Германии. Показать расцвет городов в Италии. | Анализ источников, работа с картой | Тест | §23-24 | |
22. | 25.11 | Гуситское движение в Чехии. | 1 | Комбинированный | Сравнивать цели. Определять причины победы,определять последствия гуситских войн. | Самостоятельная работа с учебником, беседа | Тест | §25 | |
23. | 28.11 | Османская империя в XIV- XVIвв. | 1 | Комбинированный урок | Определять причины падения Византии. | Решение творческих задач | Тест | §26 | |
24. | 02.12 | Средневековая литература и искусство | 1 | Урок-презентация | Сравнивать взгляды средневековых богословов. | Беседа, просмотр иллюстраций | Тест | §27-28 | |
25. | 05.12 | Культура раннего Возрождения. | 1 | Урок-семинар | Раскрыть представления гуманистов о роли, значении и цели человека. | Беседа, дискуссия | Тест | §29-30 | |
26. | 09.12 | Народы Азии, Америки и Африки в средние века | 1 | Урок-презентация | Знакомство с Китаем, Индией, доколумбовой Америкой и Африкой | Беседа, дискуссия | Тест | §31 | |
27. | 12.12 | Итоговое обобщение по теме: «Европа в эпоху средневековья» | 1 | Контрольный урок | Контрольный тест | ||||
28. | 16.12 | Итоговое обобщение по курсу. | 1 | Контрольный урок | Тест |
Календарно-тематическое планирование
по курсу История России с древнейших времен до конца XVI века
6 класс (2 часа в неделю - 42 час.)
Учебник: Данилов А., Косулина Л. История России С древнейших времен до конца XVI века, М. Просвещение,2009г.
№ п/п | Тема урока | Кол-во час | Дата | Тип урока | Элементы минимального содержания образования | Виды учебной деятельности | Требования к уровню подготовки учащихся | Дом. задание | ||
план | факт | |||||||||
6А | 6А | |||||||||
1 | Введение | 1 | 19.12 | Урок лекция | Исторические источники, археология, геральдика, нумизматика, топонимика, летопись | Читать введение стр 4-6 учебника | ||||
Глава 1. Русь Древняя. (12 час.) | ||||||||||
2. | Восточные славяне и их соседи | 2 | 23.12 26.12 | Урок-лекция/презентация | Род, племя, язычество, колонизация, идол, капище, народное ополчение, вече. | Беседа | Иметь представление о предках славян ,расселении, основных занятиях, быте, верованиях, общественном устройстве. | § 1 -2, вопросы | ||
3. | Формирование Древнерусского государства | 2 | 09.01 13.01 | Урок-практикум | Государство, князь, варяги, норманнская теория, полюдье, купцы | Практическое занятие, работа по карте, беседа | Уметь составлять рассказ о формировании государства у восточных славян. | § 3 | ||
4. | Первые русские князья. | 2 | 16.01 20.01 | Лабораторное занятие | Государство, варяги, полюдье, почести. | Самостоятельная работа с текстом, беседа | Иметь представление об основных направления внутренней и внешней политики первых русских князей. | § 4 | ||
5. | Принятие христианства. | 1 | 23.01 | Лабораторное занятие | Христианство, религия, язычество, православие. | Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа | Уметь вычленять особенности принятия христианства по сравнению с язычеством . | §5 | ||
6. | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | 2 | 27.01 30.01 | Урок-практикум | Закуп, смерд, холоп, вотчина, усобицы, Русская Правда, Феодальное владение. | Решение творческих задач, работа с терминами | Знать деятельность Ярослава Мудрого в деле укрепления государственности на Руси. | § 6 | ||
7. | Культура и быт Древней Руси. | 2 | 03.02. 06.02 | Урок-семинар | Былины, культура, вотчина, миниатюра, береста, древнерусская литература, житие, деревянное зодчество, мозаика, патриотизм, икона, фреска, летопись | Дискуссия, презентация, беседа | Уметь вычленять основные группы населения Древнерусского государства и сравнивать их социальный статус. Знать процесс развития культуры Древней Руси. | § 7, 8 | ||
8. | Итоговое обобщение по теме: « Русь Древняя». | 1 | 10.02 | Обобщающий урок | Проверочная работа | |||||
Глава 2. Политическая раздробленность. (11час.) | ||||||||||
9. | Политическая раздробленность. | 2 | 13.02 17.02 | Урок-лекция/презентация | Феодальная раздробленность, усобицы, уделы. | Беседа, дискуссия | Уметь объяснять закономерности феодальной раздробленности. | § 9 | ||
10. | Главные политические центры на Руси | 2 | 20.02 27.02 | Лабораторное занятие | Княжеская династия, бояре, Боярская дума, дворяне, отрок, вече, феодальная раздробленность. | Работа по карте, беседа, сам. работа с текстом | Иметь представление об особенностях развития крупных русских княжеств. | § 10, 11 | ||
11. | Нашествие с Востока | 1 | 03.03 | Урок-практикум | Тьма (тумен), ярлык, баскаки, улус | Анализ источников, работа по карте, практическая работа | Уметь объяснять причины завоевания Руси монголами и последствия м–т ига. Развивать умения работать с картой и историческими документами. | §12 | ||
12. | Борьба Руси с западными завоевателями. | 2 | 06.03 13.03 | Урок-практикум | Орден крестоносцев, меченосец. | Беседа, работа по карте | Иметь представление о полководческом искусстве Алекс. | § 13 | ||
13. | Русь и Золотая Орда | 1 | 17.03 | Лабораторное занятие | Ярлык, баскак, владычество, резиденция, численники, «ордынский выход», улус | Беседа, самостоятельная работа с текстом | Уметь объяснять сущность монголо-татарского ига | § 14 | ||
14. | Русь и Литва. | 1 | 20.03 | Урок-практикум | Уния | Работа по карте, анализ источников | Уметь объяснять сущность Литовско – Русского государства. | § 15 | ||
15. | Культура русских земель в XII-XIII вв. | 1 | 31.03 | Урок-презентация | Храм, культура, поучение, канон. | Беседа, дискуссия | Знать особенности русской культуры в XII – XIII вв. | § 16 | ||
16. | Итоговое обобщение по теме: «Политическая раздробленность на Руси» | 1 | 03.04 | Обобщаю щий урок | Решение творческих задач, игра | |||||
Глава 3. Русь Московская. (18 час.) | ||||||||||
17. | Москва-центр собирания русских земель | 2 | 07.04 10.04 | Урок-лекция/презентация | Централизованное государство, предпосылка, порядок наследования престола, вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Иван Калита | Беседа, дискуссия | Иметь представление о причинах возвышения Москвы и закономерностях образования древнерусского государства. | § 17 | ||
18. | Куликовская битва. | 1 | 14.04 | Урок-практикум | Полк, рать, манёвр. Мамай, Дмитрий Донской, Тохтамыш, Сергей Радонежский | Работа по карте, анализ источников, беседа | Знать начало, ход и итоги Куликовской битвы | §18 | ||
19. | Московское княжество в конце XIV – середине XV вв. | 1 | 17.04 | Лабораторное занятие по учебнику и документу | Война, усобица. Василий I | Самостоятельная работа с текстом, беседа | Уметь анализировать внутреннюю политику Василия I, ход и итоги междоусобной войны второй четверти ХIV в.; | § 19 | ||
20. | Свержение ордынского ига | 1 | 21.04 | Урок-практикум | Государь, централизация, герб, Судебник Ивана III, наместник, волостель, кормление, местничество, Юрьев день, закрепощение, оброк, барщина. | Анализ источников, работа с картой, беседа | Развивать умения работать с картой и историческими документами. | § 20 | ||
21. | Московское государство в конце XV-начале XVIвв. | 1 | 24.04 | Лабораторное занятие по учебнику и документу | Государь, централизация, герб, Судебник Ивана III, наместник, волостель, кормление, местничество, Юрьев день, закрепощение, оброк, барщина. | Самостоятельная работа с текстом, беседа | Характеризовать развитие Российского государства в конце ХV века;определять основные направления внутренней и внешней политики Ивана III. | § 21 | ||
22 | Церковь и государство в XIV – XVI вв. | 1 | 28.04 | Урок-практикум | Ересь, дьякон, старец, идеология, стригольники, иосифляне, нестяжатели. | Работа с текстом, беседа | § 22 | |||
23. | Иван Грозный. | 1 | 05.05 | Лабораторное занятие по учебнику и документу | Регент, царь, «чёрные люди», сословие, сословная монархия, волость, стрельцы, Избранная рада | Самостоятельная работа с текстом, беседа | Иметь общее представление об Иване IV; уметь устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV) | § 23 | ||
24. | Внешняя политика Ивана IV | 1 | 08.05 | Лабораторное занятие | Речь Посполитая, Запорожская сечь, Ливонский орден. | Работа с картой | Уметь объяснять причины завоеваний Ивана Грозного. | § 24 | ||
25. | Опричнина | 1 | 12.05 | Урок-практикум | Опричнина, земщина, приказы, опричники, крепостное право, опала, посад, челобитна | Беседа, работа с текстом | Уметь характеризовать опричнину, выделяя ее причины и итоги | § 25 | ||
26. | Культура Руси в XIV-XVI вв. | 2 | 15.05 19.05 | Урок-презентация | Житие, челобитная, иконостас, печатник, шатровый стиль, | Беседа, дискуссия | Знать особенности русской культуры в XIV – XVI вв. | § 26 § 27
| ||
27. | Быт XV-XVI веков. | 1 | 22.05 | Урок-презентация | энциклопедия, публицистика, эпос, регалии, харчевня | Беседа, дискуссия | Особенности быта XV-XVI вв | § 28 | ||
27. | Итоговый урок по теме: «Московская Русь в XIV – XVI вв.» | 1 | 26.05 | Обобщаю щий урок | Решение исторических задач | |||||
28. | Итоговое обобщение по курсу:«Россия в IX-XVIвв» | 1 | 29.05 | Контроль ный урок | Защита проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...