Тема:
Цели:
Тип урока:
Форма урока
Основные понятия:
Важнейшие даты:
Средства обучения:
План урока:
I Орг момент (1 мин)
II Вводно-мотивацион-ный этап (3 мин)
Постановка проблемных вопросов
III Изучение нового материала
(2 мин)
Работа в группах (15 мин)
Афиширова-ние работы групп (12 мин)
Итог урока (2 мин)
IV Закрепление (7 мин)
Домашнее задание (1 мин) |
Русь и Орда.
- Показать монголо-татарское иго как систему зависимости Золотой Орды над русскими землями. Выявить последствия монгольского завоевания для Руси.
- Совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, продолжить формирование умений анализировать учебный материал, отбирать главное, решать проблемы, делать выводы.
- Развитие коммуникативных способностей (умений работать в группе, взаимодействовать)
Урок изучения нового материала
Урок-исследование
Иго, ярлык, баскаки, «ордынский выход»
1240-1480 гг. – монголо-татарское иго на Руси
- учебник «История России: с древнейших времен до конца XVI в.» под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. - карта «Борьба народов нашей страны против иноземных Захватчиков в XIII в.» - презентация «Русь и Орда»
- Политическая зависимость Руси от Орды.
- Экономическая зависимость Руси от Орды.
- Последствия ордынского владычества.
Ход урока
Психологический настрой.
Эпиграф урока: «Монголо-татары пронеслись над Россией подобно туче саранчи, подобно урагану, сокрушающему все, что встречалось на его пути. Они разоряли города, жгли деревни, грабили… (слайд № 2, 3, 4) Почти на два с половиной столетия установилось татаро-монгольское иго» (слайд № 5)
Учитель: Какое новое историческое понятие встретилось вам в этих словах (татаро-монгольское иго). Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на вопросы: - Что такое иго?
- Как оно проявлялось?
- Каковы были последствия татаро-монгольского ига?
Учитель: После возращения в центральную Европу (слайд № 6) Батый стал правителем огромного государства (слайд № 7) Золотой Орды, включавшего в себя земли Волжских булгар, половецкие степи, Крым, Приуралье, Западную Сибирь, Хорезм. Столицей Золотой Орды стал город Сарай. Во главе Золотой Орды стояли ханы – наследники Батыя. В результате походов 1236-1242 гг. Русь попала в зависимость от Золотой Орды. Примерно с 1240 г. начало формироваться иго – система зависимости Руси от Орды. (слайд № 8)
1 группа Политическая зависимость Руси от Орды Русские земли не вошли в состав Золотой Орды, но попали в вассальную зависимость от нее. С момента возникновения ига русские князья обязаны были подчиняться власти ордынских ханов. Для получения права владеть княжеством им надо было посещать Орду и выпрашивать особую ханскую грамоту – ярлык. Это сопровождалось поднесением богатых даров хану, его женам и придворным. Само получение ярлыка обставлялось унизительными условиями и нередко заканчивалось смертью. За первые 100 лет монгольского владычества по приказаниям ханов в орде было убито более десяти русских князей. После того как князь получал ярлык, в его княжество приезжал ордынский посол, в присутствии которого происходило торжественное возведение князя на престол. Эта процедура также свидетельствовала о подчинении князей ханской власти. Самым привлекательным был ярлык на великое Владимирское княжество, так как теперь не киевский, а владимирский князь имел право на старшинство, он считался Великим князем, остальные - удельные князья должны были подчинятся власти Великого князя. Ордынские ханы постоянно вмешивались во внутренние дела государства. Они изменяли границы княжеств, разжигали соперничество и распри между русскими князьями. Кроме того, если русское население выказывало неповиновение завоевателям, то ордынские ханы совершали набеги, жестоко расправляясь не только с непокорными, но и со всеми русскими землями, лежавшими на их пути.
Задание: - Прочитать текст,
- Заполнить схему,
- Составить по схеме рассказ.
- Рассказать, как ордынские ханы вмешивались в дела государства?
2 группа Повинности русского населения (§ 16 стр. 131-133) Задание: - Прочитать текст,
- Заполнить схему,
- Составить по схеме рассказ.
3 группа Последствия ига (§ 16 стр. 134-136)
- Прочитать текст,
- Заполнить схему,
- Составить по схеме рассказ.
Последствия ига |
| отрицательные | положительные | 1 2 3 4 5 | 1 2 |
1 группа (слайд № 9, 10, 11,12) 2 группа (слайд № 13-14) 3 группа (слайд № 16) По ходу афиширования ребята индивидуально заполняют на листочках схему «Зависимость Руси от Орды»
Монголо-татарское иго наложило неизгладимый отпечаток на историю Руси, поделив ее на две эпохи – до Батыева нашествия и после него, домонгольскую Русь и Русь, после нашествия монголов. Именно в это злосчастное время Россия дала обогнать себя Европе» (слайд № 15)
Верное или неверное утверждение |
| 1. Государство монголо-татар называлось Золотая Орда |
| 2. Во главе Золотой Орды стоял Великий князь |
| 3. Татаро-монгольское иго было установлено примерно в 1240 г. |
| 4. Иго – это система зависимости Руси от Орды. |
| 5. Для подтверждения своих прав княжения русские князья должны были получить ярлык |
| 6 Монгольские правители активно вмешивались в дела Руси. |
| 7. Самой тяжкой повинностью для Руси была выплата дани. |
| 8. Сбором дани на Руси ведали Численники |
| 9. Ордынское иго оказало большое влияние на все стороны русской жизни |
|
Проверка (слайд № 14)
§ 16 вопросы стр. 137
|