Русь и Орда в XIII-XIV вв.
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Класс 6
Тема: Русь и Орда
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: охарактеризовать владычество Орды над русскими землями, определить его последствия.
Оборудование: карта “Нашествие иноземных завоевателей на Русь в XIII-XIV вв.», атласы, учебник, методическое пособие (Е.В. Симонова), картина «Баскаки»
Основные понятия: Орда, агрессия, баскаки, владычество, ярлык.
Ход урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний учащихся по теме «Борьба русских земель с западными завоевателями»
- Проверка домашнего задания : эссе на тему « Александр Невский защитник русской земли»
- Тест (методическое пособие стр. 172-173)
- Изучение нового материала.
План:
- Образование Золотой Орды.
- Ордынское владычество на Руси и повинности русского населения.
- Борьба русского народа против ордынского владычества.
- Последствия ордынского владычества.
- В 40-е гг. XIII в. на огромной территории Иртыша до степей Волги и Дуная было образовано государство – Золотая Орда. Обособление Орды от империи Чингисхана произошло в конце XIII в. Золотая Орда представляла собой феодальное государство, для которого было характерны кочевой и полукочевой характер общества и большая роль племенных вождей. Столицей Золотой Орды стал город Сарай, основанный Батыем в 1250 г.
В Орде существовала строгая социальная иерархия: привилегированную группу составляли хан и царевич из рода Джучи; затем шли наиболее крупные феодалы – беки и найоны; третья группа состояла из тарханов – людей, занимавших невысокие должности в государственном аппарате; четвёртая группа – нукеры (ближайшее окружение господ). Основная масса населения – это феодально-зависимые кочевники-скотоводы, земледельцы и горожане.
- В 1242 г. в северо-восточные княжества Руси были отправлены послы, потребовавшие от русских князей явиться к Батыю о показать ему свою покорность.
В 1243 году Владимирский князь Ярослав Всеволодович отправился в Сарай, где получил от Батыя ярлык на Владимирское княжение. Это означало, что Батый разрешил Ярославу Всеволодовичу княжить в своих землях.
Ярлык – разрешение на княжение, дарованное ханом (см. рис. на стр. 115 (140) в учебнике). Так должны были поступать все князья. Самым главным был ярлык на Владимирское княжение. То есть самым старшим среди князей считался Владимирский князь. Центром Древнерусского государства стал город Владимир. Сюда же в 1299 г. перенёс резиденцию митрополит.
Но непосредственная власть Золотой Орды осуществлялась через ханских послов и баскаков– ханских наместников. После получения ярлыка в княжество приезжал ханский посол, и в его присутствии происходило торжественное возведение князя на престол. Во Владимире это происходило в Успенском соборе. Это лишний раз показывало подчинение русских правителей ханской власти.
Кроме этого:
- поездки в Орду сопровождались унижениями и часто заканчивались смертью (работа с документом в учебнике на стр. 120(148) и ответы на вопросы после документа);
- ордынские ханы могли произвольно изменить границы русских княжеств;
- постоянно вмешивались в порядок управления русскими княжествами;
- разжигали соперничество и распри между русскими князьями.
Далее работа со схемой 11 из методического пособия стр. 174.
Власть над Русью Орда поддерживала с помощью постоянного террора. В русских княжествах, городах расположились ордынские отряды во главе с баскаками - представителями хана, задачей которых было поддерживать порядок, послушание князей и их подданных, главное же - наблюдать за исправным сбором и поступлением в Орду дани с Руси, того «ордынского выхода» , о котором с горечью и болью упоминают летописи и сказания.
С жителей брали не только дань, но и другие налоги: поплужное (подать с плуга), ям (сбор для поддержания ямской гоньбы - почтовой службы), "корм", собирали подводы, воинов, ремесленников.
По всей Руси начинаются восстания народа. В 1262 г. восстали жители Владимира, Суздаля, Ростова, Ярославля, Устюга Великого. В этих условиях перед великокняжеской властью встала альтернатива: либо монголо-татары разорят Русь вновь, либо подавление восстаний должны взять на себя русские князья. Городские восстания имели важные последствия. Народные выступления привели к изгнанию сборщиков дани, присылаемых из Орды. Постепенно сбор ордынского выхода начал переходить к русским князьям, что увеличивало самостоятельность Руси.
- Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 118-119 (145-146)
Задания:
- определить причины восстаний и показать города на карте, где происходили восстания.
- Почему А. Невский помог ордынским численникам провести перепись населения в Новгороде?
- Последствия ордынского владычества.(формируются совместно с учащимися)
- В результате нашествия погибло около половины населения;
- Многие города были разрушены.
- Пришла в упадок торговля.
- Развитая городская культура была уничтожена (многие ремёсла забыты, приостановилось каменное строительство, прекратилось летописание).
- Начался отток населения из южных земель.
- Уничтожена политическая элита Руси (многие князья, воеводы и их дружинники).
- Русские княжества утратили политическую и экономическую самостоятельность (получение ярлыка на княжение, платили дань Орде)
Чтение оценки современного исследователя П.П. Толочко последствий нашествия и зависимости русских земель от орды. (методическое пособие стр. 179)
- Закрепление изученного материала.
- Игра «Слова» (кто больше напишет слов на ту или иную букву, относящиеся к данной теме и даст их определения)
- Вопросы в конце параграфа стр. 120 (148)
- Домашнее задание.
- Прочитать параграф 14 (16)
- Подготовиться к словарному диктанту.
- *составить синхронистическую таблицу правлений русских князей и золотоордынских ханов в XIII-XV вв.
- Подведение итогов урока. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".
Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...

презентация "Русь и Орда"
Электроннная презентация по теме "Русь и Орда" по истории 6 класс, предназначина для урока объяснения нового материала....

Русь и Орда.Урок в 6 классе.
Урок сопровождается показом презентации, работа с источниками включает в себя их анализ, сопоставление. Результаты работы на уроке заносятся в таблицы.Целью урока является формирование умений ставить ...

Русь и Орда. Вторжение крестоносцев.
В презентации для 10 класса раскрываются взаимоотношения Руси и Золотой Орды, борьба Руси с крестоносцами, причины побед....