рабочая программа по истории для 5 класса
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она  рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю.

Из них 10 часов отводится для изучения пропедевтического модуля «Что изучает история». На изучение истории Древнего мира отводится 60 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_5_klass.doc351 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по предмету «История»  разработана  на основе:

  • Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по истории (ФКГОС 2004 г.);
  • Приказа департамента  образования, культуры и  молодежной  политики  Белгородской области от 23 марта 2010 г. № 819 « Об  утверждении  положения  о рабочей программе  учебных курсов, предметов , дисциплин ( модулей)  общеобразовательных  учреждений»;
  • Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)  МБОУ«Великомихайловская СОШ», принятого на заседании педагогического совета  МБОУ«Великомихайловская СОШ»протокол №1 от 30.08.2011г. и введенного в действие  приказом  директора  МБОУ « Великомихайловская СОШ» № 27 от  01 .09.2011 г., а также:  
  • Примерной программы основного общего образования по истории;
  • Авторской программы: Программа общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11 классы. Изд. «Просвещение», 2008 -  «История Древнего мира» авторы А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая,
  • Учебного плана МБОУ «Великомихайловская СОШ» на 2013-2014 учебный год.

  • Календарного учебного графика МБОУ «Великомихайловская СОШ» на 2013-2014 учебный год.

  • С учётом рекомендаций Инструктивно-методического письма Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании истории и обществознания в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

Цели курса:

осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);

раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

Задачи курса:

Формировать историческое мышление:

- дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;

- чем отличается Древний мир от мира современного.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными). В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса — формировать историческое мышление — дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Изменения, внесённые в авторскую учебную программу и их обоснование

В рабочую программу на основании рекомендаций  инструктивно-методического письма и примерной программы внесен 10 часовой пропедевтический курс  «Что изучает история» за счет сокращения количества часов по авторской программе. Главной задачей этого курса является знакомство с предметом «История», введение в основные понятия и категории предмета, адаптация младших школьников к изучению нового предмета. Для успешного освоения используется учебник История. Введение в историю. 5 класс, автор Майков А.И. – М.: Вентана-Граф, 2007. Учебник входит в Федеральный перечень на 2013-2014 учебный год.  Данный курс способствует формированию устойчивого интереса и мотивации к изучению предмета «История» в 5 классе.

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории рабочая  программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 5  класса:

Класс

Объем учебного времени

ИСТОРИЯ

(название предмета)

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

История Древнего мира

68

60

5 класс

70

 часов

Пропедевтический курс «Что изучает история»

-

10

Учебно-методический комплект:

  1. История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений /  А. А. Вигасин, Г.И Годер,  И.С.Свенцицкая -   М.: Просвещение , 2006.
  2. История. Введение в историю. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ А.Н.  Майков -М.: Вентана-Граф, 2007.

  Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она  рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю.

Из них 10 часов отводится для изучения пропедевтического модуля «Что изучает история». На изучение истории Древнего мира отводится 60 часов.

Программа предполагает повторительно-обобщающие уроки по разделам  - 4 ч; повторению всего изученного за курс «История Древнего мира» — 1 ч., которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах  (самостоятельные работы, тестовые задания).

      Формы организации учебного процесса: уроки изучения нового материала, урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, повторительно-обобщающие уроки.

Запланированы следующие виды контроля: тестирование (8), самостоятельные работы(2).

                     Требования  к уровню подготовки обучающихся:

Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся

умения:

  • в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;
  • сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;
  • давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
  • спорить и отстаивать свои взгляды;
  • анализировать исторический источник;
  • оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;
  • читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;
  • способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
  • способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
  • способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
  • способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
  • способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
  • способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.

Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся


                                                              Календарно-тематическое планирование (5а, 5б классы)

                                                                     Введение (пропедевтический модуль 10 часов)

п/п

Наименование раздела и темы

Вид контроля, самостоятельной работы

Часы учебного времени

   

Плановые

сроки прохождения

Подготовка к

ГИА, ЕГЭ

Примечание

1

Что и как изучает история.  Источники знаний о прошлом.

Входной контроль Тест №1 «Что изучает история»

 

  1

  5а               5б

Учебник §1-2

 Написать рассказ об известных источниках древности на территории нашего края. Рисунки о родном крае

2

 Ход времени и способы его измерения.  Счёт лет в истории.

 

 1

Учебник §3. Составить исторические задачи на счет исторического времени. Сочинить рассказ с

использованием терминов урока

3

Что изучает археология. Как работают археологи

 1

Учебник §4

4

История на карте

Самостоятельная работа

 1

 Учебник §5

Составить таблицу: Общее и различие исторической и географической карт

5

Этнография. Наука о народах и наука о прошлом.

История вещей и одежда в разные времена.

 1

Учебник §6  Нарисовать одежду разных народов, используя дополнительную литературу

6

 Родословная. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия.

Текущий контроль (работа с сообщениями

 1

 

Учебник §7.  Составить генеалогическую таблицу своей семьи. Узнать, что означает ваше имя

7

Географические названия – свидетели прошлого.

 1

Учебник §8

Узнать о происхождении названий улиц на которых вы живете

8

Геральдика. Гербы, флаги, гимны государств

 1

Учебник §9, 10, 11

Составить герб своей семьи

9

Российская государственная символика

 1

Выучить текст гимна РФ

10

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Россия  многонациональное государство

 

 1

Учебник §12

 

                                                                                             История Древнего мира (60 часов)

Раздел 1. Жизнь первобытных людей (4 часа)

11

12

Первобытные собиратели и охотники

 1) Предки человека. Расселение древнейшего человечества.

2) Возникновение искусства и религиозных верований

Текущий контроль (работа с ОМС)

 2

 

1

 1

А7.11 09

В2.11 09

А9.11 09

А2.1113

А1.1113

Учебник §1-3, с. 8-17;

13

Первобытные земледельцы, скотоводы

1) Возникновение скотоводства и земледелия. Зарождение неравенства.

 1

А9.11 09

А2.1113

А1.1113

Учебник §4,5 с. 20-27; Подготовить сравнительную таблицу «Родовая и соседская община». Составление кроссвордов

14

Повторительно- обобщающий урок: «Первобытный мир»

Тест №2 «Первобытный мир» Текущий контроль

 1

Раздел 2. Древний Восток (18 часов)

15

16

17

18

19

  20

  21

Древний Египет

1)Древний Египет: природные условия, население. 

2)Труд, быт и жилище ремесленников и земледельцев

3) Жизнь египетского вельможи.

Рабы и их роль в хозяйственной жизни.

4) Возникновение  государства в Древнем Египте

Военные походы фараонов.

5) Религия древних египтян.

Мифы о богах

6) Культура Древнего Египта.

Храмы и пирамиды;

7)Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Текущий контроль (работа с ОМС)

Текущий контроль (работа с сообщениями

8

1

1

1

1

 1

 1

 1

А2.11 12

А3.11 12

А4.11.10

Учебник §6-12, с. 33-62; Составить кроссворд.

Нарисовать схему управления Древнего Египта

  22

8) Урок повторения по теме «Древний Египет»

Текущий контроль по теме «Древний Египет» (тест№3)

 

1

  23

 24

 25

 26

 27

 28

 29

Западная Азия в древности

1)Древнее Двуречье:   местоположение, природные условия

 2)Древний Вавилон. Законы Хаммурапи.

3) Финикия и Палестина: природные условия. Население и его занятия.

4) Древние евреи.

5)Древнееврейское царство и его правители.

6)Ассирийская держава.

7) Возвышение Персидской державы и её завоевания.

Текущий контроль (работа с ОМС)

 

7

1

1

1

1

1

 1

 1

Учебник §13-19 с. 63-90; Подготовить сравнительные таблицы

30

31

Древняя Индия и Китай

1)Древняя Индия:

природные условия,

 население

2) Древний Китай.

Текущий контроль (работа с ОМС)

Промежуточный контроль Тест №4 по теме «Древний Восток»

 

2

1

1

Учебник §20-23 с. 91-110.

Подготовка к итоговому уроку.

32

Повторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древнему Востоку». Культурное наследие Древнего Востока.

1

Учебник, повторить §6-23 с. 33-110;

п/п

Наименование раздела и темы

Вид контроля, самостоятельной работы

Часы учебного времени

Плановые

сроки прохождения

Подготовка к   ГИА, ЕГЭ

Примечание

Раздел 3. Древняя Греция. Эллинизм (21 часов)

33

34

35

36

37

Древнейшая Греция

1)Природа и население Древней Греции.

2)Древнейшие государства Крит, Микены.

3) Поэма Гомера «Илиада».

4) Поэма Гомера «Одиссея».

5)Религия древних греков, сказания о богах и героях

Текущий контроль (работа с ОМС)

Текущий контроль (работа с ОМС)

Текущий контроль (работа с текстом)

5

1

1

1

1

1

В2.11 10

Учебник §24- 28

с. 114-135; Составить список греческих богов

38

39

40

41

    42

43

44

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

1)Местоположение и природные условия Аттики.

2) Афинская демократия. Демос и знать. Реформы Солона.

3) Спарта - военный лагерь.

4)Образование Греческих колоний.

5)Олимпийские игры в древности.

6) Греко-персидские

войны.

7)Нашествие персидских войск на Элладу.ков, сказания о богах и героях

Самостоятельная работа

Текущий контроль (работа с ОМС)

Текущий контроль (работа с сообщениями

7

1

  1

  1

  1

    1

    1

   1

А5.11.12

А7.11 10

А16.11 12

А22.11 09

 Учебник §29-33 с. 136-153; с. 163; с. 158-166;

  45

  46

 

  47

  48

  49

 

Возвышение Афин в V в.

 до н. э. и  рассвет демократии

1) В гаванях Афинского порта Пирей.

 

2) В городе богини Афины.

3) В афинских школах и гимнасиях.

4) Возникновение театра: трагедия и комедия.

5) Афинская демократия при

Перикле.

Текущий контроль (работа с сообщениями

 5

1

1

1

1

1

А4.11 10

Учебник §36- 40

с. 163-185;

50

51

52

Македонские завоевания в IV в. до н. э.

1) Возвышение Македонии. Города Эллады подчиняются Македонии.

2) Поход Александра Македонского на Восток.

3) В Древней Александрии Египетской

Текущий контроль (работа с ОМС)

Текущий контроль (работа с текстом)

3

1

1

 

1

Учебник §41— 43

с. 186-202; с. 198-202;

53

 Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция»

 Текущий контроль по теме тест  №5 «Древняя Греция»

 

1

п/п

Наименование раздела и темы

Вид контроля, самостоятельной работы

Часы учебного времени

Плановые

сроки прохождения

   

Подготовка к   ГИА, ЕГЭ

Примечание

Раздел 4. Древний Рим (17 часов)

54

55

56

Рим: его возникновение до господства над Италией

1) Природа и население Древней Италии.

2) Завоевание Римом Италии.

3)Возникновение Римской республики.

Текущий контроль (работа с ОМС)

3

  1

   1

   1

Учебник §44- 45 с. 204-215;

Подготовить рассказ о религиозных

Верованиях Древнего Рима;

  57

58

59

60

 

61

 62

 63

Рим-сильнейшая держава и гражданские войны.

 2) Войны Рима с Карфагеном.

3)Установление господства Рима во всем Средиземноморье

4) Рабство в Древнем Риме.

5)Гражданские войны.

6) Восстание Спартака.

7) Кризис управления. Единовластие Цезаря.

8)Римская империя: территория, управление

 

Текущий контроль (опрос)

Тест №6«Установление господства Рима во всем Средиземноморье»

Текущий контроль (работа с ОМС)

Текущий контроль (работа с ОМС)

 7

1

1

1

       1

 

     1

      1

     1

А12.11 12

В2.11 12

В1.11.10

 Учебник §46-53 с. 216-246; Подготовить сравнительную таблицу по управлению в древнейшем Риме и Римской империи

    64

65

66

67

68

69

Римская империя в первые века н.э. Падение Западной Римской империи

1) Соседи Римской империи. Управление Римской империей.

2) В Риме при императоре Нероне.

3)Возникновение и распространение христианства.

4) Расцвет Римской империи во II веке.

5) Культурное наследие Древнего Рима.

6)Разделение

Римской империи на Западную и

Восточную.

Падение Западной Римской империи

Текущий контроль (работа с ОМС)

Текущий контроль (работа с текстом

Тест №7«Древний Рим».

Текущий контроль (работа с ОМС)

Текущий контроль (работа с сообщениями)

6

1

1

1

1

1

1

В2.11 10

Учебник §54- 61

с. 247-281;

 70

Повторительно- обобщающий урок «Древний Рим  и мир»

 Итоговый контроль тестирование.

1


                   Содержание программы учебного предмета

Что изучает история (пропедевтический модуль) -  10 часов

     Что и как изучает история. Источники знаний о прошлом.

      Ход времени и способы его измерения.  Счёт лет в истории. Летоисчисление( счёт лет «до н.э.» и «н.э.»).

     Что изучает археология. Как работают археологи.

     История на карте. Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память.

Этнография. Наука о народах и наука о прошлом. История вещей и одежда в разные времена.

Родословная. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия.

  Географические названия – свидетели прошлого.

   Геральдика. Гербы, флаги, гимны государств.

  Российская государственная символика.

   Всеобщая история. История России - часть всеобщей истории. Россия - многонациональное государство.

                               История Древнего мира- 60 часов

РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

     Предки человека. Расселение древнейшего человечества.

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

    Возникновение искусства и религиозных верований.

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

    Возникновение скотоводства и земледелия. Зарождение неравенства. Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Повторительно- обобщающий урок: «Первобытный мир».

РАЗДЕЛ П. ДРЕВНИЙ ВОСТОК        

Тема 1. Древний Египет

Древний Египет: природные условия, население. Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Города — Мемфис, Фивы.

Труд, быт и жилище ремесленников и земледельцев.

Быт земледельцев и ремесленников.

 Жизнь египетского вельможи. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Жизнь и служба вельмож.

Возникновение  государства в Древнем Египте. Военные походы фараонов. Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

   Религия древних египтян. Мифы о богах.. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и     Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

 

   Культура Древнего Египта. Храмы и пирамиды. Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

 Урок повторения по теме «Древний Египет».

Тема 2. Западная Азия в древности

    Древнее Двуречье:   местоположение, природные условия.

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук.

       Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

      Финикия и Палестина: природные условия. Население и его занятия. Города Финикии  Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей, Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

     Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами.

   Древнееврейское царство и его правители. Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

   Ассирийская держава. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.

Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

  Возвышение Персидской державы и её завоевания.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Тема 3. Индия и Китай в древности

Древняя Индия:природные условия, население. Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии - под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Древний Китай. Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

  Повторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древнему Востоку». Культурное наследие Древнего Востока.

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Тема 1. Древнейшая Греция

      Природа и население Древней Греции.

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.

     Древнейшие государства Крит, Микены.

Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

   Поэмы Гомера «Илиада». 

   Поэма Гомера «Одиссея».

Религия древних греков, сказания о богах и героях.

Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

   Местоположение и природные условия Аттики. Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

 Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

      Афинская демократия. Демос и знать. Реформы Солона. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».        у

      Спарта - военный лагерь. Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой:  совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

      Образование Греческих колоний. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины» «Эллада».

   Олимпийские игры в древности. Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

   Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад.

    Нашествие персидских войск на Элладу.  Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков   Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

     В гаванях Афинского порта Пирей.

  Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

    В городе богини Афины.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон Эрехтейон Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

     В афинских школах и гимнасиях. Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

     Возникновение театра: трагедия и комедия. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы» Воспитательная роль театральных представлении.

     Афинская демократия при Перикле.Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э.

   Возвышение Македонии. Города Эллады подчиняются Македонии.

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа  Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа -приход к власти Александра.

       Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет Обожествление Александра.  Основание Александрии.  Победа при Гавгамелах.  Гибель Персидского царства. Поход  в Индию. Возвращение в Вавилон Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства.

  В Древней Александрии Египетской. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые- Аристарх Самосскии, Эратосфен, Евклид.

  Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция».

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ  

Тема 1. Рим:  от  его возникновения  до установления господства над Италией

   Природа и население Древней Италии.

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим гимом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов.

         Завоевание Римом Италии.

Установление господства Рима над Италией Война с Пирром Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства.

      Возникновение Римской республики. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».

Тема 2-3. Рим- сильнейшая держава и гражданские войны.

   Войны Рима с Карфагеном. Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

   Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

  Рабство в Древнем Риме. Завоевания - главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб -«говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

    Гражданские войны. Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх -- продолжатель дела брата. Гибель Гая.

    Восстание Спартака.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную.

      Кризис управления. Единовластие Цезаря.

Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

      Римская империя: территория, управление.

Тема 4-5. Римская империя в первые века нашей эры. Падение Западной Римской империи.

      Соседи Римской империи. Управление Римской империей. Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

     В Риме при императоре Нероне. Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

    Возникновение и распространение христианства.. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

    Расцвет Римской империи во II веке.

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

    Культурное наследие Древнего Рима. Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи. Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства -- Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

   Повторительно- обобщающий урок «Древний Рим  и мир».

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

                              Формы и средства контроля 

          Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля: Входной, промежуточный и  итоговый в форме тестирования в течение 15 минут урока, а также 10-15- минутные тесты по основным разделам курса: «Первобытный мир», «Древний Египет», «Древняя Греция», «Установление господства Рима во всём Средиземноморье», «Древний Рим». Кроме того предусмотрен текущий контроль (различного вида опросы, самостоятельные работы (2)).

    Наиболее распространёнными  формами  контроля являются тесты (8), соответствующие той или иной изученной теме.

         Входной контроль позволяет проверить наличие знаний, сформированных в предыдущем учебном году (знание исторических событий и фактов, хронологии, исторических личностей). Это позволяет определить степень готовности учащихся к изучению нового материала.

     Текущий  контроль позволяет видеть процесс формирования исторических знаний, становления умений и навыков. Основным объектом текущего контроля будет знание отдельных исторических событий, дат, исторических личностей, относящихся к той или иной теме. В процессе текущего контроля используются устный и письменный опросы, самостоятельные работы, работа в парах, по группам, работа по карте, со схемой, таблицей,  карточкам, датами, документами, понятиями.

     Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку. Объектом контроля в этом случае будет знание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность и системность отечественной и всемирной истории, умение анализировать историческую информацию, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений, однако проверке подвергается частично изученный материал. Формами промежуточного контроля являются тесты, соответствующие этапу обучения.

      Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс,  и выполняет оценочную функцию. Цель итогового контроля - определение способности обучаемых к использованию исторических знаний и умений в практической деятельности. В ходе проверки используются преимущественно тесты, поскольку при проверке этих навыков и умений можно в полной мере предугадать ответы обучаемых. Среди многочисленных типов заданий, которые могут быть использованы для составления тестов, можно выделить следующие: перекрестный выбор; альтернативный выбор; множественный выбор; упорядочение.

          Перечень учебно-методических средств обучения

                                        Литература        

     

Основная : 

  1. Арасланова О. В. История Древнего мира 5 класс Поурочные разработки к учебникам  А. А. Вигасина, Г.И Годера,  И.С.Свенцицкой и Ф.А. Михайловского – М.: ВАКО, 2005
  2. Вигасин А. А. История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений /  А. А. Вигасин, Г.И Годер,  И.С.Свенцицкая -   М.: Просвещение , 2006.
  3. История в таблицах. 5-11 кл: справочное пособие / авт.сост. А.Т. Степанищев,                Н.М. Белозеров, А. П. Волков – Дрофа,2006\
  4. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.
  5. Майков А.Н. История. Введение в историю. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  6. Немировский Л. И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский. — М., 2000. — Ч. 1—2.

Дополнительная:

  1. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. — М., 1998.
  2. Геродот. История / Геродот. — М., 1993.
  3. Древняя Греция: кн. для чтения / под ред. С. Л. Утченко. — М., 1974.
  4. Знаменитые греки и римляне. — СПб., 1993.
  5. История женщин на Западе. В 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / Под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро. — СПб., 2005.
  6. Карсавин Л. П. История европейской культуры: Римская империя, христианство и варвары/Л. П. Карсавин. — СПб. 2003.
  7. Колобова К. М. Как жили древние греки / К. М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. — М., 1959.
  8. Микель П. Древняя Греция / П. Микель. — М., 1999.
  9. Мифы Древней Греции. — М., 2001.
  1. НизолмД. Древняя Греция: энциклопедия для детей / Д. Низолм. — М., 2001.
  2. Пич С. Греки / С. Пич, Э. Миллард. — М., 1994.
  3. Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя / И. С. Свенцицкая. — М., 2003.
  4. Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме / М. Е. Сергеенко. - СПб. 2000.
  5. Сидорина Н. К. Древняя Греция и Рим / Н. К. Сидо-рина. - М., 2001.
  6. Уколова В. И. Книга для чтения по истории Древнего мира / В. И. Уколова, Л. П. Маринович. — М., 2004.
  7. Циркин Ю. Б. Гражданские войны в Риме: Побеждённые / Ю. Б. Циркин. - СПб., 2006.
  8. Чеканова Н. В. Римская диктатура последнего века республики / Н. В. Чеканова. — СПб., 2005.
  9. Шайд Дж. Религия римлян/Дж. Шайд. — М., 2006.
  10. Элиаде М. История веры и религиозных идей / М. Элиаде. - М., 2002.
  11. Ярхо В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса / В. Н.Ярхо. - М., 2004

                                               Наглядный материал

                          по курсу история 5 класс

                      1. Исторические карты:

1. Древний Восток ( Египет и Передняя Азия) – 1 шт. – 100 %

2. Древний Восток ( Индия и Китай) – 1 шт. – 100 %

3.  Древняя Греция ( до середины V в. До н.э.) – 1 шт. – 100 %

4.  Древняя Италия. – 1 шт. – 100 %

5.  Рост территории государств в древности. – 1 шт. – 100 %

6. Рост Римского государства в период республики и импери-1 шт. -100 %

7.Рост Римского государства в III в до н.э.- II в.н.э. – 1 шт. – 100 %

8. Римская республика в IIII вв. до н. э. -1 шт.  -100 %

9.Римская империя в I—III вв. н. э.- 1 шт. - 100 %

  1. Римская империя в IV—V вв. Падение Западной Римской империи.- 1 шт.  -100 %

                                    2.Альбомы по истории культуры

1. Коровкин Ф. П., Никифоров Д. Н. Альбом по истории культуры Древнего мира. -1 (100%)

                            3.   Электронные образовательные ресурсы: 

1 . CD:1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008г.- 1 шт. – 100 %

2. Атлас Древнего мира. — М.: Новый ДИСК.     1 шт. – 100 %                           

3. Шевченко Н. И. Интерактивный справочник. Всемирная история в датах. Древний мир и Средние века. — М.: Новый ДИСК   1 шт. – 100 %

                                                   

                               2. Образовательные модульные системы (ОМС):

1. Как жили древние люди– 1 шт. – 100 %

2. Древний Египет– 1 шт. – 100 %

3. Месопотамия– 1 шт. – 100 %

4. Письменность, научные знания и искусство Древнего Востока– 1 шт. – 100 %

5. Зарождение древних религий: Будда и Конфуций– 1 шт. – 100 %

6. Крит и Микены– 1 шт. – 100 %

7. Древнейшая Греция– 1 шт. – 100 %

8. Хозяйственное развитие Греции в V в. до н.э– 1 шт. – 100 %

9. Литература и искусство Древней Греции– 1 шт. – 100 %

10. Завоевания Александра Македонского– 1 шт. – 100 %

11. Образование Древнеримского государства– 1 шт. – 100 %

12. Гражданские войны в Риме– 1 шт. – 100 %

13. Цезари Рима– 1 шт. – 100 %

14. Кризис Римской империи– 1 шт. – 100 %

15. Культурное наследие Древнего Рима– 1 шт. – 100 %

3. Образовательные цифровые и интернет-ресурсы по истории Древнего мира

1.        Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:

http://www.rusedu.ru/subcat 32.html

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.

2.        Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

http://school-collection.edu.ru/

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии.

3.        Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным  темам:

•        История Древнего Египта:

http: //maat.org, ru/about/lectures.shtml http: //www, kemet.ru

•        Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:

http: //www, earth- history.com/

•        Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима:

http://www.mhk.spb.ru/

•        Античная мифология:

http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm

•        Античное христианство: http: //www, verigi .ru/?book=13 http://www.verigi.ru/?book=94 http: //www, verigi. ru/?book=71

.

                                                Оборудование:

 1. Портативный компьютер -1 шт.  – 100%

 2. Цифровой проектор -1 шт.  – 100%

 3. Экран на штативе -1 шт.  – 100%

                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ

Входной контроль

Тест № 1 «Что изучает история?»

 Выбери в каждом задании один правильный ответ.

А1. Что изучает история?        

А) прошлое человечества

Б) космос

В) строение Земли

А 2. Наша эра ведет счет летоисчисления  от:

А) основания Рима

Б) Рождества Христова

В) освобождения евреев от египетского рабства

АЗ. Это наука изучающая способы и правила проведения раскопок и занимающаяся поиском артефактов

А) Археология

Б) Нумизматика

В) Геральдика

А 4. Наука  изучающая географические названия и их происхождения:

А) Археология

Б) Топонимика

В) Геральдика

А5. Наука о гербах

А) Археология

Б) Топонимика

В) Геральдика

А 6. Наука  изучающая старинные монеты

А) Археология

Б) Нумизматика

В) Геральдика

А7. Наука, изучающая родословную человека, историю его семьи

А) Генеалогия

Б) Топонимика

В) Археология

А8. Наука о языках

А) Лингвистика

Б) Нумизматика

В) Геральдика

А 9 Наука изучающая народы их происхождение и расселение, быт и культуру

А) Археология

Б) Этнография

В) Геральдика

А10. Сколько в веке лет?

А) 10 лет               Б) 100 лет   В) 1000 лет

Текущий контроль

Тест №2 по теме: «Жизнь первобытных людей»

А1. Какое событие произошло примерно 40 тысяч лет назад?

  1. появился Человек разумный
  2. люди научились обрабатывать металлы

3) люди перешли, к земледелию и скотоводству

4) появились первые стоянки первобытных людей

А2. Страх первобытных людей перед грозными и необъяснимыми явлениями природы

привел:

  1. к появлению государств
  2. к строительству городов
  3. к появлению религиозных верований
  4. к отказу от занятий охотой и собирательством

АЗ. Прочтите отрывок из книга и укажите название животного, о котором идет речь: « Он подошел к обрыву и уверенным взмахом копья начертил на гладком отвесе очертания  зверя. Это был горбатый слон на толстых ногах. Он был покрыт прядями длинных волос и

концы могучих клыков…»

1) носорог   2) бизон  3) мамонт  4) африканский слон

 А4 Почему первобытные люди клали пищу и орудия труда в могилы умерших?

1)        они имели излишки продуктов

2)они        были уверены, что все это понадобится сородичу в «стране мертвых»

  1. они хотели сохранить свои орудия труда .для потомков
  2. они прятали там свои запасы, так как опасались набегов соседей
  3. А5. Какое животное человек приручил первым?

  1. мамонта        3) собаку
  2. носорога        4) обезьяну

А6  Какое правило действовало в соседской общине?

  1. родня сильна, когда над ней крыша одна
  2. братство дороже всякого богатства
  3. за общим столом еда вкуснее

4)каждый  сам за себя

А7  Какое занятие способствовало возникновению земледелия?

1) скотоводство        2) ремесло

3) собирательство        4) охота

А8. В чем состояло преимущество медных орудий труда перед каменными?

  1. медные орудия труда более прочные
  2. медь чаще         встречается в природе, чем камень
  3. медное орудие труда стоило дешевле каменного
  4. медное орудие можно было починить, а каменное        приходилось делать заново

А9  Главным отличием человека от животного является его способность:

  1. охотиться        3) делать орудия труда
  2. прожить в одиночку        4) строить жилище

А10. Укажите черты, присущие первобытной эпохе.

  1. люди не угнетали друг друга
  2. люди жили маленькими семьями
  3. только старейшины и вожди умели читать и писать

4)люди        использовали только деревянные орудия труда

А11. Племенем называли:

  1. несколько родов, живущих в одной местности
  2. коллектив родственников
  3. жителей одного города

4) коллектив охотников

А12. Какую роль сыграл огонь в жизни первобытного человека?

  1. люди перестали зависеть от природы
  2. люди перестали нуждаться в одежде
  3. огонь привлекал животных к жилищу человека
  4. люди с помощью огня изготавливали орудия труда

В1.        Какие орудия труда использовались в земледелии? Укажите два верных ответа из пяти
предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в
указанном месте без дополнительных
 символов.

  1. плуг
  2. серп
  3. гончарный круг
    4)гарпун

5)копье

Ответ:__________________________

В2.        Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу левого
столбика соответствует один элемент правого.

Понятие

Определение

А) рабы

Б) ремесленники

В) знатные

1) потомки вождей, знаменитые люди 2) люди, которые занимаются изготовлением различных изделий

3) захваченные на войне пленники

4) могущественные боги

Ответ:

А

Б

В

ВЗ. Расположите в правильной последовательности следующие события.

А) выделение знати

Б) рост урожаев, появление излишков

В) переход от родовой общины к соседской

Г) изобретение плуга, использование животных для рыхления земли

А

Б

В        

Г

 Ответ:

Текущий контроль

Тест №3 по теме: «Древний Египет»

А1. Египет расположен:

1. между третьим и четвёртым порогами Нила

2. вдоль побережья Красного моря

3. по берегам реки Нил и Евфрат

4. В Северо- Восточной Африке

А2. Выберите правильное утверждение.

 Главная река Египта называется:

        а) Ефрат

        б) Нил

        в) Тигр

А3. Выберите правильное утверждение.

 Правители Египта носили титул:

        а) царь

        б) жрец

        в) фараон

А4.  Выберите правильное утверждение.

Египтяне считали фараона:

        а) богом Солнца

        б) сыном Солнца

        в) великим человеком

                

А5. Определите понятие,  которому соответствует данное описание.

Египтяне заботились о сохранении тела умершего: в него должна, думали они, вернуться душа. Тело высушивали, обматывали тонкими бинтами, изготавливали:

        а) саркофаг

        б) мумию

        в) гробницу

А6. Определите понятие,  которому соответствует данное описание.

Египтяне верили, что будут жить вечно в царстве мертвых. Для фараонов возводились особые гробницы. Они считаются первым из чудес света:

        а) саркофаги

        б) пирамиды

        в) храмы

А7. Первая столица египетского царства:

А) Мемфис        

Б) Фивы

В) Атон

А8. Из чего строили дома простые египтяне?


А) из глины

Б) из камня

В) из дерева

А9. Царские советники, знать в Древнем Египте: 

А) жрецы

Б) вельможи

В) писцы

А10. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?

А) объединение Скверного и Южного царств

Б) союз богов неба и земли

В) царство мертвых и царство живых

А11. Приспособление для полива садов и огородов в Древнем Египте

А) рельеф

Б) оазис

В) шадуф

А12. Кто набирался в армию Египта?

А) каждый десятый юноша-египтянин

Б) каждый второй раб

В) все вельможи

А13. Какое значение имели военные походы фараонов  Древнего Египта в другие страны?

А) обогащали фараонов и вельмож

Б) ослабляли свою страну

В) давали возможность войнам проверить свои силы

А14. Существо с телом льва и головой человека, «Охранявшее» гробницы египетских фараонов?

А) Сфинкс

Б) Апис

 В) Хеопс

А15. Что ввозили торговцы в Древний Египет?

А) папирус

Б) древесину

 В) хлеб

А16. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида?

А) Эхнатон

Б) Хеопс

 В) Тутанхамон

А17. Кто служил колесничими в армии Древнего Египта?

А) вельможи

Б) жрецы

 В) рабы

А18. Служащие в Древнем Египте, собиравшие налоги?

А) писцы

Б) жрецы

 В) фараоны

А19.Письменность в Древнем Египте?

А) иероглифы

Б) клинопись

 В) папирус

А20. Кто в Древнем Египте владел знаниями?

А) писцы.

Б) жрецы

 В) фараоны

Промежуточный контроль

Тест №4 по теме: «Древний Восток»

Вариант 1

1.Когда на земле появились первые люди?

а) около 2млн. лет назад

б)  около 10млн. лет назад

в)  около 100тыс. лет назад

2. Кто управлял родовой общиной?

а) цари

б) жрецы

в) старейшины

3.        Сходными природно-климатическими условиями для Египта и Индии являются:

а)        мягкие и плодородные почвы;

б)        пустыни;        в) высокие горы;

г) труднопроходимые джунгли;        д) полноводные реки.

4.        Жители Двуречья строили дома из:

а)        обожженных глиняных кирпичей;

б)        высокого тростника-папируса;

в)        высушенных глиняных кирпичей;

г)        ливанского кедра;

д)        ивовых прутьев, обмазанных глиной.

5.        В древнем мире появление неравенства и знати связано с:

а)        изобретением лука и стрел;

б)        развитием ремесла;

в)        возникновением родовой общины;

г)        ведением военных действий.

6.        Вавилонские купцы привозили в Двуречье из разных стран мира:

а)        строительный лес;

б)        рогатый скот;

в)        финики;

г)        глиняные кирпичи:

д)        пурпурные ткани;

е)        зерно;

ж)        металлы.

7.        Вводя в Вавилонии законы, царь Хаммурапи хотел:

а)        защитить своих подданных от обращения в
рабство;

б)        защитить рабов от чрезмерного произвола хозяина;

в)        узаконить разделение людей на богатых и бедных;

г)        ограничить произвол властей и установить правопорядок.

8.        Около 600 года до н.э. египетский фараон, решив узнать, вся ли Африка
омывается морем, дал поручение мореплавателям:

а)        египтянам;        г) грекам;

б)        финикийцам;        д) ассирийцам;

в)        вавилонянам;        е) персам.

9.        Великая китайская стена строилась для того, чтобы:

а)        удержать отвоеванные у гуннов земли;

б)        защитить торговые пути от набегов разбойников;

в)        помешать побегам рабов;

г)        поддержать правопорядок в стране.

10.        По верованиям древних индийцев, из стоп бога Брахмы появились:

а)        брахманы;

б)        знатные воины;

в)        земледельцы;

г)        ремесленники;

д)        слуги.

11.        Культурно-историческими достижениями древних индийцев являются:

а)        шахматы;

б)        компас;

в)        ткани из хлопка

г)        свод законов Хаммурапи;

д)        поэма «Рамаяна»;

е)        цифры;        ж) бумага.

12.        Система письма, используемая жителями Финикии, называется:
а) клинопись;        б) алфавит;

в) рисунчатое письмо;     г) иероглифическое письмо.

13.        Укажите мифы и сказания, созданные в странах Древнего Востока:
а) о Гильгамеше;        б) о Прометее;

в) о всемирном потопе;   г) «Рамаяна»;

д)        об Осирисе;        е) о Геракле;

ж)        о троянском коне.

14.        В разные периоды истории столицами древневосточных стран были:
а) Вавилон;  б) Мегиддо;   в) Асуан;  г) Ниневия; д) Фивы;

е)        Иерусалим;,   ж) Мемфис.

15.        Отметьте имя правителя, не являвшегося царем Палестины в 10-м веке до н.э.:
а) Соломон;        б) Саул;

в) Ашшурбанапал;    г) Давид.

16 Соотнесите исторические факты с именами исторических деятелей:

а)        Тутмос Третий;       ]) создание древнейших законов;

б)        Дарий Первый;     2) завоевание Палестины и Сирии;

в)        Цинь Шихуан.       3) строительство Великой китайской стены;

  1. создание в Персии почтовой службы;
  2. строительство   храма богу Яхве.

17.        Соотнесите события с датами:

а) 3000 год до н.э.;     1) объединение Южного и Северного царств Египта;

6)        6-й век до н.э.;      2) объединение индийских
царств под властью Ашоки;

в) 3-й век до н.э.       3) образование Ассирийской державы;

  1. строительство пирамиды Хеопса;
  2. образование персидской державы «царя царей».

18.        Установите последовательность событий, происшедших в истории Египетского
государства:

а) завоевательные походы Тутмоса Третьего;

6)        существование 42 небольших царств;

в)        строительство пирамиды Хеопса;

г)        завоевание Египта персами;

д)        объединение Южного и Северного царств.

Тест №4 по теме: «Древний Восток» Вариант 2

1. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?

а) гарпун

б) лук

в) рубило

2. Что называется религией?

       а) вера человека в сверхъестественные существа

       б) наука о сотворении мира

       в) наука о появлении человека

3.        Сходными природно-климатическими условиями для Египта и Двуречья
являются:

а)        опасность наводнений;

б)        плодородные почвы;

в)        разливы рек;

г)        заросли тростника;

д)        жаркий климат.

4.        Население древнего мира научилось делать первые металлические орудия труда из:

а)        бронзы;

б)        железа;

в)        меди;

г)        олова;

д)        золота.

5.        Военные успехи ассирийского войска во многом можно объяснить применением в
сражениях:

а)        конницы;

б)        пращи;

в)        боевых колесниц;

г)        таранов.

6.        Финикийские купцы привозили в разные страны мира:

а)        оливковое масло;

б)        пшеницу;

в)        шерсть;

г)        пурпурные ткани;

д)        живой товар — рабов;

е)        финики;

ж)        строительный лес.

7.        По законам царя Хаммурапи:

а)        любого человека могли пожизненно обращать в рабство за долги;

б)        людей строго наказывали за преступления по обычаю «око за око, зуб за зуб»;

в)        было невозможно купить или продать рабов на рынках Вавилона;

г)        свободные люди освобождались от уплаты налогов в царскую казну.

8.        Древние индийцы поклонялись богу:

а)        Ганешу с головой слона;

б)        Гебу с головой змеи;

в)        Тоту с головой птицы;

г)        Амону-Ра в облике кота;

д)        Апопу в облике змеи;

е)        Сету в облике осла.

9.        Финикийцы основывали свои поселения-колонии для:

а)        ведения военных действий с местным населением;

б)        оживления торговли с другими странами:

в)        подготовки к новым, более далеким путешествиям;

г)        распространения своего образа жизни среди местного населения.

10.        По верованиям древних индийцев, цари происходили из касты:

а)        брахманов;

б)        знатных воинов;

в)        земледельцев;

г)        ремесленников;

д) слуг.

11.        Культурно-историческими достижениями древних китайцев являются:

а)        иероглифическое письмо;

б)        шахматы;

в)        ткани из хлопка;

г)        бумага;

д)        ткани из шелка;

е)        компас;

ж)        чай.

12.        Древнекитайская книга представляла собой связку:

а)        пальмовых листьев;

б)        расщепленного бамбука;

в)        глиняных табличек;

г)        листов папируса.

13.        Древневосточными мудрецами были:

а)        Конфуций;

б)        Кир Великий;

в)        Гаутама Будда;

г)        Хаммурапи;

д)        Цинь Шихуан;

е)        Соломон;

ж)        Тутанхамон.

14.        По территории стран Древнего Востока протекали реки:

а) Нил; б) Волга; в) Хуанхэ;  г) Евфрат; д) Ока; е) Инд; ж) Днепр.

15.        Отметьте растение, которое не выращивали древние индийцы:

а)        рис;

б)        хлопчатник;

в)        оливковые деревья;

г)        сахарный тростник.

16.        Соотнесите исторические факты с именами исторических деятелей:
а) Хаммурапи;    б) Ашшурбанапал;     в) Соломон.

1) создание древнейших законов;

2) завоевание Египта и Китая;

3)        организация   первой библиотеки глиняных книг;

  1. строительство   храма богу Яхве в Иерусалиме;
  2. строительство Великой китайской стены.

17.        Соотнесите события с датами:

а) 3-е тысячелетие до н.э.; б) 8—7-й века до н.э.;    в) 221 год до н.э.

  1. образование первых государств в Двуречье;
  2. образование персидской державы «царя царей»;
  3. завоевание Египта персами;
  1. объединение Китая под властью Цинь Шихуан;
  2. образование ассирийской державы.

18.        Установите последовательность событий, происшедших в период становления
персидской державы «царя царей»:

а) завоевание Египта;

6)        покорение Вавилонии;

в)        правление Дария Первого;

г)        объединение персидских племен;

д)        смерть Кира Великого


Текущий контроль

                     Тест №5. Тест по теме: «Древняя Греция»

А1. Город Микены был расположен в:

  1. Причерноморье
  2. Северной Греции
  3. Южной Греции
  4. Малой Азии

А2. В Греции в отличие от Египта:

  1. земля бъша плодородной
  2. отсутствовали большие реки
  3. было мало полезных ископаемых
  4. большую часть территории покрывали пески

АЗ. Какому герою греческого мифа принадлежат следующие слова?

Если не могу я спастись от власти Миноса ни сухим путем, ни морским, то ведь открыто

же для бегства небо! Вот мой путь! Всем владеет Минос, лишь воздухом не владеет он!

  1. Тесею        3) Ною
  2. Дедалу        4) царевичу Раме

А4. Укажите итог Троянской войны.

  1. освобождение Греции от персидского господства
  2. объединение Греции под властью троянского царя
  3. падение Троянского царства
  4. гибель Критского царства

А5. Балканский полуостров:

  1. находится на юге Европы
  2. омывается Красным морем
  3. омывается Черным морем
  4. находится в Южной Азии

А6. В Греции в отличие от Египта:

  1. земля была мягкой и влажной
  2. был суровый, холодный климат
  3. реки разливались два раза в год
  4. большую часть территории занимали горы

А7. Выражение «нить Ариадны» связано с мифом о:

  1. Гильгамеше
  2. Дедале и Икаре
  3. Всемирном потопе
  4. Тесее и Минотавре

А8. Укажите причину Троянской войны.

  1. борьба между Троей и греческими государствами за господство в Эгейском море
  2. стремление троянского царя объединить всю Грецию под своей властью
  3. восстание греков против владычества персов
  4. спор между богинями

А9. Верховная власть в Афинском государстве принадлежала:

1)царю        3) стратегу

2) архонту        4) Народному собранию

А10. В работе Народного собрания принимали участие:

  1. все греки
  2. граждане Афинского государства
  3. все жители Афинского государства
  4. люди, свободно говорившие на греческом языке

А11. Стратега в Афинском государстве выбирали открытым голосованием, потому что:

  1. стратег имел право наказать всех, кто проголосовал против него
  2. должность стратега была самой незначительной в Афинах
  3. считалось, что не каждый обладает талантом полководца
  4. многие греки не умели читать и писать

А12. В Афинском государстве в отличие от государств Древнего Востока:

  1. существовали законы
  2. собирали налоги в казну
  3. рабы принимали участие в управлении
  4. должностных лиц выбирали по жребию или голосованием

А13. Руководство флотом и армией, внешней политикой в Афинском государстве возлагалось на: 1)архонта

  1. стратега
  2. царя
  3. Народное собрание

А14. Чем занималось Народное собрание в Афинах?

  1. принимало законы
  2. следило за состоянием насыпей и каналов
  3. руководило возведением храмов
  4. объявляло о начале театральных представлений

А15. В Афинском государстве в отличие от государств Древнего Востока:

  1. власть принадлежала демосу
  2. в управлении государством участвовали рабы
  3. верховная власть передавалась по наследству
  4. должностные лица отчитывались перед стратегом

А 16. За исполнение должностей в Афинском государстве платили деньги, чтобы:

  1. привлечь к управлению чужеземцев
  2. прославить Афинское государство на всю Элладу
  3. бедняки могли занять государственные должности
  4. афиняне могли купить входной билет на Акрополь

В1.        Прочитайте отрывок из древнегреческого мифа и напишите имя человека, о котором
идет речь.

Он стоял на высокой скале у берега моря, ожидая сына. Вот вдали показалась черная точка. Это корабль Тесея. Но не блестят белые паруса на солнце, паруса черные, а это значит погиб Тесей. В отчаянии бросился он с высокой скалы в море и погиб в морских волнах; лишь его безжизненное тело выбросили волны на берег. С тех пор и зовется море, в котором погиб безутешный отец, его именем.

Ответ:        

В2.        Прочитайте отрывок из древнегреческого мифа и напишите имя человека, о котором
идет речь.

Он набрал перьев, скрепил их льняными нитками и воском и стал изготовлять из них четыре больших крыла. Наконец, работа закончена, крылья готовы, мастер

привязал крылья за спину, продел руки в петли, укрепленные на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся на воздух подобно громадной птице.

Ответ:        

В3.        Из перечисленных ниже имен укажите двух современников Перикла. Обведите
цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без
дополнительных символов.

  1. Солон
  2. Одиссей
  3. Аспасия
  4. Мильтиад
  5. Софокл

Ответ:        

В4.        Из перечисленных ниже имен укажите двух современников Перикла. Обведите
цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без
дополнительных символов.

  1. Драконт
  2. Фидий
  3. Тесей
  4. Геродот
  5. Парис

Ответ:

Текущий контроль

Тест №6 по теме: «Установление господства Рима во всем Средиземноморье»

А1. Причиной борьбы Рима с Карфагеном было стремление Рима:

  1. освободиться от зависимости
  2. захватить побережье Черного моря
  3. установить свою власть в Средиземноморье
  4. распространить веру в римских богов на новые территории

А2. О каком событии идет речь?

.. . [Ганнибал] повел за собою пятьдесят тысяч пехоты и около девяти тысяч конницы; перевалил с ними через так называемые Пиренейские горы к месту переправы через реку, именуемую Роданом. Войско его отличалось не столько многочисленностью, сколько крепостью здоровья и было превосходно испытано в непрерывных битвах в Иберии.

  1. нашествие галлов на Рим
  2. триумф римского войска
  3. завоевание римлянами Македонии
  4. начало войны Рима с Карфагеном

АЗ. В битве при Заме победил полководец: 1)Пирр

  1. Сципион
  2. Катон
  3. Ганнибал

А4. После завершения второй войны с Карфагеном Рим:

  1. стал хозяином в Западном Средиземноморье
  2. вынужден был сжечь все свои боевые корабли
  3. потерял все свои завоевания в Северной Африке
  4. обязан был заплатить Карфагену большую сумму денег

А5. О каком событии идет речь?

Наконец римляне... сломили неприятеля, ряды которого... выдавались вперед клином... Когда неприятель, уступая римлянам, поспешно и в беспорядке стал отступать, римляне преследовали его по пятам... и остановились, лишь наткнувшись на резерв африканцев: они стояли в виде полукружия в обе стороны растянув свои крылья; только центр... выдавался вперед... Когда римляне опрометчиво зашли в середину, они обошли их кругом и с тылу преградили им возможность отступления.

  1. битва при Каннах
  2. битва при Платеях
  3. битва около города Зама
  4. сражение римлян с македонянами

А6. Кому принадлежат слова?

Все же я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен.

  1. Ганнибалу
  2. Катону
  3. Сципиону
  4. Пирру

В 1. Расположите в правильной последовательности следующие события.

А) захват Римом Сицилии

Б) битва при Заме

В) завоевание Римом Сирийского царства

Г) разрушение римлянами Карфагена

Ответ:______________________________________________

В 2. Расположите в правильной последовательности следующие события.

А) битва при Каннах

Б) вторжение Ганнибала в Италию

В) разрушение римлянами Карфагена

Г) завоевание римлянами Македонии

Ответ:_________________________________________________

Тест №7 по теме: «Древний Рим»

А1. Какая страна в Средиземноморье потеряла независимость последней?

  1. Греция
  2. Парфия
  3. Британия
  4. Египет

А2. Состоятельный человек, бескорыстно помогающий людям искусства:

  1. гражданин        3) император
  2. меценат        4) сенатор

АЗ. Частое изображение Октавиана Августа рядом с богами свидетельствовало:

  1. о признании спортивных заслуг императора
  2. об обожествлении личности Августа
  3. о распространении христианства
  4. о восстановлении республики

А4. С каким событием связаны слова Октавиана Августа «Вар, верни мне мои легионы!»?

  1. с заключением мира с Парфией
  2. с захватом Цезарем власти в Риме
  3. с борьбой за власть между Октавианом и Антонием
  4. с поражением римского войска в Тевтобургском лесу

А5. Место морского сражения между Октавианом и Антонием:

  1. мыс Акций
  2. бухта Пирей
  3. остров Саламин
  4. Александрийская бухта

А6. Племена, проживавшие по берегам реки Рейн:

  1. парфяне
  2. венеды
  3. скифы
  4. германцы

А7. Пожизненное звание императора и народного трибуна, дарованное сенатом Октавиану, означало:

  1. установление республики
  2. установление единоначалия Августа
  3. признание полководческих талантов Октавиана
  4. прекращение действия сената и Народного собрания

А8. Предводитель Арминий прославился тем, что:

  1. победил парфянское войско
  2. возглавил восстание рабов
  3. возглавил заговор против Цезаря
  4. разбил римлян в Тевтобургском лесу

Итоговый контроль

1.Когда на земле появились первые люди?

а) около 2млн. лет назад

б)  около 10млн. лет назад

в)  около 100тыс. лет назад

2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?

а) гарпун

б) лук

в) рубило

3. Кто управлял родовой общиной?

а) цари

б) жрецы

в) старейшины

4. Что называется религией?

       а) вера человека в сверхъестественные существа

       б) наука о сотворении мира

       в) наука о появлении человека

5. Приспособление для полива садов и огородов в Древнем Египте

       а) рельеф

       б) оазис

       в) шадуф

6. «Жилище» для богов в Древнем Египте:

       а) саркофаг

       б) пирамида

       в) храм

7. Кто в Древнем Египте владел знаниями?

       а) писцы

       б) вельможи

       в) жрецы

8. Вавилонский царь, при котором были записаны первые законы:

      а) Хаммурапи

      б) Соломон

      в) Гильгамеш

9. Письменность в Древнем Двуречье:

       а) линейное письмо

       б) иероглифы

       в) клинопись

10. Что изобрели  в Древней Индии?

       а) шахматы

       б) бумагу

       в) прозрачное стекло

11. Древняя страна, в которой были изобретены бумага, компас, шелковые ткани?

       а) Китай

       б) Индия

       в) Египет

12. Какой подвиг совершил герой Тесей?

       а) достал три  золотых яблока из страны на краю света

       б) очистил за один день конюшни царя Авгия

       в)  убил Минотавра

13. Что произошло в 490г. до н.э.?

       а) Марофонская битва

       б) взятие греками Трои

       в) распад державы Александра Македонского

14.Как назывался совет знати в Афинах?

       а) ареопаг

       б) демос

       в) полис

15. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея»:

      а) Гомер

      б) Гесиод

      в) Эсхил

16. Холм в Афинах, где находились главные храмы города:

      а) Акрополь

      б) Агора

      в) Академия

17. Чем занимались спартанцы?

       а) ремеслом

       б) военным делом

       в) земледелием

18. Что означает греческое слово «демократия»?

       а) « власть народа»

       б) «власть знати»

       в) «власть тирана»

19. Где произошло морское сражение, в котором афиняне разбили персидский флот?

       а) у Марафона

       б) у Саламина

       в) у Фермопильского прохода

20. Куда совершил последний поход Александр Македонский?

       а) в Египет

       б) в Среднюю Азию

       в) в Индию

21. Кто, согласно легенде, был первым царем Рима?

      а) Рем

      б) Ромул

      в) Нумитор

22. Кто такие патриции?

     а) потомки древнейших жителей Рима

     б) потомки племени этрусков

     в) потомки греческих колонистов Италии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...