Рабочая программа по истории России 7 кл
рабочая программа по истории (7 класс) по теме

Нечаева Марина Леонидовна

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2007 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_rossii_7_kl.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕРЕНДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Утверждаю»

Директор школы

_________В.Ю. Магрычев

Приказ № ________от

«____»_______20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________Г.Г. Хренкова

«____»____________20__г.

«Рассмотрено»

На ШМО учителей Руководитель МО

__________Е.В. Макарова

Протокол № ___ от

«____»________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

МБОУ Берендеевская СОШ

наименование ОУ

Нечаева Марина Леонидовна, высшая

Ф. И. О. педагога, категория

по  истории России 7 класс

предмет, класс

       2013-2014 учебный год


Пояснительная записка

к рабочей программе   по Истории России с конца XVI в. по XVIII в. (7 класс)

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2007 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2011.

УМК:

- Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Просвещение, 2013.

- Настенные исторические карты

- Атласы по истории России с конца XVI века до конца XVIII.

В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:

  1. Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века.
  2. Энциклопедия Истории России 862-1917 гг.

3. Презентации по курсу истории России с конца XVI века до конца XVIII века.

Основные цели курса:

•  выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

•  развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

•  формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

•  развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

Настоящее тематическое планирование выстроено на основе Примерной программы курса «История России с конца XVI до конца XVIII вв.». В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной средней школы. Тематическое планирование рассчитано на 38 часов. Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника.

В результате изучения курса учащиеся должны: называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний; называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры; показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности; описывать положение и образ жизни основных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства; соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития; объяснять значение основополагающих понятий курса: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный раскол; сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн и крестьянских выступлений; излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.

В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы.

Основная форма организации образовательного процесса  классно-урочная.

     Урок дает   возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать    индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Ведущими в курсе истории России XVII – XVIII вв. 7 класса являются    следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, урок-игра, обобщающие уроки.

    Текущий контроль успеваемости -   систематическая проверка знаний учащихся, проводится  на текущих занятиях в соответствии с рабочей  учебной программой.  

Текущий   контроль   знаний    обучающихся  в 7 классе осуществляется через опросы, самостоятельные  работы,  тематические зачеты и  тесты   в рамках  урока.  

 Предусматриваются входное, рубежное и итоговое школьные административные тестирования.

               Средства контроля.

1. Тестовые материалы по разделам программы.

2. Мультимедийный тестовый  материал по истории России с древнейших времён до конца 20-го века.

3. Он-лайн тесты по истории России.

       Особенность предлагаемой программы в том, что она является составной частью единой линии учебников по истории России для основной школы под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, включенных в Федеральный перечень  и предусматривает здоровьесберегающие технологии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

В результате изучения истории России XVII – XVIII вв  в  7 классе ученик должен:

знать/понимать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников,  результаты и итоги событий с древнейших времен до конца XVIII века, важнейшие достижения культура и системы ценностей, изученные виды исторических источников;

уметь: сравнивать исторические события и явления, объяснять смысл и значение важнейших исторический понятий, дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим событиям и явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, классифицировать(группировать) исторические события и явления по указанному признаку;

владеть компетенциями:

-коммуникативной                                                   -информационно – поисковой

-смысловой и поисковой                                          -рефлексивной

-личностного саморазвития                                     -учебно – познавательной;

-быть способным решать жизненно – прагматические задачи:

-высказывать собственные суждения об историческом наследии народов России;

-использовать полученные знания в общении с людьми;

-применять полученные из различных источников дополнительную информацию для более глубокого осмысления ключевых событий истории Отечества.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

ИСТОРИЯ РОССИИ В XVI – XVIII вв.

Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».

Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.

Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.

 Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.

Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.

Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.

Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.

Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.

Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.

Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.

Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.

Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.

Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

1. Тестовые материалы по разделам программы.

2. Мультимедийный материал по истории России с древнейших времён до конца XVI века. XVII – XVIII вв

3. Карточки с индивидуальными и проблемными заданиями.

Планирование контроля.  (Текущее тестирование по отдельным темам)

1.Тема: «Россия в эпоху Смутного времени»

2.Тема: «Россия в эпоху Петра 1»

3.Тема: «Россия в 17 -18 веках».

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

итого

Административный контроль ЗУНов

1

1

2

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.

1. Комплект исторических карт (стандартных и мультимедийных )по данному периоду по данному периоду.

2. Учебные диски.

               Дополнительные пособия для учащихся

-Антонов А.Ф. Книга для чтения по истории России С древнейших времен до конца XVIII в.- М., Просвещение, 2005год

-Хрестоматия по истории России – М., Просвещение, 1998 г.


№ п/п

Тема урока

Основные понятия

Умения, навыки

Форма контроля

Литература

1.

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

Опричнина

Умение работать с исторической картой. Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды (от Ивана Калиты до Ивана IV)

Работа с контурной картой. Обобщать знания по истории царствования Б. Годунова, отмечать основные тенденции развития государства. Совершенствовать навыки работы с картой и текстом, сравнивать социально-экономическое развитие Руси до и во время Смуты. Обобщающая беседа, самопроверка усвоения нового материала

Должны уметь определять причины Смутного времени, показывать по карте города, охваченные гражданской войной, знать основных действующих лиц этого периода истории

Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы, опрос по вопросам, сообщение о персоналиях  

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

2-3

Смута

Смута, интервенция, 

4.

Окончание Смутного времени

народное ополчение, интервенция, Земский собор, самозванчество

5.

Новые явления в экономике.

мелкотоварное хозяйство, мануфактура, промышленники, предприниматели, всероссийский рынок, промышленник, наемный труд

Знать этапы закрепощения крестьян, находить отличия между наемным и крепостным трудом, составлять сравнительную таблицу. Иметь представления о структуре управления государством сравнивать ее со структурой стран Европы. Учиться работать с документом, анализировать источники, критически относиться к ним

Опрос по вопросам домашнего задания, индивидуальные задания, обобщающий тест

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

6.

Основные сословия российского общества.

Феодалы, дворянство, боярство, местни-чество, барщина, оброк, белые слободы, владельческие крестья-не, черносошные крестьяне

Описывать положение основных сословий России; раскрывать изменения, происшедшие в их положении; сравнивать положения разных слоёв одного сословия, систематизировать ист. материал в таблице

Развернутый вопрос

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

7.

Политическое развитие страны

Стан, волость, воевода,  самодержавие, крепостничество

Называть существенные черты политического устройства России; характеризовать систему управления в России, раскрывать причины падения роли Земских соборов и Боярской думы; соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма

Исторический диктант

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

8.

Власть и церковь: церковный раскол.

Церковь, патриарх, старообрядчество, раскол, протопоп.

Приводить примеры, подтверждающие, что раскол православной церкви есть продолжение общеевропейской Реформации. Объяснять причины конфликта власти и церкви. Готовить сравнительные характеристики Никона и Аввакума

Взаимопроверка знания ключевых терминов, дискуссия по проблеме урока «Мог ли конфликт между властью и церковью разгореться при Михаиле Романовиче»?

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

9.

Народные движения

Уметь выделять причины выступлений, обосновывать понятие «Бунташный век». Знать основные персоналии, показывать на карте основные территории, охваченные движениями

Диктант терминов, обобщающая беседа о причинах и последствиях народных движений

Письменное задание

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

10.

Внешняя политика

Знать основные направления внешней политики. Определять причины войн, показывать на карте театр военных действий. Составлять устный рассказ о вхождении Украины в состав России

Беседа

Проверка домашнего задания устно и по карточкам, предъявление результатов деятельности на контурной карте

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

11.

Образование и культура в XVII веке

Сатира, биографии-ческая повесть, бытовой и портретный жанр, «московское барокко».

Выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения. Учиться слушать сообщения одноклассников

 Проверка таблиц, заполненных по результатам обсуждения и заслушивания сообщений, составление кроссвордов по теме «Культура»

Учиться выделять главное в устной речи, объяснять причины особенностей края

 

Опрос по домашнему заданию, обобщение особенностей края; тест

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

12.

Сословный быт. Обычаи и нравы.

Парча, тафта, отопление избы «по- черному», изразцы.

Составление плана по тексту и его запись

Тест

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

13.

Обобщение по теме: «Россия в XVII веке»

Установление межпредметных связей, умение доказывать и опровергать

Дискуссия, тест

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

14.

Предпосылки петровских преобразований

Реформа, регентство, модернизация, полки «иноземного строя»

Составление хронологических таблиц

Давать характеристику состояния России накануне решающих перемен. Выделять главное в тексте учебника. 

Обобщающая беседа в конце урока

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

15.

Петр I. Россия на рубеже веков.

Гвардия

Правильное применение счета лет, соотнесение  года, века, тысячелетия и эры. Называть основные этапы жизни и деятельности Петра I; рассказывать об архитектуре Петербурга, становлении русского флота. Использовать литературные произведения для рассказа об исторических событиях

Письменное задание

Опрос по домашнему заданию, взаимопроверка хронологических таблиц

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

16.

Северная война 1700-1721 гг.

Чтение исторической карты, соотнесение  года, века, тысячелетия и эры. Знать хронологию Северной войны. Уметь показывать основной театр военных действий. Объяснять причины войны и ее необходимость. Высказывать суждения о последствиях внешней экономической деятельности Петра I; выявлять причинно – следственные связи между проведением военной реформы и ходом Северной войны.

Задания с развёрнутым ответом.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

17.

Реформы Петра I.

Коллегия, ранг, «регулярные граждане», «подлые граждане», аристократия.

Уметь вести дискуссию, диалог,  участие в дискуссии.

Характеризовать экономическое состояние России при Петре I. Давать объяснение перестройке экономической структуре страны, сравнивать положение сословий в петровскую эпоху с прежним положением

Проверка домашнего задания по вопросам учебника, диктант дат, тест на узнавание по теме урока

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

18.

Экономика России в  первой четверти XVIII  века.

Протекционизм, меркантилизм, приписные крестьяне, посессионные крестьяне, подушная подать, ремесленные цехи, валюта, ярмарка, торговый устав

Соотносить факты и общие процессы: реформы Петра I и развитие капиталистических отношений; выявлять изменения в экономике, внутренней политике, социальном развитии, вызванные реформами Петра; анализировать последствия реформ для России

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

19.

Народные движения первой четверти XVIII века.

Казаки, старообрядцы,  «прелестные грамоты», «работные люди», отходники

Знать причины восстаний, участников, их  требования. Уметь показывать районы восстаний, рассуждать о причинах поражения

Промежуточное тестирование. Обобщение в форме взаимопроверки таблиц. Готовить сообщения на заданную тему, выступать с докладом, отвечать на вопросы аудитории

Беседа, Устный опрос

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

20.

Изменения в культуре и быту в первой четверти XVIII  века.

Канты, гаврюра, ассамблеи, клавикорды.

Составление плана по тексту и его запись

Устный опрос

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

21.

Изменения в культуре и быту в первой четверти XVIII  века.

Канты, гаврюра, ассамблеи, клавикорды.

Описывать основные направления развития русской культуры; называть существенные черты духовной жизни; характеризовать новые явления в области культуры и быта; раскрывать значение преобразований в области культуры для дальнейшего развития России.

Устный опрос

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

22.

Обобщение по теме: «Россия в первой четверти XVIII в. Россия при Петре I»

Обобщение изученного материала. Работа с вопросами, проблемными заданиями. Тест «Россия эпохи Петра I»

Тест

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

23

Дворцовые перевороты

Фаворит, кондиции, верховники, регент, дворцовые перевороты

Знать причины дворцовых переворотов, хронику событий и действующих лиц. Учиться обобщать знания, делать выводы. Доказывать свои суждения. Работать с дополнительной литературой

Анализ пробелов знаний по эпохе Петра. Решение проблемы: «Почему в XVIII в. наступает эпоха дворцовых переворотов, что изменилось?»

Беседа

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

24.

Внутренняя политика в 1725-1762 гг.

Абсолютизм, откуп, подряд, гай дамаки.

Особенности внутренней политики российских императоров после Петра развивают умение работать с текстом учебника.

Тесты для повторения, тесты для закрепления.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

25.

Внешняя политика в 1725-1762 гг.

Жуз, коалиция

Формулировать проблемные вопросы.

Главные направления внешней политики, особенности внешней политики. Развивать умение работать с картой. Составлять хронологические таблицы

Фронтальный опрос, тесты для закрепления

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

26

Внутренняя политика Екатерины II

Каторга, монополия, секуляризация, «про-свещенный абсолю-тизм», межевание., привилегии

Анализ политики Екатерины (выделение целей, подведение итогов). Работа с документами, развитие умений работать с текстом. Объяснять значение понятий, характерные черты политического устройства России; раскрывать сущность политики « просвещенного абсолютизма»; составлять политический портрет Екатерины II.

Задание в конце параграфа, тесты для закрепления

Задание в конце параграфа, тесты для закрепления

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

27

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева

Самоуправление, «пре-лестные грамоты», «пу-гачевщина»,  бурлаки

Объяснять причины, итоги, различные оценки восстания. Давать собственные аргументированные суждения. Уметь показывать на карте район восстания

Фронтальный опрос, индивидуальные карточки, обобщающая беседа

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

28

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века

Крестьяне-отходники, общество, займ, ассигнации, капитал

Определять основные черты экономического развития(тенденции и противоречия). Делать вывод о влиянии крепостного права на развитие отраслей экономики. Совершенствовать умение читать карту

Фронтальный опрос, взаимопроверка сравнительной таблицы

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

29

Внешняя политика Екатерины II.

Нейтралитет, коалиция, суверенитет, эскадра, буферное государство

Определять направление внешней политики. Показывать на карте территориальные приращения. Рассказывать о военных действиях с опорой на термины и даты

Фронтальный опрос, взаимопроверка таблицы.

Диктант дат, сообщения о Суворове и Ушакове, тест для закрепления

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

30

Россия при Павле I.

«Разжалованная грамота», фаворит, опала.

Показывать противоречивый характер политики Павла I. Объяснять причины последнего дворцового переворота, высказывать свое отношение, работать с текстом учебника и картой

Устанавливать связь между развитием экономики, политики и культуры, работать с дополнительной литературой, делать доклад на заданную тему

Фронтальный опрос, обобщающая беседа, обсуждение докладов

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

31

Наука и образование

Обсерватория, академическая экспедиция, водоход, ритор, мортира, регион

Определять особенности развития культуры, прослеживать ее связь с западной культурой, знать выдающиеся достижения и имена деятелей культуры. Работать с иллюстрацией, описывать памятники культуры

Викторина

Описывать образ жизни различных слоев общества

Тест

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

32

Художественная культура

Стиль, барокко, классицизм.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

33

Быт и обычаи

Колядки

Определять общие и особенные черты истории быта

Письменное задание

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

34

Обобщение по теме: «Россия в 1725-1762 годах».

Обобщение изученного материала. Работа с вопросами, проблемными заданиями.

Тест «Россия  в 17 – 18 веках»

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.

35.

Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв.

Оценивание своей работы и деятельность одноклассников

Дискуссия

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2010.


№1 Тестирование: « Россия в эпоху Смутного времени».

Выберите правильный ответ.

1. Указ об «урочных, летах»;

а)        запрещал свободный переход одного хозяина к другому

б)        устанавливал пятилетним срок сыска беглых крестьян

в)        определил пятнадцатилетний срок сыска

г)        восстанавливал Юрьев день

2. 'Успех легкого восшествия Лжедмитрия I на российский престол объясняется:

а)        надеждой  народа на доброго и справедливого царя

б)        поддержкой, польской армии

в)        признанием иностранных государств

г)        поддержкой всего боярства if дворянства

3. На русский престол боярское правительство приглашало:

а)        сына польского короля Владислава

б)        польского короля Сигизмунда

в)        Лжедмитрия II

г)        Дмитрия: Шуйского

4. К Минин и Д. Пожарский, прославились в русской истории как руководители:

а)        крестьянского восстания:

б)        обороны Смоленска

в)        ополчения.,   освободившего   Москву от  интервентов
г) заговора бояр против Лжедмитрия I

5. Иностранное   вмешательство   во   внутренние   дела. России в период Смутного времени, осуществляли:

а)        Дания, Норвегия'        

б)        'Речь Посполитая, Швеция

в)        Англия ; Швеция

г)        Турция, Крымское ханство

6. Укажите верные утверждения:

а) со смертью царя Федора прервалась правящая династия в

России
б
) настоящее имя Лжедмитрия: I Григорий Отрепьев
в)  Лжедмитрию 1 долго удалось удерживаться на московском престоле

г), основной   военной  силой  движения  Болотникова  были стрельцы  

д) ослабление центральной власти привело к Смуте

е), вторым,   избранным   царем,   на  русский   престол,   был - польский королевич Владислав   -

ж)        после свержения Василия Шуйского в стране наступило
междуцарствие

з)   летом   .16.11   г.   Россия   оказалась   в   исключительно  тяжелом положении

и) -Значительную   роль   в   отпоре  интервентам  сыграла  Русская православная церковь

к) Первому ополчению удалось освободить Москву, но оно

не сумело долго удержать в своих руках столицу

7. Выберите правильные ответы.

Основные итоги внешнеполитической деятельности. Бориса Годунова:

а) заключение перемирия е Речью Посполитой .

б) вхождение   территории   Западной   Сибири   в   состав России

в)        разгром крымских татар

г)        успешная для России война со Швецией

д)        получение выхода в Балтийское море

е)        укрепление южных рубежей от набегов крымских татар

ж)        расширение внешней торговли

У становите правильное соответствие :

  1. 1598        1605"   а) оборона Смоленска
  2. 1605        1606    6) период «семибоярщины»

з)        ! 606        1607    в) царствование Бориса Годунова

  1. 1609        J6.11    г) царствование Лжедмитрия 1
  2. 1610-— 1612    д) восстание под предводительством И. Болотникова

9.    Восстановите последовательностъ событий:

а)        создание Первого ополчения

б)        поражение восстания под предводительством И. Болотникова

в)        смерть Федора Ивановича

г)        взятие польскими войсками Смоленска
д.) начало царствования Лжедмитрия I

е)действие русских войск под командованием М. Скопина-Шуйского

1.0. О ком идет речь ?

«Это трагическая фигура из русском, престоле. Правитель, стремившийся оказать реальную помощь народу; укрепить военную мощь страны

и внешнеполитическое положение, считался виновником, всех несчастий, обрушившихся на страну, и был ненавидим народом»

11.0 чем идет речь?

  «И вам бы господа, по нашему приговору выбрать крепких, и

разумных, и настоятельных людей из духовного чину          пять

человек. Из посадских и из уездных людей.        двадцать человек.

Из стрельцов пять человек... Дав им от себя полный достаточный приговор, как им о великом земском деле с нами вместо всех вас советоваться .»

12, По какому принципу образован ряд?

Воевода П. Ляпунов, князь Д. Трубецкой, атаман И. Зарубин

№2   Тестирование: « Россия в эпоху Петра 1».

Выберите правильный ответ.

1.        Азовские походы Петра!:

а)        1687, 1689 гг.        в) 1697, 1698 гг.

б)        1695, 1$96 гг.        г) 1698, 1700 гг.

2.        Первое столкновение России со Швецией в Северной войне
произошло:

а)        под Нарвой

б)        под Дерптом

в)        около крепости Мариенбург

г)        у крепости Нотебург

3.        Полтавская битва способствовала:

а)        изменению хода эойны в пользу Швеции

б)        распаду Северного союза

в)        изменению расстановки сил в войне в пользу России

г)        вступлению в войну Османской империи

4.        Северная война завершилась подписанием:

а)        Зборовского мира

б)        Андрусовского перемирия

в)        Ништадтркого мира

г)        Бахчисарайского мира

5.        Отличие системы коллегий от приказов:

а)        наличие большого количества коллегий, управляющих отдельными
областями

б)        коллективное принятие решений дел

в)        полная независимость   коллегий от царской власти

г)        право президента коллегии принимать решение дел

6.        В ходе реформы городского управления:

а)        все посадское население стало нести повинности в пользу
государства

б)        появились воеводы, назначаемые царем

в)        была учреждена коллегия,   ведавшая   городским управлением

г)        введено выборное начало в управление городами


7.        Недовольные реформами Петра I группировались вокруг:

а)        царевича Алексея

б)        царевны Софьи

в)        патриарха Адриана

г)        царицы Екатерины

8.        Основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных
сословий вне зависимости

от возраста:

а)        подворная подать

б)        поземельная подать

в)        подушная подать

г)        денежный оброк

9.        Ярко выраженный национальный характер носило восстание:

а)        Астраханское

б)        башкирское

в)        под руководством К. А. Булавина

г)        Соловецкое

10.        Одной из отличительных черт изобразительного искусства эпохи  Петра I
является:

а)        портрет

б)        цейзаж

в)        натюрморт

г)        появление сцен из народной жизни

11. Выберите правильные ответы:

Причины экономического отставания России от ведущих европейских государств на рубеже XVII—-XVIII ВВ.:

а)        плохое использование природных, ресурсов страны

б)        неналаженность производства важнейших промышленных товаров

в)        слабость экономических связей с европейскими странами

г)        отсутствие всероссийского рынка

д)        слабость мануфактурного производства

с) существование внутренних таможенных барьеров

ж) отсутствие новых методов хозяйствования в сельскохозяйственном

производстве з) господство принудительного- труда и) протекционистская политика правительства

12. Установите правильное соответствие:

1)

1682 г.

а) второй Азовский поход

2)

1689 г.

б) образование губерний

3)

1696 г.

в) смерть царя Федора

4)

1700 г.

г) начало царствования Петра I.

5)

1703 г.

д) начало Северной войны

б)

1708 г.

е) основание Санкт-Петербурга

13.        Восстановите последовательность событий;

а) Табель о рангах

б). Великое посольство

в)        Прутский поход

г)        двоецарствование

д)        создание коллегий

е)        Астраханское восстание

14.        О ком идет речь?

«...не дерзнул бы на такое зло неслыханное. Ой, бородачи, многому злу корень —- старцы и попы! Отец мой имел дело с одним бородачом (Никоном), а я с тысячами. Бог сердцевидец и судья вероломный! Я хотел ему благо, а он всегдашний мне противник...»

15.        О чем идет речь?

«Великий государь указал сказать: известно ему великому государю
не только, что во многих европейских христианских странах, но и в
народах славянских,,. все те народы согласно лета свои счисляют от
рождества Христова осьм дней спустя, то есть генваря с 1 числа, а не
от создания мира... А в знак того доброго начинания и нового
столетнего века в царствующем граде Москве... учшить некоторые
украшения..,»


  1. По какому принципу образован ряд? Гангут, острова Эзель, Гренгам
  2. Что является лишним в ряду?

Сподвижники Петра I:

А. Д. Меншиков, Б. П. Шереметев, И П. Репнин,

А. Л. Ордин-Нащокин, Ф. А. Головин

Выберите правильный ответ.

18.        Северная война шла в период:

а)        1700—1708W

б)        1705—1714 гг.

в)        1718—1720 гг.

г)        1700—1721гг.

19.        1714, 1720-это годы:

а)        наиболее крупных морских сражений в годы Северной войны

б)        народных восстаний

в)        проведения областной реформы

г)        осуществления денежной и налоговой реформ

20.        Пётр Первый был современником:

а)        Мартина Лютера

б)        Елизаветы Тюдор

в)        испанского короля Филиппа Второго

             г)        короля Людовика 1

№3 Тема: «Россия в 17 -18 веках».

Вариант 1.

Уровень «3»

Задание 1.1. Дайте определение:

Земский собор, интервенция, оброк, крепостные крестьяне, мануфактура, самодержавие, Сенат.

Задание 1.2. Какие события связаны с датами:

1613 – 1645 гг., 1649 г., 1682/1689 – 1725 гг., 27 июня 1709 г., 1741 – 1761 гг., 1785 г.

Задание 1.3. Верны ли следующие утверждения? (да, нет)

  1. Первый царь из династии Романовых был избран на царство Земским собором.
  2. «Манифест о вольности дворянской» был принят  Екатериной Великой.
  3. Медный бунт произошёл в период правления царя Михаила Фёдоровича.
  4. Активное проникновение западноевропейских образцов культуры связано с именем Петра I.

Уровень «4»

Задание 2.1. По какому принципу образован ряд:

  1. Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий I I, «семибоярщина»;
  2. И.Болотников, С.Разин, К.Булавин, Е.Пугачёв;
  3. Император, генерал – прокурор Сената, Сенат, Синод, коллегии, губернаторы;
  4. П.А.Румянцев, П.С.Салтыков, Г.А.Спиридов, А.В.Суворов, Г.А.Потёмкин, Ф.Ф.Ушаков.

Задание 2.2.  Расставьте события в хронологическом порядке, проставьте даты:

А. начало царствования Екатерины II

Б. окончание Северной войны

В. основание Санкт – Петербурга

Г. окончание Смуты

Д. крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва

Уровень «5»

Задание 3. Дайте характеристику итогов правления Петра I (во внутренней и внешней политике). Как реформы Петра I повлияли на дальнейшее развитие России?

Вариант 2.

Уровень «3»

Задание 1.1. Дайте определение:

Барщина, сословие, протекционизм, дворцовые перевороты, коллегии, секуляризация, «просвещённый абсолютизм».

Задание 1.2. Какие события связаны с датами:

1645 - 1676 гг., 1670 – 1671 гг., 1700 – 1721 гг., 1762 – 1796 гг., 1773 – 1775 гг., 1785 г.

Задание 1.3. Верны ли следующие утверждения? (да, нет)

  1. При Петре I продвижение по военной и гражданской службе зависело от происхождения.
  2. Регулярная армия и флот были созданы царём Алексеем Михайловичем.
  3. Россия участвовала в трёх разделах Речи Посполитой.
  4. Сословные привилегии дворянства были подтверждены «Жалованной грамотой», данной императрицей Елизаветой Петровной.

Уровень «4»

Задание 2.1. По какому принципу образован ряд:

  1. П.Ляпунов, Д.Заруцкий, К.Минин, Д.Пожарский;
  2. Царь, Земский собор, Боярская дума, приказы, воеводы, земские и губные старосты;
  3. Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Пётр III, Екатерина II;
  4. Право иметь земли с крепостными крестьянами, право торговли, освобождение от службы и от телесных наказаний.

Задание 2.2.  Расставьте события в хронологическом порядке, проставьте даты:

А. принятие Табели о рангах

Б. царствование Елизаветы Петровны

В. начало самостоятельного правления Петра I

Г. губернская реформа Екатерины II

Д. Соборное уложение Алексея Михайловича

Уровень «5»

Задание 3. Каковы итоги правления Екатерины II (во внутренней и внешней политике)? Почему её правление называют «золотым веком» русского дворянства?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории 9 класс

Программа содержит пояснительную записку, список используемой литературы, учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование, кимы по темам...

Рабочая программа по истории России и Всемирной истории в 8 классе

Рабочая программа по истории России в 8 классе к учебнику А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной и Всемирной истории в 8 классе к учебнику Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной....

Рабочая программа курса "История России. Всеобщая истории" для 5-9 классов

Рабочая программа по истории для 5-9 классов, составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования...

Рабочая программа по истории России Н. Л. Андреева и И. Н. Федорова и истории Средних веков Е. В. Агибалова и Г. М. Донского 6 класс

Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты изучения  учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельнос...

Рабочая программа по истории России. Всеобщей истории 5-9 классы

Ростовская область Весёловский район х. Позднеевка улица Центральная, 31Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеПозднеевская средняя общеобразовательная школа...

Рабочая программа по истории России-всеобщей истории для 9 класса (базовый уровень)

В рабочей программе по истории России-всеобщей истории   в 9 классе есть некоторые особенности в связи с переходом на линейную систему изучения истории в школе.В соответствии с учебным плано...