Рабочая программа по истории России 11 кл
рабочая программа по истории (11 класс) по теме
Рабочая программа курса истории России разработана на основе Федеральной примерной программы по истории России. - М., 2004 и авторской программы А. А. Левандовского, Ю. А. Щетинова, С.В.Мироненко «История России: XX - начало XXI вв.». - М.: Просвещение, 2006.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕРЕНДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю» Директор школы _________В.Ю. Магрычев Приказ № ________от «____»_______20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________Г.Г. Хренкова «____»____________20__г. | «Рассмотрено» На ШМО учителей Руководитель МО __________Е.В. Макарова Протокол № ___ от «____»________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
МБОУ Берендеевская СОШ
наименование ОУ
Нечаева Марина Леонидовна, высшая
Ф. И. О. педагога, категория
по истории России 11 класс
предмет, класс
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса истории России разработана на основе Федеральной примерной программы по истории России. - М., 2004 и авторской программы А. А. Левандовского, Ю. А. Щетинова, С.В.Мироненко «История России: XX - начало XXI вв.». - М.: Просвещение, 2006.
Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания исторического образования.
Преподавание истории в 11 классе завершает второй концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории – ХХ век и начало XXI столетия – «Новейшая история».
Настоящая программа предоставляет возможность всем учащимся получить необходимый российскому гражданину минимум исторических знаний к концу 11 класса. Изучение истории как часть процесса формирования социального опыта личности российского гражданина XXI в. подразумевает единство моральных критериев, стоящих над идеологическим, политическим и культурным разнообразием современного мира. Общая цель исторического образования -приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям и развитие ценностно-ориентированной личности учащегося, воспитания патриотизма, формирования гражданского самосознания россиянина. Делается акцент на проблемном подходе к изучению тем, используются знания, полученные в среднем звене школы. Первостепенное значение придается человеку и его духовному развитию в историческом процессе. В центр внимания учащихся ставится состояние человека и общества, их материальные и культурные потребности, интересы личности и сословий, социальных групп и государства.
Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества;
- овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;
- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;
- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;
- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.
Рабочая программа для 11 класса ориентирована на использование следующих учебников:
Используемый учебник: Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., С.В.Миронеко История России, ХХ - начало ХХI века: Учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2009.
В работе с понятиями можно использовать учебное пособие: Словарь терминов и понятий по отечественной истории XX века / науч. ред. В. Ф. Кривошеев. - М, 2003.
С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени: на изучение истории России 34 учебных часа из учета 1 час в неделю.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: «История России. XX век», «Репетитор-2010 по истории Кирилла и Мефодия», видеофильмы «Крушение царизма», «Двоевластие», «В дни октября», «Цвет войны», «Обыкновенный фашизм», «Сталинградская битва».
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX - начало XXI века; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX - начале XXI века; изученные виды исторических источников.
Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России XX - начало XXI в., а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач
Формы оценки и контроля знаний: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, выступления на семинарах, реферативные работы и сообщения учащихся, презентации по теме.
Требования к уровню подготовки выпускников
Учащиеся должны:
- Называть:
- даты российских революций ХХ в., создания Государственной думы, реформ Столыпина, русско-японской, первой мировой, Гражданской войн, образования СССР, важнейших преобразований в 20-30-е гг., советско-финляндской и Великой Отечественной войн, ХХ съезда КПСС, реформ 60-х гг., афганской войны, преобразований второй половины 80-х-начала 90-х гг., распада СССР, образования РФ;
- основные периоды отечественной истории ХХ в. И этапы наиболее масштабных событий.
2. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
3. Называть:
- место, обстоятельства, участников событий;
- крупнейших государственных и общественных деятелей ХХ в.;
- основные политические течения, партии, организации, их наиболее известных представителей и достижения отечественной науки и культуры ХХ в.;
- известных полководцев, участников военных событий.
4. Показывать на исторической карте:
- территорию России, СССР и ее изменение на протяжении ХХ в.;
- промышленные центры, крупнейшие стройки;
- места военных сражений.
5. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках ( при работе с документами и другими историческими материалами).
6. Сравнивать данные разных источников – факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия.
7. Рассказывать о наиболее значительных событиях отечественной истории ХХ в. И их участниках.
8. Описывать условия и образ жизни людей разного социального положения в разные периоды отечественной истории ХХ в.
9. Составлять описание:
- зданий, технических сооружений, машин;
- предметов быта;
- памятников художественной культуры.
10. Соотносить факты и общие процессы и явления:
- изменения политического строя России в ХХ в.;
- внутренней и внешней политики;
- модернизации, индустриализации;
- развития общественной мысли, художественной культуры.
11. Называть характерные, существенные черты:
- политических режимов (самодержавия, советской власти, постсоветского строя); явлений политической жизни страны;
- экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды ХХ в.;
- развития духовной культуры общества в разные периоды его истории;
- внешней политики, наиболее значительных военных событий.
12. Систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы.
13. Объяснять значение понятий: революция, большевизм, анархизм, либерализм, Дума, столыпинские реформы, советы, диктатура, национализация, военный коммунизм», социализм, индустриализация, коллективизация, культурная революция, нэп, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, «оттепель», перестройка, гласность, новое политическое мышление.
14. Сравнивать:
- развитие России, СССР в разные периоды истории ХХ в.;
- темпы и характер модернизации в России и других странах;
- политические режимы в России и других странах.
15. Излагать суждения о причинах и последствиях:
- российских революций 1905-1907 и 1917 гг.;
- Гражданской войны;
- прихода большевиков к власти;
- установления однопартийной системы;
- утверждение тоталитарного режима и культа личности;
- победы в ВО войне;
- «оттепели», застоя в экономике в 60-80-е гг.;
- перестройки, распада СССР, политических и социальных перемен конца 80-х – начала 90-х гг.
16. Объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических деятелей, представителей общественных движений, науки и культуры.
17. Излагать приведенные в учебной литературе оценки:
- поворотных, ключевых событий отечественной истории ХХ в.;
- известных исторических личностей.
18. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего часов |
1 | Раздел 1. Российская империя | 6 |
2 | Раздел 2. Великая Российская революция. Советская эпоха | 23 |
3 | Раздел 3. Российская федерация | 4 |
4 | Итоговое повторение | 1 |
ИТОГО | 34 |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Стандарт среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень) | Основные понятия | Знания, умения | Формы контроля | Домашнее задание | Элементы дополнительного содержания |
Раздел 1. Российская империя (6 ч) | ||||||||
1 | Социально-экономическое развитие страны в конце XIX – начале XX вв. | 1 | Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации | Модернизация, реформа, концентрация производства, монополии,свободная конкуренция,картель, синдикат, трест, концерн, инвестиции, многоукладная экономика | Овладеть знаниями фактического материала, явлений и понятий по данной теме. Уметь на основе текста параграфа и статистических данных анализировать принципы развития экономики страны в пореформенный период. Представлять результаты индивидуальной работы в форме тезисного плана. Работать с историческим материалом и систематизировать его с целью нахождения характерных черт развития экономики в пореформенное время | Логические и познавательные задания по кн. Плоткин Г. М. «Материалы и познавательные задания по отечественной истории: для уч. 11 кл.».-М.: Просвещение, 1996. Тест | § 1,составить тезисный план по №2 с. 8. | Отечественные предприниматели конца XIX - начала XX вв. |
2 | Внутренняя и внешняя политика самодержавия в конце XIX – начале XX вв. Российское общество: национальные движения, революционное подполье, либеральная оппозиция. | 1 | Идейные течения, политические партии в общественном движении России на рубеже XIX-XX вв. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Противоречия между державами на Дальнем Востоке. Деятельность общероссийских политических партий, либеральной оппозиции | Эсеры, эсдеки, конституционалисты , легальный марксизм. Тройственный союз, Антанта, геополитика, стратегические интересы, раздел сфер влияния, гонка вооружений. Социалисты-революционеры (эсеры),социал-демократы (большевики, меньшевики), Учредительное собрание | Работать над развитием способностей к интегрирующему мышлению, которое помогает увидеть новые стороны явления, отработка умения учащихся представлять результаты познавательной деятельности в форме таблицы или опорного конспекта. Развивать способности и умения сравнивать, сопоставлять по вопросам, предложенным, и в произвольной форме (по вопросам, которые необходимо сформулировать самостоятельно). Сравнивать программы и задачи общероссийских политических партий, основные задачи либеральной оппозиции | Контурная карта, эссе, таблица | §2,3 | Роль общины в жизни крестьянства. Учредительное собрание |
3 | Россия в годы первой революции. | 1 | Революция 1905-1907 гг.: предпосылки, причины, характер, особенности, периодизация. Кровавое воскресенье, события весны-лета 1905 г. Всероссийская Октябрьская стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Вооруженное восстание в Москве. Дума и радикальные партии | Парламент, фракция, революция, стачка, забастовка, крестьянские волнения, политизация рабочего движения, Государственная Дума | Уметь систематизировать исторический материал; формировать собственный алгоритм решения исторических задач, включая составление собственного плана их решения; уметь сравнивать и сопоставлять исторические события разных эпох и с большим временным перерывом с целью нахождения общего и особенного | Тест | § 4,5 | Становление российского парламентаризма |
4 | Третьеиюньская политическая система. Наведение порядка и реформы. | 1 | Третьиюньский государственный переворот. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы П.А. Столыпина. Репрессивные меры. Общественное движение. Аграрная реформа Столыпина. | Государственная дума, фракции, «октябрьский маятник». Чересполосица, отруб, хутор, круговая порука | Учащиеся овладевают знаниями фактического материала по теме, пониманием; отрабатывают умение работать с поставленной проблемной задачей (умение использовать принципы причинно-следственного анализа для изучения исторических процессов и явлений). Уроки изучения нового материала предусматривают овладение глубокими прочными знаниями и умениями | Логические и проблемные задания по теме. Вопросы параграфа | §6,7 | Роль общины в жизни крестьянства |
5 | Россия в Первой мировой войне. | 1 | Европа накануне войны. Начало войны. Планы воюющих сторон. Россия и Восточный фронт. | Аннексия, ультиматум, план «молниеносной войны», «великое отступление», ВПК, Прогрессивный блок, Брусиловский прорыв. | Знать и уметь анализировать основные события войны. Уметь пользоваться картой. | Робота по карте, таблица | §8 | |
6 | Русская культура конца XIX – начала XX вв. | 1 | Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса | «Серебряный век», декаданс, символизм, футуризм | Урок изучения нового материала с использованием различного уровня опережающих заданий обязательно опирается на умения учащихся: рассматривать исторический процесс в его развитии и взаимосвязи; систематизировать историческую информацию; формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач | Зачёт | §9 | Идейные искания российской интеллигенции в начале XX в. Русская религиозная философия |
Раздел 2. Великая Российская революция. Советская эпоха. (23 ч) | ||||||||
7 | По пути демократии. | 1 | Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. | Субъективные и объективные причины революции, двоевластие, коалиционное правительство. | Умение работать с различными источниками получения информации по данной теме | Эссе | §10 | «Революционное оборончество» -сторонники и противники |
8 | От демократии к диктатуре. | 1 | Кризис власти. Маргинализация общества. | Бонапартистская политика, однородное социалистическое правительство. | Умение работать с различными источниками получения информации по данной теме | §11 | Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. | |
9 | Большевики берут власть. Первые месяцы большевистского правления. | 1 | Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Первые декреты Советской власти. Создание РСФСР. Формирование новых органов власти и управления. Складывание однопартийной системы. Преобразования в экономике. | Всероссийский съезд Советов, Учредительное собрание, рабочий контроль, национализация. СНК, ВЦИК, наркоматы, Конституция РСФСР, диктатура пролетариата, директивная экономика, продовольственная диктатура | Умение работать с различными источниками получения информации по данной теме. Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; составлять хронологическую и синхроническую таблицы | Вопросы параграфа | §12,13 | Причины слабости демократических сил России. «Культурная революция», сепаратный мир |
10 | Гражданская война и интервенция. | 1 | Причины,этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма» | Гражданская война, интервенция, «военный коммунизм», продразверстка | Урок изучения нового материала с использованием документов, контурных карт. Умение работать с различными источниками получения информации по данной теме | Контурные карты | §14 §15 | Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Конституция 1918 г. |
11 | Социально-экономическое развитие страны. | 1 | Экономическое и политическое положение Советской России после Гражданской войны. Переход к новой экономической политике. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Успехи, противоречия и кризисы нэпа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития | Нэп, командные высоты в экономике. Кризис сбыта | Отработка умения: составлять, тезисный план; проводить сравнительный анализ ситуации в стране; делать вывод, т. е. обобщать и анализировать итоги исторического процесса | Проблемные задания по теме | §16 | Полемика о принципах национально-государственного строительства. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Причины свертывания нэпа |
12 | Политика и культура. Образование СССР. | 1 | Политические приоритеты партии, общественные организации, церковь, начало внутрипартийной борьбы, новый этап «культурной революции» Принципы национальной политики большевиков. Национальная политика в действии и образование СССР. | ГПУ, Особое совещание, ВЧК, ГУЛАГ, внутрипартийная борьба Унитарное государство, автономия, федеративное государство | Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; составлять хронологическую и синхроническую таблицы Отработка умения: составлять, тезисный план; проводить сравнительный анализ ситуации в стране; делать вывод, т. е. обобщать и анализировать итоги исторического процесса, уметь соотносить различные проекты реформаторской деятельности нашей страны и выявлять в них общее и особенное | Вопросы параграфа Самостоятельная работа, тест | §17 §18 | Режим личной власти, «сменовеховство» |
13 | Внешняя политика и Коминтерн. | 1 | Цели СССР в области межгосударственных отношений. Официальная дипломатия и политика Коминтерна | Принцип мирного сосуществования, «план Дауэса» и Локарнское совещание | Развивать способности и умения сравнивать, сопоставлять по вопросам, предложенным, и в произвольной форме | §19 | ||
14 | Кардинальные изменения в экономике. | 1 | Индустриализация ее источники, результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации | Модернизация, пятилетка, раскулачивание, колхоз, коллективизация | Результатом проведения подобного занятия является не только овладение учащимися качественно новыми знаниями по изученным темам,но и приобретение новых навыков и умений: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам; | Задания на умение анализировать, думать и принимать решение, отстаивать собственное мнение при объективном анализе различных точек зрения, | §20 | |
15 | Общественно-политическая жизнь. Культура. | 1 | Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура и общество. Политические приоритеты большевиков. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». | Режим личной власти, репрессии, ГУЛАГ, «большой террор» | Развитие умений высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения | Беседа с целью выяснения степени усвоения нового материала | §21 | Итоги «культурной революции» Создание Советской системы образования. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ |
16 | «Страна победившего социализма»: экономика, социальная структура, политическая система. | 1 | Новая Конституция СССР, социальная структура, политическая система | Верховный Совет, директивная экономика, номенклатура. | В результате изучения названной темы учащиеся должны овладеть знаниями фактов, понятий теорий, представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в виде таблицы; составлять тезисный план | Познавательные задания различной степени сложности | §22 | |
17 | На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е гг. Накануне грозных испытаний. | 1 | Внешнеполитическая стратегия СССР между двумя мировыми войнами. Цели СССР в области международных отношений. Официальная дипломатия. Рост военной угрозы в начале в 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Советско-германские отношения в 1939-1940-е гг. Политика СССР на начальном этапе войны. Расширение территории Советского Союза | Фашизм, система коллективной безопасности, секретные протоколы, план «Барбаросса» | Способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла. Научить рассматривать прошлое через призму времени | Беседа с целью выяснения степени усвоения нового материала | §23, 24 | Дипломатическое признание СССР. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан в районе реки Халхин-Гол |
18 | Боевые действия на фронтах. | 1 | Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы, военные действия. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Победа Красной Армии под Москвой и Сталинградом. Коренной перелом в ходе войны. Завершающий этап. | Блицкриг, стратегическая оборона, оккупационный режим | Развитие умений высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения | Конспект | §25 | Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории |
19 | Борьба за линией фронта. | 1 | Мобилизация страны на войну. Партизанское движение | Уроки изучения нового материала предусматривают овладение глубокими прочными знаниями и умениями | Оценочный вывод | §26 | Героизм народа на фронте и в тылу | |
20 | Советский тыл в годы войны. | 1 | Перевод экономики на военные рельсы. Идеология и культура в военные годы | Оккупационный режим. Эвакуация, слаженное военное хозяйство | Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, справочной и другой литературой; делать обобщения и выводы; составлять вопросы к теме и отвечать на них | Тест | §27 | |
21 | СССР и союзники. Итоги и уроки Великой Отечественной войны. | 1 | СССР в антигитлеровской коалиции. Конференция союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов послевоенного переустройства мира | Антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, капитуляция | Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; составлять хронологическую и синхроническую таблицы. Умение работать с дополнительной литературой и поиск исторического материала по заданию учителя | Составление опорного конспекта. Подготовка сообщений | §28 Подготовленные рефераты, §25-28 | Ленд-лиз и его значение. Русская Православная церковь в годы войны |
22 | Начало «холодной войны»: внешняя политика СССР в новых условиях. Восстановление и развитие народного хозяйства. | 1 | Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. «Холодная война», ее влияние на экономику и политику. Карибский кризис Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановления хозяйства | «Холодная война», «социалистический лагерь», страны «третьего мира». Конверсия | Урок овладения знаниями и умениями историко-исследова-тельской работы. Анализировать политику, уметь делать аргументированные выводы | Письменный вопрос с использованием статистического материала. Анализ документов | §29,30 | Создание ракетно-ядерного оружия в СССР |
23 | Власть и общество. | 1 | Идеологические компании конца 40-х гг. Социальная политика и ее приоритеты. Развитие культуры. Усиление режима личной власти И.В. Сталина и борьба с вольномыслием в обществе. Новая волна политических репрессий | Отработка умения работать индивидуально и в группе по выполнению заданий учителя | Контурная карта, эссе | §31 | ||
24 | Изменения в политике и культуре. Преобразования в экономике. | 1 | Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижение в освоении космоса. Экономические реформы 1950 - начала 1960-х гг. Реорганизация органов управления и власти | Десталинизация, диссиденты,«оттепель», волюнтаризм. «Директивная экономика», экстенсивный метод развития, перестройка | Уметь: проводить сравнительный анализ экономического курса Н. С. Хрущева и экономического курса Л. И. Брежнева; составлять план-перечисление по тексту учебника; статистические данные переводить в графики и диаграммы | Активные задания, задания на группировку исторической информации, задания на аналогию, задания на определение логической последовательности. Вопросы разного уровня сложности | §32, 33 составить схему | Концепция построения коммунизма. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции |
25 | СССР и внешний мир. | 1 | Укрепление соцлагеря. Апогей и начало спада «Холодной войны». Карибский кризис. | ОВД, территориальные претензии Японии, Карибский кризис. | Анализировать политику, уметь делать аргументированные выводы | Вопросы параграфа | §34 | |
26 | Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965-1985 гг. | 1 | Экономические реформы середины 60-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. «Застой», как проявление кризиса советской модели. Конституция 1977 г. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг. | «Доктрина Брежнева», парад суверенитетов | Умение раскрывать особенности происходящих процессов | Тест | §35 | Диссидентское правозащитное движение |
27 | Общественно-политическая жизнь. Культура. | 1 | Настроения в обществе и политика властей. Принятие Конституции СССР 1977 г. Госзаказы в культуре. | Коррумпированные группы. 6-я статья новой Конституции. «Полочные фильмы». Соц-арт. «Магнитофонная революция». | Развивать способности и умения сравнивать, сопоставлять по вопросам, предложенным, и в произвольной форме | Вопросы разного уровня сложности | §36 | |
28 | Перестройка и её итоги. Распад СССР. | 1 | Причины перестройки. Реформы в экономике. Цели и этапы политической реформы. Перелом в духовной жизни общества. «Новоогарёвский процесс», Августовский путч, создание СНГ | Перестройка, ускорение, «человеческий фактор», регулируемая рыночная экономика. Съезд народных депутатов. Референдум, ГКЧП, СНГ, конфедерация. | Отработка умения работать индивидуально и в группе по выполнению заданий учителя. Овладеть знаниями фактического материала, явлений и понятий по данной теме. | Групповые задания. Вопросы параграфа | §37,38 | Программа 500 дней, бюджетный дефицит. «Война законов». |
29 | Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны». | 1 | СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 60-х-начала 80-х г. СССР и политические кризисы в странах Восточной Европы. Достижение военно-политического паритета СССР и США. «Новое поли- • тическое мышление». Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. | ■ | Знать и понимать основные принципы, диалектику нового политического мышления. Уметь выстраивать собственную позицию на поставленную тему и соотносить ее с мнением авторов учебника, например, уметь грамотно излагать свои мысли письменно - этому учит эссе | Тест, познавательные и логические задания | §39 | Хельсинский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия. Распад мировой социалистической системы |
Раздел 3. Российская федерация. (4 ч) | ||||||||
30 | Начало кардинальных перемен в стране. Российское общество в первые годы реформ. | 1 | Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Политика гласности. Отмена цензуры, развитие плюрализма в СМИ. Формирование многопартийности. Августовские события 1991 г. | «Шоковая терапия», либерализация цен, приватизация, акционирование, рыночная экономика, конвертируемый рубль. Президентская республика, гражданское общество | Подготовить сообщения с привлечением периодической печати. Прививать умение работать с периодической печатью | Тест, Эссе | §40,41 | Стратегия ускорения и ее противоречия. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в международных отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о союзе суверенитета республик. Причины распада СССР. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом |
31 | Ситуация в стране в конце XX в. | 1 | Становление новой российской государственности. Принятие Конституции РФ. Президентские выборы 2000 г. | Постиндустриальное общество | План-конспект | Самостоятельная работа | §42 | |
32 | Россия сегодня. | Участие России в формировании современной международно-правой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе содружества независимых государств | Биполярный мир, многополярная система международных отношений, ближнее зарубежье | Подборка материала из периодической печати | Тезисный план | §43 | ||
33 | Внешняя политика России. | 1 | Новая концепция внешней политики. Отношения с традиционными внешнеполитическими партнёрами. Россия и страны ближнего зарубежья. | Многополярный мир, евразийская держава, ОСНВ-1, ОСНВ-2. | Анализировать современную политику, уметь делать аргументированные выводы и обобщения. | Выступления подготовленных уч-ся | §44 |
Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом
|
Итоговое повторение (1 ч) | ||||||||
34 | Российская империя – СССР – Россия в конце XX – начале XXI вв. | 1 | Россия на рубеже XX — XXI вв.: новый этап развития. Культурная жизнь современной России | завершение «холодной войны» | Систематизация полученных заний | Дискуссия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории 9 класс
Программа содержит пояснительную записку, список используемой литературы, учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование, кимы по темам...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/10/picture-300515-1392004700.jpg)
Рабочая программа по истории России и Всемирной истории в 8 классе
Рабочая программа по истории России в 8 классе к учебнику А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной и Всемирной истории в 8 классе к учебнику Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/03/picture-129199-1380787269.jpg)
Рабочая программа курса "История России. Всеобщая истории" для 5-9 классов
Рабочая программа по истории для 5-9 классов, составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-873960-1483984064.jpg)
Рабочая программа по истории России Н. Л. Андреева и И. Н. Федорова и истории Средних веков Е. В. Агибалова и Г. М. Донского 6 класс
Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельнос...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/29/picture-1041032-1527615893.jpg)
Рабочая программа по истории России. Всеобщей истории 5-9 классы
Ростовская область Весёловский район х. Позднеевка улица Центральная, 31Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеПозднеевская средняя общеобразовательная школа...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/10/picture-40533.jpg)
Рабочая программа по истории России-всеобщей истории для 9 класса (базовый уровень)
В рабочей программе по истории России-всеобщей истории в 9 классе есть некоторые особенности в связи с переходом на линейную систему изучения истории в школе.В соответствии с учебным плано...