Борьба Руси с внешними завоеваниями в XIII веке.
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
Конспект урока для 10 класса. Презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Конспект УРОКА
«БОРЬБА РУСИ С ВНЕШНИМИ ВТОРЖЕНИЯМИ В XIII в.»
10 класс
Цели урока:
- Образовательные:
- углубить знания обучающихся о завоевании Руси монголо-татарами и о борьбе русского народа с немецкой и шведской экспансией;
- раскрыть причины поражения Руси монголо-татарами и причины победы в борьбе с немцами и шведами;
- подчеркнуть военно-грабительский характер монгольской державы Чингисхана и реакционный характер монгольских завоеваний.
- Развивающие:
- совершенствовать умения работы с картой, текстом учебника;
- продолжить развитие навыков сравнительного анализа, самостоятельной деятельности;
- развивать умения вести дискуссию и отстаивать собственное мнение.
- Воспитательная:
- воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес.
Межпредметные связи: экономическая география
Методы обучения:
- Диологический.
- Монологический.
- Эвристический.
Приемы обучения: рассказ, объяснение, характеристика, выписывание понятий, составление хронологической таблицы, сравнение, рассуждение, самостоятельная работа, демонстрация слайдов, видеофильмов.
Методы контроля: опрос, тестирование
Основные понятия: монголо-татары, улус, араты, нойоны, нукеры, хан, курултай, экспансия, ливонский орден, тевтонский орден, орден меченосцев, крестоносцы.
Материально-техническое и дидактическое оснащение:
- АРМ: компьютер, мультимедийное оборудование.
- Видео. Битва на Калке. [электронный ресурс]. Режим доступа: video.yandex/ru.
- Видео. Ледовое побоище. [ электронный ресур]. Режим доступа:video.yndex.ru.
- ЦОР: - презентация « Борьба Руси с внешними вторжениями в ХIII в ».
- презентация « Татаро-монгольское нашествие».
- Атлас. История Отечества с древнейших времен до конца ХVIII в.
- Карта. Русские земли в ХII-ХIII вв.
- Кадневский В.М. История России в тестах до начала ХХ в. М.: 1977.
Информационные источники:
- Викапедия. Свободная энциклопедия. Монгольское нашествие на Русь.[ электронный ресурс ]. Режим доступа: ry. Wikapedia org.
- Викапедия. Свободная энциклопедия. Евпраксия Рязанская. [ электронный ресурс ]. Режим доступа: ru. Wikapedia. org.
- История России. Методическое обеспечение уроков. Лекции, опорные конспекты, тесты, схемы. 10 кл. Автор-составитель Н. С. Кочетов. Волгоград, 2003. Блок 5. Русь в XIII в.
- История России с древнейших времен до конца XVIII в. 10 кл. Поурочные планы составитель Н. С. Кочетов. Волгоград, 2001. Раздел 5. Раздробленность Руси.
- Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России / в таблицах и схемах/. « Лист», М.: 1999.
- Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII в. 10 кл. М.: Дрофа, 2006 § 11;
- Серов Б.Н., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX в. 10 кл. М.:2002. Урок 16.
- Смолякова Н. В. История Руси и России IX – XIX вв. М.:1998. Раздел 5.
- Ян В. Чингисхан. Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, 1984.
- Ян В. Батый. Челябинск: Юж. -Урал. кн.изд-во, 1984.
ХОД УРОКА
Элементы внешней структуры | Элементы внутренней (дидактической) структуры | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Методы и средства обучения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Подготовительный Основной этап | 1.1Организация начала занятия 1.2.Целевая установка 1.3. Актуализация опорных знаний
2.1.Формирование новых понятий и способов действия | Приветствует обучающихся Отмечает явку. Выясняет причины отсутствия обучающихся Предъявляет единые педагогические требования и проверяет готовность к занятию Создает доброжелательную атмосферу общения и деловой ритм работы Демонстрирует слайд 2 и зачитывает два высказывания: «О светло светлая и прекрасна, украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена, земля Русская!...» «Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел» Эти два высказывания характеризуют Русь в XIII в. Проблемный вопрос: О каких событиях идет речь? Почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси? Об этом пойдет речь на уроке, тема которого: «Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII в. . Выслушивает, корректирует ответы обучающихся, окончательно формулирует цель урока: Цель урока: углубить свои знания по вопросу: «Монголо-татары и Русь» и решить проблему: почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития? Организует проверку домашнего задания. Задаёт целенаправленные вопросы для стимулирования мыслительной деятельности обучающихся. Вопросы:
Правильно. Ослабление обороноспособности государства-главная опасность для Руси. В XIIIв. Юго-Западная Русь не смогла сопротивляться сильным соседям и Галицко-Волынское княжество попало под владычество Литвы и Польши. А с востока пришли монголо-татары. Силу и власть, которых предстояло испытать. Ещё раз формулирует тему и цель занятия. Демонстрирует слайд №4, зачитывает план урока План урока
Начало XIII в. явилось важным хронологическим рубежом в средневековой истории. В этот период почти вся Азия и ряд стран Европы, в том числе и Русь, подверглись опустошительному завоеванию монголо-татарами. Это событие коренным образом повлияло на ход русской истории.
Начнем наш урок с вопроса: что мы знаем о монголо-татарах? Дает задание: составьте характеристику монголо-татар, используя текст учебника и отразите в ней:
Слушает, корректирует ответы обучающихся, дополняет характеристику монголо-татар. Монголо-татары (характеристика):
Поэтому важным источником обогащения служили постоянные набеги для захвата добычи, рабов, пастбищ.
Демонстрирует слайд № 5,6
Демонстрирует слайд № 7..
Дает задание: Сформулируйте вывод по первому вопросу,. опираясь на характеристику монголо-татар. Слушает и корректирует выводы обучающихся, окончательно формулирует вывод. Вывод: монголо-татары к XIII в. находились на стадии разложения первобытно-общинного строя, возникновения и развития государственности носило военизированный характер. В начале XIII века главной задачей было провозглашено завоевание мирового господства.
Демонстрирует слайды № 8,9,10,11 Организация войска:
Вооружение:
Вывод: соотношение сил накануне нашествия было явно в пользу монголо-татар. Преимуществами монголо-татар были:
Высоко оценивал военную организацию монголо-татар Наполеон, в XIX в он писал: «… Напрасно думать, что монгольское нашествие было бессмысленным вторжением беспорядочной азиатской орды. Это было глубоко продуманное наступление армии, в которой военная организация была значительно выше, чем в войсках ее противников».
Вопрос: Сформулируйте причины завоевательных походов монголо-татар. Слушает, корректирует ответы обучающихся. Демонстрирует слайд №12 Причины завоевательных походов:
Дает задание для самостоятельной работы с текстом учебника Задание: прочитайте текст § 11, с. 92 п.5 – 94 и заполните таблицу: «Завоевания монголо-татар до нашествия на Русь». Демонстрирует слайд № 14, проверяет таблицу Завоевания монголо-татар до нашествия на Русь | Приветствуют преподавателя. Сообщают об отсутствующих. Адаптируются к рабочему месту. Воспринимают, осмысливают, осознают значимость работы на занятии. Обсуждают проблемную ситуацию. 1.В XIII в. На Руси произошла феодальная радробленность. 2.Произошло вторжение захватчиков. Записывают тему. Формулируют цель урока Слушают, осмысливают, рассуждают, Формулируют ответы.
Слушают, воспринимают информацию слайда, Самостоятельная работа с текстом учебник. Читают § 11 стр. 91 – 92, составляют характеристику монголо-татар Корректируют характеристику монголо-татар, Записывают термины с определением:
Воспринимают информацию слайда Слушают сообщение «Чингисхан», смотрят слайд № 7
Формулируют вывод
. Слушают сообщение на тему: «Монголо-татарское и русское войска». Воспринимают информацию слайда, осмысливают,задают уточняющие вопросы Слушают, осмысливают Смотрят слайд, записывают причины походов. Анализируют, рассуждают, формулируют и корректируют причины Завоевательных походов монголо-татар. Самостоятельная работа с текстом учебника: читают, анализируют, заполняют таблицу Корректируют таблицу | Моноло-гический ДиологическийЦОР Диологический Карта, атлас. Монологический. ЦОР. Эвристический Диологический Текст учебника ЦОР Монологический. ЦОР. Диологический Монологический. ЦОР. Диологический ЦОР Эвристический Учебник ЦОР
| ||
Дата | Событие | Последствие | ||||
1206 – 1211 | Поход в Восточную Азию | Покорение киргизов, бурят, якутов, уйгуров. Разгром тангутского царства. | ||||
1211-1215 | Поход в Китай | Захват Северного Китая | ||||
1218 | Поход в Корею | Завоевание государства | ||||
1219-1221 | Поход в Среднюю Азию | Завоевание | ||||
1220-1223 | Поход в Иран, Закавказье, на Кавказ, половецкие степи | Покорили | ||||
Задает вопрос Почему монголо-татарам удалось завоевать такую огромную территорию? Рассказывает, демонстрирует слайд № 15, видеофиль «Битва на Калке» | Отвечают на вопрос | Диологический ЦОР | ||||
Дата | Событие | Последствие | Продолжают заполнять таблицу, слушают рассказ преподавателя, смотрят слайды, видеофильм | Монологический ЦОР | ||
31 мая 1223 г. | Битва на р. Калке. Первая встреча русских с монголо-татарами | Поражение русских | ||||
Задает вопрос:
Рассказывает | Рассуждают, анализируют, отвечают на вопросы | Диологический | ||||
Дата | Событие | Последствие | Слушают, осмысливают, продолжают заполнять таблицу | Монологический | ||
1227 г. | Смерть Чингисхана | Владения монголов были разделены на улусы, между сыновьями и внуками Внуку Чингисхана Батыю достались земли западнее Иртыша, которые предстояло завоевать | ||||
1235 г. | Курултай | Принято решение о походе на Русь и в страны Западной Европы | ||||
1236 г. | Поход хана Батыя в Волжскую Булгарию | Покорил. Покорены кочевые народы степей. | ||||
| Показывает на карте завоеванные территории монголо-татар.
Демонстрирует слайд № 16, рассказывает Поздней осенью 1237 г. монголы подошли к русским границам. Во главе войска хан Батый, внук Чингисхана. Демонстрирует слайд № 17,18 Численность войска Батыя составляла около 200 тыс., против Руси до 130 тыс. Русские войска: боеспособная часть войска дружина: Рязань – 3 – 7 тыс., Владимиро-Суздальское княжество – 20 – 25 тыс., Новгород – 7 – 10 тыс. Русь в это время была раздроблена на отдельные княжества, в результате чего:
Дает задание: Задание: решить проблемный вопрос: почему один город монголо-татары подвергали разрушению и сожжению, а к другим относились благосклонно, порою обходя их? Слушает, корректирует ответы обучающихся Рассказывает, демонстрирует слайд № 19, показывает на карте: Декабрь 1237 г. – Рязанское княжество. Князь Юрий обратился за помощью во Владимир и Чернигов, но те в помощи отказывают. Послы хана потребовали от рязанцев заплатить десятину (одна десятая от всех доходов). Рязанцы отказываются платить десятину. Хан приказал начать вторжение. На реке Воронеж рязанцы потерпели поражение, погиб и князь Юрий. 21 декабря 1237 г. – после пятидневной осады пала Рязань, город монголо-татары сожгли до тла. Сообщения по темам: «Епраксия Рязанская», слайд №20; «Евпатий Коловрат», слайд №21 . Демонстрирует слайд № 22, рассказывает, показывает на карте 1238 г. – Батый разорил Коломну, Москву, взял Владимир. 7 февраля 1238 г. – монголо-татары ворвались во Владимир. Жители города и члены великокняжеской семьи укрылись в Успенском соборе. Монголо-татары ворвались в церковь и всех перебили. После взятия Владимира, монголо-татары идут по Северо-Восточной Руси, грабят города, разоряя земли и уводя в рабство русских. Захвачены города Суздаль, Ростов, Ярославль, Перяславль, Юрьев, Галич, Дмитров, Тверь и другие города. Батый поворачивает на Новгород, чтобы захватить важнейшие торговые пути. Монголо-татары всюду встречают ожесточенное сопротивление. Город Торжок оборонялся две недели. Не дойдя сто верст до Новгорода, в районе Торжка, монголы повернули на юг. На обратном пути им пришлось преодолеть упорное сопротивление г. Козельска, который оборонялся 7 недель. Козельск был назван монголо-татарами «злым городом», а все жители были перебиты. Задает вопросы: Вопросы:
Слушает и корректирует ответы обучающихся
Монголо-татары ушли в степи, очищая их от половцев. Продолжает рассказ, показывает на карте Весна 1239 г. – возобновление похода Батыя. 6 декабря 1240 г. – татары берут Киев и полностью его разоряют. Князь покинул город, обороной руководил воевода Дмитрий. Последние защитники укрылись в Десятинной церкви, своды которой не выдержали, рухнули, похоронили под собой последних киевлян. 1241 г. – подверглось разгрому Галицко-Волынское княжество. Монголо-татары, пройдя всю Русь, кроме Новгорода, направляются в Европу. 1241 – 1242 гг. – Батый прошел по землям Венгрии, Польши, Чехии, Балканам, вышел к Адриатическому морю. 1242 г. – потерпели поражение в Чехии в битве при Оломоуце. 1242 г. – Батый возвращается из Европы на Русь. 1243 г. – монголо-татары оседают в Нижнем Поволжье, здесь образовалось государство Золотая Орда. Столица – г. Сарай (около Астрахани) Золотая Орда включала Крым, Северный Кавказ, часть Руси, Волжскую Булгарию, земли покоренных кочевых племен, Западную Сибирь, часть Средней Азии. Показывает на карте земли Золотой Орды. Формулирует задание. Вопрос: Почему монголо-татары ушли из Европы и осели в Нижнем Поволжье? Слушает, корректирует ответы Предполагаемый ответ:
А. С. Пушкин писал, что Западная Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией». Объясните слова поэта. Продолжает рассказ, показывает на карте 1251 г. – второе нашествие монголо-татар (Неврьюева рать). Суздальское княжество подверглось разгрому. Цель похода – сломить сопротивление Руси и установить на покоренной территории свои порядки. С 1251 г. на Руси окончательно установилось иго монголо-татар.
Формулирует задание На основе полученных знаний на уроке, сформулируйте причины поражения Руси в борьбе с монголо-татарами. Слушает, корректирует ответы, демонстрирует слайд № 24 Формулирует вопросы по работе с исторической картой: Вопросы:
Формулирует вывод по вопросам. Русские земли не вошли в состав Золотой Орды, а попали в вассальную зависимость.
Задание:составьте тезисный план Демонстрирует слайд №25, видеофильм Проверяет тезисный план. Двое обучающихся зачитывают планы. Корректирует. Демонстрирует видеофильм «Ледовое побоище» Формулирует задание: На основе полученных знаний, определите значение побед Александра Невского:
Предлагает проблемные вопросы для обсуждения. Вопросы для обсуждения:
| Работают с исторической картой Смотрят слайд, слушают, осмысливают, составляют хронологическую таблицу Анализируют, рассуждают, формулируют ответ на проблемный вопрос Слушают, смотрят слайд, осмысливают, продолжают составлять хронологическую таблицу, работают с картой Слушают сообщение по темам:
Смотрят слайды , слушают, продолжают составлять хронологическую таблицу, работают с картой Отвечают на вопросы, рассуждают
Слушают, продолжают составлять хронологическую таблицу, работают с картой Читают текст на с. 98 п. 4, 99 п. 1., отвечают на вопрос, Рассуждают, высказывают свою точку зрения Слушают задание, анализируют, формулируют причины Смотрят слайд №24, корректируют и записывают ответ на вопрос Слушают вопросы, отвечают и показывают на карте Записывают вывод Самостоятельная работа с текстом учебника, с.99-102. Читают, анализируют. Составляют тезисный план. Осуждают, корректируют Воспринимают видео информацию. Слушают задание, формулируют значение побед Обсуждают вопросы, высказывают свое мнение, рассуждают | Карта Монологический. ЦОР Диологический Монологический. Карта Монологический. ЦОР. Монологический. Карта Диологический Монологический. Карта Диологический Учебник Монологический. Карта Диологический ЦОР Диологический. Карта Эвристический Учебник Диологический Монологический Диологический | |||
| Предлагает выполнить тест, демонстрирует слайды №28-39 или раздаёт тесты на бумажном носителе ТЕСТ
Ивана Грозного. По окончанию работы демонстрирует слайд №40 с правильными ответами и предлагает провести самоанализ выполненного задания КЛЮЧ К ТЕСТУ: 1 – а; 2 – г; 3 – б; 4 – г; 5 – г; 6 – а; 7 – г; 8 – в; 9 – в; 10 – г; 11 – г; 12 – в. | Выполняют тест, работают с раздаточным материалом Задают уточняющие вопросы | Эвристический Тест на бумажном носителе. ЦОР
Диологический | |||
Заключительный этап |
| Наш урок заканчивается, давайте подведем итоги. Анализирует деятельность обучающихся (готовность к занятиям, подготовка домашнего задания, дисциплина и активность на уроке, успешность освоения нового учебного материала) и оценивает ее. Выставляет оценки: 1. По результатам проверки домашнего задания. 2. По результатам работы на уроке ( ответы на вопросы, сообщения, составление хронологической таблицы, работа с текстом учебника, дополнения, уточнения). 3. Только положительные оценки за выполнение теста по новому материалу. Задает вопрос: Кто не согласен с этими оценками ? Анализирует ответы, акцентирует внимание на ошибках, обосновывает объективность оценок. Отмечает и морально стимулирует учащихся, которые успешно справились с заданиями, активно работали во время занятия, помогали преподавателю. Обучающмимся, которые получили неудовлетворительные оценки, предлагает проанализировать причины неудач и приглашает на консультацию. | Слушают преподавателя, Задают вопросы. Высказывают собственное мнение, Соглашаются или не соглашаются с оценками. | Диологический | ||
| Озвучивает домашнее задание, слайд №40
Задание на опережение.
Демонстрирует слайд №41 Предлагает закончить фразы:
Молодцы, спасибо за работу на уроке. | Записывают вопросы, параграф. При необходимости задают вопросы. Выбирают тему для собщений и докладов. Читают слайд, заканчивают фразы | Монологический Монологический |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".
Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе"....
Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке"
Урок направлен на ознакомление учеников с причинами, характером, основными итогами борьбы Новгородской земли с немецкими и шведскими рыцарями; на формирование умения работать с разными источниками, вы...
Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке
Презентация используется в качестве наглядности, позволяет активизировать образное мышление учащихся, формирует интерес к теме, разнообразит источники информации при изучении темы, повышает эффективно...
Борьба с внешней агрессией в XIII веке.
Урок в 6 классе. Работа с картой, схемой, изображением, информацией о событиях и исторических деятелях....
Русь между Востоком и Западом. Борьба с внешней агрессией в XIII веке.
ТИП УРОКА: изучение нового материала ВИД УРОКА: традиционный с элементами лекции, лабораторной работы, с использованием ИКТЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с ходом монгольского нашест...
Карта урока по теме: "Культура Древней Руси. Страницы истории культуры X - XIII веков"
Карта урока поможет педагогам в создании урока по данной теме....
Презентация к повторительно-обобщающем курсу по истории России в 11 классе "Борьба Руси с иноземными захватчиками в 13 веке: монголо-татары."
Презентация предназначена для повторительно-обобщающего курса по истории, для подготовки к ЕГЭ. Материал презентации иллюстрирует основные этапы нашествия монголо-татар на Русь в 13 веке....