Урок истории "Золотой век"русской культуры"
план-конспект урока (история, 11 класс) по теме
Урок истории "Золотой век" русской культуры (архитектура, живопись, театр, журналистика)" призван дать представление о наиболее значимых достижениях и деятелях русской культуры первой половины 19 века. Учащимся дается задание подготовить доклад узкой тематики продолжительностью 3-5 мин. (Например, рассказать историю создания картины Иванова "Явление Христа народу") Урок расчитан на пару (2 часа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur._zolot_vek.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Золотой век» русской культуры
Тип урока: комбинированный
Цели: дать представление о наиболее значимых достижениях и наиболее видных деятелях русской культуры первой половины 19 века.
Оборудование: презентация.
Ход урока.
- Изучение нового материала.
Слайд 2.
Слово учителя. Герцен писал о русском народе «мощном и неразгаданном», который сохранил величавые черты, живой ум и широкую богатую натуру под гнетом крепостничества и на петровский приказ образовываться ответил через 100 лет явлением Пушкина».
- Архитектура и скульптура.
Слайд 3.
Слово учителя. Эпоха конца 18 начала 19 века – это эпоха классицизма в русском зодчестве. Эта эпоха наложила отпечаток на архитектурный облик обеих столиц.
Запись в тетради со слайда.
В литературе век классицизма был недолог и неярок. В музыке классицизм почти незаметен, а вот в живописи и архитектуре он оставил подлинные шедевры.
Петербург в 18 веке – город одиночных архитектурных ансамблей, затем началась застройка города вдоль проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства.
Слайд 4. Учащиеся записывают данные со слайда.
Работа по упорядочению центра Петербурга началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Андреяна Дмитриевича Захарова. В громадном здании автор выделил центральную башню. Ее вертикальный ритм как бы отталкивается от массивного кубического основания, вверх взлетает золоченная игла с корабликом. Здание имеет торжественно-мажорный вид.
Слайд 5.
Именно это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг широкого участка русла Невы. Адмиралтейство. Проект – французский архитектор Тома де Томон, дорабатывал А.Д.Захаров. Творческое содружество привело к блестящему решению задачи. Зеркало Невы объединило систему Петропавловская крепость – стрелка Васильевского острова – Дворцовая набережная.
Слайд 6.
Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрел вид цельного архитектурного ансамбля с постройкой Казанского собора.
Сообщение учащегося о Казанском соборе (3 мин)
Слайд 7.
В 40 – 50-е годы 19 века невский проспект украсили бронзовые скульптуры Петра Карловича Клодта «Укротители коней».
Сообщение учащегося о работах Клодта – «Укротители коней», памятник Николаю I. (3-5 мин).
Слайд 8. Слайд 9.
Исаакиевский собор. Колонна-памятник Александру 1.
Сообщение учащегося (3-5 мин).
Величественный образ Санкт-Петербурга дошел до наших дней почти нетронутым.
Москва имела особый колорит. На ее кривых и узких улочках существовали здания разных эпох, много было деревянных застроек. В Москве меньше зданий в стиле классицизма, и они не образуют ансамблей, но все же в Москве есть величественные здания и уютные особняки.
Слайд 10.
Архитектор Константин Андреевич Тон в своем творчестве пытался возродить традиции древнерусской архитектуры.
Сообщение учащегося о работах Тона – Большой Кремлевский Дворец, Храм Христа Спасителя. (5-7 мин).
Слайд 11.
Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, скульптора Ивана Петровича Мартоса. Торжественной открытие – 20 февраля 1818 г. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. В памятнике Мартос сумел воплотить высокие гражданские доблести и патриотизм.
Четко вырисовывается силуэт памятника. Первое – поднятая рука Минина, его призывной жест. Мужественная фигура Минина призывает Пожарского подняться и возглавить Ополчение. С другой стороны памятника видно, что Пожарский опирается рукой на щит, собираясь подняться, с задней стороны видны скрещенные на мече руки Пожарского и Минина, символизирующие их единство.
Следуя традициям классицизма, скульптор облачил их в античные одежды.
- Живопись
Слайд 12. Учащиеся записывают данные со слайда.
Слово учителя. Классицизм в живописи получил название академизма.
Слайд 13.
Краткое сообщение учащегося о К.П. Брюллове, об истории создания картины «Последний день Помпеи». (5 мин)
Слайд 14.
Брюллов хоть и был тесно связан с академизмом всем своим творчеством, однако он умел запечатлеть на холсте и красоту обнажённого человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленом листе. Например, полотно «Всадница».
Слайд 15.
Сообщение учащегося об А.А. Иванова и его работе над созданием картины «Явление Христа народу».
Слайд 16.
Два замечательных портретиста оставили нам прижизненные портреты А.С. Пушкина. Обратите внимание на работы. Заметьте, во что облачили поэта писатели.
У Кипренского поэт выглядит торжественно, романтично. Он в шарфе, романтично повязанном, позади – статуэтка, которая придает торжественности позы Пушкина. «Ты мне льстишь, Орест», - сказал Пушкин, взглянув на полотно.
На портрете Тропинина Пушкин выглядит по-другому. Поэт одет в старомодный халат, и от картины веет домашним теплом и уютом. Тропинин до 47 лет находился в крепостной неволе, наверное, поэтому на его полотнах так свежи и одухотворены лица.
В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. Это был первый общедоступный художественный музей.
- Театр и музыка.
Слайд 17. Учащиеся записывают данные со слайда.
Слово учителя. В театральной жизни России большую роль играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами (театральный предприниматель). На театр смотрели как на забаву, считалось, что зритель должен лишь развлекаться, веселиться. Поэтому репертуар в основном состоял из веселых водевилей, легковесных сценок.
Слайд 18. Сообщение учащегося об актерах М.С. Щепине, П.С. Мочалове. (3-5 мин)
Слайд 19.
В области музыкальной культуры в начале века господствовали сочинения иностранных авторов, но с 30-х годов положение меняется, появляются крупные музыкальные произведения отечественных авторов.
Сообщение учащегося о творчестве М.И. Глинки. (3 мин)
Слайд 20. Сообщение учащегося о музыке Даргомыжского А.С. (3-4 мин)
- Русская журналистика.
Слайд 21, 22. Учащиеся делают записи со слайда.
Слово учителя. В первой половине 19 в. Значительно возросло число газет и журналов. Увеличились тиражи. С 1838 г. В каждой губернии стали выходить «Губернские новости». Официальной газетой оставались «Санкт-Петербургские новости».
Слайд 23, 24. Сообщение учащегося о журнале «Современник», «отечественные записки». (3-5 мин).
Слайд 25. Записи в тетрадь.
Заключительное слово. Первая половина 19 века – время культурного подъема в России. Отечественная война 1812г. дала импульс развитию национального самосознания. Культура приобретает выраженную национальную окрашенность, делается именно «русской».
2. Подведение итогов
3. Домашнее задание.
Вопросы: 1. Подумайте, какой вклад в мировую культуру внесла Россия первой половины 19 века. 2. Что позволяет назвать культуру первой половины 19 века «золотым» веком культуры?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для вводного или повторительно-обобщающего урока по истории русской культуры для 6 класса
Презентацию можно использовать для организации работы по группам при выборе материала для групповой работы или для повторения по теме "Русская культура в IX-X в.в."...
Бинарный урок по изучению русской культуры
Даная презентация используется при изучении русского фольклора на уроках народного творчества....
Тема урока: «Серебряный век русской культуры»
Цели: 1. Обучающая: познакомить учащихся с особенностями стилей культуры начала XX века, творчеством композиторов, литераторов и художников данного периода; 2. Развивающая: развивать познавательн...
Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).
Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...
Конспект урока: «Золотой век» русской культуры».
Конспект урока: «Золотой век» русской культуры»....
Открытый урок Золотой «век» русской культуры (первая половина 19в.). М.И.Глинка – отец русской музыкальной классики.
Цель урока: Закрепить знания об опере, доказать на примере оперы «Руслан и Людмила», что Глинка является родоначальником русской классики, познакомить учащихся с творчеством М.И.Глинки. ...
Урок по теме " Русская культура 18 века"
Урок изучения нового материала " Русская культура в 18 веке"...
Комментарии
19в
хотелось бы посмотреть презентацию
о презентации
Презентацию загрузить не удалось, очень большая оказалась. Надо сжимать. Не знаю как.
19в
Формат/Сжатие рисунков
http://nsportal.ru/node/1021488
19в
загрузил презентацию на сайт виртуальной школы
http://vschool14.ucoz.ru/2014/XIXv.pptx