Систематичная работа в группах на уроках истории
статья по истории на тему

Фролова Вера Алексеевна

Статья об эффективности использования групповой работы на уроках истории в 8-11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon somova_yu.v.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 п.г.т Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области

Систематические групповые занятия на уроках истории

Сомова Юлия Владимировна

Учитель истории (высшая категория)

ГБОУ СОШ №2

п.г.т. Безенчук

Самарской области

Безенчук 2014

Теоретические основы групповой работы на уроках

Сознание ребенка - могучая,

но медленная река, и у каждого

она имеет свою скорость.

 В.А. Сухомлинский

   Результаты индивидуальной работы (устный ответ, тест, самостоятельные работы, экзамены) полностью зависят от усилий лишь данного конкретного школьника. Более того, в условиях традиционных форм обучения нередко неудачи одних учеников невольно создают благоприятный фон для проявления успехов других. Такая деятельность учащихся является коактивной, т.е. постоянной по принципу «рядом, но не вместе», и не предполагает совместных усилий и взаимопомощи, даже если цели и задачи работы всех исполнителей идентичны. Скорее наоборот, возможности сотрудничества здесь резко ограничиваются самим педагогом.[ Климонова Г. Н. Опыт организации групповой работы на уроках - http://www.eidos.ru]
  В условиях фронтальной работы на уроке так же, как и в ситуации индивидуальной деятельности, успех каждого школьника не предполагает в качестве обязательного условия успех его товарищей. По существу фронтальная работа представляет собой один из вариантов индивидуальной деятельности школьников, лишь тиражированной по числу учеников в классе.
  Поэтому психологи считают наиболее эффективной учебную деятельность, организованную по групповому принципу. По сравнению с традиционной индивидуальной и фронтальной формой обучения групповая деятельность учащихся на уроке в качестве необходимого условия предполагает повышение роли педагога в организации всего учебно-воспитательного процесса. Это определяет и резко возрастающий объем работы учителя, и качественное ее усложнение. С одной стороны, необходима специальная подготовка учебного материала и разработка оригинальных методик проведения урока, а с другой – важна и собственно психологическая сторона проблемы, т.е. организация взаимодействия учащихся. В связи с этим при формировании учебных грум и непосредственной работе с ними учитель должен учитывать целы ряд самых разнообразных факторов.

   1. Подбор состава учебной группы целесообразно осуществлять с учетом уровня реальных знаний школьников и их успеваемости, зафиксированной не только в журналах и дневниках, но и в сознании их одноклассников. В то же время не вызывает сомнения и тот факт, что даже таких важных данных, как успеваемость, недостаточно для решения вопросов, связанных с персональным комплектованием группы. Педагог должен учесть характер взаимоотношений учащихся, их симпатии или антипатии, мотивы межличностных предпочтений, готовность к сотрудничеству.[ Климонова Г. Н. Опыт организации групповой работы на уроках - http://www.eidos.ru]

2. Выбор консультанта, ответственного за работу в группе. В педагогическое среде до сих пор бытует давно сложившееся представление о том, что наиболее благоприятную позицию в этом плане занимают отличники. Это достаточно распространенное мнение на самом деле отражает упрощенное видение ситуации, особенно в старших классах. Отношение одноклассников к отличникам неоднозначно. В большинстве случаев, отмечая их способность к самоорганизации, высокий уровень знаний, устойчивость учебных мотивов, одноклассники и сам учитель видят их склонность к обособлению, стремление ограничить контакты с менее успевающими школьниками. Педагогические исследования показали, что факт высокой успеваемости отличника определяющим образом не влияет на взаимоотношения в ученической группе. В ходе одного из специально организованных экспериментов выяснилось, что авторитетный партнер повышает учебную активность одноклассника, если последний в свою очередь считает себя значимым в его глазах. Консультант и его группа (обычно 4-5) должны быть близки в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Если, к примеру, одни члены группы считают, что задача, поставленная перед ней, невыполнима или что руководитель группы неспособен обеспечить ее выполнение, а другие члены группы придерживаются противоположного мнения, то ни о какой сплоченности группы не может быть и речи.[ Климонова Г. Н. Опыт организации групповой работы на уроках - http://www.eidos.ru]

3. Какие виды работ можно решить в группе? Многие. Главное: определить оптимальность и эффективность. Есть уроки, где групповая форма присутствует только при проверке домашней работы, есть уроки полностью идущие в группе, а иногда педагоги за целый урок ни разу не скажут: «Сейчас мы работаем по группам». Все зависит от темы урока, цели, которая стоит перед учителем и его учениками, места урока в системе изучения проблемы, типа урока, формы обучения.[ Климонова Г. Н. Опыт организации групповой работы на уроках - http://www.eidos.ru]

ФГОСы о работе в группах

   Изучив текст Стандарта [Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года] я пришла к выводу о том, что по новым образовательным стандартам педагог все чаще выступает в роли организатора учебного процесса и направляющего в познавательной деятельности обучающихся, а продуктивнее всего данный вид деятельности педагог сможет реализовать на групповых занятиях по предмету.

Практическое применение групповой работы на уроках истории в 8-11 классах общеобразовательной школы

   2013-2014 учебный год я решила провести в групповой работе. С каждым годом все труднее заинтересовать ребенка в получении тех или иных знаний. И если в 5 и 6 классе учебный материал по истории настолько сказочный и интересный, что и предпринимать для увлечения обучающихся особого ничего не требуется, то начиная с 8 класса и старше – это становится первоочередной задачей педагога.

   На первом вводном занятии я предложила всему классу поделиться на группы по 4 человека, при этом выбор они должны были сделать самостоятельный. Я выступала лишь в роли координатора их действий. Затем ребята получили иллюстрации, ножницы, клей, маркеры и т.п. для создание коллажа своей группы. Форма выполнения коллажа была дана произвольная, обязательным содержанием было лишь: название группы и список ее участников.

   У каждой группы на столе появилась табличка с номером группы и папка, в которой будут находится их тетради и раздаточный материал к каждому уроку.

    Учащиеся ежедневно посещают более 6 уроков по разным учебным предметам, при этом работа на них по большинству своему проводится в традиционной форме, а когда они приходят на уроки истории, то у них появляется возможность сменить не только учебный предмет, но и вид работы.

   Перейдя на систему сдачи итоговых экзаменов в виде тестирования (ЕГЭ и ГИА), педагоги очень часто стали отходить от устной работы, заменяя ее письменными работами. Но ФГОСы второго поколения говорят о необходимости грамотной и развитой речевой деятельности у обучающихся, поэтому 80% опросов я провожу устно. Я не концентрирую внимание ребят на пересказывании текста учебника. В итоге изученной темы мы с ребятами определяем ряд вопросов, при ответе на которые вся тема становится максимально раскрытой, именно эти вопросы и получают учащиеся в домашнее задание. На следующем уроке опрос проводится по данным вопросам, каждой группе предлагается ответить на один из вопросов, на какой именно, ребята узнают лишь в начале урока.

   Я заметила, что в основном обучающиеся распределяли вопросы между собой в группе, отвечать приходилось тому ученику, который и готовил выпавший группе вопрос. Меня это ни чуть не смущало, но по прошествии времени ребята столкнулись с проблемой – очень часто одного ребенка из группы не было на уроке по каким-либо причинам. Учащиеся переживали стресс по этому поводу, так как этот ученик готовил один из возможных вопросов, но они справились с этой трудностью – готовили все вопросы каждый, а уже на уроке решали, кто будет представлять группу с устным ответом.

   Работа в группах уменьшает стрессовую ситуацию в классе, нет проблем с дисциплиной. Систематическая групповая работа дает мне возможность заготавливать на каждый урок разнообразный раздаточный материал (таблицы, карты, тесты и т.п.) в шести экземплярах.

   Если сравнивать результаты качественной успеваемости учащихся 8-11 классов в текущем учебном году с прошлым, то можно с уверенностью сказать, что ребята повысили свои качественные показатели в 1 и 2 четвертях 2013-2014 гг. с 4,3 до 4,6. Количество пропусков уроков истории без уважительной причины практически отсутствует.

    Групповая работа вовсе не исключает индивидуальной (тест, контроль знаний, ответ у доски по карте и т.п.) работы и  общеклассовой (просмотр фрагментов фильмов, семинар, фронтальный опрос).

   В следующем учебном году я выберу другую форму работы, чтобы сравнить ее с классической и групповой.

 

Приложения

                 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания...

Статья в методический журнал "Уровневая дифференциация при организации работы учеников в малых группах на уроках истории" (8класс, тема: «Отечественная война 1812 года»)

В природе человека изначально, на генном уровне, заложено стремление к самореализации, раскрытию сущностного, творческого потенциала личности. Ни для кого не секрет, что современное образование готови...

«ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ГРУППАХ НА УРОКАХ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

Это выступление для МО. В нем раскрыта Технология организации деятельности учащихся в группах на уроках истории, обществознания....

Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка (из опыта работы).

Знакомство с некоторыми нестандартными формами и приемами организации групповой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Способствовать внедрению групповых форм работы на уроках ру...

«Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания».

В материале представлен опыт работы учителя истории. В условиях реализации метапредметного подхода, обусловленного введением ФГОС нового поколения, историко-культурного стандарта, перед учителем истор...

Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации составлены (разработаны) для учителей истории и обществознания.Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознан...

Критерии оценивания работы в группах на уроках истории и истории Санкт-Петербурга.

Методы оценивания работы учащихся в группах при использовании технологии критериальной оценки...