Урок истории в 7 классе "Ремесла восточных славян"
план-конспект урока (7 класс)

Вантеева Надежда Алексеевна

Цель –узнать какими ремёслами владели восточные славяне, познакомить учащихся с условиями жизни и труда восточных славян; обратить внимание на трудолюбие славян.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Ремесла восточных славян, 7 класс.

Цель –узнать какими ремёслами владели восточные славяне, познакомить учащихся с условиями жизни и труда восточных славян; обратить внимание на трудолюбие славян.

Задачи:Образовательные: продолжать формировать представление о быте и жизни восточных славян.

Коррекционно-развивающие: продолжать развивать умения работать с текстом учебника, иллюстрациями; развивать зрительную память через узнавание иллюстраций; развивать связную устную речь при ответе на вопросы.

Воспитательные: воспитывать любовь к труду, глубокое уважение к людям труда.

Основные термины и понятия: гончар, кузнец, туесок, бондарь,ладейщик, ладья, горн, наковальня.

Оборудование и материалыкарточки с заданиями, сюжетные картинки, кринка, туесок, лапти  и др.изделия, цветные карандаши, учебник, тетрадь, презентация к уроку.

Тип урока. Комбинированный.

Слайд 1, 2.

  1. Оргмомент. Проверьте готовность к уроку.

У каждого на столе лежит учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, цветные карандаши.

На уроке я сижу,не шумлю и не кричу.

Руку тихо поднимаю,еслиспросят,отвечаю.

-На какой урок пришли? -Зачем нужно изучать историю? -А кто мне скажет какой год сейчас, а век кто назовёт?

-Сегодня мы будем работать индивидуально, парами,  в группах. Я желаю вам на уроке активно работать,помогать друг другу,внимательно слушать учителя, тогда у вас всё получится и будут хорошие отметки.

У каждого на столе лежит оценочный лист, который вы должны заполнять на уроке, во время выполнения заданий и ответов на вопросы.

Слайд 3.

Давайте определим критерии оценивания:

-Если задание выполнено без ошибок,не было дополнений –вы можете поставить 2 балла;

-Если ваш ответ дополняли и при выполнении задания допустили 1,2 ошибки- ставите 1 балл;

-Если при выполнении задания требовалась постоянная помощь учителя и ваш ответ дополняли ребята, он был не верным- ставите 0 баллов.

Ключ к выставлению отметки увидите в конце урока на слайде.

  1. Повторение пройденного материала.

Проверка Дом.задания. Беседа по вопросам. Устный опрос.

-Какой раздел изучаем?

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Слайд 3-9

- Какие занятия были у восточных славян? Внимание на экран. Работаем вместе. Поднимаем руку.

- Какое из занятий восточных славян считается основным?

-В каких жилищах жили славяне?

-Какая обстановка была в доме у славян?

-Какую пищу употребляли?

Молодцы. Поставьте баллы за устный опрос.

III. Актуализация знаний, объявление новой темы.

Вступительное слово учителя.

- На прошлом уроке мы узнали об основных занятиях наших предков, о том, как они работали на земле, охотились, ловили рыбу, пасли скот, добывали мёд диких пчёл, собирали в лесу  ягоды и грибы, травы, в каких домах жили. И сделали вывод о том, что наши предки-славяне были очень трудолюбивыми людьми.

IV. Изучение новой темы.

Слайд 10. - В холодную зимнюю пору славяне не оставались без дела. Лето кончилось, полевые работы завершены, и теперь они должны были обеспечить семью всем необходимым: одеждой, посудой, деревянной утварью, оружием для охоты, сетью для рыбной ловли. Восточные славяне владели разными ремёслами.

Слайд 11.

- Сегодня мы совершим путешествие к нашим предкам - восточным славянам. Послушайте строки из стихотворения Джани Родари «Чем пахнут ремёсла?»

«У каждого дела, запах особый

В булочной пахнет тестом и сдобой,

Мимо столярной идёшь мастерской,

Стружкою пахнет, и свежей доской….»

-Скажите, кто догадался,  о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?        

Сформулируйте тему урока.

Слайд 12.

Тема: Ремёсла восточных славян.

Слайд 13.

Цель урока: узнать, познакомиться, какими ремёслами владели наши предки восточные славяне.

-Ребята, где могут  пригодиться полученные знания на уроке?

Слайд 14.

- Что такое ремесло?-  это деятельность человека по производству различных  и нужных для жизни предметов.

-Каким словом сейчас называется ремесло? (профессия, специальность)

Значит, знания вам могут пригодиться при выборе профессии.

- Запишите в тетрадь дату  и тему урока. Сегодня на уроке нам встретятся новые слова, которые нужно записать в тетрадь и постараться запомнить их значение. Запись в тетрадь словарные слова. (стр 66)

(Вова Ч.- Списывает тему и словарные слова с листочка)

Слайд 15.

-И так отправляемся в путешествие к нашим предкам – восточным славянам, чтобы узнать какими ремёслами они владели и первая  наша пристань:

 Слайд 16  «Ткачество и прядение».

Дополнительный рассказ о ткачестве приготовила Даша М.

Беседа.

-О чём нам рассказала Даша?

- Из чего получали пряжу? (Из стеблей льна и шерсти животных)

- Правильно. Но чаще это были стебли льна.

Слайд 17.

- Лён специально выращивали на своих полях славяне и изготавливали из него полотно.

Слайд 18.

Но не всякую ткань называли “полотном” - это слово у славян обозначало только льняную материю. (демонстрирую ткань)

Слайд 19.

Демонстрация рубашки изо льна.

- Никакая одежда не может сравниться с льняной: зимой – она греет, летом – холодит. Вся одежда у восточных славян называлась домотканой. Одежда была праздничной и повседневной.

 Знатоки народной медицины утверждают, что льняная одежда охраняет человека.

Слайд 20.

-Путешествие наше продолжается и сейчас мы узнаем , а чем же занимались мужчины? Наша лодка причаливает к берегу, и нам предстоит знакомство с «Бондарным ремеслом», а   расскажет нам о нём Бажин Руслан.

Слайд 21, 22.

Дополнительный рассказ о Бондыре.

-Скажите мне ребята, из чего изготавливал свои изделия бондарь?

Работа с предметами.

- Обратите внимание на предметы, которые у нас имеются.

- Лапти были единственной обувью славян и зимой и летом. Для изготовления деревянной посуды использовали кору берёзы (береста), древесину липы  и осины. Из бересты изготавливали: туески, кружки, короба, корзины.

- Для чего нужна эта посуда?

- Что хранили в бочках? (Квашеную капусту, мочёные яблоки )

 Слайд 23.

Слово учителя.

- Но были ещё одни деревянных дел мастера – ладейщики. Делали они ладью из цельного дерева  (показ слайда)

-  А для чего нужна была ладья славянам?(ответы детей)

Правильно ребята, водный путь был единственным у славян, по которому они могли связаться с другими поселениями, городами.

Слайд 24. Мы с вами долго путешествовали и немного устали, чтобы набраться сил для дальнейшего пути сделаем остановку.

                                                     Физминутка

                                 «На зарядку солнышко поднимает нас

Поднимаем руки по команде –«раз»

А над нами весело шелестит листва

Опускаем руки по команде- «два»

Начинаем мы опять по истории шагать,

Чтобы всё понятным стало

Потрудиться надо нам немало!

И так путешествие продолжается и следующая наша остановка

 Слайд 25   «Гончарное ремесло»

Расскажет нам о нём  Виталя М.

Гончар-мастер по изготовлению посуды из глины. Это словарное слово-запомните его.

- О каком ремесле нам рассказал Виталя? (О гончарном)

-Из какого материала гончар изготавливал свои изделия?

- Что изготавливал гончар  (перечисляют)

- Кувшины, горшки, блюда, чаши, миски, кринки. Посмотрите на выставку.

- Как украшали изделия из глины? (Острой палочкой чертили по свежему изделию)

После обжига в печи изделие было готово к употреблению.

Итог. Могли ли славяне обойтись без изделий гончара?

- Можно назвать это ремесло основным?

Слайд26. 

Слово учителя. Продолжим наше путешествие к восточнославянским ремесленникам, познакомимся ещё с одним ремеслом

 Слайд 27.

«Кузнечное ремесло»

Дополнительно о нём нам расскажет Вова Г.

-С каким мастером нас познакомил Вова?

-Из какого материала кузнец делал свои изделия?

-Какие изделия мастерил кузнец?(ответы детей)

Итог: без изделий кузнеца не могли обойтись в посёлке, поэтому он работал в кузнице круглый год, это ремесло было основным у восточных славян. Кузнец был освобождён от другой сельскохозяйственной работы.

-Спасибо, ребята, за интересные рассказы о ремёслах восточных славян.

В оценочном листе поставьте себе по 2 балла.

Кто активно отвечал на вопросы, также оцените себя.

Слайд 28. 

Мы с вами долго путешествовали, многое узнали о ремёслах, давайте сейчас поработаем и закрепим наши знания.

А сейчас поработаем в парах.

Возьмите из жёлтого конверта  карточку и выполните задание.

Карточка №1. Взаимопроверка (поменяйтесь карточками)

ВоваЧ- украшает чайничек кружочками.

Оцените свои знания.

Обращаю внимание на осанку учащихся.

V. Первичное закрепление нового материала.

Игра  «Узнай чьё  изделие»  (демонстрация изделий с выставки)

-А сейчас поработаем вместе, я показываю изделие , а вы называете  к какому ремеслу или мастеру  относится.    (оцените себя).

Слайд29.

-А сейчас поработаем в группах: вам нужно отгадать кроссворд.

1 группа(Виталя,Вова,Денис,Даша)-по вертикали

2 группа(Руслан,Андрей,Илья) – по горизонтали

Слайд 30.

Правильность выполнения проверим на слайде.

ВоваЧ.  рассматривает картинки  и отгадывает, что это за мастер?

Оцените себя в оценочном листе.

Слайд 31. Путешествие завершилось, наше судно причалило к берегу.

Рефлексия.

 - Что нового узнали на уроке?

-Что такое ремесло? Как можно назвать это по другому?

-О каких ремёслах восточных славян вы сегодня узнали?

- Какие ремёсла были основными? Почему?

-Ребята, а где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Особенно активны были Андрей С, ВоваГ, Виталя М. Вова Ч.  тоже молодец, справился со своими заданиями. Но дома тоже нужно будет потрудиться.

Слайд 32

Д/З. Подготовить пересказ о кузнеце, гончаре (стр.66-68)

Творческая работа « Раскрась  туесок».

VI. Подведение итогов.

Слайд 33.

-А сейчас посчитайте свои баллы и поставьте себе отметку.

Ключ к критериям (на слайде)

Отметка «5»- если вы набрали 8-10 баллов

                «4»-если вы набрали  5-7 баллов

                «3»-если вы набрали менее 5 баллов.

Объявление и комментирование отметок за работу на уроке.

Слайд 34. Спасибо ЗА УРОК. Все свободны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок истории и географии "Восточные славяне и их соседи"

Интегрированный урок истории и географии "Восточные славяне и их соседи".  Во время урока ученики имеют возможность продемонстрировать полученные знания  на уроке геграфии. В зависимости от ...

Урок истории по теме "Восточные славяне"

Конспект урока по теме "Восточные славяне"...

Технологическая карта и методическая разработка к уроку в 6 классе "Восточные славяне" по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»

Данная разработка предназначена для проведения комбинированного урока в 6 классе по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»....

Тест по истории 6 класс. Восточные славяне в древности.

Тест по истории 6 класс. Восточные славяне в древности....

Урок истории по теме "Восточные славяне"

Разработка урока «Восточные славяне»  составлена   по учебнику Данилова А.А, Косулиной Л.Г. История России: с древнейших времен до конца XVI века. Это второй  урок  по теме «В...

Урок истории по теме «ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VIII – IХ ВВ.» 10 класс

Тип урока: изучение нового материала. Формы и методы:  Методы: наглядный, частично-поисковый. Методы контроля: устный, письменный. Приёмы: работа с учебником и дополнительными исто...

Конспект урока по истории 6 класс "Восточные славяне и их соседи"

Данный урок соответствует требованиям ФГОС. Для разработки данного урока был использован материал методического пособия "Поурочные разработки" Е.Н. Сорокиной к УМК Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова....