Урок истории в 5 классе "Древняя Спарта"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Жирнов Петр Владимирович

Урок истории в 5 классе "Древняя Спарта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_istorii_v_5_klasse.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории

Учитель: Жирнов Петр Владимирович

Класс: 5                                                                 Дата: 24.02.12 г.

Тема: Древняя Спарта

Цель урока: продолжить формировать историческое сознание и исторический стиль мышления школьников на основе глубокого осмысления особенностей развития Спартанского государства.

Программное содержание: Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Основные образовательные результаты:

По окончанию изучения темы ученик:

- показывает на карте территории: Лакония, Мессения;

- характеризует политический строй Древней Спарты;

-дает сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты;

- рассказывает, каким было спартанское воспитание, определяет свое отношение к нему;

- умеет работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное;

Тип урока: комбинированный

Вид урока: традиционный

Технология обучения: объяснительно-иллюстративная

Мировоззренческая идея: спартанец олицетворяет собой образ искусного воина, готового отдать жизнь за свою Родину.

Основные понятия: спартанцы (спартиаты), илоты, царь (архагет), Совет Старейшин.

Основные даты: VI в. до н.э.

Географические названия: Спарта, Лакония

План изучения нового материала:

1. Географическое положение Древней Спарты

2. Спартанцы (спартиаты) и илоты

3. Устройство Спартанского государства

4. Спартанское воспитание

Оборудование урока: раздаточный дидактический материал

Оформление доски: тема урока, главный вопрос урока, основные понятия, таблица, домашнее задание.

Мизансцена урока: традиционная

Домашнее задание: прочитать §31, ответить на вопрос в тетради: «Что вам нравится, а что нет в спартанском воспитании?».

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

На столах: учебник, тетрадь, атлас, письменные принадлежности

  1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

1. Письменный опрос по карточкам № 8 - 10.

2. Тесты № 1-2.

3. Устный опрос:

- Покажите на карте Афины.

- В какой местности они находятся?

- Какое событие произошло в 594 г. до н.э.?

- Какие категории населения афинского государства вы знаете?

- Что означает слово “демократия” в переводе с греческого?

- Какие законы ввел Солон?

- Какая участь постигла Солона?

4. Отгадайте исторические загадки

3 ученика, за партой

2 ученика, за партой

1 ученик у карты

Фронтально

III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Вступительное слово учителя: 

Однажды в одном из греческих портов заспорили между собой несколько греков о том, какой город в Греции лучше всего укреплен в случае нападения врагов. Называли разные города.
– Лучше всех укреплены Афины, у них самые высокие и мощные оборонительные крепостные стены.
– А у нас, воскликнул житель Спарты, вообще нет оборонительных крепостных стен, но мы самый защищенный и сильный город.

– Почему так сказал спартанец?  Давайте попробуем в этом разобраться.

Тема нашего сегодняшнего урока «Древняя Спарта»

Домашнее задание: прочитать §31, ответить на вопрос в тетради: «Что вам нравится, а что нет в спартанском воспитании?».

Запись темы урока в тетрадь

Запись в тетрадь домашнего задания

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Географическое положение Древней Спарты.

По ходу изучения нового материала заполняется таблица:

Афины

Спарта

Местоположение и природа

Основные занятия

Использование труда рабов

Достижения

Учащиеся получают задания по рядам. Каждый ряд работает над своей частью таблицы. Причем один из учеников на парте, работает с темой «Афины», а другой  – «Спарта»:

1 ряд – Местоположение и природа

2 ряд – Основные занятия

3 ряд- Управление полисом

Остальные строки заполняются фронтально. Ответы учащихся сопровождаются рассказом учителя.

Рассказ учителя, сопровождаемый показом по карте:

     Древняя Спарта находилась на территории южной части Балканского полуострова, в местечке Лакония. Предки спартанцев пришли с севера Балканского полуострова и обосновались в Южной Греции. В долине реки Еврот в области Лакония несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой.

  1. Спартанцы и илоты

Рассказ:

Постепенно спартанцы покорили всю Лаконию, а жителей её заставили работать на себя и стали называть их илотами.

Словарная работа:

Илоты – (по-гречески «захваченные») местные жители, захваченные спартанцами и обращенные в рабов.

Работа с учебником:

а) выборочное чтение текста учебника 

-  Какие обязанности существовали у илотов?

-  Как спартанцы обращались с илотами?

- Как жители остальной Греции относились к действиям спартанцев  по отношению к илотам?

  1. Устройство Спартанского государства.

Образное повествование:

     Государственное устройство Спарты было очень простым и почти не менялось с VIII по III в. до н. э. Спарта напоминала военный лагерь, где никому не разрешалось жить, как хочется. Даже крепостных стен Спарта не имела, её жители утверждали, что единственная надежная защита города - храбрые воины. Военное дело было главным занятием спартанцев, а спартанская пехота считалась лучшей в Греции. 

- Давайте вспомним, какие основные занятия были в Афинах?

Рассказ:

Во главе государства стоял Совет старейшин из 30 старейшин (геронтов), который решал все важные вопросы. Совет старейшин обладал огромной и бесконтрольной властью. В него входили самые достойные, не моложе 60 лет и находились там пожизненно. Старейшин выбирали при помощи детского способа голосования.

Работа с учебником:

а) сплошное чтение текста с.142

б) беседа по прочитанному:

- Что из себя представлял детский способ голосования?

- А как в Афинах выбирали правителей? (по жребию из числа всех граждан, не моложе 30 лет, не замеченные в дурных поступках)

Рассказ:

Ещё в Спарте были два царя - полководца. Цари- полководцы командовали войском, власть их передавалась по наследству, но не была велика. Цари- полководцы входили в Совет старейшин и обычно послушно выполняли его волю. А для контроля над деятельностью царей - полководцев, из-за опасения, чтобы они не захватили всю власть, в Спарте был еще один небольшой совет - Совет Эфоров. 

Теперь давайте посмотрим, что представляло собой спартанское общество.  

-  Давайте вспомним, чем занималось население Афин? 

Образное повествование:

А в спартанском обществе все было иначе. Спартанское общество похоже на общество Древней Греции, только здесь были две главные касты: свободных воинов и крепостных земледельцев - илотов. Переход из одной группы в другую был невозможен. За преступление или трусость воина могли казнить или изгнать из Спарты, но превратить его в илота было нельзя. Также, ни за какие заслуги илот или чужеземец (метек) не мог войти в группу воинов - спартанцев.

Теперь посмотрим, как жили воины - спартанцы.

Работа с учебником:

а) выборочное чтение текста учебника с.141.

- Что вы можете сказать об образе жизни спартанцев?

- Что вы можете сказать о жизни женщин - спартанок?

- Могли ли чужеземцы жить в Спарте?

- Могли ли спартанцы заниматься торговлей и ремелом?

Работа с иллюстрацией:

На  с. 142 учебника представлено изображение тяжеловооруженного спартанского воина. Давайте рассмотрим из чего состояло вооружение воина. Это: металлический шлем, копье, кожаные доспехи, меч, ножные латы, большой металлический щит. Обратите внимание на красную накидку.

- Как вы думаете, почему использовался именно красный цвет?

Спартанцы считали что красный цвет устрашает неопытного воина, он является символом мужества и непобедимости. Кроме того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно, так как сходство цветов позволит скрыть кровь.

4. Спартанское воспитание

Работа с учебником:

а) Сплошное чтение текста учебника

б) Беседа по прочитанному:

- Как в Древней Спарте воспитывали мальчиков?

- Почему воспитание было таким жестоким?

- Что вам понравилось в воспитании мальчиков - спартанцев, что не понравилось? Почему? 

Основные выводы, ответы на главный вопрос урока:

– Почему спартанец в споре с греками сказал, что самый защищенный город в Греции – это Спарта?

  • Спарта – полис на юге полуострова Пелопоннес.
  • Население Спарты составляли спартанцы, метеки и илоты.
  • За соблюдением всех правил следил Совет старейшин.
  • Все спартанцы были воинами, поскольку Спарта часто вела войны с соседями. Спартанцы должны были постоянно удерживать в своей власти покоренных илотов.
  • Спартанское воспитание было одним из самых жестоких в Греции и было полностью подчиненно интересам государства.

 Спарта – одно из самых могущественных государств – полисов в Греции. Но суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими полисами. Она не дала мировой культуре ни одного философа, поэта, оратора, скульптора, художника. Все, что могла создать Спарта – это сильная армия.

Запись в тетрадь

Атласы или с 111. в учебнике

Запись в таблицу

Запись определения в тетрадь

Фронтально

Заполнение таблицы

Фронтально

Заполнение таблицы

Запись в таблицу

Фронтально

Заполнение таблицы

Фронтально

С. 143-144, вслух  по цепочке.

Фронтально

V. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. Отгадайте загадку:

Они жили, не тужили
В Греции любимой.
Но пришли спартанцы – вмиг
Их они разбили.
В рабов превратили.
И могли убить иль высечь
Просто без причины.
(Илоты)

2. Одна спартанка, провожая сына на войну, подала ему щит и произнесла: «С ним или на нем». Что она хотела сказать этими словами? (вернуться со щитом – одержать победу, вернуться на щите – погибнуть)

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Оценка и отметка учебно-познавательной деятельности учащихся.

На этом наш урок закончен. Спасибо за работу!

Приложения

          Карточка № 8.

Замени одним словом:

1. Город-государство_____________

2. Власть народа__________________

3. Свободные афиняне_____________

4. Орган, который решал важные

 государственные дела в Афинах_____________

5. Знатные люди в Афинах _________________

          Карточка № 9

Расшифруй фразу и назови автора:

«ьтидогу месв еж узарс халед хикилев в ондурт»

__________________________________________________________________________

 Автор: ________________

         Тест 1

  1. Выбери правильный ответ:

Полис – это:

а) стражник в древней Греции

б) один из греческих островов

в) небольшое самостоятельное государство в Греции

г) гора на севере Греции

  1. Выбери правильный ответ:

Природные условия Аттики были благоприятны для разведения:

а) финиковых пальм и папируса

б) оливок и винограда

в) картофеля, арбузов и дынь

г) пшеницы, ржи и овса

  1. Найди лишнее и вычеркни:

Солон произвел следующие перемены в Афинах:

а) отменил долговое рабство

б) стал созывать Народное собрание

в) учредил выборный суд из числа всех граждан

г) провозгласил себя царем

д) допустил к должности архонта богатых выходцев из демоса

  1. Найди соответствия и впиши номера ответов в пустые клетки.

1

Совет знати, заседавший на холме, посвященном богу войны

А

Кекроп

2

Первый афинский законодатель

Б

Ареопаг

3

Мифический основатель Афин

В

Драконт

     

    Тест 2

  1. Выбери правильный ответ:

На территории каждого полиса находились:

а) город

б) оливковые рощи и виноградники

в) ступенчатые башни-храмы

г) поселения земледельцев и усадьбы богачей

  1. Выбери правильный ответ:

Простой народ в Аттике называли:

а) ареопагом

б) эвпатридами

в) демосом

г) архонтами

  1. Найди лишнее и вычеркни:

Солон озлобил богатых и бедных тем, что он:

а) лишил богачей даровых рабочих рук

б) не произвел передела земли

в) запретил беднякам делать новые долги

г) отменил должность архонта

д) провозгласил себя тираном

  1. Найди соответствия и впиши номера ответов в пустые клетки.

1

Простой народ в Афинах

А

Полис

2

Небольшое государство в Греции

Б

Арес

3

Бог войны у греков

В

Демос

               Карточка № 10.

Заполни пропуски:

        Управление в Афинах в VII в. до н.э.

Совет знати - _____________- собирался на холме, посвященном богу войны _________. Из числа знати ежегодно выбирались девять правителей - _____________. Простой народ - ____________ - в управлении Афинами не участвовал.

 

Исторические загадки.

1 Он написал про Илион и Одиссея,
И греки его чтят, любя.
Но до сих пор гадают, где, когда
Он сочинял поэмы, там живя.
(Гомер)

2. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять.
(Демос)

3. Для всех свободных афинян –
И не только для крестьян –
В государстве есть удел –
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти.
(Народное собрание)

4. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,
Перед людьми отчет держал?
 (Демократия)

5. Знать совет свой создала,
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет –
Выдай правильный ответ.
(Ареопаг)

6. Что за камень появился
На земле крестьянина?
Долг у него получился –
Зерно не отдано сполна.
(Долговой камень)

7. Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил.
(Солон)

Устройство спартанского государства

Таблица

Афины

Спарта

Местоположение и природа

Средняя Греция, Аттика

Мало плодородной земли

Южная Греция, Лакония

Плодородная земля

Основные занятия

Садоводство, виноградарство, скотоводство,ремесло, торговля, мореплавание

Спартанцы – военное дело

Илоты - земледелие

Использование труда рабов

После реформ Солона остались только рабы-чужеземцы

Держали в рабстве своих соплеменников-греков

Достижения

Ценилось ораторское искусство, чтение, письмо, спорт, культура, архитектура

Малограмотны, но очень дисциплинированны, стойкие, выносливые, военное искусство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории в 5 классе по теме "Греческие полисы. Спарта."

Пятиклассники на этом уроке сравнивают государственный строй Афин и Спарты. Урок проходит в виде игры....

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Древняя Спарта"

Разработанный конспект занятия в 5 классе по теме "Древняя Спарта"...

Урок истории в 5 классе. Тема "В древней Спарте"

Урок в  5 классе «В Древней Спарте».Цель урока: познакомить учащихся с особенностями развития Спартанского государства; сравнить с Афинским государством, а также изучить быт и нравы спартиатов.Ти...

Урок истории в 5 классе «Древняя Спарта».

Урок истории в 5 классе. Учебник А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая....

Урок истории в 5 классе по теме: "Олигархическая Спарта"

Представлена технологическая карта урока с учетом требований ФГОС....

урок история тема Древняя Спарта Класс:5 класс.

урок история, класс: 5 Тема: Древняя Спарта...

Конспект урока истории "Древняя Спарта"

Конспект урока истории "Древняя Спарта"...