Рабочие программы по истории для 6 класса
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Рабочая программа по Всеобщей истории. История Средних веков (6 класс)
по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе «Всеобщая история. История Средних веков» (М.: Просвещение, 2007).
Рабочая программа по Истории России с древнейших времен до конца XVI в. (6 класс)
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2006.
Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 36 часов,. Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают материал по XVI в.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_srednikh_vekov_6_klass.doc | 138.5 КБ |
istoriya_rossii_s_drevneyshikh_vremen_do_kontsa_xvi_v._6_klass.doc | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Коммунаровская СОШ»
Утверждаю Согласовано
Директору МКОУ « Коммунаровская СОШ» зам. директора по УВР
------------------------------Чурзина И. М. ---------------Антонцева Н.А.
«01» сентября 2013 «01» сентября 2013
Рассмотрено на заседании
Методического совета
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета по Истории Средних веков
Для 6 класса
Составитель: Улжабаева Г.А.
2013
Рабочая программа по Всеобщей истории. История Средних веков (6 класс)
по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе «Всеобщая история. История Средних веков» (М.: Просвещение, 2007).
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Тема «Африка» предполагается для самостоятельного изучения учащимися, так как она не предусмотрена Стандартом основного общего образования
Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям. Основные цели курса:
. сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как
закономерном и необходимом периоде всемирной истории; . осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных
регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия; . охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории
и культуре; . показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.
В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:
. умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
. умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
. умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
. умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
• умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
. умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
. умения работать с исторической картой;
. умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений. Календарно-тематическое планирование составлено на 32 часа, из них 2 часа из резервного времени.
В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:
- Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2007.
- Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. -М.: Просвещение, 2007.
- Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007.
Календарно-тематическое планирование курса Всеобщая история. «История Средних веков» (6 класс)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требование к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Элементы дополнит-ельного содержания | Домашнее задание | Дата проведения план/факт |
1 | Вводный урок | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие «Средние века». Место истории средних веков в истории человечества. Источники знаний об истории Средних веков | Называть хронологические рамки «средневековья». Определять по ленте времени географические пределы средневекового мира | Задание на сравнение хронологических рамок «древнего мира» и «средневековья». Задание на определение понятий урока. Задание на работу с контурной картой | Учебник с. 6-10 | 3.09 | |
Глава 1. Становление средневековой Европы | |||||||||
2 | Древние германцы и Римская империя | 1 | Урок изучения нового материала | Германские племена. Конец Западной Римской империи(Великое переселение народов). Римский историк Тацит о древних германцах. Верования древних германцев | Сравнивать общество древних германцев и общество Римской империи. Что они могли перенять друг у друга | Сравнить богов древних греков и богов германцев | §1 | 5.09 | |
3 | Королевство франков и германская церковь в V-VIII вв. | 1 | Комбинированный урок | Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Законы франков. Создание империи Карла Великого | Уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопрос | Сравнить власть короля и власть вождя | §2 | 10.09 | |
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. | 1 | Урок применения знаний (практикум) | Возникновение и распад империи Карла Великого | Определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий | В чем причины распада империи Карла Великого и периода феодальной раздробленности | §3 | 12.09 | |
5 | Западная Европа в IХ-ХI вв. | 1 | Комбинированный урок | Королевская власть во Франции. Священная Римская империя. Норманны | Уметь объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории | Можно ли считать священную Римскую империю государством и почему? | §4 | 17.09 | |
6 | Культура Западной Европы в раннее средневековье | 1 | Урок применения знаний (практикум) | Представления о мире в Средние века. Королингское Возрождение. Литература | Уметь работать с различными источниками дополнительной информации | Чем обучение в монастырской школе отличалось от обучения в современной школе | §5 | 19.09 | |
Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. | |||||||||
7 | Византия при Юстиниане. Культура Византии | 1 | Урок изучения нового материала | Юстиниан и его правление. Войны Юстиниана. Культура Византии | Уметь анализировать и сравнивать исторические факты | Сравнить образование, науку и архитектуру в Византии и в Западной Европе VI—XI вв. | §6-7 | 24.09 | |
8 | Образование славянских государств | 1 | Урок применения знаний (практикум) | Образование славянских государств | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и составлять план | Рассказать о взаимоотношениях Византии и Болгарии (с точки зрения болгарина и византийца) | §8 | 26.09 | |
Глава 3. Арабы в VI-XI вв. | |||||||||
9 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад | 1 | Урок изучения нового материала | Древняя Аравия: природа, образ жизни и занятия населения. Ислам и его роль в объединении арабских племен. Завоевательные войны арабов | Раскрывать систему управления арабами. Объяснять объединительную роль ислама. Знать основы вероучения ислама и обязанности мусульман. Рассказать об основных завоеваниях арабов. Объяснить причины распада Арабского халифата | Нанести на карту территории, завоеванные арабами. Подготовить сообщение о развитии образования, науки, литературы | §9 | 1.10 | |
10 | Культура стран халифата | 1 | Урок применения знаний и формирования умений (практикум) | Образование, литература, искусство, медицина | Рассказывать о развитии культуры в странах халифата | Сравнить культуру Византийской империи и стран халифата (выделение общего и особенного) | §10 | 3.10 | |
Глава 4. Феодалы и крестьяне | |||||||||
11 | В рыцарском замке Средневековая деревня и ее обитатели | 1 | Урок применения знаний и формирования умений | Жизнь и быт феодалов. Земля и служба. Ритуальная присяга. Кодекс рыцарской чести. Рыцарь как защитник справедливости и веры. Рыцарские доспехи. Турниры. Гербы. Литературные произведения Феодальные отношения, натуральное хозяйство. Жизнь и быт крестьян | Уметь раскрыть суть феодальных отношений. Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового феодала. Используя текст и иллюстрации учебника, составлять описание феодала Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового зависимого крестьянина | Составить рассказ «День феодала» Задание на составление сравнительной таблицы «Жизнь и быт раба», колонна зависимого крестьянина | §11-12 | 8.10 | |
Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе | |||||||||
12 | Формирование средневековых городов Горожане и их образ жизни | 1 | Комбинированный урок | Происхождение городов. Облик городов. Борьба с сеньорами. Коммуны. Города-республики. Зарождение демократических порядков Городское самоуправление Городские ремесла и ремесленники. Борьба ремесленников. Ремесленные цехи, гильдии. Торговля и ярмарки. Жизнь и быт горожан | Называть причины возникновения городов в Средние века. Описывать облик средневекового города. Раскрывать систему самоуправления в городе Рассказывать о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в Средние века | Описать средневековый город, сравнить город-коммуну и город-республику Сравнить натуральное и товарное хозяйство (общее и особенное) | §13-14 | 10.10 | |
Глава 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы | |||||||||
13 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 1 | Урок изучения нового материала | Разделение церквей. Германские императоры и церковь. Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства церкви. Еретики, ересь. Борьба церкви с еретиками | Объяснять причины раскола христианской церкви на католическую и православную, источники богатства церкви. Раскрывать причины возникновения ереси | Установить последовательность и длительность событий | §15 | 15.10 | |
14 | Крестовые походы | 1 | Урок изучения нового материала | Крестовые походы и их последствия | Раскрывать причины и последствия крестовых походов | Определить участников всех крестовых походов | §16 | 17.10 | |
Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) | |||||||||
15 | Как происходило объединение Франции | 1 | Комбинированный урок | Возвращение французских территорий. Борьба Филиппа II Августа с английскими королями. Борьба Филиппа IV Красивого с римским Папой. Генеральные штаты | Объяснять причины усиления королевской власти во Франции. Перечислять характерные черты сословной монархии | Задание на классификацию государственной власти по указанным признакам. Перечислить характерные черты политического устройства Франции | §17 | 22.10 | |
16 | Что англичане считают началом своих свобод | 1 | Комбинированный урок | Нормандское завоевание Англии и его последствия. Причины усиления королевской власти. Генрих II и его реформы. «Великая хартия вольностей». Английский парламент | Выявить общее и особенное в сословно- представительной монархии Франции и Англии | §18 | 24.10 | ||
17 | Столетняя война | 1 | Комбинированный урок | Причины поражения французов при Креси и Пуатье. Крестьяне и феодалы. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Поражение англичан. Итоги войны | Излагать причины Столетней войны. Сравнивать армии англичан и французов, оценивать их боеспособность | Установить последовательность и длительность Столетней войны | §19 | 5.11 | |
18 | Крестьянские восстания во Франции и Англии | 1 | Комбинированный урок | Крестьянские восстания в Англии и Франции. Восстание в Лондоне | Называть причины, воззвание восстания крестьян в Англии и Франции. Сравнивать цели и реальные действия крестьян в Англии и Франции. Знать последствия крестьянских выступлений | Сравнить цели, реальные действия и последствия крестьянских выступлений в Англии и Франции | §20 | 7.11 | |
19 | Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии | 1 | Комбинированный урок | Завершение объединения Франции. Укрепление королевской власти. Война Алой и Белой розы. Установление сильной центральной власти в Англии. Последствия превращения Англии и Франции в централизованные государства | Объяснять причины укрепления централизованного государства во Франции. Объяснять, какую роль сыграла война Алой и Белой розы в становлении и укреплении централизованного государства в Англии | Определить существенные черты централизованного государства. Выявить общее и особенное в централизованных государствах Франции и Англии | §21 | 12.11 | |
20 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 1 | Урок изучения нового материала | Пиренейские государства: природа, климат, условия жизни, занятия. Реконкиста и ее хозяйство. Результаты Реконкисты. Введение инквизиции в Испании. Папство в XIV-XV вв. Раскол в католической церкви | Показывать на карте государства, расположенные на Пиренейском полуострове. Объяснять понятие «реконкисты» и рассказывать о ее ходе. Знать причины образования самостоятельных государств: Испания и Португалия | Сравнить английский парламент, Генеральные штаты и Кортес | §22 | 14.11 | |
Глава 8. Германия и Италия в XII-XV вв. | |||||||||
21 | Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов | 1 | Комбинированный урок | Германские государства bXII-XVbb. Расцвет римских городов | Уметь анализировать, сравнивать изученный материал, выделять общее и особенное | Почему в Германии в отличие от Франции и Англии не возникло централизованного государства | §23-24 | 19.11 | |
Глава 9. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. | |||||||||
22 | Гуситское движение в Чехии | 1 | Урок изучения нового материала | Чешское государство. Национальное движение в Чехии. Ян Гус и Ян Жижка. Падение Константинополя. Значение гуситского движения | Объяснять, почему гуситское движение называют национальным. Рассказать о ходе и результатах гуситского движения | Подготовить характеристику Яна Гуса и Яна Жижки | §25 | 21.11 | |
23 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | 1 | Урок применения знаний и формирования умений | Завоевание сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя | Уметь работать с текстом учебника | Почему Восточная Римская империя смогла просуществовать на тысячу лет больше, чем Западная Римская империя | §26 | 26.11 | |
Глава 10. Культура Западной Европы в XI—XV вв. | |||||||||
24-25 | Образование и философия. Средневековое искусство | 2 | Урок применения знаний и формирования умений | Средневековая наука. Технические открытия и изобретения. Средневековое образование. Средневековая литература. Архитектура, скульптура и живопись | Рассказывать о содержании средневековой литературы, объяснять ее сословный характер. Раскрывать особенности средневековой архитектуры, скульптуры, живописи | Сравнить развитие науки и образования в раннем средневековье в период раннего Возрождения | §27-28 | 28.11 3.12 | |
26 | Культура раннего Возрождения Италии | 1 | Урок применения знаний и формирования умений | Новое учение о человеке. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения | Уметь работать с различными источниками информации | Почему это время называется Возрождением? | §29 | 5.12 | |
27 | Научные открытия и изобретения | 1 | Урок применения знаний и формирования умений | Развитие практических знаний. Усовершенст-вование водяного двигателя. Новое в металлургии. Разви-тие мореплавания и корабле-строения Изобретение книгопечатанья | Уметь работать с различными источниками информации | Когда и благодаря чему начались Великие географические открытия? | §30 | 10.12 | |
Глава 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | |||||||||
28 | Средневековый Китай | 1 | Урок изучения нового материала | Китай в IV—VII вв. Борьба с кочевниками. Всекитайская империя. Особенности социального-государственного строя Китая. Внешняя и внутренняя политика династии Манн. Культура средневекового Китая, ее общечеловеческая зависимость | Рассказывать о внутренней и внешней политике династии Манн. Объяснять причины колониальных вторжения в Китай. Объяснять причины крестьянских выступлений и гражданской смуты. Рассказывать о культуре Китая, ее общечеловеческой значимости | Задание на работу с картой восстаний и гражданской смуты. Раскрыть значение китайской культуры | §31 | 12.12 | |
29 | Индия. Государство и культура | 1 | Урок изучения нового материала | Особенности экономического и политического развития Индии. Делийский Султанат. Появление европейских колонизаторов на юге Индии. Империи Великих Монголов. Индийская культура и ее специфические формы | Раскрывать политическое устройство индийских княжеств до вторжения мусульман; значение индийской культуры | Задание на выявление последовательности событий. Объяснить влияния индийской культуры на мировую историю и культуру | §32 | 17.12 | |
30 | Государства и народы доколумбовой Америки | 1 | Комбинированный урок | Первые земледельческие культуры в Северной Америке. Государство, религия и общество ацтеков. Страна майя. Империя инков в Южной Америке. Культура доколумбовой Америки, ее общекультурная значимость | Рассказывать о возникновении государства у ацтеков, религии и государственном устройстве. Рассказывать о религии и государственном устройстве у майя и инков, о культуре доколумбовой Америки, объяснить ее значение. Раскрывать особенности политического и общественного устройства индийских этносов Америки в канун вторжения европейцев | Сравнивать политическое и общественное устройство у инков, майя, ацтеков | §33 | 19.12 | |
31 | Африка | 1 | Комбинированный урок | Понятие о Северной и Южной Африке. Особенности развития Южной Африки. Африканский уклад жизни. Рабы, воины и правительницы Африки | Перечислить первые государства тропической Африки. Рассказывать о социальном и государственном устройстве Африки | Описание государственного устройства, жизни и быта жителей Африки и сравнить их со странами Востока | 24.12 | ||
32 | Наследие истории Средних веков в истории человечества | 1 | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду | Уметь работать с тестовыми заданиями | Выполнение тестов, написание эссе | 26.12 |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Коммунаровская СОШ»
Утверждаю Согласовано
Директору МКОУ « Коммунаровская СОШ» зам. директора по УВР
------------------------------Чурзина И. М. --------------- Антонцева Н. А.
«01» сентября 2013 «01» сентября 2013
Рассмотрено на заседании
Методического совета
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета по История России с древнейших времен до конца XVI в.
Для 6 класса
Составитель: Улжабаева Г.А.
2013
Рабочая программа по Истории России с древнейших времен до конца XVI в.
(6 класс)
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2006.
Пояснительная записка
Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 36 часов,. Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают материал по XVI в.
Повторительно-обобщающие итоговые уроки по разделам также предлагаются, в зависимости от возможностей и учебного времени.
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2004.
Основные цели курса:
- выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
- формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
- изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:
- работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
- определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
- изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
- анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
- давать оценку отдельным явлениям культуры;
- составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
- составлять характеристику исторических деятелей;
- участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
Календарно-тематическое планирование по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.» (6 класс)
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Обязательный минимум содержания образования | Элементы дополнительного содержания | Основные понятия | Знания, умения | Измерительные формы контроля | Домашнее задание | Дата проведения, план/ факт |
1 | Введение | 1 | История России как часть всемирной истории. Что изучает история Отечества. Источники знаний о прошлом | Краткая характеристика курса. История России как часть всемирной истории. Археология, культурный слой. Вспомогательные исторические дисциплины | Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Беседа | Ведение записи | 14.01 | |
2-3 | Восточные славяне и их соседи в древности | 2 | Восточные славяне и их соседи | «Повесть временных лет» о начале Руси | Индоевропейская группа народов, славянская языковая семья, род, родовая община, племя, кочевники, дань, народное ополчение | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Умение работать по карте, заполнять контурные карты | Блицопрос, проверка карты | §1-2; историческая карта, документ с. 13 | 16.01 21.01 |
4 | Занятия, верования и общественный строй Восточных славян | 1 | Занятия, быт, верования, общественный строй | Род, родовая община, племя, союз племен, соседская община («мир»), князь, дружина, бояре, | Умения и навыки работать с исторической картой. Правильно отвечать на поставленные вопросы. | Тестирование + защита индивидуальной творческой работы | §1; схема + творческая работа + кроссворд | 23.01 | |
вече, вотчина, натуральное хозяйство, холопы, закупы, «люди» смерды, язычество, святки | Устанавливать причинно-следственные связи: родовая община –> изменения в орудиях труда –> соседская община –> неравенство –> государство | к теме (на выбор) | |||||||
Русь в IX- первой половине XII вв. (7 часов) | |||||||||
5 | Формирование Древнерусского государства | 1 | Формирование Древнерусского государства. Новгород, Киев | Первые Рюриковичи. Русь и Византия | Государство, варяги, княжеская власть, дружина, бояре, полюдве, уроки, погосты. Основные теории возникновения государства восточных славян | Умение устанавливать причинно-следственные связи. Выделять главное в тексте учебника. Умение работать с картой. Развивать умение составления схем | Проверка схемы, исторические диктанты | §3; документы, вопросы, задания, составление схем «Социально-политический строй Руси»,карта | 28.01 |
6 | Первые русские князья | 1 | Население деревень и городов. Княжеская власть | Рюрик, Олег, Аскольд, Дир, Игорь, Ольга, Святослав 862 г., 882 г., 904 г., 945 г. | Продолжать развивать умение работать с исторической картой. Составлять схемы. Учиться сравнивать, анализировать, делать выводы | Проверка кроссворда + карта. Блицопрос (или тест) | §4; составление схемы «Первые русские князья» + составить кроссворд + карта | 30.01 | |
7 | Правление князя Владимира и крещение Руси | 1 | Крещение Руси | Крещение Руси, 988 г., христианство | Умение сравнивать (языческая религия славян и христианство). Умение выделять причины, ход, значение исторического события (принятие христианства) | Проверка таблиц. Устно о Владимире Красное Солнышко | §5; составление таблиц, причины, значение принятия христианства (подготовить сообщение о Ярославе Мудром) | 4.02 | |
8 | Расцвет Древнерусского государства | 1 | Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда» | Феодальные усобицы, вира, видок, тиун, послух, гривна, «Русская правда» | Уметь определять предпосылки для расцвета государства. Уметь раскрыть социальную сущность «Русской правды» | Анализ документа, карточки | §6; вопросы, анализ документов | 6.02 | |
9 | Жители Древней Руси | 1 | Население деревень и городов | Народность, общество, дружина, духовенство, митрополит, вотчина, закуп, рядович, хоромы | Уметь описать экономико-социальное положение, быт, нравы различных категорий жителей Древней Руси. Учиться работать в группах | Зачет (тестирование, вопросы и задания, практические задания, исторический диктант) | 11.02 | ||
10 | Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого (начало распада) | 1 | Княжеские усобицы. Владимир Мономах | М/ународные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства | Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха. «Устав». «Поучение детям» | Умение раскрыть причины княжеских междоусобиц - ослабление строя. Уметь определять роль личности в истории (Владимир Мономах) | Блицопрос (карточки) | §9пп. 1,2; вопросы, документы | 13.02 |
11-12 | Культура и быт Древней Руси | 2 | Культура и быт Древней Руси | Летопись, проповедь, фольклор, былина. Устное народное творчество, Нестор, «Повесть временных лет» | Уметь выделять главное (истоки и особенности древнерусской культуры). Ценностное ориентирование древнерусского общества | Обсуждение, сообщения, кроссворды | §7, 8; сообщения, кроссворды по теме (закончить таблицу) | 18.02 20.02 | |
13 | Русь Древняя (повторительно-обобщающий урок) | 1 | За счет резервного времени | Зачет (тестирование, вопросы и задания, практическое задание, исторический диктант) | 25.02 | ||||
Русь во второй половине XII-XIII вв. (8 часов) | |||||||||
14 | Начало раздробленности Древнерусского государства | 1 | Политическая раздробленность Руси. Экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. | Феодальная раздробленность, удельные княжества | Уметь определять социально-экономические и политические причины раздробленности. Выделять последствия раздробленности. Развивать умение работы с картой. Сводить знания в таблицы | Проверка карты, проверка таблицы, устный блицопрос | §9; до конца вопросы, карты, закончить таблицу «причины феодальной раздробленности» | 27.02 | |
15 16 | Главные политические центры Руси | 2 | Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Владимиро-Суз-дальская земля, Великий Новгород Галицко-Волынская земля. Русь и Степь) | Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве» | Раздробленность, удел, упадок Киева, междоусобные войны. Образование самостоятельных княжеств и земель. Последствия феодальной раздробленности | Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель. Уметь работать в группе | Защиты групповых работ | §10-11; работа по группам, составление по схеме (используя дополнительную литературу, карту) | 4.03 6.03 |
17 | Монгольское нашествие на Русь | 1 | Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям | Монголо-татары, имена, Чингисхан, Батый 1223 г., 1237-1238 гг., 1239-1240 гг. | Уметь работать по карте. Определять причины завоевательных походов монголо-татар. Уметь заполнять таблицы: дата, поход, захват территорий | §12; вопросы, карта, сочинение «Борьба русского народа с иноземными захватчиками» | 11.03 | ||
18 | Борьба русских земель против экспансии Запада | 1 | Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище | Ливонский орден | 1240, 1242 гг. Рыцарский Орден, крестовый поход, крестоносцы, Владимир Невский, Невская битва. Ледовое побоище | Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, причинно-следственные связи, роль личности | Устный блицопрос карточки, сообщения | §13; картосхемы, сообщения «Александр Невский» | 13.03 |
19 | Русь и Орда | 1 | Русь и Орда | Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада | Баскак, иго, ярлык, агрессия, эксплуатация, ордынское владычество | Уметь определять сущность и последствия монголо-татарского ига. Работать с документами | Устные ответы на вопросы проверка таблиц, схема на карточках | §14; вопросы, задания, таблицы, последствия татаро-монгольского ига: потери, приобретения | 18.03 |
20 | Русь и Литва | 1 | Обособление Юго-Западной Руси. Русь и Великие княжества Литовские в XI-VXV вв. | Уния | Уметь работать с картой. Уметь составлять хронологическую таблицу, опираясь на текст учебника, изложения учителя, карты | Интеллектуальная разминка, устные ответы на вопросы | §15;вопросы и задания, карта | 20.03 | |
21 | Культура русских земель | 1 | Развитие культуры | Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. «Слово о полку Игореве» | Уметь выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества. Учиться сравнивать, анализировать исторические источники Делать выводы. Участвовать в беседе | Викторина | §16; вопросы, задания, документы, иллюстрации учебника | 1.04 | |
22 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая раздробленность на Руси» | 1 | За счет резервного времени | Тесты «Кому принадлежат слова», «О каком событии идет речь». Театрализованно разыграть историческое событие «Исторические ошибки» | 3.04 | ||||
Образование единого русского государства (7 часов) | |||||||||
23 | Предпосылки объединения русских земель, усиление московского княжества | 1 | Москва - центр собирания русских земель. Восстановление хозяйства на Руси. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы | Порядок наследования престола, Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение | Уметь анализировать историческую карту: определять территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью Выделять предпосылки объединения русских земель Причина возвышения Московского княжества | Устные ответы, опрос, карточки, причины, предпосылки, сообщение «Иван Калита» | §17;вопросы и задания, характеристика правления Ивана Калиты | 8.04 | |
24 | Москва - центр борьбы с ордынским игом | 1 | Куликовская битва. Дмитрий Донской | Сергей Радонежский, Дмитрий Донской, Куликовская битва, полк, рать | Уметь выделять главное. Выводить «уроки» из события. Определять роль личности с истории | «Исторический футбол» + сообщения + проверка картосхем | §18; картосхема Дмитрий Донской; проблема «Уроки Куликовской битвы» | 10.04 | |
25 | Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV вв. | 1 | Московское княжество и его политика. Иван III, Василий III | Предпосылки объединения единого государства, политика московских князей. Междоусобные войны | Уметь кратко излагать исторический материал. Уметь развернуто излагать исторический материал. Вести дискуссию | Блицопрос, карточки | §19;карта; ответ на вопросы | 15.04 | |
26 | Создание единого русского государства и конец ордынского ига | 1 | Объединение русских земель, конец зависимости русских от орды. Распад Золотой Орды | Предпосылки образования единого государства. Централизованное государство, служивые люди, дворяне, поместье. Ханство, «Стояние на Угре» | Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны. Уметь выделять исторические закономерности. Решать проблемные и познавательные задачи | Устный развернутый ответ на вопросы, проблемное задание на карте | §20; предпосылки выучить; вопросы и задание к параграфу | 17.04 | |
27 | Московское государство в конце XV -начале XVI вв., основные социальные слои | 1 | Завершение объединения русских земель. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 года. Традиционный характер экономики | Многонациональный состав населения страны. Местничество | Вотчинно-поместные землевладения и положение крестьян. Феодально-зависимые крестьяне, судебник, пожилое, привилегии, служилое казачество, Юрьев день | Умение определять изменения в социально-экономическом развитии. Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы | Карта, схема, устный опрос, карточки с индивидуальным заданием | §21; работа по карте; задание; даты; слова; схема | 22.04 |
28 | Церковь и государство в XV - начале XVI вв. | 1 | Церковь в Русском государстве. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский | Становление русской автокефальной церкви. Ереси. Нестяжатели, иосифляне. Теория «Москва - третий Рим» | Уметь определять причины изменения в положении Русской православной церкви. Причины появления ереси | Устный опрос, карточки с индивидуальным заданием | §22;задания; новые слова; записи | 24.04 | |
29 | Русская культура в конце XV - начале XVI вв. | 1 | Русская культура в конце XV - начале XVI вв. | «Сказания о князьях Владимирских», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за три моря», «Троица». Афанасий Никитин, Феофан Грек, Андрей Рублев | Умение выделять главное. Сравнивать с культурой начала XV в. Давать характеристику описательную произведениям искусств. Учиться писать краткие сообщения | Сообщения, викторина | Записи, сообщения, развернутый план (возможно заполненная таблица) | 29.04 | |
30 | Образование единого государства (повторительно-обобщающий урок) | 1 | За счет 1ч резервного времени | Кроссворд, карточки с заданиями. Игровое поле «Интеллектуальный лабиринт» | 6.05 | ||||
Данный модуль рекомендовано изучать в 7 классе. | |||||||||
Московское государство в XVI в. (5 часов) | |||||||||
31 | Иван Грозный. Начало правления | 1 | Условия развития страны в XVI в. Территория, население, характер экономики. Становление централизованного государства и самодержавной власти. Иван Грозный. Реформы 50-60 гг. XVI в. Земские соборы | Избранная рада, централизованное государство, Земский собор, приказы, стрельцы, дворяне, губа, судебник, царь, сословная монархия | Уметь устанавливать причинно-следственные связи, выявление исторической закономерности. Роль личности в истории. Умение кратко и развернуто давать ответы, оперировать понятиями | Сообщения, таблица, индивидуальное задание, карточки, устный опрос | §23;таблица «Реформа избранной Рады»; даты; новые слова; сообщения | 8.05 | |
32 | Внешняя политика Ивана IV | 1 | Московские государства и Великое княжество Литовское. Расширение территории государства. Завоевание Поволжья и Западной Сибири. Ливонская война | Ливонская война, засечная черта, наемник, казаки, Речь Посполита | Уметь выбирать главное при составлении хронологической таблицы. Видеть причинно-следственные связи. Уметь оперировать терминами и понятиями | Проверка, хронологическая таблица «Внешнее положение», устный блиц-опрос | §24;вопросы, хронологическая таблица; карта; сообщения | 13.05 | |
33 | Усиление власти Ивана Грозного | 1 | Опричнина | Опричнина, заимщина, приказы, террор, самодержавие | Уметь выделить главную суть явления (процесса). Причинно-следственные связи, итоги (последствия). Уметь анализировать исторические источники, осмысление их. Давать оценки историческим явлениям | Решение познавательных задач по карточкам, устный блицопрос | §25;вопросы; карта; новые слова | 15.05 | |
34 | Россия в конце правления Ивана IV | 1 | Централизованное государство; сословно-представительная монархия. Церковный Собор | Сословно-представительная монархия, острог, заповедные Лета | Уметь работать в группах. Анализировать источники. Сравнивать, осмысливать и оценивать исторические явления. Оперировать терминами и понятиями. Слушать товарищей, вести дискуссию | Проверка записей, тест | Творческое задание по группам; «Суд над Иваном IV» | 20.05 | |
35 | Культура и быт в XVI в. | 1 | Развитие культуры в XVI в. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатанья. Иван Федоров. Зодчество. Строительство шатровых храмов | Влияние централизации на культурную жизнь страны. Дионисий. Быт и нравы. Домострой» | Печатник, иконостас | Изучать, сравнивать, анализировать, описывать, давать характеристику произведениям искусства. Писать краткие сообщения | Сообщения, кроссворды, блицопрос | Сообщение, кроссворд или викторина | 22.05 |
36 | Повторительно-обобщающий урок: исторические задачи, тесты, даты, названия городов, древнерусские термины | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...