Рабочие программы по истории для 10 класса
рабочая программа по истории (10 класс) по теме

Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца XIX в. для 10 класса рассчитана на 34 часа 

Настоящая  рабочая программа по  истории России разработаны на основе федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) 2004 г. и авторской программы  Н. С. Борисова и А. А. Левандовского (История России. Программы общеобразовательных учреждений. 10–11 классы. М., Просвещение, 2009),  соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного предмета по «Всеобщей  истории с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса

      Представленная программа является основой одноименного учебника авторов В. И. Уколовой и А. В. Ревякина. Программа соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                      МКОУ «Коммунаровская СОШ»

Утверждаю                                                                                                                                           Согласовано

Директор МКОУ «Коммунаровская СОШ»                                                                                     зам. директора по УВР

-----------------------Чурзина И.М.                                                                                                        -------------Антонцева Н. А.

«-01» сентября 2013                                                                                                                         «01» сентября 2013

Рассмотрено на заседании

Методического совета

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного предмета по « Истории России с древнейших времен до конца XIX века»

Для 10 класса

Составитель: Улжабаева Г.А

2013

Пояснительная записка

Настоящая  рабочая программа по  истории России разработаны на основе федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) 2004 г. и авторской программы  Н. С. Борисова и А. А. Левандовского (История России. Программы общеобразовательных учреждений. 10–11 классы. М., Просвещение, 2009),  соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень).

Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца XIX в. для 10 класса рассчитана на 34 часа

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

– воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

– развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

– освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

– овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

– формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Требования к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути развития России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии, проекта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • критического восприятия получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России

Календарно-тематическое планирование по курсу « Истории России с древнейших времен до конца XIX века»

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Основные понятия

Вид контроля, измерители

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения план/факт

1

Российская цивилизация: особенности становления и развития.

1

Урок актуализации знаний. Диалог

Особенности становления и развития Российской цивилизации

История России – часть всемирной истории. История и современность. Источники по истории России.

Знать основные особенности истории народов и государств в целом, выявлять главные факторы развития России.

Выделять своеобразие истории России в сравнении ее с мировой и европейской историей. Определять причины отличий исторического пути России

Понимать, что особенности исторического развития народа зависят не от одной причины или события, а от комплекса, совокупности ряда факторов.

Понимать принципы и способы периодизации всемирной истории.

Цивилизация

беседа

Опыт политического, экономического и культурного взаимодействия России с другими народами Европы и Азии.

Введение, конспект лекции

4.09

2

Восточные славяне в VI – IX вв. Древнерусское государство

1

Комбинированный урок с элементами беседы

Восточнославянские племенные союзы и их соседи.

Занятия, общественные строй  и верования восточных славян.

Имущественное расслоение.

Складывание государства у восточных славян

Проблемы происхождения Древнерусского государства и названия «Русь»

Объяснять смысл понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, природно-географическая среда и хозяйственно-культурные типы.

Знать причины и факторы возникновения русской государственности. Иметь собственную позицию по поводу разных теорий образования Древнерусского государства.

Союз племен, соседская община, язычество, норманнская теория, полюдье, дань

Анализ документа. Умение соотнести сведения летописца и исторической карты.

Тюрский каганат. Волжская Булгария. Хазарский каганат.

 Борьба восточных славян с кочевыми народами Степи, аварами и хазарами.

§1

11.09

3

Киевская Русь

1

Комбинированный урок

Дань и подданство. Князья и их дружины. Торговый путь из варяг в греки.

Вечевые порядки. Категории населения. Деятельность первых русских князей Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Ярослава Мудрого. Развитие норм права на Руси.

Усложнение межкняжеских отношений, усобицы сыновей Ярослава Мудрого. Восстановление единства Руси при Владимире

Понимать тенденции и динамику развития древнерусского государства. Выделять особенности правления князей: Олега, Игоря и княгини Ольги, Святослава, Владимира (крещение, реформы).

Определять главные направления внешнеполитической деятельности первых русских князей до конца IX в. Давать ее оценку.

Характеризовать суть раннефеодальных отношений в Киевской Руси, выделять их особенности

Раннефеодальное государство, раннефеодальная монархия, феодальная рента, и вотчина, бояре, внеэкономическое принуждение, «лествичная система», вече, дружина

Составление таблицы «Основные направления внешней политики Киевской Руси» (с. 42).

Решение исторических задач.

Развитие норм права. «Русская правда». Категории населения. Этнический состав древнерусского общества

§ 2-3

18.09

4

Культура Киевской Руси

1

Урок изучения нового материала

Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии.

Знать сущность и своеобразие культуры Руси домонгольского периода, на конкретных примерах показывать ее достижения.

Культура, фольклор, былины, изборник, летописи, житие, крестово-купольный храм, иконопись, мозаика, фреска

Обсуждение вопросов, проблем. Подготовка и рецензирование докладов самими обучающимися.

§4

25.09

5

Русские земли в XII – начале XIII вв. наследники Киевской  Руси

1

Урок – практиче-ское

занятие

Усобицы. Любеческий съезд. Владимир Мономах. Распад Древнерусского государства. Галицко-Волынское княжество, господин Великий Новгород. Северо-Восточная Русь

Знать, в чем причины распада Древнерусского государства. Положительные и отрицательные последствия раздробленности

Феодальная раздробленность, княжеский домен, вотчинное земледелие, удел, боярская республика, аристократия, корпоративные интересы.

Сопоставить судьбу и деятельность князей феодальной эпохи.

§5-6

2.10

6

Культура Руси XII – начале XIII вв.

1

Семинар-ское

 занятие

Культура Галицко-Волынского, Владимиро-Суздальского княжества, Новгородской земли. Особенности архитектуры, живописи, летописания

Умение работать с первоисточниками, их анализ

Летописный свод, «слово», башнеобразный храм

Написать эссе на одну их предложенных тем: «Загадки и уроки «Слова о полку Игореве», «Слова Даниила Заточника», «Загадки Георгиевского собора в Юрьеве-Польском»

§7

9.10

7

Монгольское нашествие. Русские земли под властью Золотой Орды

1

Комбинированный урок

Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая орда. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной

агрессией.

Уметь анализировать исторические факты, представлять и аргументировать свою точку зрения.

Понимать причины завоевания Руси татаро-монголами.

Монгольское завоевание, кочевой феодализм, ордынское иго

Составить таблицу «Завоевание монголо-татар с 1206-1255гг.»

Дискуссии о последствиях монгольского завоевания для русских земель.

§8

16.10

8

Усиление Московского княжества в XIV – первой половине XV вв.

1

Комбинированный урок

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель

Понимать причины экономического подъема в XIV – первой половине XV

Знать о борьбе московских князей за первенство среди русских князей, политике отношений с Ордой.

Характеризовать деятельность московских князей: Даниила, Ивана Калиты, Дмитрия Донского

Освещать причины и последствия Куликовской битвы. Характеризовать Ивана III как первого «великого князя Всея Руси».

Знать сущность и особенности нового централизованного государства? Объяснять причины судебной реформы Ивана III

Религиозный центр, национальное самосознание, феодальная война, уния, автокефалия

Тестирование

Образование Великого княжества Литовского. Влияние внешнеполитического фактора на выбор путей развития Руси. Начало возрождения русских земель. Внутренние миграции населения. Церковь и консолидация русских земель. Политика московских князей.

§9-10

23.10

9

Завершающий этап создания единого Русского государства (вторая половина XV – начало XVI в.)

1

Урок-лекция

Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества.

Зарождение национального сам осознания на Руси.

Начало распада Золотой Орды

Этапы закрепощения крестьян. Причины создания крепостнической системы. Предпосылки, причины и особенности образования единого Русского государства. Начало складывания самодержавия.

Понимать взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества.

Знать о зарождении национального самосознания.

Обосновать свою точку зрения, вести дискуссию.

Знать о положении московских князей после смерти Дмитрия Донского (события феодальной войны) и о преодолении внутренних и внешних препятствий на пути окончательного складывания единого государства при  Иване III.

Единое Русское государство, централизация, поместье, помещик, дворянин,  Боярская Дума, Судебник, крепостное право, самодержавие, ересь

Обсуждение вопросов и заданий

§11-12

6.11

10

Культура  Руси в XIV -XVI вв.

1

Урок- семинар

Культурное  развитие русских земель и княжеств. Влияние  внешних факторов на развитие  культуры. Формирование русского,  украинского и белорусского народов.  Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет  древнерусской иконописи. Древнерусская литература.

Знать  особенности русской культуры  изучаемого периода. Характеризовать  главные ее достижения

Повесть, Куликовский цикл, «хождение»

Мини-

тестирование

Подготовить выступление о жизни  и творчестве Андрея  Рублева, Феофана Грека,  Дионисия

§13,16

В порядке выбора  дополнительный материал по  теме

13.11

11

Россия в XVI столетии

1

Комбинированный урок

Хозяйство и общество  в первой половине XVI в. Расширение территории  Русского государства. Личность Василия III.  Формирование сословно-представительной монархии.  Нестяжатели  и иосифляне.

Объяснять смысл  понятий Земский собор, нестяжатели, иосифляне,  приказная система, самодержавие, сословно-представительная монархия,  регентство, Избранная рада, кормления,  местничество, стрелецкое войско, опричнина

Характеризовать теорию «Москва – Третий Рим»

Давать оценку деятельности Ивана Грозного, последствиям опричнины

Земский собор, идеология,  казачество,  Москва — Третий Рим, нестяжатели, иосифляне, приказная  система, самодержавие, сословно-представительная монархия.

Проверочный тест по теме: «Образование единого Русского государства в XIV - XV вв», работа с текстом учебника – составление кластера

§14-15

20.11

12

Смутное  время

1

Урок  изучения новых знаний. Лекция

Смута. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально- экономических противоречий.

Борьба против  агрессии Речи Посполитой

  и  Швеции

Характеризовать политику Бориса Годунова, определять причины Смуты.

Давать  оценку событиям после смерти Лжедмитрия первого. Характеризовать  сущность правления бояр во главе с  Шуйским. Давать  оценку действиям второго Лжедмитрия

Смута, интервенция, Крестоцеловальная запись, междуцарствие, самозванство, Семибоярщина, смута, Тушинский вор.

Дискуссия  Решение исторических проблем по теме  урока

Дискуссия  о причинах и характере Смуты.  Феномен самозванства.  Боярские  группировки. Национальный подъем  в России

§17-18, схема

27.11

13

Возрождение страны  после Смуты. Внутренняя политика  первых Романовых

Внешняя политика России в XVII в.

1

Урок  изучения новых знаний с элементами  беседы

Ликвидация последствий Смуты. Земский собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Начало династии Романовых.

Социальные  движения XVII в. Расширение территории государства в XV II в. Вхождение Левобережной Украины в состав России.

Войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в.

Характеризовать  внутреннюю политику царей Михаила и  Алексея Романовых. Понимать причины  реформ государственного управления и формирования  сословий. Знать  сущность крепостного права, причины  его оформления в России. Понимать  каким был уровень развития  хозяйства  и торговли. Давать  характеристику сословной структуре российского  общества в данный период. Объяснять  смысл понятий «крепостное право», «мануфактурное  производство Знать основные направления и дальнейшие тенденции внешней политики России в XVII в.

Оценивать значение присоединения Украины к России.

Характеризовать успехи и неудачи, объяснять их

«двоевластие»,  «прелестные грамоты», «служилые инородцы», белые слободы, «даточные люди», консолидация общества, полки «иноземного строя», «пятая деньга», реестровые казаки, старообрядцы, униатская церковь, ясак. городовые казаки, реестры, униатская церковь, Чигиринские походы

Тестирование . Составить таблицу  «Выступление социальных низов в XVI

Россия  и  Тридцатилетняя война в Европе. Дискуссии  о предпосылках  преобразований общественного строя и характере  процесса модернизации России

§19,20

Таблица

4.12

14

Культура России в XVII в.

1

Урок- семинар

Особенности русской традиционной культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Русская монументальная живопись XVII в. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства.

Распространение грамотности.

Зарождение публицистики.

Славяно-греко- латинская академия

Знать основные факты истории культуры России XVII в. Определять общие черты и особенности ее развития

 Великие Минеи четьи, Домострой, годуновская школа, строгановская школа, Лицевой летописный свод, лицевое шитье, «дивное узорочье», нарышкинское барокко, архитектурная школа.

Заполнение таблицы

Немецкая слобода в Москве

§21

11.12

15

Начало правления Петра I.

Внешняя политика Петра I

1

Урок практического применения знаний, умений.

Борьба за престол. Начало самостоятельной политической деятельности. Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в. и превращение России в мировую державу.

Победа в Северной войне.

Провозглашение империи

Уметь определять альтернативы исторического развития,  характеризовать причины и последствия стрелецких бунтов. Характеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII столетия.

Понимать причины Северной войны и превращения России в европейскую державу

Боярская Дума, стрелецкое войско, «потешные полки», «старая вера», раскольничество, бунт Великое посольство, Северный союз, гетман, казачья старшина, партизанская война, атаман

Подготовить сообщение на  тему: «Кто защищал отечество во время Петра I»

Мини-тестирование, анализ карты, индивидуальные развернутые ответы у доски. Подготовить сообщение о сподвижниках Петра I. Какой вклад они внесли в победоносный исход военных действий

§1,3

18.12

16-17

Реформы Петра I

1

Урок -конференция

Петровские преобразования.

Создание заводской промышленности. Новая система государственной власти и управления.

Реформы армии и флота.

Превращение дворянства в господствующее сословие

Характеризовать причины, содержание, результаты и исторические последствия реформ

Реформа, дворянское ополчение, сословие, подворная подать, мануфактура,,, протекционизм, меркантилизм, Обмирщение, традиционный уклад, лубок

Дать оценку реформаторской деятельности Петра

Оппозиция петровским преобразованиям в обществе. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации

§2,3,4 задания по теме

25.12

15.01

18

Россия после Петра 1.

Эпоха дворцовых переворотов

1

Урок изучения новых знаний. Лекция

Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества. Просвещенный абсолютизм: идеология и политика. Законодательное оформление сословного строя

Характеризовать внутреннюю политику преемников Петра I. Знать насущные общественные проблемы. Сравнивать характер правления Петра I и его преемников

Дворцовый переворот, фаворитизм, аристократия

Проблемное задание: А.С. Пушкин охарактеризовал преемников Петра I так: «Ничтожные наследники северного исполина». Обоснуйте мнение поэта

Россия в период

дворцовых

переворотов

§5 составить таблицу Дворцовые перевороты

22.01

19

Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Социальная политика Екатерины II. Крестьянская война

1

Урок-лекция

Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

Восстание Е. Пугачёва

Знать особенности внутренней политики Екатерины. Объяснять смысл понятий: просвещенный абсолютизм в России, «золотой век» русского дворянства. Уметь делать обобщение и вывод. Уметь анализировать социально-экономическое развитие России и определять положение народов, входящих в состав российской империи в XVIII в. Уметь устанавливать ведущие тенденции, пространственные и временные рамки изучаемых явлений, процессов.

Понимать причины, повод, социальный состав и ход народных движений XVIII в.

Давать оценку значения этих событий. Уметь критически анализировать источник исторической информации

Эпоха Просвещения, «просвещенный абсолютизм», Соборное уложение, «крещеная собственность», губерния, уезд.

Уметь анализировать социально-экономическое развитие России и определять положение народов, входящих в состав российской империи в XVIII в. Уметь устанавливать ведущие тенденции, пространственные и временные рамки изучаемых явлений, процессов.

Понимать причины, повод, социальный состав и ход народных движений XVIII в.

Давать оценку значения этих событий. Уметь критически анализировать источник исторической информации

Сравнить Земские соборы XVI-XVII вв. и Уложенную комиссию. Критерии сравнения определить самостоятельно

§6-7

29.01

20

Внешняя политика России в XVIII

Царствование Павла I

1

Урок

комбинированный

Основные направления внешней политики Екатерины II. Борьба за выход к Черному морю. Изменения внешней политики в период правления Павла I. Разделы Речи Посполитой

Обобщать и структурировать материал

Империя, морская держава, разделы Речи Посполитой, антифранцузские коалиции

Заполнить таблицу «Внешняя политика России в середине, второй половине XVIII в.»

§8-9

5.02

21

Русская культура в XVIII в.

1

Урок

практического применения знаний, умений. Лабораторная работа

Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Московского университета. Создание системы народного образования. Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи, скульптуре XVIII в. Развитие музыкального искусства.

Возникновение профессионального театра

Знать основные достижения и направления духовной жизни русского народа, также его бытовую культуру. Уметь работать с различными источниками исторической информации

Классицизм, сентиментализм, барокко

Заполнение таблицы. Подготовить сообщение о выдающемся художнике или скульпторе второй половины XVIII в. Показать его творчество на фоне европейских достижений

Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в XVIII в. Деятельность Вольного экономического общества. Быт и нравы дворянства: русская усадьба

§10

12.02

22

Экономическое развитие в конце XVIII - первой половине XIX вв.

Реформы Александра I

1

Комбинированный урок

Особенности экономики России в первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества в условиях промышленного переворота

Понимать особенности правления Александра I. Давать оценку его деятельности.

Характеризовать социально-экономическое положение России в начале XIX в.

Натуральное хозяйство, внутренний рынок, промышленный переворот, отходники, капиталистые крестьяне, промыслы, мануфактура

Решение исторических задач

Распространение идей конституционализма

§11-12

вопросы к семинару

19.02

23

Борьба с Наполеоном

Восточный вопрос

1. Внешняя политика 1801-1811

2.  Отечественная война 1812 г. Мифы и факты

3. Завершение войн с Францией. Восточный вопрос

1

Урок изучение нового материала

Россия в системе международных отношений первой половины XIX в. Участие России в антифранцузских коалициях. Изменение внешнеполитической стратегии в период антинаполеоновских войн.

Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия и создание Венской системы международных отношений

Понимать ключевые задачи внешней политики России в начале XIX в. и способы их достижения, знать причины Отечественной войны 1812 г., ее ход и значение. Определять цели и смысл заграничных походов русской армии 1813-1814 гг.

Континентальная блокада, Отечественная война, ополчение, партизанское движение, Священный союз, Восточный вопрос

Мини-

тестирование, сообщения

Россия в Священном союзе

§13,

сообщения

26.02

24

Период реакции. Декабристы

1

Урок-исследование

Влияние Отечественной войны на общественное сознание в России

Уметь участвовать в групповой исследовательской работе. Формулировать собственный алгоритм решения историко- познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы

Реакция, аракчеевщина, военные поселения, тайное общество, военный заговор, военное восстание, декабрист

Альтернативные точки зрения на события 14 декабря 1825 г.

(В.О. Ключевский,

А.И. Герцен). Высказать свое отношение к ней

Движение декабристов и его оценка в российской исторической науке. Европейское влияние на российское общество

§14

5.03

25

Внутренняя политика Николая I

1

Урок изучения новых знаний

Оформление российской консервативной идеологии.

Теория «Официальной народности». Русский утопический социализм. Славянофилы и западники

Характеризовать личность Николая I. Уметь осуществлять анализ его внутренней политики: историко- социологический, исто- рико-политический

Теория официальной народности, кодификация законов, III отделение, охранительная политика, обязанные крестьяне

Сопоставьте идеи С.С. Уварова и Л. В. Дубельта (см. документ). Согласны ли вы с мнением царских чиновников. Свое мнение аргументируйте

§15

12.03

26

Внешняя политика России при Николае I.

Кавказская война

1

Комбинированный урок

Направления внешней политики, Восточный вопрос

причины продвижения России на Кавказ и в Закавказье; методы присоединения новых территорий;
 последствия этого процесса для России и присоединенных народов.

Уметь анализировать ход войны. Знать предпосылки, причины и последствия поражения России

«жандарм Европы», нейтрализация Черного моря, мусульманство

Найти дополнительную информацию и подготовить сообщение о судьбе участников Кавказской войны, Шамиля и генерала, А.П. Ермолова

Зарождение русской геополитической школы. Европейское влияние на российское общество

§16, таблица с. 161

19.03

27

Общественное движение в годы царствования   Николая I

1

Урок изучения новых знаний

Оформление российской консервативной идеологии.

Теория «Официальной народности». Русский утопический социализм.

Славянофилы и западники

Уметь анализировать ход войны, знать предпосылки, причины и последствия поражения России.

Знать суть российской консервативной идеологии и оппозиционных мнений николаевской эпохи.

Уметь делать выводы

Консерватизм, либерализм, социализм, утопический социализм

Индивидуальные развернутые ответы у доски. Заполнить таблицу на с. 169.

Сравнительный анализ взглядов западников и славянофилов

§17

2.04

28

Русская культура первой половины XIX в.

1

Урок-

конференция

Культура России в первой половине XIX в. Учёные общества. Научные экспедиции. Создание системы народного образования. Формирование литературного  языка. Общественная роль театрального искусства. Традиции классицизма в русской архитектуре. Романтизм и реализм в изобразительном искусстве

Характеризовать развитие русской культуры в первой половине XIX столетия.

Работать с различными источниками исторической информации при подготовке дополнительного материала к уроку по отраслям знаний, культуры и персоналиям

Ампир, романтизм, реализм, эклектика

Эссе «Вклад российской науки в развитие мирового научного знания»

Развитие русской журналистики. «Золотой век» русской поэзии

§18

9.04

29

Начало правления Александра II. Крестьянская реформа

1

Урок изучения новых знаний. Диалог

Отмена крепостного права

Знать причины отмены крепостного права. Выделять этапы подготовки данного процесса. Оценивать характер мер правительства. Анализировать основные положения реформы, определять ее характер, значение

Крепостной, удельный, государственный крестьянин, барщина, оброк

Анализ положений реформы. Уметь работать с различными источниками исторической информации

§19, таблица с. 191

16.04

30

Социально- экономическое развитие пореформенной России. Либеральные реформы 1860-70-х гг.

1

Комбинированный урок

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-1870-х гг.

Знать динамику развития пореформенной экономики страны. Систематизировать историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно- исторического процесса

Понимать связь между отменой крепостного права и либеральными реформами.

Буржуазия, промышленный переворот

Земство, самоуправление, имущественный ценз, всеобщая воинская повинность, состязательный судебный процесс

Заполнить таблицу «Общественная сторона промышленного переворота» Анализ исторического источника

Роль общины в жизни крестьянства. Самодержавие, сословный строй в условиях модернизационных процессов

§20, 21таблица с. 200

23.04

31

Общественные движения в 50-60-е гг. XIX в.

1

Урок-

лабораторная работа

Общественные движения в конце XIX в. Идеология и практика народничества. Зарождение рабочего движения

Проводить сравнительный анализ основных направлений общественного движения, их идеологии, социального состава, способов деятельности. Уметь делать выводы

Публицистика, пропаганда, прокламация, воззвание, революционное подполье

Обсуждение заданий

Выступления разночинной интеллигенции

§22-23

30.04

32

Внутренняя  и внешняя политика и общественное движение в годы правления Александра III

1

Урок-лекция

Политика контрреформ Поддержка помещичьих хозяйств. Новые положения о земстве, судопроизводстве. Усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями

Уметь анализировать социальное развитие империи, внутреннюю и внешнюю политику правительства Александра III. Определять последствия контрреформ для исторической  судьбы России

Реакционные курс, цензура, марксизм, стачка

Заполнить таблицу «Контрреформы 80-х гг. XIX в.»

§24-25

7.05

33

Культура России во второй половине XIX в.

1

Урок-

конференция

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве конца XIX в. Новаторские традиции в развитии художественной культуры. Движение передвижников. Пейзажная живопись. Расцвет музыкального искусства.

Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых

Знать основные достижения культуры России в обозначенный период. Уметь работать с различными источниками исторической информации для подготовки к уроку- семинару

Демократизация, интеллигенция, передвижники

Подготовить сообщение о «бунте 14» в Академии художеств

Самодержавие и национальный вопрос. Реакция русского общества на польское восстание 1863 г. Городская и деревенская культуры: две социокультурные среды

§26

14.05

34

Итоговое повторение

1

Знать факты, явления, процессы, понятия, теории, характеризующие системность и значимость исторического процесса

тестирование

21.05



Предварительный просмотр:

                                                                                     

МКОУ « Коммунаровская СОШ»

Утверждаю                                                                                                                                        Согласовано

Директор МКОУ «Коммунаровская СОШ»                                                                                  зам.директора по УВР

--------------------Чурзина И.М.                                                                                                          -----------Антонцева Н.А.

«01» сентября-2013                                                                                                                           «01» сентября 2013

Рассмотрено на заседании

Методического совета

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного предмета по «Всеобщей  истории

с древнейших времен до конца XIX в.»

Для 10 класса

                                                                                                                                                           

        

Составитель: Улжабаева Г.А.

2013

                                                                                       

                                                                                             Пояснительная записка

10 класс, базовый уровень (34 ч)

      Представленная программа является основой одноименного учебника авторов В. И. Уколовой и А. В. Ревякина. Программа соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории. Всеобщая история позволяет дать учащимся целостное, интегрированное представление о всемирно-историческом развитии, о пути человечества к современному глобализирующемуся миру, помогает выработать у учащихся навыки исторического мышления, сформировать у них историко-политическую и гуманитарную культуру.
            Авторы ставили задачу показать основные линии исторического движения к современному миру, объяснить учащимся, как разные эпохи связаны с современностью, как историческое наследие Востока и Запада живет в дне сегодняшнем. Это послужило актуализации исторического материала без его идеологизации и, как надеются авторы, предоставило школьникам возможность не только рационально, но и эмоционально сделать исторический опыт частью личного опыта, почувствовать себя звеном в цепи поколений.      Базовый уровень имеет основной, просто и логично изложенный материал.
      Программа и учебник ориентируют учащихся на формирование навыков анализа мирового развития, выработку у них определенного иммунитета к упрощенному истолкованию истории как поля реализации тех или иных всемирных законов, понимания человеческой составляющей истории.
      
Цель курса: дать учащимся целостное, интегрированное представление о всеобщей истории, на этой основе выработать у них способность самостоятельно анализировать особенности исторического развития и современной ситуации, сформировать у учащихся гражданскую позицию.
      
Задачи курса:
      — дать комплекс знаний об истоках, развитии, специфике отдельных периодов истории и цивилизаций, их роли в становлении современного мира;
      — помочь учащимся выработать историческое мышление — подход к общественным явлениям в их становлении и развитии, в определенном историческом контексте и в связи с конкретным историческим опытом;
      — показать историю «с человеческим лицом», глубже раскрыть ее гуманитарные аспекты;
      — расширить представления старшеклассников о характере современной исторической науки, неоднозначности исторических знаний, выработать критический подход к ним;
      — способствовать овладению учащимися приемами исторического анализа;
      — помочь становлению гуманитарной культуры школьников, научить их быть открытыми опыту других народов, цивилизаций, способствовать усвоению ими демократических ценностей и выработке у учащихся толерантности.
      В результате освоения данного курса десятиклассники должны 
знать содержание основных эпох и цивилизаций в истории человечества;уметь дать оценку их места в историческом процессе и основных достижений, вошедших в сокровищницу мировой истории и культуры;понимать взаимосвязь и обусловленность исторических явлений, специфику разных форм исторического и социального детерминизма;учитывать «мировой контекст» исторических феноменов и процессов; анализировать роль человеческого фактора в истории; уметьопределять позиции и мотивы действий участников исторических процессов; на базе исторических знаний выработать навыки социальной ориентации в условиях динамичных перемен современности.

Тематическое планирование курса «Всеобщая история

с древнейших времен до конца XIX в.»

10 класс, базовый уровень (34часов)

Авторы: В.И.Уколова

               А.В.Ревякин

Тема

Кол-во часов

Элементы содержания образования

Основные понятия

Знания, умения

Измерители и формы контроля

Домашнее задание

Дата проведеия план/факт

1

История как наука

1

История в системе гуманитарных наук

Знать особенности истории как науки.

Фронтальная работа

5.09

2

Предыстория

1

История в системе гуманитарных наук. Вспомогательные исторические дисциплины.  Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Современные концепции происхождения человека и общества.

ВИД, анимизм, тотемизм, фетишизм, мантика.

Характеризовать различные виды исторических источников. Уметь их классифицировать. Характеризовать человека и человеческое сообщество первобытной эпохи.

Фронтальная работа, решение познавательных задач.

§1, составить таблицу «Исторические дисциплины» с.13 №.3

12.09

3-4

Ближний Восток. Индия и Китай в древности

1

Восточная деспотия. Цивилизации Древнего Востока. Ментальные особенности цивилизаций древности. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизации: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре, социальные нормы и мотивы общественного поведения человека.

Клинопись, зиккураты, хетты, зороастризм, санскрит, брахманизм, буддизм, конфуцианство.

Знать и сравнивать различные точки зрения на происхождение государства и права. Анализировать происхождение и развитие индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций.

Работа с историческими текстами. Решение проблемных задач.

§2-3, с.39 №2

19.09

26.09

5

Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса.

1

Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этно-социального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций. Ментальные особенности античного общества.

Эллинизм, демос.

Определять специфику географических условий и этно - социального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций.

Работа с документами, с картой, с иллюстративным материалом.

§4

3.10

6

Древняя Греция. От полиса к эллинистическому миру.

1

Возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры.

Парфенон, Геродот, гимнасии, палестра.

Характеризовать полисную политико-правовую организацию.

Решение проблемных задач.

§5, с.74 №1,2

10.10

7

Древний Рим. От возникновения города до падения республики.

1

Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право.

Этруски.

Сравнивать демократию и тиранию. Характеризовать особенности римского права.

Составление схемы. Индивидуальные задания.

§6, с. 85 №3

17.10

8

Древний Рим. Римская империя.

Зарождение иудео-христианской духовной традиции, её религиозно- мировоззренческие особенности. Распространение христианства. Ранняя христианская церковь.

Принципат. Доминат. Римское право.

Выявлять причины появления и особенности христианства.

Работа в группе с текстом. Тестирование.

§7, с.96 №1

24.10

9

Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы.

1

«Великое переселение народов» в Европе и формирование христианской средневековой цивилизации. Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феномен крестовых походов – столкновение и взаимовлияние цивилизаций.

Феодализм.

Определять характерные черты христианской средневековой цивилизации. Сравнивать их с цивилизациями Древнего мира. Выявлять признаки и принципы феодальной системы. Характеризовать сословно-корпоративный строй.

Работа с картой, схемами, документами. Выполнение заданий на выявление характерных признаков.

§8, с.111 №3

7.11

10-11

Расцвет и кризис западноевропейского христианского мира.

1

Особенности хозяйственной жизни, торговые коммуникации в средневековой Европе. Образование централизованных государств. Борьба императорской и папской власти, распространение еретичества. Роль церкви в европейском средневековом обществе.

Выявлять причины изменения и особенности западноевропейского христианского мира. Сравнивать европейскую правовую традицию и римское право. Систематизировать и представлять материал, характеризующий культуру в Средние века. Выявлять специфику роли церкви в европейском средневековом обществе.

Решение проблемных задач, заполнение таблицы.

§9, с.125 №5

14.11

21.11

12

Византийское Средневековье.

1

Социокультурное политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Ромеи. Фемы.

Определять роль влияния Византии. Различать Социокультурное и политическое влияние, мировоззренческие особенности католицизма и православия.

Работа в группах. Выполнение заданий на выявление характерных черт.

§10, с.135 №2

28.11

13

Исламский мир в Средние века.

1

Возникновение исламской цивилизации. Складывание основ системы исламского права. Шариат. Религиозный раскол исламского общества. Сунниты и шииты. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху средневековья.

Коран. Шиизм. Суннизм. Халифат.

Анализировать особенности исламской цивилизации.

Индивидуальные задания.

§11, с.148 №3,4,6

5.12

14

Индия в Средние века.

1

Традиционное аграрное общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Цивилизация Востока в эпоху средневековья.

Касты. Дхарма. Ахимса.

Сопоставлять традиционные общества на Западе и Востоке. Выявлять причины отличий.

Работа по группам, решение познавательных задач.

§12, с.157 №5

12.12

15

Китай и Япония в Средние века.

1

Традиционное аграрное общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Цивилизация Востока в эпоху средневековья.

Синтоизм. Сёгун.

Сопоставлять традиционные общества на Западе и Востоке. Выявлять причины отличий.

Работа по группам, решение познавательных задач.

§13, с.169 №5

19.12

16

Возрождение как культурно-историческая эпоха

1

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения.

Возрождение. Гуманизм.

Систематизировать и представлять материал, характеризующий эпоху Возрождения.

Выступление на семинаре. Решение проблемных задач.

§14, с.185 №5,6

26.12

17

Возникновение мирового рынка

1

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Принципы периодизации Нового времени. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.

Астролябия. Лот. Каравелла.

Знать принципы периодизации истории. Выявлять причины и признаки модернизации. Сопоставлять причины и результаты Великих географических открытий. Характеризовать изменения пространственного восприятия мира.

Фронтальный опрос. Работа с понятиями. Выполнение заданий на установление причинно- следственных связей.

§15, с.200 №1,3

16.01

18

Общество и экономика «старого порядка».

1

Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма. Социально-психологические, экономические и техногенные факторы развертывания процесса модернизации

Гобелены. Шпалеры.

Выявлять основные признаки торгового и мануфактурного капитализма.

Работа с картой.

§16

23.01

19

Промышленная революция.

1

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики.

Акционерные компании.

Определять значение технического прогресса, причины и последствия циклического характера развития рыночной экономики.

Работа с таблицами. Работа со схемами.

§17, с.221 №3

30.01

20

Индустриальное общество.

1

Классовая социальная структура общества в XIX веке. Буржуа и пролетарии. Урбанизация. Городской и сельский образы жизни. Проблема бедности и богатства в индустриальном обществе.

Урбанизация.

Называть причины и результат эволюции социальных групп в индустриальном обществе. Характеризовать социальную структуру общества в XIX веке.

Работа с историческими текстами по группам.

§18, с.233 №4

6.02

21

Религия и церковь в начале Нового времени.

1

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Религиозные войны и конфессиональный раскол европейского общества.

Реформация. Протестанты. Лютеране. Гугеноты.

Выявлять причины и последствия Реформации и Контрреформации. Сравнивать изменения в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Реформации со средневековьем.

Выполнение познавательных задач.

§19, с.245 №3

13.02

22

Наука и общественно-политическая мысль.

1

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв.

Либерализм.

Сопоставлять мировосприятия человека традиционного и индустриального обществ. Характеризовать особенности классической научной картины мира в XVII-XIX вв.

Составление таблицы.

§20

20.02

23

Художественная культура.

1

Культурное и философское наследие Нового времени.

Классицизм. Барокко. Рококо. Ампир.

Систематизировать и представлять материал, характеризующий культурное и философское наследие Нового времени.

Представление презентаций. Работа с иллюстративным материалом.

§21, с.269 №1,4

27.02

24-25

Государство на Западе и Востоке.

2

От сословно-представительной монархии к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение теории естественного права и концепции государственного суверенитета. Форма абсолютизма. Складывание Романо-германской и англосаксонской правовых семей.

Абсолютизм.

Определять взаимосвязь социально-экономических и социально-политических изменения, их причины и последствия. Характеризовать теорию естественного права и концепцию государственного суверенитета.

Работа в группах на выявление причин и характерных черт.

§22

6.03

13.03

26-27

Политические революции XVII –XVIII вв.

2

Буржуазные революцииXVII-XIX вв.: исторические предпосылки, значение. Идеология социальных и политических движений. Формирование основ гражданского, национального самосознания.

Виги. Тори. Якобинцы. Директория.

Характеризовать исторические предпосылки, значение революций XVII-XIX вв. Анализировать идеологии социальных и политических движений.

Решение проблемных задач.

§23-24, с.297 №5,6

20.03

3.04

28

Становление либеральной демократии.

1

Становление гражданского общества. Философско-мировоззренческие основы идеологии Просвещения. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь стран Европы. Конституционализм. Рабочее революционное движение.

Консульство. Конституционализм.

Знать признаки гражданского общества. Характеризовать идеологию Просвещения. Характеризовать и сравнивать либерализм, консерватизм, социализм, анархизм, марксизм.

Составление таблицы, схемы. Работа с понятиями.

§25, с.311 №3

10.04

29

Встреча миров; Запад и Восток в Новое время.

1

Особенности динамики развития стран «Старого капитализма». Предпосылки ускоренной модернизации в странах «второго эшелона». Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах.

Колонии. Метрополии.

Выявлять последствия влияния европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока.

Выполнение заданий для установления причинно-следственных связей.

§26, с.322 №1

17.04

30

«Европейское равновесие». XVII-XVIII вв.

1

Эволюция системы международных отношений в конце XV- середине XIX вв. Венская система. Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени. Зарождение международного права.

Гегемония.

Знать особенности системы международных отношений в конце XV-середине XIXвв. и сравнивать их с характером отношений в Средние века.

Работа с картой

§27, с. 335 №4

24.04

31

Конфликты и противоречия. XIX в.

1

Первый опыт «коллективной дипломатии». Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира.

Венский конгресс.

Определять последствия Венского конгресса.

Работа с историческими текстами, с понятиями.

§28, с.348 №5

8.05

32

Повторение по теме: « Новое время»

1

Знать основные факты, понятия характеризующие Новое время. Систематизировать знания об основных исторических процессах.

Контрольное тестирование

15.05

33-34

Итоги развития человечества к середине XIX в.

Дискуссия о различных моделях перехода от традиционному к индустриальному обществу

Выступление на конференции

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...