Интегрированный проект по литературе и истории "Недаром помнит вся Россия"
методическая разработка (история, 5 класс) по теме
Данный проект позволяет изучить историю Бородинского сражения, опираясь на документальные источники и художественную литературу; определить, какое значение имело Бородино для истории России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 23 КБ |
urok.doc | 56.5 КБ |
geroi_voyny_1812.ppt | 180.5 КБ |
napoleon.ppt | 515 КБ |
partizany.ppt | 417.5 КБ |
prilozhenie_1.doc | 22 КБ |
prilozhenie_2.ppt | 411.5 КБ |
prilozhenie_3.doc | 24.5 КБ |
khudozhniki_o_borodino.ppt | 763.5 КБ |
analiz_stikhotvoreniya.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к уроку литературы в 5 классе
по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»
« Недаром помнит вся Россия…»
Одной из главных задач данного урока является воспитание патриотизма на примере героизма русских солдат, проявленного во время Бородинской битвы. Для того чтобы достичь наилучшего результата, необходимо изучить историю Бородинской битвы и Отечественной войны 1812 года (целесообразно проводить по данной теме интегрированный урок литературы и истории).
История – изучение нового материала.
Литература – анализ стихотворения с опорой на исторические сведения.
На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с изо, обществознанием, русским языком.
Учащимся предлагается разделиться на группы (в зависимости от интересов), каждая группа получает опережающее задание, цель которого – формирование умения работать с различными источниками информации, выбирать главное, оформлять результаты своих исследований и предъявлять их в виде презентации и сообщений:
1. Лингвисты изучают по словарям значение незнакомых слов.
2. Литературоведы анализируют стихотворение.
3. Искусствоведы изучают, как представлена в живописи Бородинская битва и Отечественная война 1812 года.
Историки: первая группа знакомятся с биографией героев войны 1812 года: М.И. Кутузова, М.Б. Барклая де Толли, П.И. Багратиона.
Вторая группа находит сведения о Наполеоне и составе французской армии.
Третья группа изучает партизанское движение.
Работу каждой группы комментируют эксперты, с учетом критериальной модели оценивания устных ответов и презентаций.
По окончании урока учащимся предлагается на выбор домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Тема урока «Недаром помнит вся Россия …»
(стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»)
Цель урока: изучить историю Бородинского сражения, опираясь на документальные источники и художественную литературу; определить, какое значение имело оно для истории России.
Задачи: изучить историю Бородинского сражения, познакомить учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино»;
- формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать исторический и художественный текст, работать с различными источниками информации, предъявлять результаты своей деятельности в виде сообщений и презентаций, анализировать историческую карту, схемы
- воспитание патриотизма, уважения к истории своей родины, толерантности, формирование коммуникативных умений
Оборудование: карта «Отечественная война 1812 года», портреты героев войны 1812, портрет М.Ю. Лермонтова, выставка иллюстраций к произведению «Бородино», репродукций картин П.Е Заболотского «Старый солдат», В. Верещагина «На большой дороге – отступление, бегство», мультимедиапроектор, учебник литературы для 5 класса ч.1 под редакцией Г.С. Меркина.
Ход урока:
Сегодня на уроке будет работать жюри в составе учащихся 8-х классов.
Ребята познакомят вас с критериями оценки ваших ответов.
Учитель истории : В истории нашей Родины есть события, которыми мы по праву можем гордиться. Изучая их, мы восхищаемся мужеством, стойкостью и героизмом нашего народа, понимаем, через какие суровые испытания ему пришлось пройти. Именно о таком великом событии пойдет речь.
(фронтальная беседа)
- Скажите, знакомо ли вам слово « Бородино»?
- С кем сражалась русская армия у с. Бородино?
- Когда произошла Бородинская битва?
- Как вы думаете, почему люди о ней так долго помнят?
Учитель литературы: Литература не может существовать в отрыве от истории. Писатели и поэты посвящают свои произведения важным событиям, произошедшим в стране.
Какие произведения, посвященные Бородинскому сражению, вам знакомы?
(подытоживая ответы учащихся, учитель называет некоторые произведения)
Лермонтов «Поле Бородино», «Бородино», отдельные главы романа Л.Н.Толстого «Война и Мир», строки из «Евгения Онегина» Пушкина, стихотворение М.И.Цветаевой «Генералам 12 года» Отечественная война 1812 года, действительно, стала знаковым событием в истории России. И спустя 196 лет мы с вами, потомки солдат и офицеров, сражающихся на Бородинском поле, говорим об этом событии.
Какова цель нашего урока?
(учащиеся формулируют цель, которую записывают в тетрадях)
- изучить историю Бородинского сражения, опираясь на документальные источники
и художественную литературу.
- определить, какое значение имело оно для истории России.
Выразительное чтение в лицах учителями начала произведения М. Ю. Лермонтова
- Скажи-ка , дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром ,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
-Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
Учитель истории: отдали, Москву, оставили неприятелю, после Бородинской битвы прошло несколько месяцев, прежде чем враг был изгнан из России. И тем не менее, мы говорим о Бородинском сражении как об одном из великих событий в истории России. Как вы думаете, почему?
Обратите внимание, перед вами картина П.Е. Заболотского «Старый солдат» . Художник изобразил человека, прошедшего Отечественную войну. Посмотрите на награды, Георгиевский крест давался за особое мужество.
- Как вы считаете, какими качествами характера обладал этот солдат? (подытоживая ответы учащихся) Защищать Родину для каждого русского человека - святой долг. Художник был хорошо знаком с Лермонтовым и, вероятно, написал портрет старого солдата под впечатлением от стихотворения «Бородино».
Учитель литературы: Откройте учебники на странице 145, прочтите отрывок из романа Магдалины Ивановны Сизовой «Из пламя и света». Скажите, пожалуйста, чьи воспоминания для Лермонтова послужили материалом для написания стихотворения?
(эти воспоминания поэт, будучи ребенком, получил из рассказов простых солдат в имении Тарханы - здесь, среди крепостных, были те, кто эту войну прочувствовал на себе и победил)
Стихотворение было написано в 1837 году, к 25-летию Бородинской битвы, еще были живы многие ее участники. В стихотворении происходит монолог старого и молодого солдата. Обратите внимание на то, сколько раз в разговор со старым солдатом вступает молодой? (практически все стихотворение – это рассказ о Бородинском сражении старого солдата, т. е. это его воспоминания, его внутренний разговор с самим собой, его внутренний монолог)
Что называют диалогом? Монологом? Как вы думаете, что такое внутренний монолог?
( Внутренний монолог – речь действующего лица, обращённая к самому себе и не произнесённая вслух).
Подумайте, почему, один раз включив в беседу молодого солдата, М.Ю. Лермонотов больше «не даёт ему слова»,предоставляя его только солдату-участнику Отечественной войны 1812 года?
( Старый солдат пережил эти события, видел гибель друзей, товарищей по оружию, и, как любой русский человек, осознавал, какую угрозу представляла армия Наполеона).
Учитель истории: К началу XIX века Наполеон завоевал почти всю Европу. Он мечтал о мировом господстве «Я буду властелином мира, остается одна Россия, но я раздавлю её, как букашку»,- говорил он.
-Что больше всего возмущает в этой фразе?
Группа учащихся нашла материал и приготовила презентацию об армии Наполеона.
-Какие цели ставил Наполеон перед собой?
-К чему стремился Наполеон?
-Какая была армия по национальности?
-Какая была армия по численности?
-Чем опасна была французская армия?
(Сообщение о Наполеоне и французской армии).
Под запись:
12 июня 1812 года
Работа с картой.
Найдите восточную границу России. Как расположены армии, кто ими командует?
Армии прикрывали основные направления, на Москву, Киев, Петербург.
Наполеон был уверен, в скорой победе. Русские армии он надеялся разбить поодиночке. Однако опытные русские генералы разгадали план неприятеля. Командующий I армии М.Б.Барклай де Толли принимает трудное решение отступать, но при этом сохранить армию.
-Найдите на карте, где произошло объединение сил.
22 июля 1812года именно у Смоленска было дано первое сражение, где французы поняли, как яростно будут сражаться русские солдаты, но город пришлось оставить неприятелю. После сдачи Смоленска главнокомандующим был назначен М.И. Кутузов, он продолжает отступление.
Место следующей битвы было выбрано в 120 километрах от Москвы у села Бородино, через него проходило две дороги, заняв которые русская армия преградила бы путь к Москве.
Работа со схемой Бородинского сражения.
Учитель истории: рассмотрите схему Бородинского сражения (приложение №2, слайд №2), какие укрепления были построены?
( Багратионовы флеши, Шевардинский редут)
Учитель литературы: Вы услышали незнакомые слова, назовите их. Мы с вами уже говорили, что русский язык – явление развивающееся: одни слова уходят в небытие, другие находят себе замену, появляются новые. И поэтому естественно, что поколению начала 21 века могут быть незнакомы слова начала века 19.
Группе лингвистов было дано опережающее задание: поработать с толковыми словарями Ожегова и Даля и объяснить значение непонятных слов, которые встречаются в стихотворении М.Ю. Лермонтова. ( Языковеды дают толкование слов, используя таблички и иллюстрации: «редут», « лафет», « флеши», «картечь», «кивер», « драгуны», « уланы», «булат», «бивак»).
Учитель литературы: Какие из представленных слов являются историзмами? Архаизмами? Обратите внимание на то, что много заимствованных слов, в частности из французского языка. В основном, это слова военной терминологии. Чем это обусловлено?
( Это обусловлено тем, что М.Ю.Лермонтов передаёт речь человека военного, который рассказывает от сражении).
Урок № 2 ( продолжение).
Ученик выразительно читает наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Учитель истории: Бородинская битва началась 26 августа 1812 года рано утром и продолжалась 15 часов. Семь раз бросались в атаку плотные колонны французов. Семь раз огнем и штыком русские воины отбрасывали врага. Самый тяжелый удар пришелся на левый фланг, Багратионовы флеши.
Найдите на схеме расположение батареи Н.Н. Раевского. Истории известен факт, что вместе с ним сражались его сыновья 11 и 17 лет. Ребята, вы только представьте, эти мальчики были вашими ровесниками…Но позади была Москва…
Мы попытаемся выяснить накал сражения. Прочитайте отрывки из воспоминаний участников сражения. (Приложение 1) Как они вспоминают о Бородинской битве?
Учитель литературы: А теперь найдите в тексте стихотворения, как М.Ю. Лермонтов передает накал сражения. Прочитайте ,пожалуйста, эти строки.
( « Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий / Французы двинулись , как тучи,/ И всё на наш редут/» до слов «… И залпы тысячи орудий /слились в протяжный вой…/»)
Что поражает больше, строки Лермонтова или документальный источник?
Удалось ли Лермонтову передать ощущение участников событий от битвы?
(Средства выразительности делают речь лирического героя образной и эмоциональной, наверное, поэтому нам, читателям легче представить картину боя, прочувствовать то, что ощущали его участники).)
Какие средства выразительности использовал поэт?
( Учащиеся называют тропы и фигуры речи , использованные в данном отрывке).
У группы литературоведов было опережающее задание: проанализировать данный отрывок с точки зрения выразительных средств, пожалуйста, им слово.
( Литературоведы воспроизводят анализ отрывка приложение 3).
Учитель: Оцените, пожалуйста, ответ данной группы, как вы считаете, удалось ли ребятам проанализировать данный текст?
( Учащиеся высказывают своё мнение по поводу анализа, выполненного группой литературоведов).
Учитель истории: Наполеон впоследствии писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Как вы думаете, почему? Чем объясняется такое отношение Наполеона к Бородинской битве?
( Герои лермонтовского стихотворения – русские люди, победившие в войне с французами,- простые солдаты, руководимые талантливыми военачальниками: « могучее, лихое племя, богатыри»).
Именно русские былинные богатыри ( фольклорные образы) олицетворяли собой защитников Руси; если появлялся русский богатырь, значит, победа обязательно будет одержана). ? Кого можно назвать богатырями Бородинского сражения?
Группа ребят подготовила сообщения о героях войны : М. Б. Кутузове, М. Б. Барклае де Толли, П. И. Багратионе.
Учитель истории: на военном совете в Филях 1 сентября Кутузов принимает решение отступать. Входя в опустелою Москву, французы надеялись отдохнуть на тёплых квартирах, но улицы были пусты, а 2.09 начался пожар. Напрасно надеялся Наполеон на подписания мира.
Учитель литературы: Давайте прочтём последние две реплики из воспоминаний М.И.Сизовой (учебник литературы, стр. 145) :
-Всё губиль ваш страшный моррос…ваш холодный снег,да!
- И не мороз!- вдруг решительно сказал дед.- А народ! У нас, господин мусью, не только войско сражалось, у нас весь народ партизанил, это тоже понимать надо!
Против французов поднялся весь народ, началась партизанская война.
Прослушайте сообщение « Партизанское движение»( В.Кожина, Д.Давыдов, А.Фигнер) , Запишите имена героев-партизан, проследите, какие подвиги они совершили, как действовали партизаны?(учащиеся представляют презентацию «Партизаны Отечественной войны 1812 года»)
Учитель истории: 6 октября 1812 года Наполеон принял решение уйти из Москвы. Это была уже не та великая армия, которая покорила почти всю Европу.
Учитель литературы: На картине В.Верещагина «На большой дороге – отступление, бегство» вы видите измождённых, замёрзших, измученных людей (приложение №2, слайд №3).
Можно ли эту картину назвать бегством?
( Обратите внимание, как еле-еле бредут французы: справа – окоченевшие трупы, много умерших людей, над уходящими кружат вороны, предвещающие беду. Верещагину удалось передать состояние отчаяния, безмолвного смирения со своей участью бывших победителей, завоевавших полмира).
Ребята. вы видите. что тема Отечественной войны притягивала к себе и художников.
Группа искусствоведов подготовила для вас сообщение о картинах, посвящённых войне 1812 года. Обратите внимание, что стремились отобразить художники в своих полотнах?
Запишите, пожалуйста, название картин ,имена художников. ( учащиеся представляют презентацию «Художники об Отечественной войне 1812 года»
Учитель истории: Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
На Бородинском поле остались лежать и русские, и французские солдаты. Спустя годы русский народ на этом месте поставил памятник воинской славе, доблести, мужеству, героизму, проявленному не только со стороны победителей, но и побеждённых.(приложение №2, слайд №4)
Что означала Бородинская битва для истории Отечественной войны 1812 года? Для истории России?
Слово жюри.
Домашнее задание:
- выучить стихотворение М.Ю.Лермонтова наизусть
На выбор:
- приготовить мультфильм- презентацию « Бородинское сражение»
- нарисовать иллюстрацию, подготовить защиту
- написать эссе « Недаром помнит вся Россия…»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
«Трудно представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцепляясь друг с другом, раздирали друг друга, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Раскаленные пушки не могли выдержать действия пороха и лопались с треском…»
«Огромная площадь редутов взрыта ядрами, везде трупы людей и лошадей. Умирающие, стонущие и плачущие раненые. Кучи покинутого и разбитого оружия. Вода реки Колоча окрашена кровью».
«Трудно представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцепляясь друг с другом, раздирали друг друга, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Раскаленные пушки не могли выдержать действия пороха и лопались с треском…»
«Огромная площадь редутов взрыта ядрами, везде трупы людей и лошадей. Умирающие, стонущие и плачущие раненые. Кучи покинутого и разбитого оружия. Вода реки Колоча окрашена кровью».
«Трудно представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцепляясь друг с другом, раздирали друг друга, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Раскаленные пушки не могли выдержать действия пороха и лопались с треском…»
«Огромная площадь редутов взрыта ядрами, везде трупы людей и лошадей. Умирающие, стонущие и плачущие раненые. Кучи покинутого и разбитого оружия. Вода реки Колоча окрашена кровью».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Анализ стихотворения.
Чтобы передать накал боя и насколько страшной была, битва предложение начинается с риторического восклицания, чтобы передать особые чувства.
Риторическое восклицание – это образное средство, отличающиеся эмоциональностью, служащие для усиления выразительной речи. Также во второй строке
«Французы двинулись, как тучи»
автор использовал сравнение, сопоставляя тучи с французами.
Туча – это символ неизбежности, предвещающий беду.
«Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами».
Используя однородные подлежащие, Лермонтов передаёт одновременность происходящего, и мы, читатели, понимаем, насколько быстро происходит действие. Это подтверждает и анафора, и синтаксический параллелизм
«Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут».
Следующая строфа начинается так же, как и предыдущая: с риторического восклицания, а также после него автор поставил многоточие, что указывает на продолжение действия. И снова использованы сравнения, Лермонтов знамена сравнивает с тенями.
«Носились знамена, как тени».
Настолько быстро они мелькнули, и это подтверждает глагол «носились». Для того чтобы передать быструю смену события автор использует простые, нераспростренённые предложения.
«Звучал булат, картечь визжала».
Также здесь Лермонтов использует олицетворение: «Картечь визжала», к неоживленному предмету приписывает качества живого.
Используя «метафору»
«Гора кровавых тел»
Лермонтов передаёт ужас этой битвы, также он применяет гиперболу.
«И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел».
В следующей строфе автор доказывает читателям, что с нашими солдатами нет смысла сражаться. Для этого он использует риторическое восклицание, и многоточие, восклицательный знак передаёт эмоции человека, видевшего страшное сражение, а многоточие показывает его раздумья и, скорее всего лирический, герой о многом умалчивает, недоговаривает.
Автор использовал инверсию «бой удалый» чтобы логически выделить эпитет «удалый».
Удалый – это значит решительный, смелый и отважный человек.
Лермонтов использовал перечисление, применяя, однородные подлежащие кони, люди, чтобы показать, насколько молниеносно происходили, события насколько страшными они были, это доказывает и сравнение: «Земля тряслась как наши груди».
И заканчивается строфа многоточием, которое несёт некую недосказанность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Анализ изобразительно – выразительных средств отрывка из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».
(выполнен учащимися 5А класса Ахматовой Алиной, Худяковой Владой и Шляпниковой Ксюшей)
Чтобы передать накал боя и насколько страшной была битва, предложение начинается с риторического восклицания для передачи особых чувств.
Риторическое восклицание – это образное средство, отличающиеся эмоциональностью, служащее для усиления выразительности речи. Также во второй строке «Французы двинулись, как тучи» автор использовал сравнение, сопоставляя тучи с французами.
Туча – это символ неизбежности, предвещающий беду.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами.
Используя однородные подлежащие, Лермонтов передаёт одновременность происходящего, и мы, читатели, понимаем, насколько быстро происходит действие. Это подтверждает и анафора, и синтаксический параллелизм
«Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут».
Следующая строфа начинается так же, как и предыдущая: с риторического восклицания, а также после него автор поставил многоточие, что указывает на продолжение действия. И снова использованы сравнения, Лермонтов знамена сравнивает с тенями: «Носились знамена, как тени».
Настолько быстро они мелькнули, и это подтверждает глагол «носились». Для того чтобы передать быструю смену события, автор использует простые, нераспростренённые предложения: «Звучал булат, картечь визжала».
Также здесь Лермонтов использует олицетворение: «Картечь визжала», к неоживленному предмету приписывает качества живого.
Используя метафору: «Гора кровавых тел»
Лермонтов передаёт ужас этой битвы, также он применяет гиперболу:
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
В следующей строфе автор доказывает читателям, что с нашими солдатами нет смысла сражаться. Для этого он использует риторическое восклицание и многоточие, восклицательный знак передаёт эмоции человека, видевшего страшное сражение, а многоточие показывает его раздумья, и, скорее всего, лирический герой о многом умалчивает, недоговаривает.
Автор использовал инверсию «бой удалый», чтобы логически выделить эпитет «удалый».
Удалый – это значит решительный, смелый и отважный.
Лермонтов использовал перечисление, применяя однородные подлежащие: кони, люди, чтобы показать, насколько молниеносно происходили события, насколько страшными они были, это доказывает и сравнение: «Земля тряслась, как наши груди».
И заканчивается строфа многоточием, которое несёт некую недосказанность, чтобы читатель мог поразмышлять над прочитанным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок-презентация по математике "Недаром помнит вся Россия...."
Разработка представляет собой интегрированный урок по математике и истории.Благодаря подбору математических заданий и сочетанию их с познавательной инф...
О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Сёстры милосердия"
История возникновения сестринского дела в России, роль сестёр милосердия в Крымской, Русско-турецкой, Первой мировой и Великой Отечественной войнах....
О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Детство, опалённое войной"
Данный проект способствует воспитанию патриотизма, чувства гордости за свое Отечество, уважения по отношению к ветеранам Великой Отечественной войны....
О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Оборона Брестской крепости"
Данный проект открывает серию уроков " История ВОв в лицах", воспитывает чувство патриотизма, заставляет задуматься над истоками мужества целого поколения, которе отдало свою молодость, любовь, счасть...
О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированные проекты по литературе и истории
В течение 10 лет мы с коллегой, учителем истории Е.А. Сусловой, вплотную работаем над темой " Интеграция как способ формирования целостного представления о мире". В условиях предметной дифференц...
Природный район России. Кавказ (Интегрированный проект география-литература)
География - это наука, которую можно изучать не только по географическим картам, справочникам и учебникам, но и привлекать знания других предметов.Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. ...
Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся посредством организации внеурочной деятельности" (интегрированные проекты по литературе и искусству)
Педагогический проект направлен на развитие творческих способностей обучающихся. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские и творческие проекты, олимпиады, конкурсы. Условиями для реализа...