О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Сёстры милосердия"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nazovite_prichiny_krymskoy_voyny.doc | 30 КБ |
prakticheskaya_rabota_po_teme.doc | 32 КБ |
dokhristianskiy_period.ppt | 464.5 КБ |
krymskaya_voyna.ppt | 2 МБ |
vvedeni1.doc | 40.5 КБ |
sotsiologicheskiy_opros.ppt | 44.5 КБ |
syostry_miloserdiya_v_gody_pervoy_mirovoy_voyny.ppt | 2.1 МБ |
syostry_miloserdiya_v_nashe_vremya.ppt | 238.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Назовите причины Крымской войны.
- Что стало поводом к началу Крымской войны?
- Была ли Россия готова к войне? Подтвердите свой ответ фактами.
- Какие цели преследовали участники Крымской войны?
- Определите характер Крымской войны участвовавших в ней стран.
- Назовите этапы Крымской войны.
- Когда произошло Синопское сражение?
- Кто командовал русской эскадрой в Синопском сражении?
- Какие города Российской империи подверглись нападению англо-французского флота?
- Назовите фамилию военного инженера – героя обороны Севастополя.
- Кто возглавил оборону Севастополя?
- Назовите имя известного писателя – участника обороны Севастополя.
- Назовите имя известного хирурга – участника обороны Севастополя
- Когда был подписан Парижский мир?
- Назовите героев обороны Севастополя.
Предварительный просмотр:
Практическая работа по теме «Крымская война 1853 – 1856 годы».
Цель: изучить причины, ход и последствия Крымской войны.
Задачи:
- показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующее модернизации;
- воспитывать чувство гордости и любви к родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами, работы медиков в труднейших условиях осажденного Севастополя;
Развивать навыки работы с документами, умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
Ход работы:
- Заполните таблицу.
Страны – участницы войны | Цели стран – участниц войны |
- Сформулируйте последствия:
а) Рекрутская система формирования армии;
б) Отсутствие дееспособного генштаба;
в) Войска рассредоточены по всей территории страны;
г) Отсутствие разветвленной системы железных дорог;
д) В армии процветает показная строевая выучка, проведение парадов;
е) Плохое техническое оснащение армии.
- Работа с документом.
Письмо Н.И. Пирогова жене А.А. Пироговой (извлечение)
«…Неприятель открыл сильную бомбардировку со всех бастионов… и вскоре вся огромная зала начала наполняться ранеными с ужасными ранами: оторванные руки, ноги по колена и по пояс приносили вместе с ранеными на носилках; с лишком 400 раненых нанесли нам в сутки, с лишком 30 ампутаций. …В первый день неприятель выпустил с лишком 30000 снарядов; считают, что по сей день выпущено до 400000. Бомбы падают где ни попало, но вообще вреда изломом бастионов сделали немного. На бастионах считают до 100 подбитых пушек из тысячи; разрушенные амбразуры исправляются ночью, но это стоит людей, и у нас считают в течение этого времени до 6000 выбывших из строя. …На перевязочный пункт, кроме солдат, приносят женщин и детей с оторванными членами от бомб, которые падают в Корабельную слободку, часть города, где еще, несмотря на видимую опасность, продолжают жить матросские жены и дети».
Какую тактику применяли осаждавшие?
Приведите примеры героизма русских солдат и матросов.
- Каковы причины поражения России в Крымской войне?
- Заполните таблицу «Условия Парижского мира».
Условия Парижского мирного договора | Результаты для России |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Историческая память прихотлива и избирательна. Она зачастую сохраняет для потомков одни имена и замалчивает другие, хотя люди, их носившие, в равной степени не заслуживают забвения. Это утверждение в полной мере относится и к движению сестёр милосердия.
Рассказывая о ежедневном подвиге врачей и служении духовных пастырей, невозможно не сказать слов благодарности их верным помощницам – сёстрам милосердия.
В 2004 году исполнилось 150 лет движению сестёр милосердия. А мы ничего не слышали об этом событии, его широко «не освещали» в прессе.
Возникает вопрос: Почему? Писать о милосердии уже не актуально? К сожалению, на сегодняшний день курс падения доллара или очередной светский скандал привлекают внимание больше, чем юбилей сестринского движения. А они совершали подвиг каждый день! Совершали подвиг не во имя награды, а потому что по – другому не могли…
И мы не имеем права предать забвению их имена.
Цель нашей работы: выяснить историю возникновения сестринского дела в России, поэтому задачи, которые мы перед собой поставили следующие:
1) Изучить, как ухаживали за больными и ранеными в Древней Руси;
2) Проследить историю развития сестринского дела в России.
3) Выяснить, какую роль сыграли сестры милосердия в Крымской и Русско – турецкой войнах;
4) Рассказать о судьбе баронессы Ю. П. Вревской, добровольно ставшей сестрой милосердия;
5)Показать, как проявили себя сёстры милосердия в годы Первой мировой войны;
6)Проследить традиции общины сестёр милосердия в годы Великой Отечественной войны.
Работая над этой темой, мы узнали о том, как ухаживали за больными и ранеными в дохристианской Руси; ознакомились с основными положениями первого медицинского трактата, написанного внучкой Владимира Мономаха; рассмотрели, как изменился уход за больными с введением христианства и открытием монастырских больниц; проследили, как менялось положение раненого бойца в период с 12- по 18 века; узнали, что послужило началом организованной помощи больным и раненым в России.
Выяснили, что особым этапом в развитии сестринского дела стала Крымская война. Большой вклад в развитие общин сестер милосердия внес хирург Н.И. Пирогов. Ученый пришел к выводу, что выздоровление раненого зависит не столько от мастерства хирурга, сколько от выхаживания в больнице.
Прошло время. Вот только человечество ничему учится не хочет. 1914 год. Первая мировая война. И снова вслед за армией двинулись на фронт лазареты Красного Креста, подводы с сестрами милосердия. Эта война перестала быть личным поединком солдата, они погибали от снарядов, пуль, даже не видя лица своего противника. На этой «фабрике смерти» роскошные мундиры и кивера казались смешными, поэтому их сменили серо-зеленые шинели. Ежедневно поступало до пятисот человек раненых. На войне женщины оказались на передовой не разбирая сословных различий. Они по-прежнему оказывали раненым не только медицинскую, но и моральную помощь. В годы Первой мировой войны участвовали следующие общины милосердия: Марфо-Мариинская обитель, «Утоли моя печали», Иверская община, Елизаветская община, Крестовоздвиженская община и другие. Революция 1917 года в России стала переломным моментом в движении сестер милосердия. Общины были распущены, но необходимость в уходе за ранеными осталась, так как войны не прекратились. В годы Гражданской, а впоследствии и в годы Великой Отечественной войны традиции сестер милосердия продолжались. Они работали без устали, целыми сутками, иногда едва не падая в обморок дежурили около раненых, делали перевязки, меняли белье, кормили, и, конечно же, помогали морально, подчас тогда, когда сами нуждались в помощи. Жертвуя собой, погибали они. История почти не сохранила их имен, имен людей, совершавших подвиг, отвоевывая у смерти драгоценные жизни солдат. А тысячи солдат их называли просто: « Наши ангелы, родные наши». И теперь более 60 лет спустя, мы знаем мало фактов жизни женщин на фронте, об их быте, заботах, гибели.
Мы выяснили, что из нашего города Полевского в годы Великой Отечественной войны были медицинские сестры. В нашей школе №4 был размещен военный госпиталь на 150 коек. Мы узнали о том, кто были организаторами, ординаторами госпиталей, узнали имена операционных сестер, палатных медицинских сестер, сандружинниц, учащихся 9-10х классов. В конце февраля 1942 года Полевской и Северский госпитали слились и отправились на Волховский фронт, где обьединенный госпиталь стал полевым при 8 армии.
В первые послевоенные годы эта тема намеренно не обсуждалась открыто, позднее о проблеме женщин на войне стали говорить, но это сводилось к общепринятым военным воспоминаниям, отражающим заслуги и победы. Вернувшись с войны, никто из них не желал рассказывать о своей жизни, о своем героическом прошлом. Общество скептически относилось к деятельности сестер милосердия, не воспринимало того, чем они занимались.
Образ сестры милосердия четко не запечатлен на страницах истории, но воссоздать его помогают художественные произведения. Образ сестры милосердия мы проследили в стихотворениях Н.Гумилева, О. Митяева. Выяснили, что, даже не смотря на большой промежуток времени между стихотворениями, образ сестры милосердия в том и другом стихотворение подобен, это образ ангела-хранителя. Она рядом с раненым, любящая, понимающая… она здесь. Она в очередной раз готова выслушать исповедь раненого, своим участием облегчить участь. И, конечно, нужно быть поистине милосердным и гуманным, чтобы, жертвуя собственным счастьем, раствориться в судьбе другого человека, незнакомого тебе. Такими же были и Великая княгиня Елена Павловна, Даша Севастопольская, Елизавета Карцева и Екатерина Бакунина. О судьбах которых мы рассказываем в своей работе. Такой же была и баронесса Ю. Вревская – лирическая героиня стихотворения в прозе И.С. Тургенева, анализ которого представлен в нашем проекте.
Но, к сожалению, в наше время мы не замечаем каждодневного подвига медицинских сестер. Слово милосердие практически исчезло из нашего лексикона.
Что же знают о милосердии наши друзья, знакомые, близкие? Чтобы ответить на данный вопрос, мы провели социологическое исследование, в котором приняло участие 47 человек, в результате которого мы выяснили, что большинство опрошенных понимают слово «милосердие» как сострадательная любовь, На вопрос, существуют ли общины сестер милосердия в наше время, у наших сверстников возникло сомнение . На самом деле возрождаются и сестрничества, объединяя тех, кто готов посвятить свою жизнь помощи страждущим.
Движение сестер милосердия имеет давнюю историю. Возникло оно из потребности общества заботиться о больных и раненых. Начиная с дохристианской Руси и по сей день, традиции сестринского движения передаются от поколения к поколению.
Сестра милосердия – это та, что находится рядом с больным, которому нужно не только дать лекарство, но и умыть его, причесать, расспросить о самочувствии, утешить. Она должна помочь не только физически, но и морально. Сестра милосердия – это профессиональный медик, обладающий особыми душевными и духовными качествами. Эти качества могут быть даны от Бога с рождения, но чаще всего они приобретаются как дар Божий за наши труды.
А мы… мы часто сетуем на нехватку времени. Все заняты, все на бегу, может, и не милосердны мы потому, что некогда. Некогда обратить внимание на другого человека, некогда протянуть руку помощи, а они посвящали этому свою жизнь (!), отказываясь от всего. История учит многому, но жаль, что мы не хотим учиться…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О.В. Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по истории и литературе "Серебряный век в русской культуре"
Проект носит интегрированный характер, включает в себя предметы: историю, обществознание, литературу, музыку, изобразительное искусство, предназначен для учащихся 9-го филологического класса....
О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по истории и литературе "Опричнина "
В ходе данного урока наряду с большим вниманием к политической истории особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через...
О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Детство, опалённое войной"
Данный проект способствует воспитанию патриотизма, чувства гордости за свое Отечество, уважения по отношению к ветеранам Великой Отечественной войны....
О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Оборона Брестской крепости"
Данный проект открывает серию уроков " История ВОв в лицах", воспитывает чувство патриотизма, заставляет задуматься над истоками мужества целого поколения, которе отдало свою молодость, любовь, счасть...
О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированные проекты по литературе и истории
В течение 10 лет мы с коллегой, учителем истории Е.А. Сусловой, вплотную работаем над темой " Интеграция как способ формирования целостного представления о мире". В условиях предметной дифференц...
О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "А город жил..."
К 70-летию снятия блокады, в данном проекте рассказывается о мужестве ленинградцев- блокадников, об их желании жить, любить, творить......
Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся посредством организации внеурочной деятельности" (интегрированные проекты по литературе и искусству)
Педагогический проект направлен на развитие творческих способностей обучающихся. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские и творческие проекты, олимпиады, конкурсы. Условиями для реализа...