рабочая программа по истории России 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) по теме
Программа по истории России 9 класс расчитана на 70 ч р 3 ч в неделю. Учебник:Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XIX в.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_9_klass.docx | 90.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка по истории
(Базовый уровень, 9 класс)
Данная рабочая программа разработана:
На основании статьи 32 пункта 2 закона «Об образовании», в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования одобренного решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 года №21/12, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года №1089, федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов, одобренных решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 года №21/12, утвержденных приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного плана учебного плана начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 9 марта 2004 года №1312, примерной программы основного общего образования по истории, на основании утвержденного федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год, приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении учебных планов для образовательных учреждений Ростовской области на 2013-2014учебный год»
Календарно — тематический план ориентирован на использование учебников:
А.А. Данилова История России, XX- XXI век. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Л.Г. Пыжиков, изд. «Просвещение » 2009 г
- «Новейшая история зарубежных стран XX - начало XXI века». 9 класс. О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа, 2009;
Данная рабочая программа по истории 9 класса составлена на основе нормативных документов:
1 .Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по истории . // Вестник образования России. 2004.№12.
- Примерной Программы по учебным предметам. История 5-9 классы «Просвещение». Москва. 2011.
2
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 №1276).
- Закон об образовании РФ
- Программы общеобразовательных учреждений. История 6-11 классы / сост. А .А. Данилов, Л.Г. Косулина «Просвещение». Москва. 2009
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении учебных планов для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2013-2014 учебный год»
- Региональный компонент
Программа распределяет учебные часы по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и
всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания,
умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с
исторически сложившимися культурными, религиозными,
этнонациональными традициями;
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач;
Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.
- Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия)
- Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
- Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую
3
позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
Цель курса;
- Изучить основные события Отечественной и Новейшей истории зарубежных стран в XX в - начале XXI в;
- Развивать способность понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира
Задачи курса;
- Познакомить учащихся с развитием мира после Первой мировой войны
- Дать представление о причинах и последствиях мирового экономического кризиса
- Показать причины, ход и последствия Второй мировой войны
- Сформировать представления учащихся об основных тенденциях развития мира во второй половине XX века
- Изучить экономическое, политическое и культурное развитие европейских государств, государств Востока, Африки, Латинской Америки, Восточноевропейских государств в период новейшей истории
В процессе изучения курса учащиеся должны знать:
- Основные положения Версальско - Вашингтонской системы Особенности экономического кризиса. Модели выхода из экономического кризиса
- Положения идейно-политических течений и партий (консерватизма, либерализма, социализма, коммунизма)
- Новые виды общественного движения в Европе (фашизм и др.)
- Причины и характер Второй мировой войны
- Реформы и революции в странах Востока. Пути модернизации
- Особенности «холодной войны»
- Этапы развития международных отношений. Глобализация в конце XX
- начале XXI вв
- Основные даты, понятия и термины изучаемого периода В процессе изучения курса учащиеся должны научиться:
- Анализировать исторические явления, процессы, факты;
- Обобщать и систематизировать полученную информацию;
- Давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
- Определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и
аргументировать, осуществлять оценочные суждения.
Программа рассчитана на 34 учебных недель по 3 часа (102 часов)
4
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
5
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
6
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры). Список литературы для учителя
- «Новейшая история зарубежных стран XX - начало XXI века». 9 класс. О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа, 2009; -
- Данилов А.А. История России. XX - нач. XXI в.: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю.- 4-е изд. М. Просвещение, 2007
- Поурочные разработки по истории России 20 -начало 21 века./О.В. Арасланова, А.В. Подеев. М., «ВАКО», 2011г.
- Поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран 20 -начало 21 века./К. А.Соловьёв «ВАКО», 2011г.
УЧЕБНО - тематическое планирование курса «История России». 9 класс (70 ч)
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во ча-сов | Тип урока | Элементы Элементы | Требования к уровню обучающихся | Вид контроля | Домашнее задание | дата | |
план | факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Россия на рубеже XIX–XX вв. (14 ч) | Государство и российское общество | 1 | Школьная лекция | Территориальная структура Российской империи в начале ХХ в., количественная и этническая характеристика ее населения. Политическая система Российской империи начала ХХ в. Особенности российской модернизации. Российское общество в начале ХХ в. Положение основных классов и социальных слоев. Основные понятия: государственные символы, индустриальное общество, модернизация, образ жизни, социальная структура | Иметь представление о территориальной структуре Российской империи начала ХХ в. и многонациональном составе ее населения. Знать особенности российского варианта модернизации. Уметь давать характеристику политическому строю и социальной структуре российского общества в начале ХХ в. | § 1, вопросы и задания, с. 12 | |||
2 | Экономическое развитие страны | 1 | Школьная лекция | Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже веков. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. С. Ю. Витте. Влияние иностранного капитала на развитие российской промышленности. Основные понятия: монополия, формы монополий, многоукладная экономика | Иметь представление об особенностях экономического развития Российской империи, связанных со спецификой российского типа модернизации. Знать о причинах Знать особенности развития сельского хозяйства в начале ХХ в. Уметь характеризовать причины низкой рентабельности сельскохозяйственного производства | Анализ диаграмм | § 2, вопросы и задания, с. 18–19 | |||
3 | Общественно-политическое развитие России в 1894– | 1 | Комбинированный урок | Николай II: личность монарха в оценках историков и современников. Борьба в верхних эшелонах власти. Нарастание противоречий между властью и обществом. Либеральные проекты П. Д. Святополк-Мирского. Особенности российской многопартийности. Программные установки и тактика ведущих политических партий социалистического направления. Радикализация либерального движения. Основные понятия: политическая партия, многопартийность «Зубатовский социализм» | Уметь давать характеристику Николаю II и его политическим воззрениям, иметь представление об основном противоречии политической системы – между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью. Уметь характеризовать перспективы развития России Уметь анализировать основные программные и тактические установки социалистических партий и либеральных организаций | Таблица «Монополистические объединения в России начала ХХ в.» | § 3, вопросы и задания, с. 28–29 | |||
4-5 | Внешняя политика. Русско-японская война 1904– | 2 | Школьная лекция | Основные направления внешней политики России на рубеже ХIХ–ХХ вв. Гаагская конференция. Дальневосточная политика. Начало русско-японской войны. Падение Порт-Артура. Ход военных действий в 1905 г. Окончание войны. Сближение России и Англии. Основные понятия: агрессия, аннексия, всеобщее разоружение, гегемония, контрибуция, эскалация | Иметь представление об основных внешнеполитических приоритетах в начале ХХ в., экспансионистских устремлениях на Дальнем Востоке при сохранении мира и стабильности в Европе. Знать предпосылки, ход, причины поражения и влияние русско-японской войны на российское общество и внутриполитическую ситуацию в стране | Таблица «Основные события русско-япон- | § 4, вопросы и задания, с. 34 | |||
6 7 | Первая российская революция. Реформы политической системы | 2 | Школьная лекция с элементами беседы | Причины и начало революции 1905 г. «Кровавое воскресение». Развитие революции весной и летом 1905 г. Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Формирование монархических и либерально-политических партий. Декабрьское вооруженное восстание. Политическая реформа 1906 г. Деятельность первой и второй Государственной думы. Итоги революции. Основные понятия: Государственная дума, избирательные курии, либеральные и монархические партии, Советы, фракция Манифест 17 октября. Монархическое и черносотенное движения | Знать причины, этапы и итоги революции 1905–1907 гг., основные социально-экономические и политические противоречия, иметь представление о работе первой и второй Государственной думы и появлении системы политических партий, анализировать возможности развития Российской империи как конституционной монархии | § 5, вопросы и задания, с. 45–49, составление опорного конспекта | ||||
8 | Экономические реформы | 1 | Комбинированный урок | П. А. Столыпин: личность, деятельность, Основные понятия: кооперация, отруб, хутор | Иметь представление о реформах Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху». Знать политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства. Уметь сравнивать столыпинский аграрный законопроект с думскими аграрными программами | Работа | § 6, вопросы и задания, с. 51 | |||
9 | Политическая жизнь в 1907– 1914 гг. | 1 | Комбинированный урок | Новый избирательный закон 1907 г. Третья Государственная дума. Национальная политика России в 1907–1914 гг. Общество и власть в годы столыпинских реформ. Нарастание революционных настроений. Четвертая Государственная дума | Знать причины краха столыпинских реформ. Уметь давать характеристику политическому составу третьей и четвертой Государственной думы. Знать причины нарастания революционных настроений | § 7, вопросы и задания, с. 56 | ||||
10 | Духовная жизнь «Серебряного века» | 1 | Урок-конференция | Духовное состояние общества. Просвещение и наука. Литература. Живопись. Скульптура, архитектура. Музыка. Театр, балет. Кинематограф. Основные понятия: акмеизм, модернизм, русская религиозная философия, «Серебряный век» русской культуры, символизм, футуризм | Иметь представление о сущности социокультурного феномена «Серебряного века». Знать конкретные примеры достижений русской науки и философии, направления в искусстве Знать основные персоналии данного периода | Реферат «Развитие русской культуры “Серебряного века”» | § 8, вопросы и задания, с. 63 | |||
11 | Россия в Первой мировой войне | 2 | Интегрированный урок | Международные отношения в конце XIX – начале XX в. Завершение колониального раздела мира. Складывание межгосударственных блоков – Тройственного союза и Антанты. Причины, начало Первой мировой войны. Война и общество. Основные понятия: Антанта, Тройственный союз, Брусиловский прорыв, позиционная война, «распутинщина», кризис власти, «министерская чехарда», правительство «народного доверия», радикализация общества, революционное оборончество, пораженство, пацифизм | Знать причины втягивания России в мировую войну. Уметь анализировать отношения партий к войне. Знать цели воюющих сторон, ход военных действий на Восточном и Западном фронте в 1914– 1916 гг., анализировать влияние Первой мировой войны на внутреннее положение в стране, перестройку промышленности на военный лад, создание общественных организаций для помощи армии и флоту, раскрывать суть «распутинщины» как явления, свидетельствующего о кризисе власти | Таблица «Основные события Первой мировой войны» | § 9, вопросы и задания, с. 73, подготовка к конференции | |||
12 | Россия в н.20 века | 2 | Повторител.обобщающий | тест | ||||||
14 15 | Великая российская революция. 1917– 1921 гг. (10 ч) | Свержение монархии Россия весной | 1 1 | Школьная лекция | Причины Февральской революции. Революционные события 1917 г. в г. Петрограде. Образование новых органов власти. Отречение Николая II. Падение монархии. Двоевластие. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Национальный вопрос после Февраля. Основные понятия: Временное правительство, двоевластие, Советы, Учредительное собрание Политические партии после Февраля. «Апрельские тезисы» Ленина. Апрельский и июньский кризисы власти. Июльский кризис. Государственное совещание. Корниловский «мятеж». Основные понятия: коалиционное правительство, Корниловский «мятеж», кризис власти А. Ф. Керенский. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности | Знать субъективные и объективные причины Февральской революции, причины установления и суть двоевластия. Уметь характеризовать внутреннюю Знать альтернативы развития страны, причины краха буржуазно-либеральной альтернативы. Уметь показать своеобразие и противоречия развития политических процессов от Февраля к Октябрю, анализировать эволюцию тактической линии большевиков | Таблица «Февральская революция» | § 10, вопросы и задания, с. 81 § 11, вопросы и задания, с. 89 | ||
16-17 | Октябрьская революция | 2 | Школьная лекция | Последний этап кризиса власти. Социально-экономическая ситуация в стране. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. II съезд Советов. Декреты о мире, о земле. Установление новой власти в Москве и на местах. Основные понятия: аннексия, декрет, контрибуция | Знать причины победы леворадикальных сил осенью Знать содержание декретов о мире, | Таблица «Октябрьская революция | § 12, вопросы и задания, с. 95–96 | |||
18-19 | Формирование советской государственности | 2 | Комбинированный урок | Создание новых органов власти. Уничтожение национального и сословного неравенства. Судьба Учредительного собрания. III съезд Советов. Распад коалиционного советского правительства. Первые мероприятия в промышленности. Выступление левых эсеров. Образование РСФСР. Установление однопартийной диктатуры. Социально-экономическая политика Советского государства Основные понятия: диктатура пролетариата, коалиционное советское правительство, национализация, сепаратный мир, рабочий контроль, чрезвычайная продовольственная политика, Учредительное собрание Учредительное собрание Конституция РСФСР 1918 г. Брестский мир | Знать причины ского руководства на проблемы Учредительного собрания, мирной революции Уметь показать эволюцию экономической политики большевиков от Октября 1917 г. к весне-лету 1918 г. Знать факты формирования новых органов власти, причины роспуска Учредительного собрания, борьбы в большевистском руководстве по вопросу сепаратного мира с Германией, основные положения Конституции РСФСР 1918 г. | Работа | § 13, вопросы и задания, с. 105, составление опорного конспекта | |||
20-21 | Начало Гражданской войны На фронтах Гражданской войны | 2 | Урок-исследование Комбинированный урок | Причины и основные этапы Гражданской войны. Первые выступления против советской власти. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. Выступление чехословацкого корпуса. «Демократическая контрреволюция». Восточный фронт. Красный и белый террор. Крестьянство в годы Гражданской войны. Южный фронт. Поход на Петроград. Интервенция. Война Основные понятия: Гражданская война красный и белый террор, «Демократическая контрреволюция», интервенция М. В. Фрунзе. С. М. Буденный. П. Н. Врангель. Н. И. Махно | Знать причины и сущность Гражданской войны, ее основные этапы, события первого этапа Гражданской войны, характеризовать эволюцию взглядов Уметь определять социальный состав Белого движения Иметь представление о ходе Гражданской войны, причинах интервенции. Уметь анализировать позицию меньшевиков и эсеров в Гражданской войне. Знать специфику войны советской России с Польшей. Знать результаты Гражданской войны | Таблица «Белые и красные: соотношение сил» | § 14, вопросы и задания, § 15, вопросы и задания, | |||
22 | Экономическая политика красных | 1 | Комбинированный урок | Политика военного коммунизма. Сельское хозяйство в период военного коммунизма. Экономическая политика белых. Реформаторская деятельность П. Н. Врангеля. Уроки Гражданской войны. Основные понятия: военный коммунизм, продразверстка | Знать основные мероприятия и суть экономической политики военного коммунизма, экономические программы Белого движения. Уметь анализировать основное содержание экономической политики красных и белых | § 16, вопросы и задания, | ||||
23 | Экономический | 1 | Комбинированный урок | Социально-экономический и политический кризис 1920–21 гг. «Малая» Гражданская война. Причины поражения белых и победы красных. Х съезд РКП (б). Основные понятия: «Малая» Гражданская война Крестьянские выступления. Кронштадтское восстание. Голод 1921 г. | Уметь раскрывать сущность и основные проявления экономического и политического кризиса большевистского режима в начале 1920-х гг. Знать основные положения политики военного коммунизма | § 17, вопросы и задания, | ||||
24-25 | СССР на путях строительства нового общества (13 ч) | Переход | 2 | Школьная лекция | Причины перехода Экономические противоречия нэпа. Хлебозаготовительный кризис. План ГОЭЛРО. Начало восстановления экономики. Свертывание Основные понятия: нэп, продналог, хозрасчет, концессия, | Знать причины перехода и сущность нэпа, основные экономические мероприятия нэпа, анализировать эволюцию взглядов Ленина на сущность нэпа, социальные и экономические противоречия нэпа. Знать факты кризиса хлебозаготовок 1927–28 гг. | Сравнительная таблица «Военный коммунизм | § 18, вопросы и задания, с. 142 | ||
26 | Образование Союза Советских Социалистичес ких Республик | 1 | Комбинированный урок | Национальные окраины в Гражданской войне. Предпосылки объединения социалистических республик. Две формы объединения: автономизация и федерация. Образование СССР. Первая Конституция СССР 1924 г. Национальная политика и межнациональные отношения. Основные понятия: автономия, суверенитет, федерация И. В. Сталин | Знать причины, предпосылки и принципы построения СССР, особенности Гражданской войны на окраинах нашей страны. Знать положения первой Конституции СССР, характеризовать национальную политику и межнациональные отношения в 1920-е гг | Работа | § 19, вопросы и задания, с. 149 | |||
27 28 | Международное положение и внешняя политика СССР в 20-е гг. | 2 | Школьная лекция | Преодоление дипломатической изоляции. Генуэзская конференция. Рапалльский мирный договор. «Полоса признания». Соглашения Дипломатические конфликты с западными странами. Основные понятия: мировая революция, «полоса признания» Создание и деятельность Коминтерна. Поддержка СССР революционных и национально-освобо- | Знать причины сближения советской России с Германией.. Уметь характеризовать противоречивость советской внешней политики 1920-х гг. Знать факты экономического сотрудничества Советской страны с капиталистическими государствами, особенности взаимоотношений | Таблица «Международное признание СССР» | § 20, вопросы и задания, | |||
29 30 | Политическое и духовное развитие СССР в 20 -е гг. | 2 | Школьная лекция | Сращивание государственного и партийного аппарата. Утверждение однопартийной политической системы. Основное противоречие нэпа. Противостояние Сталина и Троцкого. «Правый уклон». Основные понятия: внутрипартийная борьба, однопартийная система, «Правый уклон», троцкизм Многообразие культурной жизни в 1920-е гг. Борьба с неграмотностью «Сменовеховство». Большевики и церковь. Начало «нового» искусства. | Знать содержание резолюции Х съезда РКП (б) «О единстве партии» Достижения Уметь характеризовать основные противоречия нэпа: несоответствие между относительной экономической и социальной либерализацией и сохранением жестокого авторитарного режима, уяснить суть борьбы в большевистском руководстве после смерти Ленина и причины возвышения Сталина | § 21, 22 вопросы и задания, | ||||
31 32 | Социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства | 2 | Комбинированный урок | Особенности индустриализации в СССР. Советская модель модернизации. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Первая пятилетка. Социальные проблемы первой пятилетки. Второй пятилетний план. Положение рабочих. Стахановское движение. Итоги первых пятилеток. Основные понятия: индустриализация, пятилетка, стахановское движение, форсированная индустриализация коллективизация, колхоз, раскулачивание Социалистическое соревнование. | Знать цели, задачи Причины и сущность перехода Уметь анализировать экономические, социальные и политические последствия индустриализации, понимать истоки трудового героизма советских людей | § 23, § 24, вопросы и задания, | ||||
3334 | Политическая система и духовная жизнь СССР в 30-е гг. | 2 | Школьная лекция | Роль партии в жизни государства. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Роль идеологии. Формирование «культа личности» Сталина. Массовые репрессии. Показательные судебные процессы. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930 – началу 1940-х гг. Основные понятия: «большой террор», репрессии, ГУЛАГ, культ личности, командно-административная экономика ,«культурная революция», метод социалистического реализма Конституция «победившего социализма» 1936 г. Национальная политика | Иметь представление о сущности политической системы Уметь характеризовать роль ВКП(б) в жизни государства Знать примеры репрессивной политики Сталина сущность «культурной революции» в СССР. Уметь анализировать ее последствия | § 25, вопросы и задания, § 26, вопросы и задания, | ||||
35 | Внешняя политика СССР в 30-е гг. | 1 | Комбинированный урок | Изменение внешнеполитического курса СССР. Курс Коминтерна на создание единого антифашистского фронта. Вступление СССР в Лигу Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Советско-англо-французские переговоры. Война в Испании. Дальневосточная политика СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939–41 гг. Расширение территории СССР. Основные понятия: Лига Наций, система коллективной безопасности Мюнхенский договор и позиция СССР | Знать причины и сущность изменения внешней политики СССР в 1930-е гг. Уметь анализировать взаимосвязь внутренней и внешней политики советского руководства в системе международных отношений. Знать факты и причины сближения СССР с Германией | § 27, вопросы и задания, с. 204, подготовка к конференции | ||||
36 | СССР на путях строительства нового общества | 1 | Повторител. обобщающий | тест | тест | |||||
37 38 | Великая Отечественная война. 1941– 1945 гг. (11ч) | СССР | 2 | Школьная лекция | Анализ событий конца 30-х – начала 40-х гг. в стране и мире. Начало Второй мировой войны. Советско-финляндская война 1939–40 гг. СССР и Прибалтика. СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Начало войны. 1941 г. Силы и планы сторон. Нападение Германии и ее союзников на СССР. Периоды Великой Отечественной войны. Московское сражение. Организация обороны Ленинграда Основные понятия: секретные протоколы, план «Барбаросса», план «Ост», блицкриг, «странная война» Великая Отечественная война, блокада, всеобщая мобилизация, превентивный удар | Уметь анализировать глубину опасности, нависшую над нашей Родиной и ее народами накануне Великой Отечественной войны. анализировать причины неудач Красной Армии в начальный период войны. Знать содержание Знать причины и итоги войны с Финляндией. факты героической обороны Москвы и Ленинграда Знать суть планов «Барбаросса» и «Ост» Понимать справедливый и освободительный характер войны СССР с Германией. | § 28, 29 вопросы и задания, | |||
39-40 | Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома | 2 | Интегрированный урок | Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон. Немецкое наступление летом 1942 г. Сталинградская битва. Героизм защитников города. Начало наступательной операции. Роль маршала Жукова. Начало коренного перелома в ходе войны. Немецкий оккупационный режим. Партизанское и подпольное движения. Итоги первого этапа войны. Основные понятия: контрнаступление, антигитлеровская коалиция, оккупационный режим Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский | Знать развитие ситуации на фронте весной 1942 г., иметь представление о силах и планах сторон на военную кампанию 1942 г. Уметь анализировать итоги первого этапа войны, складывание предпосылок для коренного перелома в ходе войны. Знать основные даты и развитие событий во время Сталинградской битвы. Уметь анализировать причины размаха партизанского и подпольного движения | Таблица «Великая Отечественная война» | § 30, вопросы и задания, с. 225 | |||
41 | Советский тыл в Великой Отечественной войне | 1 | Комбинированный урок | Советское общество Основные понятия: эвакуация, заводы-дублеры Эвакуация промышленности. Церковь в годы войны | Знать социально-экономические предпосылки коренного перелома в ходе войны. Уметь показывать роль и значение советского тыла в достижении победы над врагом, иметь представление о развитии образования и науки в годы войны, о самоотверженности деятелей культуры и искусства | § 31, вопросы и задания, | ||||
42-43 | Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны | 2 | Интегрированный урок | Битва за Кавказ летом 1942 г. Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом. Частичный прорыв блокады Ленинграда. Битва на Курской дуге. Значение коренного перелома в ходе войны. Тегеранская конференция. Создание антигитлеровской коалиции. Основные понятия: коренной перелом, стратегическая инициатива, тотальная война | Знать значение разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. Уметь анализировать события коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны: сражения на Курско-Орловском направлении. Уметь анализировать значение Тегеранской конференции и итоги второго периода войны | Таблица «Великая Отечественная война» | § 32, вопросы и задания, с. 237 | |||
44 | Народы СССР | 1 | Школьная лекция | Многонациональный советский народ на фронтах войны. Экономика союзных республик в годы войны. Национальные движения политика советского руководства в годы войны. Депортация. Основные понятия: национальная политика, депортация, национализм Украинские националисты: ОУН, УПА, русская освободительная армия А. А. Власова – примеры предательства интересов народа СССР | Иметь представление о вкладе многонационального народа СССР в победу над фашизмом. Уметь анализировать межнациональные отношения и национальную политику СССР в годы войны. Знать о национальных движениях в годы войны и способах их подавления, иметь представление о морально-политическом единстве советского общества в годы войны | § 33, вопросы и задания, с. 242 | ||||
45 46 | СССР | 2 | Интегрированный урок | Военно-стратегическая обстановка к началу 1944 г. «Десять сталинских ударов». Успешные операции белорусских и украинских фронтов. Освобождение территории СССР. Встречи «Большой тройки», их роль в организации борьбы против фашизма и послевоенном устройстве Европы. Берлинская операция. Капитуляция Германии. Сдача пражского гарнизона. Подписание в Потсдаме документов о капитуляции. Победа советских войск на фронте, ее влияние на расклад сил в переговорном процессе. Участие СССР в войне против Японии. Итоги Великой Отечественной войны. Окончание Второй мировой войны. Основные понятия: демилитаризация, денацификация | Уметь раскрывать освободительный характер европейского похода Красной Армии, роль Советского Союза в разгроме вооруженных сил в Японии, анализировать значение Ялтинской и Потсдамской конференций. Знать историческое значение победы советского народа | Работа с документами | § 34, вопросы и задания, с. 252 | |||
47 | СССР | 1 | Повторит. Обобщающ. | тест | ||||||
48 | СССР 1953 гг. (10 ч) | Восстановление экономики | 1 | Комбинированный урок | Послевоенное состояние экономики. Программа и источники восстановления народного хозяйства. Сельское хозяйство после войны. Факторы быстрого выхода из разрухи. Курс на «закручивание гаек». Диспропорции в структуре индустриального производства. Развертывание ВПК. Основные понятия: дефицитная экономика, диспропорции, репарации, репатриация, ВПК | Иметь полное представление о характере экономического ущерба и численности людских потерь за военный период. Уметь анализировать различные точки зрения в советском руководстве на перспективы развития экономики и поиск путей ее реформирования. Знать примеры героических усилий советского народа по восстановлению экономики | Анализ диаграмм | § 35, вопросы и задания, с. 259 | ||
49 50 | Политическое развитие Идеология и культура | 2 | Школьная лекция | Изменение общественно-политической атмосферы в СССР после войны. Победа как фактор послевоенного международного и внутриполитического развития. Изменения в структурах власти. Новый виток репрессий Национальная политика. Нарастание в обществе критических настроений. Восстановление «железного занавеса». Идеологические кампании конца 1940-х – начала 1950-х гг. Научные дискуссии. Основные понятия: номенклатура «железный занавес», космополитизм Отношение к людям, бывшим на оккупированной территории. «Дело врачей», «Ленинградское дело» | Уметь анализировать альтернативы общественно-политического развития страны (демократическую и тоталитарную) в послевоенный период. Уметь раскрывать причины и характер изменений в структурах власти, борьбы с инакомыслием, усиления репрессий, характеризовать особенности национальной политики Знать конкретные примеры достижений в области литературы и искусства | § 36, § 37, вопросы и задания, с. 264, 269 | ||||
51 | Внешняя политика СССР | 1 | Школьная лекция | Изменение международных отношений после войны. Страны-победители. Создание ООН. Истоки «холодной войны». Влияние СССР на международную политику. Образование военных блоков. Корейская война. Начало противостояния СССР и США. Основные понятия: «холодная война», ООН, план Маршалла, доктрина Трумэна, военный блок, НАТО, ОВД Изобретение и испытания ядерного оружия в СССР | Знать истоки и сущность «холодной Уметь характеризовать и анализировать развитие отношений СССР с западными странами. Знать причины обострения отношений СССР и США | § 38, вопросы и задания, с. 274 | ||||
52 | СССР 1953 гг | 1 | Повторительно обобщающий | |||||||
53 | СССР сере-дине 60-х гг. ХХ в. (6 ч) | Изменения политической системы | 1 | Комбинированный урок | Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Укрепление законности и правопорядка. Реформаторская деятельность Хрущева. Начало реабилитации жертв массовых репрессий. ХХ съезд КПСС, его роль в судьбах страны. Разоблачение «культа личности» Сталина. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Основные понятия: ротация, волюнтаризм, реабилитация, общенародное государство Г. М. Маленков, | Иметь представление о возможных альтернативах политического развития после смерти Сталина. Уметь анализировать противоречивость политики партии в данный период Уметь давать оценку Хрущеву как политическому деятелю. Знать основные идеи доклада Хрущева на ХХ съезде КПСС | Работа | § 39, вопросы и задания, с. 281 | ||
54 55 | Экономика СССР | 2 | Комбинированный урок | Поиск путей совершенствования управления производством. Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева: создание совнархозов, освоение целинных и залежных земель. Развитие промышленности. Социальная политика. Причины и последствия противоречивости и незавершенности большинства намеченных реформ Хрущева Основные понятия: индустриальное общество, интенсификация, научно-технический прогресс, предприятия группы А, предприятия группы Б, совнархозы, целина, экстенсивный путь развития, социальная напряженность «оттепель», формализм, политехническая школа Анализ диаграмм. Продовольственные трудности Ю. А. Гагарин. С. П. Королев. | Уметь показывать причины необходимости экономических реформ в стране. Уметь анализировать альтернативные пути развития экономики. Знать примеры новаций 1953–64 гг. Знать результаты социальной политики и противоречия экономического развития в СССР в 1953–1964 гг. Знать и уметь характеризовать конкретные примеры развития науки и техники. Уметь | Реферат «Оттепель» | § 40, 41вопросы и задания, с. 287, 291 | |||
56 57 | Политика мирного сосуществования: успехи | 2 | Интегрированный урок | Политика мирного сосуществования. Поиск новой стратегии. Отношения с Западом. Проблемы разоружения. СССР и социалистический лагерь. «Третий мир» во внешней политике СССР. Организация Варшавского договора. СЭВ. Венгерский кризис 1956 г. Карибский кризис 1962 г. Их международные последствия. Основные понятия: мирное сосуществование, страны «третьего мира», движение неприсоединения, Венгерский кризис, Карибский кризис | Уметь анализировать международное положение СССР в 1950-х гг., возможные альтернативы развития внешней политики. Знать ошибки и противоречия внешней политики советского руководства, иметь представления о проблемах разоружения, об отношениях СССР со странами социалистического лагеря и странами «третьего мира». Знать причины | § 42, вопросы и задания, с. 296. Сравнительная таблица «Двухполярный мир» | ||||
58 | СССР в середине 60-х – середине 80-х годов ХХ в. (6 ч) | Консервация политического режима | 1 | Комбинированный урок | Замедление темпов Основные понятия: ресталинизация, номенклатура, диссидентское движение, неосталинизм | Иметь представление об усилении позиций партийно-государственной номенклатуры. Знать особенности смещения Хрущева | Работа | § 43, вопросы и задания, с. 301 | ||
59 | Экономика «развитого социализма» | 1 | Комбинированный урок | Хозяйственная реформа середины 60-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. Освоение новых районов. Стройки века. Роль ВПК. Наращивание экономического потенциала союзных республик. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. Основные понятия: теневая экономика, продовольственная программа, товарный голод, социалистическое соревнование, стагнация, лимитчики, самоокупаемость, хозрасчет, экономические стимулы | Уметь анализировать изменения советской экономической системы в середине 1960-х. Уметь раскрывать основные направления экономической реформы 1965 г. Знать сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере | Анализ диаграмм | § 44, вопросы и задания, | |||
60 | Общественная жизнь | 1 | Школьная лекция | Концепция «развитого социализма». Новое влияние в культурной жизни после ХХ съезда. Активизация деятельности творческой интеллигенции. Нарастание социальной апатии у населения. Сложность и противоречивость культурной жизни. Основные понятия: теория конвергенции, советский народ, концепция «развитого социализма», «магнитофонная революция», «антисистема», диссидент Шестидесятники. Первые диссиденты. | Иметь представление об изменениях в общественной жизни СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг., причинах формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических Знать причины зарождения диссидентского движения | § 45, вопросы и задания, с. 312 | ||||
61 62 | Политика разрядки: надежды | 2 | Интегрированный урок | Основные направления внешнеполитической деятельности. «Доктрина» Брежнева. Пражская весна 1968 г. Отношения СССР и Запада. Проблема политического партнерства. Советский Союз и социалистические страны. Военно-экономическое сотрудничество. Чередование разрядки и конфронтации с западными странами. Противостояние двух сверхдержав. Обострение международной напряженности в первой половине 80-х . Региональные конфликты. Афганская война. Основные понятия: разрядка международной напряженности, военно-стратегический паритет, ракеты средней дальности, биполярный мир, «доктрина» Брежнева | Иметь представления о предпосылках разрядки международной напряженности, о достижении военно-стратегического паритета между Востоком и Западом, о пери- | § 46, вопросы и задания, с. 318 | ||||
63 | СССР в середине 60-х серед 80-х годов | 1 | Повторительно обобщающий | с/р | ||||||
64 | Перестройка в СССР (1985–1991) (5 ч) | Экономические и политичес- кие реформы | 2 | Школьная лекция | Обострение социально-экономической ситуации в конце 80-х – начале 90-х. «Кадровая революция». Реформа 1988 г. Политические лозунги перестройки. Формирование многопартийности. Национальная политика и межнациональные отношения. Основные понятия: «кадровая революция», политика перестройки, советский парламентаризм, многопартийность, либерализм, фракция, оппозиция, переворот, «парад суверенитетов» «ускорение», рыночная экономика, арендный подряд, кооперация, демонополизация, децентрализация, разгосударствление, акционирование, техногенная катастрофа | Иметь представление о предпосылках Уметь анализировать альтернативные пути ее осуществления. Знать факты национальной политики в данный период. Знать значение политического кризиса 1991 г., распада СССР и его последствия Знать об альтернативных вариантах экономических реформ в стране Сформировать убеждение в неизбежности радикального обновления советской экономической системы. | Таблица «Политический кризис 1991 г.» | § 47, 48 вопросы и задания, с. 326 | ||
65 | Политика гласности: достижения и издержки Диалектика нового мышления | 1 | Школьная лекция | Демократизация политической жизни. Взаимосвязь процессов демократизации и реформ в экономике. Рост социальной напряженности. Политика«гласности», ее влияние на изменение атмосферы в обществе. Рост социальной активности населения. Возникновение и деятельность общественных движений. Развитие литературы и искусства в период «гласности». Основные понятия: «гласность», свобода слова, демократизация, реабилитация демилитаризация, разоружение, региональные конфликты, концепция нового мышления Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ Споры | Уметь определять сущность политики «гласности», показывать противоречивость и непоследовательность действий властей на данном направлении. Уметь анализировать влияние нового политического курса на развитие отечественной культуры и изменение духовного климата в обществе Иметь представление о причинах изменения концептуальных основ советской внешней политики, ее основных направлениях, результатах и последствиях. Знать основные положения политики «нового мышления», причины и последствия распада социалистической системы | § 49, вопросы и задания, с. 335 § 50, вопросы и задания, с. 339, подготовка к конференции | ||||
66 | Россия в конце ХХ – начале ХХI в. (7 ч) | Российская экономика | 1 | Комбинированный урок | Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992–93 г. Приватизация. Трудности и противоречия перехода России к рыночной экономике. Социальная поляризация общества, причины и проявления. Характерные черты различных социальных групп. Характерные черты современной российской экономики. Дефолт 1998 г. Основные понятия: приватизация, единая тарифная система оплаты труда, конвертируемость валюты, валютный коридор, макроэкономическая стабилизация, «шоковая терапия», ваучер, дефолт
| Иметь представление о состоянии экономики к концу 1991 г., о содержании различных планов перехода России к рынку, программах Гайдара и экономическом курсе правительства Черномырдина. Уметь характеризовать состояние экономики России | Таблица «Переход к рынку» | § 51, вопросы и задания, с. 346 | ||
67 | Политическая жизнь: Россия на пути к демократическому обществу и правовому государству Духовная жизнь России | 1 | Школьная лекция | Политические последствия октябрьских событий 1993 г. Принятие Конституции РФ. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Перевыборы Ельцина 1996 г. Власть и оппозиция 1996–1999: противостояние, поиски путей конструктивного диа- Основные понятия: правовое государство, парламентская республика, президентская республика, политический кризис, концептуализм, ностальгия, постмодернизм, публицистика, идеологическое многообразие, традиционные религии разделение властей Выборы 1995 г. Чеченский конфликт и его влияние на общественно- политическую жизнь страны Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство | Знать принципиальные отличия новой политической системы России, действующей согласно Конституции 1993 г., от советской модели организации власти. Знать изменения Знать развитие событий первой чеченской войны, факты складывания многопартийного устройства парламента РФ Уметь определять исторические предпосылки и основные направления перемен в духовной жизни общества в 1990-е гг. Знать противоречивый характер протекавших в этой сфере процессов. Уметь показывать эволюцию взаимоотношений власти и интеллигенции в новых условиях. Знать о формировании независимых от власти средств массовой информации. Знать конкретные примеры развития литературы и искусства 1990-х гг. | § 52, вопросы и задания, с. 353 § 53, вопросы и задания, с. 360, мини-сочинение «Роль средств | ||||
68 | Строительство обновленной Федерации | 1 | Комбинированный урок | Строительство обновленной Федерации. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между центром и регионами. Развитие чеченского конфликта. Результаты федеративного строительства в 1990-е гг. Основные понятия: Федеративный договор, суверенитет, федерация | Иметь представление о межнациональных отношениях накануне и после распада СССР. Уметь анализировать национальную политику государства в 1990-е гг. Знать содержание положений Федеративного договора и Конституции 1993 г. о принципах федеративного устройства РФ. Знать о развитии | § 54, вопросы и задания, с. 366 | ||||
69 | Геополитическое положение и внешняя политика России. Россия | 1 | Интегрированный урок Комбинированный урок | Россия и интеграционные процессы в современном мире. Приоритеты внешней политики РФ на рубеже ХХ– ХХI вв. Россия и СНГ. Смягчение напряженности между Востоком и Западом. Россия и НАТО. Россия и Евросоюз. Основные понятия: «прозрачные границы», многополярная система Кризис исполнительной власти. Смена Правительств. Уход в отставку Ельцина. Президентские выборы 2000 г. Президент России – В. В. Путин. Курс на укрепление государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Экономический подъем и социальная стабильность. Усиление борьбы с терроризмом. Разрешение чеченской проблемы. Разработка новой внешнеполитической стратегии.. Основные понятия: единое законодательное пространство, социально-политическая стабильность, федеральный округ | Иметь представление о радикальном изменении геополитического положения России после распада СССР, о причинах изменения внешнеполитического курса. Знать об основных направлениях внешней политики РФ, об отношениях России со странами СНГ и Запада Знать причины неизбежной корректировки внутренней и внешней политики России на современном этапе, анализировать политику Путина как политику обеспечения гражданского согласия и единства общества. Знать государственные символы Российской Федерации | Работа | § 55, вопросы и задания, с. 372 § 56, вопросы и задания, с. 381, мини-сочинение «Мои предложения Президенту», подготовка к семинару | |||
70 | Итоговое повторени | тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...