Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников по истории
олимпиадные задания по истории (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
7 класс
1. Укажите лишнее имя в ряду, свой выбор кратко поясните. 4 балла
1. а) Перун; б) Посейдон; в) Велес; г) Сварог.
2. а) Андрей Боголюбский; б) Всеволод Большое Гнездо; в) Юрий Долгорукий; г) Ярослав Мудрый.
Ответ: 1. б – бог римской мифологии, остальные – языческие боги славян.
2. г – князь периода расцвета Киевской Руси, остальные – князья периода удельной раздробленности на Руси.
Максимальный балл – 4 (по 1 баллу за верное указание «лишнего», 1 балл за пояснение).
2. Определите, по какому принципу образованы ряды и запишите свой ответ. Завершите ряд или заполните пробел в нём. 4 балла
1. 1463 г., 1474 г., 1478 г., … .
2. князь, …, царь, император.
Ответ: 1. 1485 г. – присоединение Тверского княжества к Москве. Это даты присоединения новых территорий к Московскому княжеству.
2. Великий князь. Это титулы глав русского государства в разные исторические периоды. Принимается и ответ «Государь всея Руси».
Максимальный балл – 4 (1 балл за указание принципа образования ряда, 1 балл за верное указание пропущенного элемента).
3. Историк должен грамотно писать, исторические понятия и термины. Впишите правильную букву или буквы вместо пропусков (там, где это необходимо). 4 балла
1) п…са…ник
2) бор…н…чес…во
3) м…тр…п…лит
4) мес…н…ч…ство
Ответ: 1) посадник; 2) бортничество 3) митрополит; 4) местничество
Максимальный балл – 4 (за правильно написанное слово 1 балл.).
4. Перед вами перечень событий разных исторических периодов. Определите, какие из них относятся к Х в., XI в., XIII в. 10 баллов
1. Крещение Руси
2. Ледовое побоище
3. Составление «Русской Правды»
4. Битва на Калке
5. Первый договор с Византией
6. Нашествие войска хана Батыя
7. Съезд русских князей в Любече
8. Восстание древлян
9. Создание Киевской митрополии
10. Походы князя Святослава в Придунайскую Болгарию
В бланке ответов начертите такую таблицу и впишите порядковые номера событий в соответствующую колонку таблицы
X в. | XI в. | XIII в. |
Ответ:
X в. | XI в. | XIII в. |
1 ,5 ,8 ,10 | 3, 7, 9 | 2, 4, 6 |
Макс. балл – 10 (за каждый правильный ответ – 1 балл).
5. Реши исторические задачи. 10 баллов
А) Какое жилище на Руси называлось избою, а какое хоромами? В чем их различие?
Б) Византийский император Константин около 948 г. писал: «Когда наступает ноябрь месяц, князья их тотчас выходят со всеми русами и отправляются в круговой объезд именно в славянские земли. Прокармливаясь там в течение целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на Днепре, снова возвращаются в Киев. Затем забирают свои корабли... снаряжаются и отправляются в Византию». Кто эти князья, и какое явление описал византийский император?
Ответ: А – Изба – дом с печью (1 балл). Хоромы от слова храм (1 балл), более сложное архитектурное сооружение, как правило, резиденция князя или дом богатого землевладельца (1 балл).
Б – Киевские князья (1 балл). Полюдье (1 балл). Полученные баллы умножаются на два.
Максимальный балл – 10.
6. Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». 4 балла
1. Княгиня Ольга установила на Руси «уроки» – размер дани, и «погосты» – места сбора дани.
2. В Новгороде Х–XII вв. существовала сильная княжеская власть.
3. Сергий Радонежский был митрополитом православной церкви.
4. К XII в. Киев утратил свое центральное положение и превратился в форпост борьбы с половцами в условиях учащения их набегов.
Ответ: 1. Да. 2. Нет. 3. Нет. 4. Да.
Максимальный балл 4 (за каждый правильный ответ 1 балл).
7. Из приведенных слов составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр. 4 балла
1) хан, русский, контроль, княжество, представитель, дань, ордынский, местный, власть, сбор.
2) население, Русь, должностной, содержание, лицо, счет, местный, система.
Ответ: 1) Баскак – представитель ордынского хана в русских княжествах для контроля за местными властями и сбором дани.
2) Кормление – система содержания должностных лиц на Руси за счет местного населения.
Макс. балл – 4 (за указание термина – 1 балл, за определение понятия – 1 балл).
8. Журналист, пишущий на исторические темы, попытался рассказать о деятельности Ивана III. Так получилось, что Ивану III он приписал некоторые качества и поступки двух других политических деятелей Древней Руси — Владимира Мономаха и Александра Невского. В статье 10 предложений. Они пронумерованы. Разделите их на три группы. Впишите номера предложений в соответствующие колонки таблицы. 10 баллов
1. Его мать была дочерью византийского императора.
2. Он унаследовал от отца, Василия Темного, ослепленного в молодости соперниками, большое Московское княжество, территория которого составляла 400 тысяч квадратных километров.
3. Ему было 18 лет, когда он возглавил оборону границ своего княжества от воинственных соседей с северо-запада.
4. Был инициатором целого ряда княжеских съездов, где решались вопросы прекращения междоусобных споров и охраны границ Русской земли.
5. Двор царский уподоблялся византийскому, поскольку он был зятем одного из Палеологов и хотел восстановить на Руси Грецию с соблюдением всех обрядов ее церковных и придворных: окружил себя римскими орлами и принимал иноземных послов в Золотой палате, которая напоминала Юстинианову.
6. Вел политику мирных переговоров с Золотой Ордой.
7. В Московском Кремле в период его правления знаменитые итальянские архитекторы построили великолепные церкви и Грановитую палату.
8. Был автором «Поучения», написанного в назидание потомкам.
9. Он пробыл на великокняжеском престоле 43 года. Своему наследнику он оставил огромную державу, ее площадь за время его правления выросла в пять раз и превышала 2 миллиона квадратных километров.
10. Перед смертью он принял схиму, т.е. постригся в монахи.
Ответ оформите в виде такой таблицы
Иван III | Владимир Мономах | Александр Невский |
Ответ:
Иван III | Владимир Мономах | Александр Невский |
2, 5, 7, 9 | 1, 4, 8 | 3, 6 ,10 |
Макс. балл 10 (За каждый правильный ответ 1 балл).
9. Расположите события, связанные с противостоянием Руси и Орды, в их хронологической последовательности. 4 балла
А. Битва на Калке Б. Стояние на реке Угре В. Сражение на реке Воже | Г. Поход хана Тохтамыша Д. Поход хана Батыя Е. Куликовская битва | ||||
Ответ:
А | Д | В | Е | Г | Б |
Макс. балл 4 (За абсолютно правильную последовательность 4 балла, если допущена 1 ошибка – 3 балла).
10. Прочтите исторический документ и ответьте на вопросы. 4 балла
«...Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так и не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр... Затем послал Владимир по всему городу сказать: “Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом”. Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: “Если бы не было так хорошо, не приняли бы этого князь наш и бояре...”».
1) Что это за событие?
2) Когда оно произошло (укажите год)?
3) Назовите документ, в котором оно описывается?
4) При каком князе произошло это событие?
Ответ:
1) Крещение Руси.
2) 988 г.
3) «Повесть временных лет».
4) Владимир.
Максимальный балл – 4 (по 1 баллу за каждую единицу ответа).
11. По описанию узнайте картину, назовите её автора. 4 балла
На картине изображено русское войско, под покровом густого тумана закончившее переправу через реку. Художник изобразил русских воинов, напряженно вглядывающихся в сторону противника, готовых биться до последней капли крови. Русские полки стоят стройными рядами. Вооружение пеших и конных ратников ярко блестит в лучах солнца. Над полками развеваются знамена, среди них выделяется черный великокняжеский стяг. Князь объезжает полки. Он воодушевляет их на ратный подвиг.
Ответ: А.П. Бубнов. «Утро на Куликовом поле».
Максимальный балл – 4 (по 2 балла за автора и название картины).
12. Определите сражение по рисунку-схеме. Запишите событие и его дату.
А
Б
В
Ответ:
А) Невская битва. 1240 г. Б) Куликовская битва. 1380 г. В) Ледовое побоище. 1242 г.
Макс. балл – 6 (за угаданное сражение 1 балл и дату 1 балл).
ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ 68
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории для 9 класса
В данной разработке содержатся олимпиадные вопросы и задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории (9 класс)...

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории
Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории...

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС. (2014-2015уч. год)
Задания всероссийской олимпиады школьников по истории для 6 класса разработа в соответствии с методическими рекомендациями. Они имеют разноплановый характер и будут интересны для участников олимпиады ...

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории. 7 класс
Представляю разработанные мною задания, часть из которых содержит отрывки из произведений поэтов с целью выявления исторического контекста (определение исторических личностей, событий, факто...
Аналитическая справка по результатам школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию за 2015-2016 учебный год
Аналитическая справка по результатам школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию за 2015-2016 учебный год...

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 9-11 классы
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАПВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВПО ИСТОРИИ...
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории. 8 класс
Материал поможет учителю при подготовке обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников по истории...