Идеалы и ценности
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Учитель | Адокова Альбина Вениаминовна, МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа №1 – БШ». |
Класс | 6 |
Тема | «Ценности и идеалы» |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Технология, в которой разработан урок | |
Цели урока |
|
Основные понятия и термины | Ценность, идеал, идеалист, материалист, общечеловеческие (вечные) ценности. |
Оборудование к уроку | ПК, мультимедийный проектор, слайд-презентация, дидактический раздаточный материал, УМК (А.И.Кравченко, учебник «Обществознание», изд-во «Русское слово», 2010 год. |
Группа № 1. Что такое ценность?
С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу. Но часто ли задумываемся над ними.
Ценность - незыблемая, сокровенная жизненная ориентация человека. А идеал - это высшая форма ценности.
Роль ценностей в жизни человека.
Каждый человек не просто выбирает ценности. Он придает им различную значимость, т.е. выстраивает их в определенной иерархической системе. Но существую вечные, общечеловеческие ценности, то есть ценности, имеющие важное значение абсолютно для всех людей.
Задание:
- Прочитайте текст.
- Обсудите в группе понятие «ценность»
- Опираясь на схему, определите роль ценностей в жизни человека
- Что значит понятие общечеловеческие (вечные) ценности
- Какие ценности называют вечными
План ответа:
- Мы прочитали и выявили, что ценность –это….
- В жизни человека… …
- Можно выделить……..
- К вечным ценностям мы относим……..
- Сделали вывод….
Группа № 2. Что такое идеал?
В своем поведении мы сознательно или несознательно следуем каким-то идеалам, чаще всего даже не подозревая о том.
Термин «идеал» имеет французские корни и означает - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. Понятие идеала применяется одинаково и к отвлечённым и конкретным предметам: идеал добра, идеал женской красоты, идеал мужской красоты, идеал государства, идеал гражданина и т. д.
В общее употребление слово идеал стало входить с конца XVIII и начала XIX столетия.
Идеалы у людей могут быть разными. Один человек считает идеалом респектабельного бизнесмена, разъезжающего на «Мерседесе» (он строг, деловит, обеспечен). А другого притягивает романтика дальних дорог. Он хочет познать мир, побывать в разных странах.
Людей, которые на первое место ставят материальные ценности, например роскошный особняк или машину, называют материалистами. А другого человека называют идеалистом. Он бескорыстен, стремиться к возвышенным ценностям. На первое место ставит духовные ценности и идеалы: добро, справедливость, человечность.
В каждом человеке присутствуют оба начала: материальное и идеальное.
Задание:
1. Прочитайте текст
- Составьте кластер по термину «идеал»
- Составьте коллаж «Материалисты и идеалисты»
План ответа:
1. Мы прочитали и определили, что идеал -
2. Идеалы у людей могут быть…….
3. Люди которые…………
3. Сделали вывод …
Группа № 3. Как формируются ценности подростков?
Трудно определить ценности подростков и молодежи в современном мире. Многие считают, что они в основном ориентируются на материальные ценности (компьютер, телефон, автомобили, одежда, карьера, деньги), на ВЫГОДУ, не мучая себя вопросом о смысле жизни.
Однако некоторые подростки ориентированы и на духовные ценности – искусство, жизнь своей семьи, неравнодушное отношение к чужим страданиям.
Воспитание тех или иных ценностей закладывается в семье.
Школа многое делает для духовного и интеллектуального развития ребенка.
Значительную роль в формировании ценностей играет государство (общество).
Задание:
1. Прочитайте текст
2 . Обсудите в группе и запишите советы, направленные на духовное развитие подростков / детей
План ответа:
- Большое значение……….
- Мы обсудили и решили дать следующие советы:
Семья…………
Школа……
Государство…..
3. Сделали вывод……
Группа № 4. Кто является воплощением идеала?
Максим Горький писал: «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему, в виде посоха, - идеал! И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему - все выше!»
И примером для всех является образ героя. Герои всегда выступали носителями и воплощением идеала. Герои служат образцом для подражания. В образе героев воплощаются яркие, запоминающиеся проявления нравственной стойкости, мужества, величия человеческого духа. Героев воспевают поэты, их образ запечатлеют в бессмертных произведениях великие художники и скульпторы.
Задание:
- Прочитайте текст
- Определите, что значит быть героем
- Обсудите в группе, кто для вас является героем.
- Какими качествами должен обладать герой?
План ответа:
- Мы прочитали …
- Для нас героями являются…
- Герой должен….
- Сделали вывод…
Группа № 5. Этапа нравственного развития.
Наукой установлено, что существует три этапа нравственного развития человека.
Задание:
- Найдите ошибки в таблице, расположите в правильной последовательности.
Этап | Сущность этапа |
Поведение определяется принципами, применяемыми независимо от авторитета группы. В их основе лежат справедливость, взаимопомощь и равенство прав человека, уважение его достоинства как личности. Человек не ворует, потому что уважает других людей. Правильным считается поведение, соответствующее подобным принципам | |
Человек дорожит мнением группы, в которой находится. Человек не ворует, остерегаясь изгнания из членов группы. Правильное поведение - выполнение своего долга, поддержка общественного порядка. Таким образом, на втором этапе человека поддерживает общественное мнение и чувство долга. | |
Когда человек не совершает дурных поступков, потому что боится наказания. Если человек думает, что может попасться, то вряд ли будет воровать. Таким образом, на данном этапе человека на нравственном уровне удерживает страх наказания. |
Эта научная теория основана на убеждении, что людям свойственны определённые этапы нравственного развития. Но оказалось, что большинство людей редко продвигаются выше второго уровня.
План ответа:
- Наукой установлено, …
- На первом этапе человека от дурных поступков удерживает…
- На втором этапе…..
- На третьем этапе……
- Сделали вывод…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Для блага всех – свое забыть. Император Николай I: идеалы царя и российская действительность»
Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10 – 11 классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задани...
Урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски духовных и нравственных идеалов Андреем Болконским и Пьером Безуховым" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"
Открытый урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски духовных и нравственных идеалов Андреем Болконским и Пьером Безуховым" по роману Л.Н. Толс...
Урок литературы в 5 классе по теме "Отражение в мифах Древней Греции мировосприятия, идеалов людей.
Данный урок структурирован с учетом требований ФГОС....
6 класс. Духовные ценности и нравственные идеалы героев в "Повести о Петре и Февронии Муромских" (программа Г.В.Москвина)
1.Урок по изучению "Повести о Петре и Февронии Муромских". Формирование нравственных ценностей человека.2.Урок подготовки к написанию сочинения по повести. Сбор материала....
Идеалы и ценности
Развитие познавательной активности на уроках обществознания является одной из важнейших задач обучения. Для учащихся основным видом деятельности становится самостоятельная работа. Как сделать эту рабо...
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.Душа каждого человека – зароды...