Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
статья на тему
Предварительный просмотр:
Эссе на тему:
«Духовные ценности и нравственные идеалы
в жизни человека и общества».
На мой взгляд, тема данного эссе в настоящее время весьма актуальна и современна, так как многие нравственные ориентиры в жизни современного общества сейчас утрачены, оно больно бездуховностью, безнравственностью, чёрствостью и равнодушием. Я считаю, своевременно был введён предмет по изучению основ духовно-нравственной культуры. Именно на этих уроках дети осознают и понимают, что настоящий человек начинается там, где есть святыни души. К важнейшим вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится внутренняя духовная жизнь человека, т.е. основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр. Поэтому то, одной из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности. Духовный рост человека, обогащение его новыми знаниями, высокий уровень профессиональных навыков становятся не только условиями гармонического развития личности, но и необходимыми предпосылками активного участия каждого в совершенствовании всех сторон общественной жизни. Важную роль в этом играют ценности, особенно духовные.
В настоящее время в реальной повседневной жизни мы можем встретить самые различные уровни воплощения нравственных ценностей, самые различные уровни моральности, от святости до низменности, цинизма. Духовные ценности включают в себя мудрость, понимание целей общества, понимание счастья, милосердие, терпимость, самосознание. Духовные ценности мотивируют поведение людей и обеспечивают стабильное отношение между людьми в обществе. Поэтому, когда мы говорим о духовных ценностях, нам не избежать вопроса о социальном характере ценностей. В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражается общественная природа самого человека, а также условия его бытия. Но, к сожалению, в нашей стране произошла утрата ценностей. Сейчас произошла смена ценностных ориентиров у общества и подрастающего поколения, в частности. Понятия «честность», «справедливость», «доброта» не выдерживают конкуренции перед «престижностью». Наше общество больно: оно пронизано корыстью, жаждой накопительства, отсутствием твердых моральных устоев, что отрицательно влияет на развитие нравственных потребностей школьников. Ведущими мотивами стали эгоистические и прагматические: мы забыли и не понимаем, как можно жить для других; как можно жертвовать собой ради других. Под влиянием окружающего мира и пропаганды СМИ у детей формируется антиидеал. Основной проблемой развития духовно-нравственной культуры в школьном возрасте стала потеря
нравственного идеала. Поэтому, на мой взгляд, важнейшей задачей педагога в современном обществе стало: формирование у детей потребности в идеале; необходимость найти и указать образец, достойный подражания. Ведь у человека, особенно у молодого, существует острая потребность в достойном, авторитетном идеале, который в определенной мере определяет содержание нравственных ценностей той или иной личности. Поэтому вполне резонно можно заключить: каков у человека идеал, таков он и сам. Духовно-нравственное развитие личности – это сложный, продолжительный процесс. На протяжении всей жизни человек усваивает опыт прошлых поколений, определяет свою жизненную позицию, и мы, педагоги должны постараться, чтобы этот процесс шел не стихийно, под влиянием сомнительных идеалов, а целенаправленно. Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно - нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Как же привить российскому школьнику нравственность, духовно-нравственную культуру? Основной путь нравственного воспитания детей и молодежи России – это систематическое преподавание в школе духовно - нравственной культуры, основанной на многовековых религиозных ценностях и проистекающих из них культурно-исторических традициях народа
Основным содержанием духовно-нравственного воспитания должны быть базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии. Процесс воспитания нравственности представляет собой довольно сложное явление, ибо именно оно формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям.
Задача нравственного воспитания состоит не только в простом нравственном просвещении, но и в формировании навыков, умений реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных житейских ситуациях, в выработке нравственного творчества, а также стремления к нравственному совершенствованию.
Таким образом, духовные ценности играют важную роль в гармоническом
развитии личности и являются необходимыми предпосылками участия каждого человека в совершенствовании всех сторон общественной жизни. Основа нравственного поведения – это поступок, и человеку в жизни нужен конкретный пример для подражания – нравственный идеал, нечто возвышенное и недосягаемое. В нашем современном обществе, с низким уровнем нравственной культуры и поведения, задача нравственного воспитания состоит прежде всего не в нравственном просвещении, а в формировании умений реализовать нравственные ценности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина для учащихся 9 класса «Роль и значение иностранного языка в жизни человека и общества»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №2 им.И.И.Тарасенкост. Выселки Выселковского района Краснодарского края...
Роль книга в жизни человека и общества.
Первый урок литературы в 5 классе по программе Коровиной....
Добро и зло в жизни человека и общества
Открытый просмотр беседы на тему: " Добро и зло в жизни человека и общества"...
Литература как учебный предмет. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, коррек
Презентация к первому уроку по литературе в 5 классе....
6 класс. Духовные ценности и нравственные идеалы героев в "Повести о Петре и Февронии Муромских" (программа Г.В.Москвина)
1.Урок по изучению "Повести о Петре и Февронии Муромских". Формирование нравственных ценностей человека.2.Урок подготовки к написанию сочинения по повести. Сбор материала....
Классный час. Ценности и их роль в жизни человека. 6 класс.
Классный час "Ценности и их роль в жизни человека" 6 класс. Материал классного часа направлен, что бы учащиеся задумались о собственных жизненных ценностях....
ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 Б классе Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Одежда «говорит о человеке». Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»
Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы XVII в..Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декорат...