Детство, опаленное войной
методическая разработка по истории по теме

Пермякова Анна Константиновна

Внеклассное мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovoditelnyy_tekst.docx39.2 КБ

Предварительный просмотр:

Детство, опаленное войной.

Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой день 22 июня 1941 г. остался не просто как роковая дата, а как рубеж, начало отсчёта долгих дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

Девчонкам и мальчишкам, чье детство закончилось с приходом войны, посвящается…

Мирно страна проснулась

В этот июньский день,

Только что развернулась

В скверах ее сирень.

Радуясь солнцу и миру,

Утро встречала Москва.

Вдруг разнеслись по эфиру

Памятные слова…

Голос уверенно-строгий

Сразу узнала страна.

Утром у нас на пороге

Заполыхала война.

 Объявление войны.

 Песня «Священная война»

Война стала тяжелейшим трагическим испытанием для нашей Родины. На захваченных территориях фашисты совершали дикие по своей жестокости преступления, жертвами которых были мирные жители старики, женщины, и, конечно же, дети…

Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство ворвалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.

Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, а кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Враг не щадил детей так же как и взрослых.

22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли.

В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Какое преступление перед миром совершил Юзик Иотко, Миша Каминский, которым исполнился всего лишь год?

Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.

Самому маленькому жителю Хатыни Толику Яскевичу было всего 7 недель. Его старший брат Владимир Яскевич, которому было 13 лет смог спастись. До недавнего времени он проживал в одной из белорусских деревень и являлся единственным живым свидетелем хатынской трагедии.

В марте 1943-го, гитлеровские каратели дотла сожгли районный центр Корюковку Черниговской области, бросив в огненную могилу 7000 жителей, главным образом стариков, женщин, детей. Этот факт отметила комиссия, готовившая материалы к Нюрнбергскому процессу, как самое массовое уничтожение мирных жителей на оккупированных территориях за весь период Второй мировой войны.

19 июня 1944 года немецкие оккупанты сожгли  белорусскую деревню Дальва. В пламени пожара погибли 44 человека: 29 детей, 13 женщин и 2 мужчины. Избежать страшной участи удалось немногим.

Один из них Николай Петрович Гирилович. Случай помог ему остаться в живых. В это время он пас коня на лужайке в лесу и услышал, как раздался взрыв, а затем автоматную очередь. Вскочив на ноги, посмотрел в сторону Дальвы и увидел, как над деревней поднимается огромный черный столб дыма. Бросился бежать к Дальве, поднялся на пригорок и остановился. Страшная картина предстала перед глазами подростка - горела вся деревня, никого из жителей в деревне не было.

Мемориальный комплекс «Хатынь»

Навечно застыл с мертвым сынишкой на руках Иосиф Каминский в шестиметровой бронзовой скульптуре «Непокоренный человек».

Регулярно посещал мемориальный комплекс Владимир Антонович Яскевич.

Огромную роль в создании мемориала сыграл Николай Петрович Гирилович…

Комплекс стал своеобразным кладбищем для 186 деревень сожженных вместе с жителями только на территории Беларуси…

Малолетние узники фашистских лагерей…

Песня «Саласпилс»

Лагерь смерти Саласпилс, расположенный в 18 километрах от Риги и функционировавший с октября 1941 по август 1944 гг., являлся главной «фабрикой смерти» нацистов на оккупированной ими территории СССР. Главной его особенностью было то, что там планомерно убивали детей. По самым скромным подсчетам, за неполных три года, там было убито более семи тысяч детей.

   Женщина и дети за ее спиною.

   Грудью защищает их она.

   Впалые глаза выжжены грозою.

   В каменных суставах ненависть одна.

   

   Лагерь смерти. Здесь когда-то топал

   ДО блеска начищенный сапог,

   И нередко хлыст свинцовый хлопал.

   Падали детишки вдоль дорог.

   

   Лишь фашизм придумать мог такое:

   Кровь детей солдатам в жилы лить,

   Малышей кормить гнилой бурдою,

   Голодом и газами морить...

О творимых беззакониях и поистине зверском обращении рассказывает десятилетняя Наталья Лемешонок (в концлагерь Саласпилс попали все пятеро братьев и сестер – Наталья, Шура, Женя, Галя, Боря): «Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Маленькая Аня постоянно плакала и просила хлеба, но у меня нечего было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами. Потом нас построили в ряд и сказали, что сейчас осмотрит врач. Что делал он, не было видно, но потом одна девочка очень громко закричала. Врач стал топать ногой и кричать на нее. Подойдя ближе, было видно, как врач этой девочке вколол иглу, и из руки в маленькую бутылочку текла кровь. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил меня на стол. Он держал иглу и вколол ее мне в руку. Затем подошел к младшей сестре и проделал с ней то же самое. Все мы плакали. Врач сказал, что не стоит плакать, так как все равно мы все умрем, а так от нас будет польза… Через несколько дней у нас снова брали кровь. Аня умерла. У нас все руки были в уколах. Мы все болели, кружилась голова, каждый день умирали мальчики и девочки».

Выжили в лагере Наталья и Боря.  

 Моцарт «Лакримоза» (читаем под музыку)

Следствием было установлено, что за период с конца 1942-го по 1944 г. через Саласпилсский лагерь прошло до 12 тыс. детей. Подавляющее большинство из них подвергались выкачиванию крови. Исходя из установленного судебно-медицинской экспертизой количества бравшейся крови от одного ребенка (500 граммов), было подсчитано, что только в Саласпилсе немцами было выкачано из кровеносных сосудов детей 3,5 тыс. литров крови.

Плакать детям запрещалось, а смеяться они разучились. Для детей не было ни одежды, ни обуви. Одежда заключенных была для них слишком велика, но ее не разрешалось переделывать. Дети в этой одежде выглядели особенно жалкими. Не по размеру огромные деревянные башмаки они постоянно теряли, за что также следовало наказание. Им не разрешалось иметь игрушек, они должны были тихо сидеть в углу в дневном помещении.

Валентина Ивановна Потарайко: "Мне было 5 – 6 лет. Из блокадного Ленинграда нас эвакуировали в Пермскую область. Когда наш эшелон разбомбили второй раз, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя".

Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю.

Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.

Фашисты согнали в концлагеря тысячи детей. Оторванные от дома, родителей, испытывая все ужасы лагеря, большинство из них погибло в газовых камерах.

Равенсбрюк… 363 родившихся в лагере и умеших сразу после рождения… 60 тысяч умерших от голода… 7 тысяч умерших в газовой камере…

Люблин…

Бухенвальд… Самому маленькому узнику Бухенвальда было всего 4 года. Польский мальчик – Стефан Ежи Цвейг.

Минский концлагерь… Уничтожено 20 тысяч детей.

Красный Берег в Гомельской области… Расстрел длился с 9 утра до 6 вечера…. Сначала расстреливали детей.

Долмачевский детский дом в Брестской области… 54 ребенка были расстреляны в 800 метрах от реки Западный Буг.

Ленинградские дети.

В блокадных днях

Мы так и не узнали,

Меж юностью и детством

Где черта?

Нам в 43-ем выдали медали,

И только в 45-ом

Паспорта.

900 дней и ночей находился город в осаде. Выехать из города невозможно. Немцы так близко подошли к Ленинграду, что могли обстреливать из пушек ленинградские улицы. А до линии фронта можно было доехать на трамвае.

Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей - от младенцев до школьников.

Нет сообщения у страны с Ленинградом. Еще в начале наступления немцы уничтожили большинство продовольственных складов. Хлеб Ленинградцам выдавали по карточкам. За время блокады норма выдачи хлеба населению снижалась 5 раз, а в период с 20 ноября по 25 декабря 1941 г. была самой низкой и составляла: для рабочих — 250 грамм суррогатного хлеба в день, для служащих, иждивенцев и детей — 125 грамм на человека.

Ленинград в тисках блокады,

У ворот ликует враг.

Рвутся бомбы и снаряды,

Дует ветер, давит мрак.

От коптилки не согреться

И ни крошки, ни глотка,

И выводит кровью сердце

На страницах дневника.

Эта тонкая тетрадка

Стоит многих книг.

Пионерка-ленинградка,

Потрясает твой дневник!

Таня Савичева, Таня,

Ты в сердцах у нас жива,

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир твои слова.

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Двенадцатилетнюю Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года девочку эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области. Врачи два года боролись за ее жизнь. Но болезнь уже была неизлечимой. 1 июля 1944 года она и умерла.

Немцы не сочли нужным  брать город сходу, полагая, что изматывающая осада. Постоянные бомбежки, холод и голод сломят волю окруженных ленинградцев.

В.В. Денисова пишет: «Мне было 8 лет. Очень хорошо помню самый страшный налет, 8 сентября. Впервые рвались в городе бомбы. В этот день немцы разбомбили Бадаевские склады – самые большие склады продовольствия города. Долго полыхал огонь и в воздухе висел черный дым. Говорили, что сахар там плавился и пропитал землю. В самое страшное время голода люди ходили на место Бадаевских складов, собирали землю. Она была сладкой. Эту землю варили. Получалась сладкая жженая патока. Собирала эту землю и мама.

Школы в 1941-1942 годах не работали. Во многих из них были госпитали. Сколько у меня было радости, когда я узнала, что идет запись в школу № 218, что на нашей улице, доме 13. И вот я школьница!

Тяжело было учиться зимой и весной 1942 года. Было очень холодно. Сидели в пальто и рукавицах. Чернила иногда замерзали в чернильницах. Не все ребята доучились до конца учебного года».

Девчонка руку протянула

И головой упала на край стола.

Сначала думали: уснула,

А оказалось, умерла.

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло сквозь метельный стон

Учитель выдавил,

Что снова занятья после похорон…

 Песня «Зеленые цепочки»

Враг приближался к городу, но он не мог преодолеть противоборства ленинградцев. Они, изнемогая от голода, строили укрепительные сооружения, рыли противотанковые рвы, устанавливали металлические «ежи», размещали пушки, зенитки.

Вместе со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах. Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.

Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на рабочие плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок .Там было написано их руками: “Не уйду, пока не выполню норму!”

Вот два примера, защиты и дежурство ,работы детей в блокадном городе.

Это были не очень хорошие мальчики. Во дворе и в доме их не очень любили, все озорство - выбитые стекла, поврежденные двери, запачканные стены - приписывалось им. Если они играли в лапту, то шум поднимали такой, будто дом горит. А когда ребята стали увлекаться голубями, то управхоз заявил, что он скоро поседеет.

Мальчики бегали по крыше пятиэтажного дома, как по панели, и ошеломленным жителям казалось, что они вот-вот рухнут на землю. Старшему из них было тринадцать лет, и прозвище его было “Крокодил”. Младшему было одиннадцать, и дразнили его “Мячик”.

Пришла война. Впервые ее недели мы как-то забыли о шумном отряде ребят. Но скоро поняли: ребята работают! Да еще как! В ряде случаев без них просто обойтись нельзя. От Крокодила до Мячика, или, говоря точнее, от Коли Кузнецова до Миши Зайцева, все ребята с той же силой увлечения, которой отличались их игры, стали служить делу - серьезному, настоящему делу. Быстрые исполнительные связисты, неутомимые носильщики, - это они снабжала чердаки песком и водой.

Но вот наступили страшные дни. Наш район фашисты бомбили с тупой и бессмысленной жестокостью. И бывший управхоз, ныне начальник объекта, опять заявил, что ребята доведут его до седых волос. Не загнать их в бомбоубежище, - жаловался он. - Едва отвернешься - они уже на чердаке. Поговорите с ними! И мы поговорили.- Что я, грудной ребенок, что ли? - сказал нам Крокодил, он же Коля Кузнецов. - Все стоят на своих местах, а нам в нору забираться? Отец с фронта пишет: не бойся ничего.  А я буду трусить? Раз мы не боимся, зачем же нам прятаться? - поддержал его Миша Зайцев. Весь народ защищается, а нам отсиживаться? - продолжал Коля. - Читали: девочка пятнадцати лет затушила четыре зажигательные бомбы? И мальчик вместе с дворником тоже. А мы, значит, не можем? Нас потом спросят: что вы делали? А мы скажем: прятались. Весь народ поднялся, а мы, значит, не народ?- Мы тоже народ. Мы тоже ленинградцы! - поддержал его Миша Зайцев .И с огромным трудом, общими усилиями добились мы лишь того, что ребята дежурят теперь во время тревог не па чердаке, а внизу, под основательными, надежными сводами лестничной клетки. И во дворе и в доме теперь уважают и хвалят ребят. Это настоящие дети Ленинграда.

Памятник маленьким блокадникам был создан детьми, учениками средней ярославской школы. Из десятков детских эскизов и макетов выбрали один: ангел с гирляндой цветов, оплакивающий всех невинно погибших. Четыре земляных холмика окружены невысокой металлической оградой. Светлая стела с барельефом: нежный улетающий в небо ангел печально опускает на землю гирлянду роз. И табличка со словами:

«Здесь покоятся дети блокадного Ленинграда, похороненные в декабре 1942 года. Имена неизвестны, но люди помнят о них, безвинных жертвах войны».

Сыны полка

Дети в суровые годы войны вместе со взрослыми сражались на фронтах и в тылу врага. Сыны полков, маленькие солдаты, маленькие мальчишки в шинелях – называли фронтовики юных патриотов, которые вместе со взрослыми участвовали в защите Родины. Летопись сороковых годов полна примеров мужества и героизма детей. Имена и подвиги не остались неизвестными.

Марат Казей

...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...

Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Связисты, разведчики, пулеметчики, санитары, оружейники, музыканты – они всегда оставались озорными ребятишками, однако свои нелегкие солдатские обязанности выполняли по-взрослому и с полной отдачей сил.

Леня Голиков

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...

2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Бесстрашными и мужественными были эти мальчишки и девчонки – орлята, так их называли. Они верили в победу, в свои силы. На их плечи взвалилась тяжелая ноша войны – детство в огне и пожаре, смерть близких и дорогих людей.

Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Когда он подвиг совершает,

То не заботится ничуть:

Узнает кто иль не узнает

О нем самом когда-нибудь…

Мальчишки уходят в разведку,

Мальчишки играют в войну…

К противнику в тыл проникая,

В предчувствии скорых побед.

Мальчишки уходят в разведку

В ночи не видны, не слышны.

Второе военное лето

Идет по дорогам страны.

И все, что узнал до рассвета,

Ты должен своим принести…

Мальчишки уходят в разведку,

Хоть могут назад не прийти.

Валя Котик

Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

Надя Богданова

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.

В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...

Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

Юные, безусые герои!

Юными остались вы навек!

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки достойные поэм.

 Песня из К/ф «Офицеры»

Со второго куплета начинается чтение текста.

Не пугайтесь… Однажды

Мы вас потревожим во сне,

По полям свои голоса

Пронесем в тишине.

Мы забыли, как пахнут розы.

Как цветут тополя.

Мы и землю забыли –

Какой она стала – земля?

Как там птицы поют

На земле без нас?

Как черешни цветут

На земле без нас?

Как светлеет река, и летят облака без нас?

Мы забыли траву, мы забыли деревья давно.

Нам шагать по земле

Не дано, никогда не дано!

Никогда не разбудит оркестра

Печальная медь…

Только самое страшное,

Даже страшнее, чем смерть,-

Знать, что птицы поют

На земле без нас,

Что черешни цветут

На земле без нас,

Что светлеет река, и летят

Облака над нею без нас.

ПОЧТИМ ПАМЯТЬ ВСЕХ ПОГИБШИХ ЗА РОДИНУ МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ.

Минута молчания.

На земле самый лучший народ – дети. Как уберечь нам его в новом тысячелетии? Как сохранить его душу и его жизнь? А вместе с ним – и наше прошлое, наше будущее? Как сохранить планету людей, на которой маленькие девочки должны утром спать в своих кроватках, а не лежать на дорогах убитые с незаплетенными косичками. Нельзя, чтобы детство называлось войной, как нельзя быть черному солнцу над головами…

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края-

Мир победил! Окончена война!

Уже нигде не затемняли окна

В продымленной Европе города.

Ценою крови куплена Победа,

                                              Пусть это помнит шар земной всегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Детство, опаленное войной"

дать знания о ВОВ, познакомить учащихся  сюными защитниками Родины и их подвигами, рассказать о родном городе  в годы ВОВ....

Урок математики в 6 классе "Детство, опаленное войной"

Данный урок-путешествие в историю, посвященный  Великой Отечественной войне может проводиться в конце учебного года, как урок повторения материала за курс математики 6 класса. В этот урок  в...

"Детство, опаленное войной"

Разработка сценария выступления учащихся  к 9 маю....

Детство, опаленное войной

Презентация может использоваться как дополнительный материал на уроках истории и на классных часах....

Детство, опаленное войной

В старой анкете друзей наряду с вопросами «Твой любимый цвет?, Лучший друг? Любимая книга?» - был и такой вопрос «Чего ты боишься больше всего? И мы , дети 80-х отвечали: «Войны». Вы – дети, очередное...

Устный журнал "Детство, опаленное войной"

Война и дети… Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Трудно представить, чт...

Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""

Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...