Методическая разработка раздела «Русь древняя»
презентация к уроку по истории (6 класс) на тему

Фомичева Светлана Григорьевна

Методическая разработка раздела «Русь древняя»

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metodicheskaya_razrabotka_razdela_rus_drevnyaya.ppt2.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка раздела «Русь древняя» по истории России (6 класс) Работу выполнила : Фомичева С. Г. Учитель истории МОУ СОШ №117

Слайд 2

Цели и задачи раздела «Русь Древняя» ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: История России: с древнейших времен до конца XVI века: учеб. для 6 кл. Общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М.: Просвещение, 2006 Цель: познакомить учащихся с предпосылками складывания государства у восточных славян и рассмотреть процесс становления Древнерусского государства Задачи: Обучающие: дать ученикам общее представление об устройстве восточнославянского общества до образования государства, познакомить с особенностями формирования Древнерусского государства и деятельностью первых киевских князей Развивающие: развивать интерес к русской истории, развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать, умение извлекать информацию из различных источников, формирование умения работать в группах Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, воспитание чувства патриотизма, гордости за историческое прошлое своей страны, гражданской ответственности за судьбу своего народа

Слайд 3

Тематическое планирование раздела «Русь древняя» Тема урока Кол-во час Основной вопрос урока Параграфы Восточные славяне 1 Почему восточные славяне позже взошли на ступень цивилизации? 1 Соседи восточных славян 1 Почему в нашей стране столь разнообразны народы и обычаи? 2 Формирование Древнерусского государства 1 Кого можно считать создателями государства на Руси – варягов или славян? 3 Первые киевские князья 1 Кого можно считать создателями государства на Руси – варягов или славян? 4 Владимир Святославович. Принятие христианства 1 Почему князь Владимир оставил о себе добрую память? 5 Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром 1 Почему Ярослава назвали Мудрым? 6, п. 1-4 Общественные отношения на Руси 1 Русь XI века страна цивилизованная или нет? 6, п. 5-6 Культура Древней Руси 1 Русь – страна языческая или христианская? 7-8

Слайд 4

Восточные славяне Византийские писатели V-VI в. о славянах: «Эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве… Все они сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе, их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению». Справочные сведения: К VII –VIII векам у южных славян уже появились свои государства, города, деление на знатных воинов, ремесленников и торговцев, простых общинников. У восточных славян в VIII веке, судя по археологическим раскопкам, преобладали небольшие поселения по 20-40 полуземлянок в каждом. … В таких городищах все полуземлянки одинаковые: примерно 4х4 метра Когда славяне включились в Великое переселение народов они находились на ступени первобытного общества или цивилизации? Определите, взошли ли южные и восточные славяне на ступень цивилизации к VIII веку? Изначально все славяне – первобытные племена. Южные славяне перешли к цивилизации раньше восточных Почему восточные славяне позже взошли на ступень цивилизации? 1. Восточные славяне заселили нецивилизованные территории, а земли первобытных племен. 2. Только в южной части восточнославянского мира были благоприятные условия для земледелия – основы перехода к цивилизации 3.Восточные славяне оставались язычниками, т.к. жили вдали от распространения мировых религий. 4. Только к IX веку в землях восточных славян стали появляться черты, разрушающие родоплеменной первобытный строй.

Слайд 5

Урок 7 Культура Киевской Руси Цели урока: Определить факторы, повлиявшие на развитие русской культуры IX – XI веков Рассмотреть выдающиеся достижения древнерусской культуры План урока: Обсуждение и формулировка главного вопроса урока Словесное творчество Архитектура Изобразительное искусство Выводы

Слайд 6

Обсуждение и формулировка главного вопроса урока Сравните источники, найдите противоречие и сформулируйте главный вопрос урока Из жития святого Феодосия Печерского, которое в XI в. служило образцом для поведения грамотных русичей: «Феодосий рос, будучи телом и душой влеком на любовь Божию, и ходил во все дни в церковь послушать божественных книг со вниманием… Мыслил более всего он о том, как и каким образом спасти душу свою для жизни вечной на небесах после смерти на земле…» Судя по этим данным, можно ли назвать Древнюю Русь христианской страной? (Да, Русь христианская страна) Из сочинения христианского проповедника XII в. «Если какой-нибудь плясун или чудец (актер), или иной какой инрец позовет на игрище или на сборище перед идолами, то все туда радостно бегут и, веселясь, весь день проводят там. Если же позовут в церковь, то мы позевываем, чешемся, сонно потягиваемся и отвечаем: «дождливо, холодно» или еще чем либо отговариваемся» Какие можно сделать выводы о верованиях многих людей на основе этих слов, сказанных много лет спустя после Крещения Руси? (Многие жители – язычники)

Слайд 7

Русь – страна языческая или христианская? Черты христианства Черты язычества Словесная культура Архитектура Изобразительное искусство

Слайд 8

Словесное творчество Былины – поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги Богатырей Главная идея былин – освобождение своей земли, защита ее от врагов Былины воспевали не только ратные подвиги богатырей, но и нелегкий труд пахаря – земледельца, воплотившегося в образе Микулы Селяниновича ВЫВОД: в былинах упоминаются языческие персонажи

Слайд 9

Н. Рерих Илья Муромец и Соловей Разбойник

Слайд 10

В.Васнецов Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем

Слайд 11

Георгий Юдин Алеша Попович и Тугарин Змей

Слайд 12

И. Билибин Князь Вольга и Микула Селянинович

Слайд 13

Письменность и грамотность Кирилл и Мефодий – византийские монахи, создавшие славянскую азбуку Материал для письма Пергамент Береста

Слайд 14

Литература Иностранная переводная литература – Библия, Апокрифы Летописи – «Повесть временных лет» 1113 год Нестор Жития «Слово о законе и благодати» 1049 год Иларион ВЫВОД: письменная культура проникнута христианским духом

Слайд 15

Архитектура Деревянное зодчество – искусство постройки различных зданий: - городские крепости - княжеские и боярские терема - крестьянские избы Характерный черты: - многоярусность строений - украшение строений башенками и теремами - наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней

Слайд 16

Каменное строительство Десятинная церковь в Киеве

Слайд 17

Традиции каменного зодчества Белокаменный известняк или «дикий камень» Крестово-купольная форма храма ВЫВОД: древнерусские храмы по примеру византийских имели крестово-купольную форму

Слайд 18

Золотые ворота в Киеве

Слайд 19

Храм Святой Софии в Киеве Храм Святой Софии в Новгороде ВЫВОД: Многоглавие церквей являлось элементом языческого прошлого

Слайд 20

Изобразительное искусство Фреска – роспись водяными красками по сырой штукатурке Благовещение

Слайд 21

Светская живопись Дочери Ярослава Мудрого Ярослав Мудрый Сыновья Ярослава Мудрого

Слайд 22

Светская живопись Музыканты, скоморохи, сцены охоты ВЫВОД: Светские фрески передавали языческие сюжеты (пляски скоморохов)

Слайд 23

Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешко Христос Вседержитель Богоматерь Оранта (Пантократ)

Слайд 24

Иконы Владимирская Богоматерь ВЫВОД: 1) искусство иконописи, религиозный фрески и мозаики передавали христианские идеи 2) Единые сюжеты и расположение фресок, мозаик и икон были позаимствованы у Византии

Слайд 25

Русь – страна языческая или христианская? Черты христианства Черты язычества Словесное творчество Письменная культура проникнута христианским духом (Остромирово Евангелие, Хождение Игумена Даниила, Поучение Владимира Мономаха и т.д.) В былинах упоминаются языческие персонажи Архитектура Древнерусские храмы создавались по примеру византийских: Крестово-купольная форма Единые сюжеты и расположение фресок, мозаик и икон Многоглавие церквей являлось элементом языческого прошлого Изобрази -тельное искусство Искусство иконописи, религиозный фрески и мозаики передавали христианские идеи Светские фрески передавали языческие сюжеты (пляски скоморохов) Предметы быта украшались орнаментами и изображениями магического (языческого_ содержания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Древняя Русь»

Дана схема опорных сигналов, которая позволяет лучше запомнить материал урока, имена, даты и события. Характеризуя значение событий прошлого, мы, в отличие от их современников, знаем, что за этими соб...

Методическая разработка раздела «Русь древняя»

Методическая разработка раздела «Русь древняя»...

Методическая разработка урока "Русь - европейская держава"

Образовательная цель  урока "Русь - европейская держава"  состоит в том, чтобы обобщить и систематизировать материал по истории Древней Руси, определить ее место и роль в средневековой...

Методическая разработка по истории Древнего мира по теме:"Искусство Древнего Египта"

Урок изучения нового материала. В целом урок направлен на расширение кругозора и закрепление знаний учащихся по истории Древнего Египта. Позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся....

Методическая разработка урока. Тема: Древняя Индия. 5 класс . История древнего мира.

Разработка урока по теме Древняя Индия для 5 класса. Цель урока научить составлять вопросы к тексту. развивать умение работать в группе. решать кроссфорды....

Методическая разработка раздела «Древняя Греция» образовательной программы «История Древнего мира» 5 класс

   Данная работа представляет методическую разработку раздела «Древняя Греция» (22 ч.). Раздел входит в курс Всеобщей истории 5 класса, изучение которого решает ряд задач:...

Методическая разработка раздела образовательной программы по всеобщей истории в 5 классе «Эпоха первобытных людей» и «Древний Восток» (в контексте УУД)

Представленный материал нацелен на применение на уроках всеобщей истории 5 класс.Представляет собой сочетание теоретического материала и некоторых практических методов и приемов работы с учащимися....