Урок "Курская битва"
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Урок для 9 класса. Разработан на основе деятельностного подхода. Презентация соответсвует содержанию урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kurskaya_bitva.zip2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа № 41

им. М.Ю. Лермонтова города Липецка

Конспект урока истории по теме

«49 дней в огне» (Курская битва)

подготовила

учитель истории и обществознания

Знаменщикова Марина Анатольевна

Липецк 2013

Цели урока 1. продолжить формирование понятия коренной перелом, дать

                         представление о ходе Курской битвы.

                     2. продолжить работу над формированием ОУУН:

                        - выделение сходных и различных признаков объекта

                        - осуществлять классификацию

                        - переносить знания в новую ситуацию

                        - аргументировать свою точку зрения

                     3. воспитание патриотизма на примере героизма советских

                        солдат

Оборудование  учебник История России. XX-XXI в. Данилов А.А.,

                            Косулина Л.Г. и др.- М.: Просвещение, 2012

                            карта «Великая Отечественная война», «Курская битва»,

                            атласы «История России. XX век»

                            рабочий лист

                            презентация «Курская битва».

Ход урока

  1. Волнующее начало

     Песня из к/ф «Белорусский вокзал».

     Эта песня перенесла нас в те далекие годы Великой Отечественной войны, когда победа на всех одна. И каждый стремился приблизить ее, как мог. В песне ест такие слова: «От Курска и Орла война нас довела…» именно они нам сегодня пригодятся на уроке.

      Сегодня мы продолжаем разбирать тему «Коренной перелом в войне». Но если на прошлом уроке мы изучали Сталинградскую битву – начало коренного перелома, то какова цель сегодняшнего урока? 

      Ученики говорят  о цели урока (о завершении коренного перелома в войне).

Тема записывается в тетрадь. Можно пояснить, что 49 дней проходила битва.

  1. Постановка проблемы.

Перед вами две оценки курской битвы. Слайд 1

«Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко-фашистской армии, то битва под Курском поставила ее перед катастрофой».

                                                                                       И.В. Сталин

«Наступление на Курской дуге является ограниченным, поэтому и его поражение не слишком значительно в истории второй мировой войны»

                                                                                О. Штольц (немецкий историк)

   В конце урока вы должны выбрать одну точку зрения, доказать аргументами  ее правильность.

  1. Актуализация знаний.

А) провести классификацию изученных дат (на доске – даты, ученик их классифицирует).

Б) итоги и значение Сталинградской битвы (у карты).

В) дополни логический ряд (на доске)

Германия,   …..  , Япония.  (Италия)

Зеленая папка Геринга , Барбаросса,   …..    (Ост)

Западная Украина, Западная Белоруссия,  Северная Буковина, …..  (Прибалтика)

Проверка заданий.

  1. Объяснение нового материала.

После победы под Сталинградом советские войска продвинулись на запад на 500-600 км. К концу марта фронт стабилизировался. Линия фронта имела следующую конфигурацию (учитель показывает на настенной карте, а ученики в своих атласах). Согласитесь,  что она  сложная.

Задание.

1 вариант: предположите план ставки Верховного Главнокомандования.

 2 вариант: план вермахта.

Район курского выступа получил называние Курской         дуги.

Мы продолжим заполнение таблицы, которую начали, изучая Сталинградскую битву.

Итак, начинаем с планов сторон.

Задание.  Слад № 2

Пред вами документ: выделите из него план советского командования.

Следующий документ – приказ Гитлера и движущая карта – схема.

Прочитайте документ, посмотрите карту – схему. Постарайтесь синхронно озвучить план немецкого командования.

Записываем  планы в таблицу.

Обе армии готовились к активным действиям.

Задание: по ходу презентации заполнить таблицу  - сравнение сил сторон. Слайд № 3-19

Проверка задания. Слайд 20

5 июля с мощной советской артподготовки началась Курская битва.

 В ней участвовали войска Центрального фронта – командующий Рокоссовский, Воронежского -  Ватутин, Степного – Конев. Слайд №21

 Немцы с задержкой перешли в наступление. На юге  в сторону Курска двинулась танковая армия Гота. В районе деревни Прохоровка были стянуты стратегические резервы. Здесь 12 июля произошло танковое сражение Слайд №22

После того, как наступление противника было отражено, советское командование без пауз перешло в контрнаступление.

На Орловском направлении – операция «Кутузов»;

На Белгордско-Орловском – «Румянцев».

Освобожден Орел, Белгород, Харьков. Слайд №23

Героизм советских солдат не знал границ. Ребята подготовили сообщения лишь о нескольких героях.

   Сообщения о Горобце, Нормандии – Неман и др.

Итак, мы возвращаемся к оценке Курской битвы. Выскажите свою точку зрения, аргументируйте ее. Слайд № 24

Задание учебник стр.273-274. найдите значение Курской битвы.

  1. Рефлексия.

А) что означает «коренной перелом»

Б) найдите ошибки в тексте в рабочем листе. Проверяем по слайду презентации. Слайд №25

В) синквейн на тему «Курская битва»

     Г) Выбери начальную фразу и составь минирезюме по итогам работы на

         уроке.

  1. Домашнее задание.

Разноуровневое, на рабочих листах у каждого.

Приложение  №1.

Рабочий лист к уроку по теме «49 дней в огне»  (раздается каждому ученику)

Документ №1 .

Г.К.Жуков: «Лучше будет, если мы измотаем противника на нашей обороне, выбьем его танками, а затем, введя свежие силы, переходом в общее наступление добьем основную группировку противника».

Из приказа Гитлера 15 апреля 1943 года: «Я решил: провести в качестве наступательного удара этого года операцию «Цитадель». Победа под Курском должна послужить факелом для всего мира.

Для этого приказыыаю:1) посредством массированного, беспощадного и быстро проведенного наступательного удара из района Белгорода и Орла окружить находящиеся в Курске силы противника и концентрированным наступлением уничтожить их».

         Германия

               СССР

Танки

Самолеты

Армия (тыс)

Другая подготовка

                     Коренной перелом в Великой Отечественной войне

Советско-германский фронт

Другие фронты

Сталинградская битва

Курская битва

дата

Оборонительный этап

Наступательный этап

Оборонительный этап

Наступательный этап

Советский план

Немецкий план

Тактика

Командующие

Бои

Герои

значение

Текст с ошибками.

Весной 1943 года в ставке Гитлера была разработана наступательная операция под кодовым названием «Тайфун». Она должна проходить на большом Курском выступе, образовавшемся после Московской битвы. Советское командование решило перейти здесь к вынужденной обороне. Битва началась 12 июля 1943 года. В этот день произошло самое крупное сражение Курской битвы – бой под г. Калач-на-Дону. 5 августа советские войска освободили Орел и Белгород.

Домашнее задание.

  1. 37, вопросы, контурную карту доделать
  2. Сравнить две битвы по предложенным линиям сравнения
  3. Почему 1943 год был годом коренного перелома в ходе войны?
  4. Подготовьте сообщение об одном из героев Сталинградской или Курской битвы уроженцев Липецкой области.

Выбери начальную фразу и составь минирезюме по итогам работы на уроке:

- для меня этот вопрос представляется сложным, потому что….

- меня в данной проблеме  больше всего волнует…

- я не задумывался над этой проблемой раньше, но могу сказать, что…

- меня особенно удивило и поразило…

   

Список используемой литературы.

  1. Арсенин, Н.Д. 49 дней в огне: о героях Курской битвы / Н.Д. Арсенин, В.Н. Назаров.- М.: Соцэкгиз, 1961.
  2. Букейханов, П. Е. Курская битва: планирование и подготовка операции «Цитадель»: Сражение на северном фасе Курской дуги: июль 1943 г. Оборона / П.Е. Букейханов.- М.: Центрполиграф, 2011.
  3. Огненная Дуга: Курская битва 5 июля-23 августа 1943 г. / cост. Ю. А. Алексеев [и др.].- М.: Звонница-МГ, 2003.
  4. учебник История России. XX-XXI в. Данилов А.А., Косулина Л.Г. и др.- М.: Просвещение, 2012

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Великая Отечественная война. CD, 2005.
  2.  Песня из к/ф «Белорусский вокзал», слова и музыка Б.Окуджавы.
  3. http://ru.wikipedia.org//wiki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Огненная дуга- великая битва" (К 70- летию Курской битвы)

Зачем мы  изучаем историю? Изучая историю, мы узнаем свое прошлое. Ведь без прошлого нет будущего. В истории нашей страны есть много памятных дат. Одной из таких дат является Курская б...

: На полях русской славы (повторительно-обобщающий урок по темам «Борьба русского народа с иноземными захватчиками (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва)»)

1этапурокаОбобщение тем начинается с постановки проблемы задачи. Учитель демонстрирует классу фрагменты презентации урока, ученики самостоятельно делают выводы о целях, причинах вторжения крестоносцев...

Видео урок. Курская битва. Посвящается 70-летию Курской битвы.

Все дальше от нас уходит в прошлое Великая Отечественная война. Все меньше людей, которые могут рассказать о ней как очевидцы. Но остается память о войне воплощенная в стихах, песнях, документальных ф...

Историческая игра «Великая битва на Волге» Героям Сталинградской битвы посвящается

Игра проводилась среди 9-х классов на Неделе наук. Материалы взяты из разных источников (учебные пособия и презентации)...

Наши земляки – воины Курской битвы. Презентация о воинах Курской битвы, проживающих и проживавших в Тюменской области, в ХМАО и в ЯНАО.

Наши земляки – воины Курской битвы. Презентация о воинах Курской битвы, проживающих и проживавших в Тюменской области, в ХМАО и в ЯНАО....

Урок Мужества «Великая битва на Волге» (встреча с ветераном ВОВ, участником Сталинградской битвы)

Конспект внеклассного мероприятия в форме урока мужества, посвященного 70-летию Великой Победы. Рассчитан на 45 мин., для 7-8 классов, можно проводить и в страшем звене. Урок можно проводить с ноября ...