Рабочая программа по истории России. 11 класс.
календарно-тематическое планирование по истории (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Рассмотрено На заседании ШМО ____________ Савинова Т.В. Протокол №_________ «____»____________ 20 г. | Согласовано Зам. директора по УВР ______________ Снитовская Е.А. «____»____________ 20 г. | Утверждено Директор гимназии ______________ Тимошенко Н.А. «____»____________ 20 г. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ ИМ. Н.В. ПУШКОВА»
Рабочая программа по истории России
Срок реализации программы: 2013-2014 учебный год
Класс: 11 А,Б,В
Составитель программы: Савинова Т.В., Бартенева М.А.
Троицк, 2013
Пояснительная записка
Введение:
Рабочая программа «История России. XIX – XX вв.» составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, планирование составлено на основе программ для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) авторы: А. А. Левандовский, кандидат исторических наук; Ю. А. Щетинов кандидат исторических наук; В. С. Морозова, кандидат исторических наук.Издательство «Просвещение», 2009г. с использованием блочно-модульной технологии.
Учебники – « История России конец XVII –XIX века» В.И. Буганов, П.И.Зырянов, А.Н.Сахаров. М: Просвещение, 2008;
«История России XX- начало XXI века» А.А. Левантовский, ЮА. Щетинов, 11 класс. М.: Просвещение
В рабочей программе отражены цели и задачи изучения истории России на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по истории. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся. Рабочая программа рассчитана на 68 часа, из которых 3 часа отведено на обобщение и 3 часа на контрольные работы. Программа освещает период с XIX века до событий начала XXI века.
Цели:
- воспитывать патриотизм, уважение к истории и традициям народов, правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, толерантное отношение к представителям других народов и стран;
- формировать представления о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- способствовать овладению элементарными методами исторического познания, формированию умения работать с различными источниками исторической информации участию в межкультурном взаимодействии;
- формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимся культурными , религиозными, этнонациональными традициями;
- обучать применению знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Специфика учебного курса
- В основе данной программы лежат следующие дидактические подходы в решении. Вся программа разбита на 17 блоков (разделов). Тематические блоки укреплены, и в этом заложена технологичность программы, она изначально спланирована и сконцентрирована под блочно-модульную систему обучения.
- Благодаря блочному построению программа становится более мобильной, системной.
- Хронологическая периодизация блоков по столетиям логична, естественна, контекстная историческому процессу и способствует ориентации обучающихся в историческом пространстве времени. Кроме того, таким образом осуществляется системный подход, который требует изучение исторических событий. Явлений в четкой, логической взаимосвязи и взаимозависимости.
- При составлении программы содержание учебного материала подвергалось тщательному отбору. При этом преследовалась цель: систематизировать, упорядочить учебный материал, отсечь лишнее, загромождающее понимание, осознание и осмыслении исторического процесса, его причинно-следственных связей.
- Задача учителя – дать обучающимся основы знаний по предмету, фундаментальный минимум и научить их учиться и мыслить.
- Учитель должен показать различные точки зрения на важнейшие исторические события, проблемы; сочетать изучение фактов с формированием навыков анализа и творческого осмысления исторического процесса. Следует уделять особое внимание вопросам истории культуры ( как неотъемлемой составной части культурно-исторического процесса)
- Учитель должен максимально эффективно использовать наглядные материалы, схемы опорных сигналов, олпорные конспекты, цифровые информационные ресурсы и т.д.
- Время на изучение блоков – примерное.
- В основе данной образовательной технологии лежит сочетание традиционных форм обучения (лекция и т.д.) с активными формами обучения – деловые игры, семинары, тренинги и т.д., а также самостоятельного освоения обучающимися учебного материала.
- Методологическая направленность курса истории в старшей школе сохраняет преемственность с основной школой, но приобретает и определенную специфику. Структура курса в значительной степени определяется теорией модернизации, но значительное внимание уделяется и изучению иных методологических концепций и подходов, дискуссий современных историков. Таким образом, изучение истории строится на принципе методологического плюрализма, что является важнейшей основой развития критически мыслящей личности.
- Особенностью курса истории, изучаемого на базовом уровне, является его непосредственная связь с задачами довузовской подготовки. Акцент в отборе содержания и организации учебной работы еще более смещен на проблемно-аналитическое изучение исторического материала.
Требования к уровню подготовки учащихся:
1) аналитические умения, а также способы деятельности, связанные с продуктивными методами обучения (устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов, различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения и др.). При профильном изучении формируются представления о специфике причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа исторических процессов и явлений;
2) развитие коммуникативной культуры учащихся (формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, участвовать в дискуссиях по историческим проблемам и др.). При профильном изучении истории учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения историко-познавательных задач (формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными историческими знаниями). Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии (кроме этого – при профильном обучении – в форме исторического сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации);
3) развитие информационной культуры учащихся. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу исторической информации, представленной в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации исторической информации. При профильном изучении истории формируются и умения, связанные с основами источниковедческого анализа
Содержание программы
Рабочая программа по истории России
( 102 часа: 34 часа – 10 класс, 68 часов – 11 класс)
11 класс
Блок 9. Россия в первой половине XIX века – 9 часов
Блок 10. Россия во второй половине XIX века – 10 часов
Блок 11. Россия в начале XX века – 8 часов
Блок 12. Россия в 1907-1917 гг. – 8 часов
Блок 13. Советская Россия в 20-х – первой половине 30-х годов – 10 часов
Блок 14. СССР во второй половине 30-40-х годов -6 часов
Блок 15. СССР в 1945-1964 годах – 6 часов
Блок 16. СССР в 1965-1991 годах -5 часов
Блок 17. Современный этап развития России – 4 часа
Формы контроля
Виды контроля | Содержание | Методы |
Вводный | Уровень знаний школьников, общая эрудиция. | Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение. |
Текущий | Освоение учебного материала по теме, учебной единице. | Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование. |
Коррекция | Ликвидация пробелов. | Повторные тесты, индивидуальные консультации. |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. | Представление продукта на разных уровнях. |
Учебно-методическое обеспечение
Наименование объектов и средств МТО | Количество | Примечание |
Библиотечный фонд | ||
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования. М., 2004 | 1 экземпляр | |
Программ для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) авторы: А. А. Левандовский, кандидат исторических наук; Ю. А. Щетинов кандидат исторических наук; В. С. Морозова, кандидат исторических наук | 1 экземпляр | |
История России конец XVII –XIX века» В.И. Буганов, П.И.Зырянов, А.Н.Сахаров. М: Просвещение, 2008 | Класс-комплект | |
«История России XX- начало XXI века» А.А. Левантовский, ЮА. Щетинов, 11 класс. М.: Просвещение | Класс-комплект | |
Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства российского. Историко-библиографические очерки. Кн. 1. М., 1991. | 1 экземпляр | |
Задания для самостоятельной работы по истории СССР Лернер И.Я. М. 2005 | 1 экземпляр | |
Хрестоматия по истории СССР 1861 - 1917 (для студентов ПИ) под ред. Тюкавкина В.Г. М. 2010 | 1 экземпляр | |
Хрестоматия по истории СССР 1861 - 1917. Пособие для учителей. Дмитриев С.С. Эймонтова Р.Г. М. 2006 | 1 экземпляр | |
Хрестоматия по истории СССР 1900 - конец 1930-х Мартуненков С.И. Кораблев Ю.И. М. 2006 | 1 экземпляр | |
История Отечества в терминах и понятиях: Учебный словарь-справочник \ Ред.-сост. Блохин В.Ф. – Смоленск, 1999 | 1 экземпляр | |
400 знаменитых имен и пособий по всеобщей и отечественной истории (для школьника). М.: Дрофа, 2000. | 1 экземпляр | |
Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. Ч. 1,2. М., 1998 | 1 экземпляр | |
Демидова Н.Ф., Морозова Л.Е., Преображенский А.А. Первые Романовы на российском престоле. М., 1996. | 1 экземпляр | |
Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII века. М., 1988. | 1 экземпляр | |
А.Ф. Кузьменко «Тематические схемы по истории России X-XVIII вв. 10 класс» М., «ВЛАДОС», 2004г. | 1 экземпляр | |
А.Т.Степанищев «Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс», М., «ВЛАДОС», 2003г. | 1 экземпляр | |
Ключевский В.О. Курс лекций по истории России. Т.1.2. М.: Мысль,1990. | 1 экземпляр | |
Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. М.: Эксмо, 2011 | 1 экземпляр | |
Гевуркова Е.А. Соловьев Я.В. История. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен,2010. | 1 экземпляр | |
Гевуркова Е.А. Соловьев Я.В. История. Типовые тестовые задания. М.: АСТ. Астрель,2011 | 1 экземпляр | |
Симонова Е.В. История. Тематические тренировочные задания. М.: Экзамен, 2011 | 1 экземпляр | |
Гевуркова Е.А. Ларина Л.И. История. Сборник экзаменационных задания. М.: Эксмо,2011 | 1 экземпляр | |
В.В.Кириллов, М.Н.Чернова. История России. Поурочные методические разработки. 11 класс. М., «Эксмо», 2010 | 1 экземпляр | |
ЕГЭ 2013. История. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. М., ФИПИ, 2013 | 6 экземпляр | |
Печатные пособия | ||
1. Таблицы исторического содержания в соответствии с основными разделами программы | 1 экземпляр для фронтальной работы | |
2. Плакаты по основным темам | 1 экземпляр для фронтальной работы | |
3. Настенные карты по основным разделам программы | 1 экземпляр для фронтальной работы | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия « История XIX –XX вв » | 1 экземпляр для фронтальной работы | |
Технические средства обучения | ||
1. Компьютер | 1 экземпляр | |
2. Доска, оборудованная системой miomi | 1 экземпляр для фронтальной работы | |
3. Классная доска с набором магнитов для крепления таблиц и т. д. | 1 экземпляр для фронтальной работы | |
4. Мультимедиа проектор | 1 экземпляр для фронтальной работы | |
5. Магнитофон | 1 экземпляр | |
6. Принтер /сканер струйный | 1 экземпляр | |
7. Система голосования « OPTIVOTE Живой опрос» | 1 комплект | |
8. Пульты для голосования | Класс-комплект | |
Экранно-звуковые пособия | ||
1. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения | 1 экземпляр для фронтальной работы | |
2. Видеофильмы, соответствующие тематике программы | 1 экземпляр для фронтальной работы | |
Оборудование класса | ||
1. Ученические столы с комплектом стульев | Класс-комплект | |
2. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов и пособий | ||
3. Стенды, подставки для книг |
Планируемые результаты
- умение разделять прогрессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать , ранжировать объекты по одному нескольким предложенным основанием, критериям;
- умения различать факты, гипотезы, аксиомы, мнения, доказательства.
- умения определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образа деятельности искать оригинальные решения;
- умение передавать текст в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста использовать различные виды чтения и создавать письменные высказывания;
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы;
- умение использовать различные источники информации: энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- умение самим оценивать свою самостоятельную работу, организовывать её, определять причины возникших трудностей и пути их устранения.
Календарно-тематическое планирование
№ пп | Тема урока | Тип урока | Дата/неделя | Коррекция |
1 четверть (16 часов) | ||||
Часть I. История России XIX века (20 ч) | ||||
Введение (1 ч) | ||||
1 | Введение. Россия в мировой цивилизации. Основные характеристики Российской империи на рубеже XVIII –XIX веков | Знакомство с предметом | 1-я неделя сентября | |
Блок 9. Россия в первой половине XIX века ( 9ч) | ||||
2 | Россия в 1-й четверти XIX века. Внутренняя политика Александра I | Урок анализа | 1-я неделя сентября | |
3 | Внешняя политика Российской империи при Александре I | Проблемный урок | 2-я неделя сентября | |
4 | Отечественная война 1812 года | Урок характеристики | 2-я неделя сентября | |
5 | Заграничный поход 1813-1814 гг. Восстание декабристов. | Комбинированный урок | 3-я неделя сентября | |
6 | Внутренняя политика Николая I. Апогей самодержавия. | Урок изучения нового материала с элементами анализа | 3-я неделя сентября | |
7 | Внешняя политика Николая I. | Уроки изучения нового материала с элементами деловой игры | 4-я неделя сентября | |
8 | Крымская война | Урок изучения нового материала с элементами анализа | 4-я неделя сентября | |
9 | Общественное движение 30-40х гг.: западники и славянофилы, утопический социализм | Лекция | 1-я неделя октября | |
10 | Культура и быт народов России в первой половине XIX века. | Урок изучения нового материала с элементами деловой игры | 1-я неделя октября | |
Блок 10. Россия во второй половине XIX века ( 10ч) | ||||
11 | Александр II Освободитель. Реформы 60-70-х годов | Урок исследования | 2-я неделя октября | |
12 | Изменения в социальной структуре общества. | Рассуждение | 2-я неделя октября | |
13 | Общественное движение 60-70-х гг. | Семинар | 3-я неделя октября | |
14 | Народы Российской империи. Национальная политика самодержавия и национальные движения. Внешняя политика Александра II. | Лекция | 3-я неделя октября | |
15 | Русско-турецкая война 1877-1878гг | Комбинированный урок | 4-я неделя октября | |
16 | Внутренняя и внешняя политика Александра III Миротворца. | Урок анализа | 4-я неделя октября | |
2 четверть (16 часов) | ||||
17 | Особенности модернизации пореформенной России. | Исследование | 2-я неделя ноября | |
18 | Русская культура второй половины XIX в | Комбинированный урок | 2-я неделя ноября | |
19 | Промежуточный контроль по теме. | Повторительно-обобщающий урок | 3-я неделя ноября | |
Часть II. История России в XX веке (48 ч) | ||||
20 | Россия в мировой истории XX в. Закономерности всемирной истории и развитие цивилизации. Развитие России в качестве локальной цивилизации | Урок анализа | 3-я неделя ноября | |
Блок 11. Россия в начале XX века (8 ч ) | ||||
21 | Социально-экономическое развитие страны на рубеже 19-20 веков. Российский путь к капитализму. | Урок - практикум с элементами деловой игры | 4-я неделя ноября | |
22 | Общественно-политическое развитие России в начале века. | Урок - практикум | 4-я неделя ноября | |
23 | Российское самодержавие в начале века. Николай I. Кровавый | Урок - практикумы с элементами деловой игры | 5-я неделя ноября | |
24 | Внешняя политика в конце XIX –началеXX в. Русско-японская война 1904-1905 гг. | Комбинированный урок | 5-я неделя ноября | |
25 | Революция 1905-1907 гг. | Рассуждение | 1-я неделя декабря | |
26 | Манифест 17 октября. Начало российского парламентаризма. | Исследование | 1-я неделя декабря | |
27 | Третьеиюньская монархия. Столыпинская аграрная реформа. | Урок анализа | 2-я неделя декабря | |
28 | Серебряный век русской культуры. | Комбинированный урок | 2-я неделя декабря | |
Блок 12. Россия в 1907-1917 гг. (8 ч) | ||||
29 | Россия в системе международных отношений 1906-1914гг. | Урок исследования | 3-я неделя декабря | |
30 | Россия в первой мировой войне. | Урок характеристики | 3-я неделя декабря | |
31 | Нарастание экономического и политического кризиса в годы войны. Отношения различных партий и классов к войне. | Урок характеристики | 4-я неделя декабря | |
32 | Февральская буржуазно-демократическая революция19177 года. Падение монархии в России и создание Временного правительства | Проблемные уроки | 4-я неделя декабря | |
3 четверть (20 часов) | ||||
33 | Двоевластие. Деятельность политических партий. Кризис Временного правительства. | Урок - практикум с элементами деловой игры | ||
34 | Октябрьская революция 1917г. Победа вооружённого восстания в Петрограде и Москве. II съезд Советов. | Урок - практикум | ||
35 | Установление Советской власти. Учредительное собрание. | Урок - практикумы с элементами деловой игры | ||
36 | Брестский мир. Экономическая и социальная политика большевиков. | Комбинированный урок | ||
Блок 13. Советская Россия в 20-х – первой половине 30-х годов (10 ч) | ||||
Урок исследования | ||||
37 | Начало гражданской войны и военная интервенция. Причины гражданской войны. «Красные» и «белые». | Урок характеристики | ||
38 | Этапы гражданской войны. | Урок характеристики | ||
39 | Политика «военного коммунизма» | Проблемные уроки | ||
40 | Итоги и последствия «военного коммунизма» и гражданской войны. | Комбинированный урок | ||
41 | Кризис 1921г. НЭП | Урок изучения нового материала | ||
42 | Национально-государственное строительство. Образование СССР. | Урок исследования | ||
43 | Советская модель модернизации. Социалистическая индустриализация | Урок исследования | ||
44 | Коллективизация сельского хозяйства – советский вариант аграрной революции | Урок исследования | ||
45 | Международное положение страны и её внешняя политика. | Семинар | ||
46 | Культурная революция. | Рассуждение | ||
Блок 14. СССР во второй половине 30-40-х годов ( 6 ч ) | ||||
47 | Итоги первых пятилеток. Конституция 1936г. | Урок исследования | ||
48 | Террор, политические процессы. Завершение складывания «тоталитарной» политической системы. Культ личности Сталина. | Урок характеристики | ||
49 | Международное положение и внешняя политика СССР в 30-е годы. Советско-германские договоры 1939г., и их последствия. | Урок характеристики | ||
50 | СССР в начальный период второй мировой войны. Советско-финская война. Включение в состав СССР в1939-1940 гг. новых территорий. | Проблемные уроки | ||
51 | СССР в годы ВОВ. Советский тыл в годы войны. Партизанское движение. Антигитлеровская коалиция. Итоги и уроки ВОВ. | Комбинированный урок | ||
52 | СССР в системе послевоенных международных отношений. Холодная война. | Урок изучения нового материала | ||
4 четверть ( 16 ч) | Урок исследования | |||
Блок 15. СССР в 1945-1964 гг. ( 6 ч ) | Урок исследования | |||
53 | Послевоенное восстановление хозяйства. Жизнь и быт советских людей. Идеологические компании, новая волна репрессий. | Урок исследования | ||
54 | Политические события середины 50-х годов. XX съезд КПСС. | Семинар | ||
55 | XII съезд, программа КПСС. Политика «волюнтаризма». Отставка Н.С.Хрущёва. | Рассуждение | ||
56 | «Оттепель». Реформы второй половины 50-начала 60-х гг. | Исследование | ||
57 | Развитие культуры, науки, первые шаги НТР. Начало освоения космоса. | Комбинированный урок | ||
58 | Внешняя политика. Курс на мирное сосуществование. Создание ОВД, венгерские события, Берлинский и Карибский кризисы. | Лекция | ||
Блок 16. СССР 1964-1991гг ( 5 ч ) | ||||
59 | Общественно-политическое развитие и духовная жизнь. | Урок характеристики | ||
60 | Реформы 1965г. Экономическое развитие страны. | Урок характеристики | ||
61 | Международное положение и внешняя политика. Достижение военно-стратегического паритета. С США. Хельсинские соглашения. Афганская война | Проблемные уроки | ||
62 | «Перестройка», распад СССР И образование СНГ. | Комбинированный урок | ||
63 | «Новое политическое мышление» во внешней политике. Радикальное изменение геополитической ситуации. | Урок изучения нового материала | ||
Блок 17. Современный этап развития России (5 ч) | Урок исследования | |||
64 | Становление нового российского государства. | Урок исследования | ||
65 | Современное экономическое развитие. | Урок исследования | ||
66 | Современное политическое развитие. | Семинар | ||
67 | Международное положение и внешняя политика. Россия и СНГ. Россия и мировое сообщество | Лекция | ||
68 | Россия сегодня | Рассуждение | ||
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...