Новое в историческом образовании
статья по истории (11 класс) по теме
Предлагаемая статья содержит материал используемый в старших классах гимназии. Одним из современных методов вобразовании является метод проектирования. Данный метод позволяет учащимся развивать навыки самостоятельной деятельности, творчески подходить к заданию учителя. В процессе достижения целей учитель не использует авторитарные способы и даёт ученику свободу творчества. В основе метода лежит полноценое участие личности в решении образовательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novoe_v_istoricheskom_obrazovanii.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов при изучении истории
(Из опыта работы учителей гимназии №399 Красносельского района Санкт-Петербурга)
Цель исторического образования, по мнению большинства российских историков, это предоставление школьникам возможностей для того, чтобы осознать себя субъектами исторического развития. Иными словами, уроки истории должны способствовать формированию умения понимать. Позиция субъекта исторического развития предусматривает постоянную личностную оценку меняющейся ситуации и способность самостоятельно прогнозировать её развитие. Учитывая выше сказанное, в новых образовательных стандартах большое внимание уделяется методам исторического образования, среди которых не малое место занимает метод проектов.
Метод проектов не является чем-то новым ни в системе образования в целом, ни в нашей гимназии. Проектные методики использовались ещё в дореволюционной России, а в 30-х годах ХХ века увлечение проектными уроками было настолько сильным, что они рассматривались как альтернатива классно - урочной системе. Изменилось время, изменилась страна, изменились ученики. Нынешние школьники, к сожалению, стали намного меньше читать, но овладели новыми источниками информации, чаще всего электронными. Учебно-проектная деятельность это вершина самостоятельной работы учащихся, особенно в старших классах: здесь и объём собираемой информации, и углублённый её анализ, и оценочные характеристики. Конечно, нынешний метод проектирования в корне отличается от дореволюционных методов и от методов 80-летней давности. Теперь он является элементом научного творчества, составной частью педагогических технологий. Современный проектный метод даёт учителю возможность применить новую технологию, а ученику проявить творческую самостоятельность. Что же такое метод проектирования? В педагогической науке метод проектирования определяется так:
«Педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых для активного включения в проектировочную деятельность».
Исследовательские проекты в практике школы // Библиотека журнала «Директор школы». 1988. №7. С. 110-127.
Отличительной особенностью проекта является то, что в нём основным является большой упор на планирование деятельности и на самостоятельность действий ученика. Но проектную работу нельзя путать с учебными рефератами, статьями и сообщениями. Т.Г. Новикова, автор статьи «Проектирование эксперимента в образовательных системах» считает , что историческими проектами можно называть только те, которые построены на исследованиях. относящихся к прогностике или ретроальтернотивистике.
Прогностика — это построение альтернативных прогнозных сценариев развития той или иной страны во всех или отдельно взятых сферах жизни общества: экономике, политике, культуре.
Ретроальтернативистика — это «построение альтернативных сценариев развития реальных событий в прошлом»
ж/л Преподавание истории и обществознания в школе, 2009, №8, с. 31
Так на уроках в нашей гимназии темами для проекта, предлагаемого старшеклассникам. были темы из раздела ретроальтернотивистики:
1. Что было бы, если бы Анна Иоановна приняла кондиции, предложенные Тайным советом?»
2. Что было бы, если бы заговор пртив Павла I потерпел неудачу?
3. Что было бы, если бы «народовольцы» не убили Александра II ? 4. 4.Что было бы, если бы П.А.Столыпин не был бы убит Багровым в Киеве?
5. Что было бы, если бы в августе 1917г. Л.Г.Корнилов вошёл в Петроград?
Ученики в своей работе должны предположить по какому пути могла бы пойти история нашей страны в предлагаемом варианте. Ретроальтернотивистика может быть использована и при изучении современной России:
- Что было бы со страной, если бы у власти остался М Горбачёв?
Кроме метода ретроальтернативистики мы пользуемся и методом прогностики. Прогностика вполне доступный метод для старшеклассников, так как представляет собой виртуальную модель развития, то есть игру, игровой уровень. Ученик сам выбирает модель развития страны: оптимизационный или революционный, идеалистический или катастрофический. При этом необходимо применять 4 критерия предлагаемые Бестужевым-Лада в работе «Философия истории на школьном уроке» в журнале ПИШ.2001.№7. Автор предлагает четыре критерия:
- Критерий реальности (не использовать в виртуальном проекте фантастику).
- Критерий логичности (не нарушать причинно-следственные связи).
- Критерий сопоставимости (нельзя в Великой Отечественной войне Советского Союза решающую роль в разгроме фашистов отвести партизанам).
- Критерий оптимальности (извлекает уроки на будущее).
Нами разработан урок для учащихся 8 классов, опубликованный в Интернете в рамках фестиваля
«Открытый урок», проводимый педагогическим университетом «Первое сентября». На данном уроке ученикам предлагается сделать презентацию проекта:
Тема 1. В результате восстания на Сенатской площади диктатором России становится Павел Пестель.
Тема 2. В результате восстания на Сенатской площади во главе Российской империи встают представители Северного общества.
Проектная технология предоставляет возможность для интеграции предметов и в предлагаемом уроке можно использовать литературную часть, где ученикам предлагается следующая презентация:
«Почему А.С Пушкин не вступил в тайное общество и не доехал до Сенатской площади во время восстания?»
Мы практикуем защиту проектов, выполненную одновременно учащимися 8,9 и 10 классов по одной теме «Война на территории нашего района». Как показывает школьная практика, особым потенциалом обладают исследовательско-поисковые проекты по региональной и местной истории. Проводя урок «Итоги и уроки II Мировой и Великой Отечественной войны Советского Союза», мы даём возможность защитить свои проекты ученикам разных классов и нацеливаем детей на следующий проект:
«Что было бы, если бы Сталин, учитывая историческую ценность архитектуры города, его музеев и памятников, по примеру правительства Франции, объявившего Париж «открытым городом», сдал Ленинград немецким войскам?»
Исторических тем, где можно использовать прогностику и ретроальтернативистику более чем достаточно:
Смута
«Лжедмитрий не объявляется и у власти остаётся Борис Годунов»
Западники и славянофилы
«Россия без Петра I”
Великая Отечественная война Советского Союза
« Красная Армия на подступах к Варшаве: а) хитрый ход Сталина для подавления руками немцев народного восстания, начатого без согласования с ним.
б) бережное отношение Верховного Главнокомандующего к своим солдатам. которые с тяжелейшими боями, невероятными усилиями и жертвами, разбив немецкие войска, вышли к пригородам Варшавы и не могли продолжать наступление.
Конечно, историческая проектная деятельность дело не простое, но именно она является мотивацией к изучению истории, даёт навыки самостоятельной и творческой деятельности учеников.
Активное включение старшеклассников в планирование учебной работы осуществляется не только в ходе выполнения того или иного проекта. Оно выражается и в самом выборе задания и в форме их выполнения. Так осуществляя общешкольный проект посвящённый 400-летию династии Романовых, ученики 8-10 классов могли выбрать форму представления характеристики исторического деятеля и в виде презентации, и в виде биографической справки или энциклопедической статьи, и в виде эссе или красочного листа «календаря». Проектная деятельность приходит на смену традиционному комплексному уроку и позволяет проводить занятие с преобладающей активной деятельностью учеников. Проектные уроки представляются нам важными для качественного продвижения в изучении истории при любой структуре исторических курсов.
Учителя истории гимназии №399 Красносельского р-на
А.А. Абрамова, Л.С. Зарандия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема формирования общероссийской идентичности как стратегическая цель исторического образования по новым ФГОС.
Статья подготовлена для VII ежегодной региональной научно-практической конференции «Средняя и высшая школа в процессе перехода на новые образовательные стандарты: актуальные вопросы обучен...
Новый закон об образовании для родителей: новые требования, новые возможности, новая ответственность
Материалы для обсуждения в творческой группе на педагогическом семинаре "Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность"...
Технология развития критического мышления как средство достижения нового качества исторического образования
Развитию УУД способствует применение современных педагогических технологий. На мой взгляд, для достижения личностных результатов важным компонентом развития обучающихся является формирование и р...
Развитие базовых компонентов учащихся в историческом краеведение как в системе исторического образования
Перед учителем истории стоит сложная задача выбора: как найти необходимые инструменты для работы с обучаемыми, чтобы не только передать нужные знания, но и заинтересовать учащихся. На мой взгляд, боль...
Обновление содержания исторического образования. Проект концепции нового УМК по всеобщей истории
Новый УМК по всеобщей истории...
Проблемы преподавания истории в условиях перехода на новую модель исторического образования
Проблемы преподавания истории в условиях перехода на новую модель исторического образования...
Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"
Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"...