Проблемы преподавания истории в условиях перехода на новую модель исторического образования
статья

Сергей Агбанович Цыренжапов

Проблемы преподавания истории в условиях перехода на новую модель исторического образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цыренжапов С.А., учитель истории

и обществознания МБОУ «Кижингинская

 СОШ имени Х.Намсараева

Доклад на секционном занятии  РМО учителей истории и обществознания августовского совещания педагогических работников Кижингинского района 22.08 2019

Проблемы преподавания истории в условиях перехода на новую модель исторического образования

В 2016/2017 учебном году начался процесс перехода российских школ к линейной системе преподавания учебного предмета «История», хотя делается это поэтапно и в разных регионах существует своя специфика. Уход от концентрической структуры, предполагавшей изучение всего курса истории в основной школе (5 (6) – 9 классы), а затем его повторение в старших классах к линейной структуре, предусматривающей прохождение предмета последовательно с 5 по 10 (11) классы, сопровождался целым рядом дискуссий, как в научной среде, так и на уровне широкой общественности.

Истоки инициативы возвращения к линейной системе преподавания истории в школе восходят к 19 февраля 2013 года, когда Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации отметил «исключительную роль школы в формировании культуры взаимоотношений между людьми разных национальностей, укреплении атмосферы взаимоуважения между ними», обратил внимание на то, что «формальные нравоучения здесь абсолютно неприемлемы и неэффективны, а порой даже и контрпродуктивны», и выступил с предложением о создании «единых учебников истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывности российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, бережного отношения ко всем страницам нашего прошлого, многообразием совместных усилий разных народов, традиций и культур России».

 Во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам указанного заседания под руководством ведущих российских историков разработана Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (далее − Концепция), основной компонентой которого явился Историко-культурный стандарт (далее – ИКС). Он составляет ядро школьного исторического образования, содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий.

Проект Концепции прошел широкое профессиональное и общественное обсуждение в историко-педагогической и родительской среде и был утвержден 30 октября 2013 года на расширенном заседании президиума Российского исторического общества. Историко-культурный стандарт представляет собой содержание курса истории России, отвечающее требованиям современной науки, которое может быть применимо как к базовому, так и к профильному – углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин. Его целью является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

При этом реализация требований ИКС в российской школе в значительной степени осложнена отсутствием официально утвержденных Министерством образования и науки РФ методических рекомендаций, сопровождающих переход на линейную систему исторического образования. Хоть ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (г. Москва) по заданию Минобрнауки России в 2016 г. и подготовила методические рекомендации по вопросам преподавания истории в соответствии с ФГОС общего образования и ИКС, они, тем не менее, не получили официального статуса. В этой ситуации регионы оказались вынуждены самостоятельно разрабатывать необходимое методическое обеспечение, где освещались бы ключевые проблемы, с которыми сталкиваются общеобразовательные организации в переходный период.

В первую очередь, к числу самых острых проблем следует отнести то, что линейная система предполагает серьезные подвижки хронологических границ исторических периодов, изучаемых в 6-10 классах. Так, если, по принятой сейчас концентрической структуре, в 9 классе обучающиеся проходят историю России с конца XIX и до начала XXI вв., то по «линейке» изучаемый период значительно смещается и охватывает время с 1801 по 1914 гг. Похожая ситуация наблюдается и в других классах, за исключением, возможно, шестого, где смещение периодов не столь заметно. В связи с этим единовременный переход всех параллелей на линейную модель вряд ли целесообразен. Это означало бы, что обучающимся 9-го, 10-го, и, в значительной мере, 8-го класса пришлось в течение учебного года заниматься повторением того материала, который они только что изучили в предыдущем классе (пусть и с некоторым его расширением за счет новых требований ИКС). Данная проблема возникает в любом случае, независимо от того, перейдет ли класс на использование новых учебников или в течение определенного времени продолжит обучаться по старым.

Еще одной сложностью является собственно создание новых учебно-методических комплексов (далее – УМК), построенных в соответствии с Концепцией и состоящих из учебника; хрестоматии или сборника документов; исторического атласа; рабочей тетради и сборник заданий и книги для чтения. Также подразумевается наличие книги для учителя, электронных приложений и в целом формирование единого научнообразовательного пространства в сети Интернет. Успешное внедрение Концепции предполагает проведение комплекса мероприятий в общеобразовательных организациях, направленных на расширение исторического учебно-информационного пространства, включающего в себя научно обоснованные материалы для педагогов и обучающихся.

В течение 2014 – 2015 гг. целый ряд российских издательств разработали свои УМК по истории России. Однако, в итоге все экспертные процедуры прошли линейки только трех из них: «ДРОФА» (6-10 классы), «Просвещение» (6-10 классы) и «Русское слово» (6-9 классы). Соответствующие изменения были внесены и в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253  с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576). Всего в перечень включены 14 учебников истории России, соответствующие Концепции. По курсу же всеобщей истории УМК для линейной модели в действующем перечне пока нет, поэтому могут использоваться учебники, изданные ранее (но не ранее 2012 г.).

В самом общем виде среди преимуществ изучения истории России по новым УМК можно выделить следующие:

1) учебно-методический комплекс ориентирован на формирование универсальных учебных действий, методический аппарат учебников направлен на установление межпредметных связей, обращение к пройденному материалу по обществознанию, литературе и географии;

2) будет обеспечена синхронизация с курсом всеобщей истории;

 3) УМК претендуют на универсальность с точки зрения получения максимально полной качественной информации, содержащей целостный взгляд на исторический процесс; например, ряд периодов истории России (прежде всего, XVIII − XIX вв.) могут быть изучены более подробно и глубоко.

Научный руководитель новой линейки учебников по российской истории ректор МГИМО А.В. Торкунов, характеризуя их положительные качества, отметил учет историко-культурного разнообразия народов России, подачу истории отечественной в контексте истории всемирной с точки зрения комплексности восприятия во всей ее противоречивости, в целом отмечая удачную попытку сделать курс, формирующий у обучащиюхся позитивное отношение к истории нашей страны. По мнению А.А. Данилова, руководителя Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение» переход на новый курс будет сопровождаться мощным методическим обеспечением в виде целого комплекса хрестоматий, сборников исторических рассказов, нормативно-правовых документов, тетрадей-тренажеров, атласов и карт. Специалист отметил, что в новом учебнике заложена возможность для индивидуального углубления уровня изучения, имея в виду большую вариативность курса.

Другое затруднение в реализации требований ИКС выходит на синхронизацию курсов истории России и всеобщей истории, сопоставление ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введение в содержание образования элементов сравнительных характеристик. Для истории Нового и Новейшего времени, когда Россия стала активным субъектом мировой истории, раскрытие ее контактов и взаимодействия с другими странами во всех сферах – от экономики и политики до культуры, приобретает особое значение. При этом надо иметь в виду, что УМК по всеобщей истории пока еще не переработаны под линейную систему преподавания и педагогам будет необходимо самостоятельно выстраивать содержательное наполнение курса, сообразуясь с существующими учебниками. В частности, в 7 и 8 классах обучающиеся должны будут освоить не весь учебный материал, содержащийся в учебнике, а лишь часть параграфов. За рамками изучения в 7 классе останется материал, посвященный эпохе Просвещения, Великой французской революции, началу промышленного переворота в Англии. Его обучающимся предстоит изучить в 8 классе.

Таким образом, структурно учебный предмет «История» в школе включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России. Синхронизация указанных курсов достигается в результате учета характеристик, изложенных в Концепции. Прежде всего, это многофакторный подход к содержанию истории, включающий в себя обеспечение баланса между различными областями исторического знания, направленность на органическое единство рассмотрения отечественной и зарубежной истории при приоритете изучения истории России. Изучение учебного предмета «История» на настоящий момент целесообразно организовывать, используя параметры прямого сравнения России и других стран, хронологической синхронизации изучения событий в России и в мире, анализа конкретных событий в истории России и их влияния на мировую историю.

 ИКС также внес ряд изменений в содержание курса отечественной истории:

- уточнена периодизация отечественной истории, а также ряд дат и терминов;

- выделены «трудные вопросы истории России», вызывающие острые дискуссии в обществе, на которые учителям истории следует обратить пристальное внимание;

 - усилена патриотическая составляющая курса, что в частности, проявляется в повышенном внимании к изучению истории Великой Отечественной войны;

- особое внимание уделено изучению вопросов духовно-нравственной культуры народов России;

- в качестве обязательного для изучения элемента включен региональный/локальный компонент.

В современных условиях учебный предмет «История» становится опорным в системе школьного образования, поскольку призван играть «исключительную роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма», значительно усиливается воспитательный потенциал общественно-научных дисциплин, изменяется содержательное наполнение курса истории России, прежде всего – за счет расширения историографического, культурологического, регионально-исторического аспектов изучения предмета, внеурочной деятельности. Такой подход будет способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.



Предварительный просмотр:

Цыренжапов С.А. – выступление на секционном занятии августовского совещания учителей Кижингинского района 29.08 2023 г.

От успеха на уроке до победы ученика на олимпиаде

Одним из критериев оценки эффективности деятельности образовательных учреждений является ранжирование школ по рейтингу. Недавно рейтинговое агентство RAEX («РАЭКС-Аналитика») опубликовало рейтинг школ Бурятии. В списке лучших школ представлены только образовательные учреждения Улан-Удэ. Первая десятка школ столицы республики по числу поступивших в ведущие вузы страны выглядит так:
1 Школа № 49
2 Гимназия № 14 (Улан-Удэ)
3 Школа № 35
4 Школа № 32 (Улан-Удэ)
5 Российская гимназия № 59
6 Лингвистическая гимназия № 3
7 Гимназия № 33 (Улан-Удэ)
8 Физико-математическая школа № 56
9 Школа № 19
10 Лицей-интернат № 61

По мнению многих, в т.ч. хамбо-ламы Дамбы Аюшеева, оценка эффективности деятельности школ по числу поступивших в ведущие ВУЗы страны, это не совсем верно. Ведь большинство окончивших ведущие ВУЗы страны, как правило, домой, в Бурятию не возвращаются. Происходит так называемая «утечка мозгов» из региона.

Другим из самых важных критериев эффективности деятельности учебных заведений и педагогов является участие учащихся в олимпиадах различного уровня, их победы.

Наш Кижингинский район по числу победителей и призеров регионального этапа ВОШ многие годы неизменно входит в число лучших в республике, уступая только школам трех городских районов. В этот успех вносят большой вклад учащиеся и учителя многих школ нашего района, но так я являюсь членом РМО учителей истории и обществознания, а также учителем КСОШ имени Хоца Намсараева, то подробнее остановлюсь на данных этих организаций.

РМО учителей истории и обществознания является наряду с РМО учителей бурятского языка и литературы ведущим РМО района по подготовке победителей и призеров регионального этапа ВОШ.  С 2019 года РМО подготовило 11 победителей и около 20 призеров регионального этапа ВОШ по истории России, истории Бурятии, обществознанию, праву и избирательному праву. Больше всех подготовили победителей и призеров следующие учителя РМО:

  1. Гуруев З.В. (КСОШ) – 7 победителей и 2 призера
  2. Цыденов Д.Д. (Кижингинский лицей) – 1 победитель и 6 призеров
  3. Цыренжапов С.А.(КСОШ) – 1 победитель и 4 призера
  4. Карпова Прасковья Николаевна (Усть-Оротская СОШ) - 1 победитель и 4 призера
  5. Цынгуева Арюна Дансарановна (ВКСОШ) – 1 победитель и 1 призер

Большой вклад в подготовку победителей и призеров внесла Иванова Т.В. (НКСОШ, ныне на заслуженном отдыхе).

КСОШ имени Х.Намсараева является базовой школой района, имеющей наибольшее количество учащихся и вносящей наибольший вклад в подготовку победителей и призеров регионального этапа ВОШ. Кроме учителей истории, очень большой вклад в подготовку победителей и призеров вносят ШМО учителей бурятского языка и литературы. Так, с 2019 года Сультимова Сэндэма Цырендоржиевна подготовила 11 победителей и 16 призеров,  Будаева Дарима Аюшеевна – 5 победителей и 2 призеров Регионального этапа ВОШ, Доржиева Д.Д. – 1 призер. Вот это результативность!

Продолжая традиции своего старшего товарища по работе Дашиева Доржо Цоктоевича, Гуруев Баир Владимирович за 4 года подготовил 3 победителей и 1 призера Регионального этапа ВОШ по технологии. Также хорошо работают учителя биологии Бадмацыренова О.В. ( 4 призера), физической культуры Дашиев А.З. (2 призера), МХК Сидорова Л.Н. (1 победитель) и др.

Всего за последние 2 года КСОШ подготовила 13 победителей и 13 призеров регионального этапа ВОШ по различным предметам. Особенно отличились учащиеся Баяртуева Дарима – участница заключительного этапа ВОШ по обществознанию в г. Москва, призер заключительного этапа олимпиады РАНХиГС в г. Новосибирск (учитель Гуруев З.В.); Шоймполов Рабдан - участник заключительного этапа ВОШ по технологии в г. Казань (учитель Гуруев Б.В.), Жамбалов Тудуп – дипломант Межрегиональной олимпиады по родным языкам народов Сибири и Дальнего Востока в г. Горно-Алтайск (учитель Доржиева Д.Д.).

Подготовка к любой олимпиаде начинается с работы на уроке.

Все эти достижения наших учеников и учителей напрямую связаны с использованием современных технологий, соблюдением требований к современному уроку.

Современный урок по ФГОС – это:

  Профессиональная и методическая подготовка учителя

 Целеполагание и мотивация учения

 Системно-деятельностный подход

 Современные средства обучения

         Выбор оптимальных средств обучения

 Создание условий для саморазвития

         Анализ каждого учебного занятия

 Профессиональная и методическая подготовка учителя

        Только хорошо подготовленный профессионально и методически учитель может привести своих учеников к таким достижениям. Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик будет стремиться не подвести своего учителя.

Целеполагание и мотивация учения

 Участие в олимпиадном движении для учащихся, очень важно, так как это: способствует их самореализации, расширяет и углубляет знания в определенной предметной области, позволяет определиться с выбором будущей профессии. Успешно выступившие на олимпиадах школьники имеют преимущества при поступлении в престижные вузы страны и своего региона.

 Необходимо воспитывать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать.

Системно-деятельностный подход

Как добиться успешного участия школьника в олимпиаде? К олимпиаде надо серьёзно готовиться. Чтобы подготовить учащихся к участию в олимпиадах и проводить олимпиады, учителю необходимо вести кружки, факультативы, проводить большую подготовительную работу, подбирать и выполнять различные задачи и задания олимпиадного типа, детально знакомиться с различными вопросами, с новинками литературы. Лучшая подготовка к олимпиаде – серьезные систематические занятия, специальные мероприятия можно ограничить решением задач из олимпиад прошлых лет за месяц до предстоящего соревнования.

Система подготовки участников олимпиад:

  • базовая школьная подготовка по предмету;
  • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Современные средства обучения

Современное обучение сегодня трудно представить без мультимедиа, которая позволяет использовать при подготовке к олимпиадам текст, графику, видео в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.

Выбор оптимальных средств обучения - отбор тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих форм и приемов.

Создание условий для саморазвития, самостоятельности

При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу учащихся. Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки к олимпиаде. Можно проводить факультативы, показывая методологию решения нетрадиционных задач, можно индивидуально заниматься с юным дарованием, но если подросток в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания для того, чтобы решать все более трудные задачи, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным.

Анализ каждого учебного занятия

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

Реализация этих принципов и правил - это успешное выступление наших учащихся на региональных и всероссийских олимпиадах, где они показывают высокие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы и перспективы преподавания технологии в условиях перехода к ФГОС

Россия характеризуется динамично развивающимся многоотраслевым хозяйством, в котором большую и всё возрастающую роль играют индустриальные и информационные технологии. Главное преимущество высокоразви...

Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях перехода к ФГОС

проблемы педагога в реализации требований ФГОС на уроках обществознания...

«Современное состояние, проблемы и перспективы преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...

Планирование и организация образовательной деятельности обучающихся в условиях перехода на новое содержание технологического образования.

Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своём содержании общие принципы...

Тема: «Актуальные проблемы преподавания истории в условиях ФГОС основного общего образования

Тема: «Актуальные проблемы преподавания истории в условиях ФГОС основного общего образования...

Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях перехода к ФГОС

В статье рассматриваются требования, которые выдвигаются к осуществлению продуктивного  образовательного  педагогического  процесса, осуществляемого  в  освоении  ку...

Выступление на ШМО Доклад на тему: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Выступление на ШМО Доклад на тему: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ФГОСОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»...