Проблемы преподавания истории в условиях перехода на новую модель исторического образования
статья
Проблемы преподавания истории в условиях перехода на новую модель исторического образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_rmo_uchiteley_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Цыренжапов С.А., учитель истории
и обществознания МБОУ «Кижингинская
СОШ имени Х.Намсараева
Доклад на секционном занятии РМО учителей истории и обществознания августовского совещания педагогических работников Кижингинского района 22.08 2019
Проблемы преподавания истории в условиях перехода на новую модель исторического образования
В 2016/2017 учебном году начался процесс перехода российских школ к линейной системе преподавания учебного предмета «История», хотя делается это поэтапно и в разных регионах существует своя специфика. Уход от концентрической структуры, предполагавшей изучение всего курса истории в основной школе (5 (6) – 9 классы), а затем его повторение в старших классах к линейной структуре, предусматривающей прохождение предмета последовательно с 5 по 10 (11) классы, сопровождался целым рядом дискуссий, как в научной среде, так и на уровне широкой общественности.
Истоки инициативы возвращения к линейной системе преподавания истории в школе восходят к 19 февраля 2013 года, когда Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации отметил «исключительную роль школы в формировании культуры взаимоотношений между людьми разных национальностей, укреплении атмосферы взаимоуважения между ними», обратил внимание на то, что «формальные нравоучения здесь абсолютно неприемлемы и неэффективны, а порой даже и контрпродуктивны», и выступил с предложением о создании «единых учебников истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывности российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, бережного отношения ко всем страницам нашего прошлого, многообразием совместных усилий разных народов, традиций и культур России».
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам указанного заседания под руководством ведущих российских историков разработана Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (далее − Концепция), основной компонентой которого явился Историко-культурный стандарт (далее – ИКС). Он составляет ядро школьного исторического образования, содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий.
Проект Концепции прошел широкое профессиональное и общественное обсуждение в историко-педагогической и родительской среде и был утвержден 30 октября 2013 года на расширенном заседании президиума Российского исторического общества. Историко-культурный стандарт представляет собой содержание курса истории России, отвечающее требованиям современной науки, которое может быть применимо как к базовому, так и к профильному – углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин. Его целью является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
При этом реализация требований ИКС в российской школе в значительной степени осложнена отсутствием официально утвержденных Министерством образования и науки РФ методических рекомендаций, сопровождающих переход на линейную систему исторического образования. Хоть ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (г. Москва) по заданию Минобрнауки России в 2016 г. и подготовила методические рекомендации по вопросам преподавания истории в соответствии с ФГОС общего образования и ИКС, они, тем не менее, не получили официального статуса. В этой ситуации регионы оказались вынуждены самостоятельно разрабатывать необходимое методическое обеспечение, где освещались бы ключевые проблемы, с которыми сталкиваются общеобразовательные организации в переходный период.
В первую очередь, к числу самых острых проблем следует отнести то, что линейная система предполагает серьезные подвижки хронологических границ исторических периодов, изучаемых в 6-10 классах. Так, если, по принятой сейчас концентрической структуре, в 9 классе обучающиеся проходят историю России с конца XIX и до начала XXI вв., то по «линейке» изучаемый период значительно смещается и охватывает время с 1801 по 1914 гг. Похожая ситуация наблюдается и в других классах, за исключением, возможно, шестого, где смещение периодов не столь заметно. В связи с этим единовременный переход всех параллелей на линейную модель вряд ли целесообразен. Это означало бы, что обучающимся 9-го, 10-го, и, в значительной мере, 8-го класса пришлось в течение учебного года заниматься повторением того материала, который они только что изучили в предыдущем классе (пусть и с некоторым его расширением за счет новых требований ИКС). Данная проблема возникает в любом случае, независимо от того, перейдет ли класс на использование новых учебников или в течение определенного времени продолжит обучаться по старым.
Еще одной сложностью является собственно создание новых учебно-методических комплексов (далее – УМК), построенных в соответствии с Концепцией и состоящих из учебника; хрестоматии или сборника документов; исторического атласа; рабочей тетради и сборник заданий и книги для чтения. Также подразумевается наличие книги для учителя, электронных приложений и в целом формирование единого научнообразовательного пространства в сети Интернет. Успешное внедрение Концепции предполагает проведение комплекса мероприятий в общеобразовательных организациях, направленных на расширение исторического учебно-информационного пространства, включающего в себя научно обоснованные материалы для педагогов и обучающихся.
В течение 2014 – 2015 гг. целый ряд российских издательств разработали свои УМК по истории России. Однако, в итоге все экспертные процедуры прошли линейки только трех из них: «ДРОФА» (6-10 классы), «Просвещение» (6-10 классы) и «Русское слово» (6-9 классы). Соответствующие изменения были внесены и в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576). Всего в перечень включены 14 учебников истории России, соответствующие Концепции. По курсу же всеобщей истории УМК для линейной модели в действующем перечне пока нет, поэтому могут использоваться учебники, изданные ранее (но не ранее 2012 г.).
В самом общем виде среди преимуществ изучения истории России по новым УМК можно выделить следующие:
1) учебно-методический комплекс ориентирован на формирование универсальных учебных действий, методический аппарат учебников направлен на установление межпредметных связей, обращение к пройденному материалу по обществознанию, литературе и географии;
2) будет обеспечена синхронизация с курсом всеобщей истории;
3) УМК претендуют на универсальность с точки зрения получения максимально полной качественной информации, содержащей целостный взгляд на исторический процесс; например, ряд периодов истории России (прежде всего, XVIII − XIX вв.) могут быть изучены более подробно и глубоко.
Научный руководитель новой линейки учебников по российской истории ректор МГИМО А.В. Торкунов, характеризуя их положительные качества, отметил учет историко-культурного разнообразия народов России, подачу истории отечественной в контексте истории всемирной с точки зрения комплексности восприятия во всей ее противоречивости, в целом отмечая удачную попытку сделать курс, формирующий у обучащиюхся позитивное отношение к истории нашей страны. По мнению А.А. Данилова, руководителя Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение» переход на новый курс будет сопровождаться мощным методическим обеспечением в виде целого комплекса хрестоматий, сборников исторических рассказов, нормативно-правовых документов, тетрадей-тренажеров, атласов и карт. Специалист отметил, что в новом учебнике заложена возможность для индивидуального углубления уровня изучения, имея в виду большую вариативность курса.
Другое затруднение в реализации требований ИКС выходит на синхронизацию курсов истории России и всеобщей истории, сопоставление ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введение в содержание образования элементов сравнительных характеристик. Для истории Нового и Новейшего времени, когда Россия стала активным субъектом мировой истории, раскрытие ее контактов и взаимодействия с другими странами во всех сферах – от экономики и политики до культуры, приобретает особое значение. При этом надо иметь в виду, что УМК по всеобщей истории пока еще не переработаны под линейную систему преподавания и педагогам будет необходимо самостоятельно выстраивать содержательное наполнение курса, сообразуясь с существующими учебниками. В частности, в 7 и 8 классах обучающиеся должны будут освоить не весь учебный материал, содержащийся в учебнике, а лишь часть параграфов. За рамками изучения в 7 классе останется материал, посвященный эпохе Просвещения, Великой французской революции, началу промышленного переворота в Англии. Его обучающимся предстоит изучить в 8 классе.
Таким образом, структурно учебный предмет «История» в школе включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России. Синхронизация указанных курсов достигается в результате учета характеристик, изложенных в Концепции. Прежде всего, это многофакторный подход к содержанию истории, включающий в себя обеспечение баланса между различными областями исторического знания, направленность на органическое единство рассмотрения отечественной и зарубежной истории при приоритете изучения истории России. Изучение учебного предмета «История» на настоящий момент целесообразно организовывать, используя параметры прямого сравнения России и других стран, хронологической синхронизации изучения событий в России и в мире, анализа конкретных событий в истории России и их влияния на мировую историю.
ИКС также внес ряд изменений в содержание курса отечественной истории:
- уточнена периодизация отечественной истории, а также ряд дат и терминов;
- выделены «трудные вопросы истории России», вызывающие острые дискуссии в обществе, на которые учителям истории следует обратить пристальное внимание;
- усилена патриотическая составляющая курса, что в частности, проявляется в повышенном внимании к изучению истории Великой Отечественной войны;
- особое внимание уделено изучению вопросов духовно-нравственной культуры народов России;
- в качестве обязательного для изучения элемента включен региональный/локальный компонент.
В современных условиях учебный предмет «История» становится опорным в системе школьного образования, поскольку призван играть «исключительную роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма», значительно усиливается воспитательный потенциал общественно-научных дисциплин, изменяется содержательное наполнение курса истории России, прежде всего – за счет расширения историографического, культурологического, регионально-исторического аспектов изучения предмета, внеурочной деятельности. Такой подход будет способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы и перспективы преподавания технологии в условиях перехода к ФГОС
Россия характеризуется динамично развивающимся многоотраслевым хозяйством, в котором большую и всё возрастающую роль играют индустриальные и информационные технологии. Главное преимущество высокоразви...
Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях перехода к ФГОС
проблемы педагога в реализации требований ФГОС на уроках обществознания...
«Современное состояние, проблемы и перспективы преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...
Планирование и организация образовательной деятельности обучающихся в условиях перехода на новое содержание технологического образования.
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своём содержании общие принципы...
Тема: «Актуальные проблемы преподавания истории в условиях ФГОС основного общего образования
Тема: «Актуальные проблемы преподавания истории в условиях ФГОС основного общего образования...
Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях перехода к ФГОС
В статье рассматриваются требования, которые выдвигаются к осуществлению продуктивного образовательного педагогического процесса, осуществляемого в освоении ку...
Проблемы обучения бурятскому языку в условиях перехода на новый ФГОС
Статья посвящена проблеме изучения бурятского язка в общеобразовательной школе...